Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 00:54, реферат
Прежде всего, необходимо отметить, что государственная семейная политика в России является важной составной частью социальной политики нашей страны.
Введение……………………………………………...…………………………
Глава 1. Сущность семейной политики РФ………………………………..
1.1 Понятие семейной политики………………………………………………
1.2 Семья – объект семейной политики. Основные тенденции изменения института семьи…………………………………………………….………
1.3 Цели и принципы семейной политики…………………………………….
Глава 2. Процесс формирования государственной семейной политики
2.1 Проблемы и особенности формирования семейной политики в РФ……
2.2 Реализация семейной политики на различных уровнях управления……
Глава 3. Социальные службы семьи и детей, и их развитие…………….
3.1. Опыт и проблемы деятельности учреждений социального обслуживания в оказании помощи семье и детям……………………………
Заключение……………………………………………………………………...
Список литературы…………………………………………………………… 3
5
5
6
8
11
11
11
14
20
25
26
Незначительное повышение рождаемости, подтвержденное статистическими
Углубляется поляризация жизненного уровня граждан страны, что обусловлен несколькими факторами:
Размеры оплаты труда, прежде всего в бюджетной сфере, величина установленных социальных выплат, несмотря на их повышение, пок Ане обеспечивают необходимого уровня доходов российских семей. В особо сложных условиях оказались семьи с двумя детьми.
На воспитательный потенциал
российской семьи оказывают
Острота и масштабы проблем семьи и детства по-прежнему создаст серьезную угрозу будущему страны. Уровень рождаемости не обеспечивает простого воспроизводства населения. Показатели материнской и младенческой смертности остаются на высоком уровне, превышая аналогичные европейские показатели; только 30 % новорожденных могут быть признаны здоровыми. Значительная часть семей находится за чертою бедности. Вследствие ослабления института семьи и его воздействия на воспитание подрастающих поколений растет численность безнадзорных и беспризорных, больных наркоманией детей; увеличивается количество правонарушений среди несовершеннолетних.
На протяжении последнего
десятилетия в стране продолжался
процесс развития и оформления государственной
семейной политики: разработка ее методологических
основ, создание нормативно-правовой базы,
соответствующей современным
1.3 Цели и принципы семейной политики
Традиционно семейная политика была подчинена экономическим целям и ресурсно ее реализация обеспечивалась по остаточному принципу, как и вся социальная сфера. Согласно идеологии ООН "политика и соответствующее законодательство, содействующее укреплению семьи, должны стать приоритетными направлениями деятельности национальных правительств и межправительственных организаций". Целью семейной политики является благополучие семьи, укрепление и развитие семейного образа жизни. При этом намеренно используется понятие "благополучие", которое в отличие от понятия "благосостояние" выражает не только "материальную обеспеченность", "имущественное благополучие", но и "счастливую жизнь". Следует отметить, что при определении цели семейной политики нередко допускается отождествление цели со средствами ее достижения. В Концепции государственной семейной политики цели семейной политики сформулированы следующим образом:
1. Обеспечение необходимых условий для выполнения семьей экономической, репродуктивной, воспитательной, психологической, жизнеохранительной и сексуальной функций.
2. Обеспечение условий
для совмещения трудовой
3. Создание благоприятных
условий для рождения и
Исходя из общего понимания цели семейной политики, ее интегральными задачами являются:
— обеспечение социальной безопасности семьи на основе фамилистической экспертизы принимаемых государственных решений, прежде всего федеральных и региональных программ, с точки зрения возможных последствий их воздействия на жизнедеятельность семьи;
— создание необходимых условий для выполнения семьей ее основных функций: репродуктивной, экономической, социокультурной, жизнеохранительной и др.;
— содействие адаптации
семей различных типов к
— формирование полноценной системы социальных услуг, направленной на оказание семьям широкого спектра помощи в процессе их функционирования;
— решение проблем укрепления и развития института российской семьи, связанных с возрождением ее исконных традиций и устоев;
— предоставление гарантии защищенности тем семьям, которые в силу не зависящих от них причин не могут самостоятельно выйти на общественно приемлемый уровень достатка и социального благополучия. Эти интегральные задачи распадаются на множество более частных задач, направленных на решение самых различных проблем функционирования семей в социуме, осуществление ими социальных функций.
