Социальная политика государства по отношению к семье: пример России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 00:54, реферат

Описание работы

Прежде всего, необходимо отметить, что государственная семейная политика в России является важной составной частью социальной политики нашей страны.

Содержание

Введение……………………………………………...…………………………

Глава 1. Сущность семейной политики РФ………………………………..
1.1 Понятие семейной политики………………………………………………
1.2 Семья – объект семейной политики. Основные тенденции изменения института семьи…………………………………………………….………
1.3 Цели и принципы семейной политики…………………………………….

Глава 2. Процесс формирования государственной семейной политики
2.1 Проблемы и особенности формирования семейной политики в РФ……
2.2 Реализация семейной политики на различных уровнях управления……

Глава 3. Социальные службы семьи и детей, и их развитие…………….
3.1. Опыт и проблемы деятельности учреждений социального обслуживания в оказании помощи семье и детям……………………………

Заключение……………………………………………………………………...

Список литературы…………………………………………………………… 3

5
5

6
8

11
11
11

14

20

25

26

Работа содержит 1 файл

Социальная политика государства по отношению к семье пример России.docx

— 65.94 Кб (Скачать)

Незначительное повышение  рождаемости, подтвержденное статистическими

Углубляется поляризация  жизненного уровня граждан страны, что обусловлен несколькими факторами:

  1. Выдвижением на первый план в экономической и социальной сферах рыночной субъектов;
  2. Значительными различиями в денежных доходах, вызванными структурной перестройкой экономики: между наемным трудом и предпринимательской деятельностью, основной массой работников и руководителями предприятий, между регионами, отраслями, предприятиями различных форм собственности;
  3. диспропорцией объемов частной собственности, которая может служить источником получения доходов;
  4. безработицей в явной и скрытой формах;
  5. множественной занятостью;
  6. задержкой и невыплатой заработной платы, социальных трансфертов;
  7. теневыми доходами и натуральной оплатой труда;
  8. различиями (психологическими, физиологическими, образовательными, культурно-профессиональными) в личностных ресурсах людей, которые по-разному адаптировались к новым условиям жизни.

Размеры оплаты труда, прежде всего в бюджетной сфере, величина установленных социальных выплат, несмотря на их повышение, пок Ане обеспечивают необходимого уровня доходов российских семей. В особо сложных условиях оказались семьи с двумя детьми.

На воспитательный потенциал  российской семьи оказывают неблагоприятное  воздействие противоречивость социально-экономического развития, значительные масштабы социального  расслоения, утрата многих нравственных ориентиров и ценностей. Он претерпевает серьезную трансформацию, изменяются и заявляют о себе новые, нередко  имеющие пока латентный характер факторы, оказывающее на него влияние, но семья сохраняет свое значение как ведущий социальный институт формирования и развития личности, утверждения социально-значимых ценностей  и установок, социализация подрастающих поколений.

Острота и масштабы проблем  семьи и детства по-прежнему создаст  серьезную угрозу будущему страны. Уровень рождаемости не обеспечивает простого воспроизводства населения. Показатели материнской и младенческой смертности остаются на высоком уровне, превышая аналогичные европейские  показатели; только 30 % новорожденных  могут быть признаны здоровыми. Значительная часть семей находится за чертою бедности. Вследствие ослабления института  семьи и его воздействия на воспитание подрастающих поколений  растет численность безнадзорных и  беспризорных, больных наркоманией  детей; увеличивается количество правонарушений среди несовершеннолетних.

На протяжении последнего десятилетия в стране продолжался  процесс развития и оформления государственной  семейной политики: разработка ее методологических основ, создание нормативно-правовой базы, соответствующей современным условиям, постоянное усовершенствование наиболее перспективных механизмов реализации семейной политики на основе взаимодействия государства, общества, бизнеса, религиозных  конфессий, общественных организаций, благотворительных фондов, волонтерских объединений.

1.3 Цели и принципы  семейной политики

Традиционно семейная политика была подчинена экономическим целям  и ресурсно ее реализация обеспечивалась по остаточному принципу, как и вся социальная сфера. Согласно идеологии ООН "политика и соответствующее законодательство, содействующее укреплению семьи, должны стать приоритетными направлениями деятельности национальных правительств и межправительственных организаций". Целью семейной политики является благополучие семьи, укрепление и развитие семейного образа жизни. При этом намеренно используется понятие "благополучие", которое в отличие от понятия "благосостояние" выражает не только "материальную обеспеченность", "имущественное благополучие", но и "счастливую жизнь". Следует отметить, что при определении цели семейной политики нередко допускается отождествление цели со средствами ее достижения. В Концепции государственной семейной политики цели семейной политики сформулированы следующим образом:

1. Обеспечение необходимых  условий для выполнения семьей экономической, репродуктивной, воспитательной, психологической, жизнеохранительной и сексуальной функций.

2. Обеспечение условий  для совмещения трудовой деятельности  и семейных обязанностей с  личными интересами самого человека.

3. Создание благоприятных  условий для рождения и воспитания  здоровых детей, охраны материнства  и детства. 