В соответствии с основными
функциями семьи и сферами
ее жизнедеятельности выделяются следующие
направления государственной
Глава 2. Процесс формирования государственной семейной политики
2.1 Проблемы и
особенности формирования
О необходимости разработки
концепции семейной политики в России
речь шла 21 апреля на выездном заседании
научно-экспертного совета при председателе
Совета Федерации РФ на тему "Укрепление
института семьи как
По мнению Сергея Дармодехина, семейная политика должна помогать выявлять проблемы семьи и определять пути их решения. Она должна стать самостоятельным направлением. Семья должна рассматриваться как целостная структура, необходимо утвердить общность правоотношений членов семьи.
"Требуется модернизация семейного законодательства", - считает Сергей Дармодехин. По его мнению, Семейный кодекс регулирует только внутрисемейные отношения. Не хватает второй части кодекса, регулирующего отношения между семьей и государством, семьей и государственными институтами, семьей и системами здравоохранения, образования и другими.
"По сути, семья находится
на нелегальном положении в
стране", - считает ученый. Необходимо
расширить правоспособность
2.2 Реализация
семейной политики на
По данным директора департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития РФ Ольги Шараповой, реформы, проводимые в стране, привели к улучшению демографической ситуации в России. Так, младенческая смертность сократилась в 2007 году на 8% по сравнению с 2006 годом, а за 2 месяца 2008 года сократилась еще на 2,4%. В то же время в 2007 году родилось на 122 тыс. 750 детей больше, чем в 2006 году, а за 2 месяца 2008 года на 31 тыс. 115 детей больше, чем за 2 месяца 2007 года. Вместе с тем представитель министерства отметила, что с 2000 года доля детей, рожденных вне брака, держится не ниже 28%. По-прежнему остается "модно жить в гражданском браке".
По словам Ольги Шараповой, расходы федерального бюджета на материнство и детство в 2007 году составили 144 млрд. 466 млн. рублей. Размер детских пособий был увеличен в 15 раз. Однако, по ее мнению, для роста рождаемости необходимо дальнейшее увеличение детских пособий. Необходима также доступность медицинской помощи женщинам и детям, а также бесплатное обеспечение лекарствами детей в возрасте до 3 лет. По словам директора департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства, для лекарственного обеспечения детей до трех лет и детей-инвалидов в бюджет 2009 года необходимо заложить около 5 млрд. рублей.
Кроме того, по мнению Ольги Шараповой, в России необходимо также развивать работу учреждений, предназначенных для досуга детей и совершенствовать систему адресной помощи детям.
В 2007 году во всех регионах Российской
Федерации было введено бесплатное
лекарственное обеспечение
Как сообщает пресс-служба Министерства здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России), до 2007 года бесплатное обеспечение беременных женщин в женских консультациях лекарственными препаратами осуществлялось более чем в 30 субъектах Федерации. Теперь имеющийся опыт будет распространен на все регионы страны.
При этом регионам предоставлена
возможность выбора модели организации
лекарственного обеспечения. Например,
в Читинской области
Замруководителя Минздравсоцразвития России Владимир Стародубов, подытоживая полученную с мест информацию, подчеркнул, что работа по организации бесплатного лекарственного обеспечения беременных женщин ведется в штатном режиме, и «если встречаются отдельные недочеты, то они легко устранимы».
Отвечая на вопросы, касающиеся возможности расширения перечня лекарств для обеспечения женщин в рамках программы «Родовый сертификат», он заявил, что в ближайшее время этот перечень пересматриваться не будет.
28 марта в сочинском отделении пенсионного фонда России были вручены первые в городе сертификаты на материнский капитал. Их получили матери, родившие в этом году второго или третьего ребенка и оформившие заявления на получение семейного капитала.
Первые сертификаты на получение материнского капитала вручил глава Ялуторовска (Тюменская обл.) Владимир Зимнев двум горожанкам. Документы получили Наталья Плеханова и Ольга Солодухина. В январе они родили по второму ребенку. Всего в 2007 году в отделение Пенсионного фонда заявление подали 7 женщин.
В Карелии за 3 месяца 2007 года выдано 58 сертификатов на получение материнского капитала. По данным Карельского отделения Пенсионного фонда РФ, с 1 января в Карелии зарегистрированы 594 новорожденных малышей, ставших вторыми и последующими детыми в семьях, сообщает "ТАСС-Спб"
В. В. Путин: «В завершение этой темы отмечу: проблему низкой рождаемости невозможно решить без изменения отношения всего общества к семье и ее ценностям. Академик Лихачев когда-то писал, что любовь к родному краю, к своей стране начинается с любви к своей семье. И мы должны восстановить наши старинные ценности бережного отношения к семье, к родному очагу.
Информация о работе Социальная политика государства по отношению к семье: пример России