Исходя из общего понимания  цели семейной политики, ее интегральными  задачами являются:

— обеспечение социальной безопасности семьи на основе фамилистической экспертизы принимаемых государственных решений, прежде всего федеральных и региональных программ, с точки зрения возможных последствий их воздействия на жизнедеятельность семьи;

— создание необходимых  условий для выполнения семьей ее основных функций: репродуктивной, экономической, социокультурной, жизнеохранительной и др.;

— содействие адаптации  семей различных типов к происходящим социально-экономическим переменам, создание необходимых условий для  саморазвития семей, стимулирования их жизненного потенциала, экономической  самостоятельности;

— формирование полноценной  системы социальных услуг, направленной на оказание семьям широкого спектра  помощи в процессе их функционирования;

— решение проблем укрепления и развития института российской семьи, связанных с возрождением ее исконных традиций и устоев;

— предоставление гарантии защищенности тем семьям, которые  в силу не зависящих от них причин не могут самостоятельно выйти на общественно приемлемый уровень  достатка и социального благополучия. Эти интегральные задачи распадаются  на множество более частных задач, направленных на решение самых различных  проблем функционирования семей  в социуме, осуществление ими  социальных функций.

В соответствии с основными  функциями семьи и сферами  ее жизнедеятельности выделяются следующие  направления государственной семейной политики:

  1. развитие законодательной базы государственной семейной политики;
  2. демографическая политика в отношении семьи;
  3. экономическая политика государства в отношении семьи в условиях перехода к рыночным отношениям;
  4. социокультурная политика в отношении семьи;
  5. развитие социального обслуживания семьи;
  6. государственная поддержка семей, находящихся в особых обстоятельствах;
  7. региональная семейная политика;
  8. взаимодействие государства и неправительственных организаций — субъектов семейной политики;
  9. разработка механизмов реализации социальной политики в отношении семьи
  10. на среднесрочный период.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Процесс  формирования государственной семейной политики

2.1 Проблемы и  особенности формирования семейной  политики в РФ

О необходимости разработки концепции семейной политики в России речь шла 21 апреля на выездном заседании  научно-экспертного совета при председателе Совета Федерации РФ на тему "Укрепление института семьи как направление  совершенствования демографической  политики". Заседание прошло в  государственном образовательном  учреждении "Детский дом № 19". Директор Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания Сергей Дармодехин сообщил, что понятие "семья" есть только в законе "О прожиточном минимуме в РФ". Семья не рассматривается в российском законодательстве как социальная единица, а права семьи заменяются индивидуальными правами каждого из членов семьи. Так, Семейный кодекс определяет имущественный и иные отношения "лиц", а не семьи как общности. По сути, в России отсутствует стратегия семейной политики, считает ученый. По его мнению, государственная семейная политика не носит системного характера.

По мнению Сергея Дармодехина, семейная политика должна помогать выявлять проблемы семьи и определять пути их решения. Она должна стать самостоятельным направлением. Семья должна рассматриваться как целостная структура, необходимо утвердить общность правоотношений членов семьи.

"Требуется модернизация  семейного законодательства", - считает  Сергей Дармодехин. По его мнению, Семейный кодекс регулирует только внутрисемейные отношения. Не хватает второй части кодекса, регулирующего отношения между семьей и государством, семьей и государственными институтами, семьей и системами здравоохранения, образования и другими.

"По сути, семья находится  на нелегальном положении в  стране", - считает ученый. Необходимо  расширить правоспособность семьи.  Директор института семьи и  воспитания заявил о необходимости  разработки концепции семейной  политики, системы государственных  документов и формирования органов  власти по работе с семьями.

2.2 Реализация  семейной политики на различных  уровнях управления

По данным директора департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития РФ Ольги Шараповой, реформы, проводимые в стране, привели к улучшению демографической ситуации в России. Так, младенческая смертность сократилась в 2007 году на 8% по сравнению с 2006 годом, а за 2 месяца 2008 года сократилась еще на 2,4%. В то же время в 2007 году родилось на 122 тыс. 750 детей больше, чем в 2006 году, а за 2 месяца 2008 года на 31 тыс. 115 детей больше, чем за 2 месяца 2007 года. Вместе с тем представитель министерства отметила, что с 2000 года доля детей, рожденных вне брака, держится не ниже 28%. По-прежнему остается "модно жить в гражданском браке".

По словам Ольги Шараповой, расходы федерального бюджета на материнство и детство в 2007 году составили 144 млрд. 466 млн. рублей. Размер детских пособий был увеличен в 15 раз. Однако, по ее мнению, для роста  рождаемости необходимо дальнейшее увеличение детских пособий. Необходима также доступность медицинской  помощи женщинам и детям, а также  бесплатное обеспечение лекарствами  детей в возрасте до 3 лет. По словам директора департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства, для лекарственного обеспечения детей до трех лет и детей-инвалидов в бюджет 2009 года необходимо заложить около 5 млрд. рублей.

Кроме того, по мнению Ольги  Шараповой, в России необходимо также  развивать работу учреждений, предназначенных  для досуга детей и совершенствовать систему адресной помощи детям.

В 2007 году во всех регионах Российской Федерации было введено бесплатное лекарственное обеспечение женщин в период беременности. Средства на это предусмотрены программой «Родовый сертификат», реализуемой в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье».

Как сообщает пресс-служба Министерства здравоохранения и социального  развития РФ (Минздравсоцразвития России), до 2007 года бесплатное обеспечение беременных женщин в женских консультациях лекарственными препаратами осуществлялось более чем в 30 субъектах Федерации. Теперь имеющийся опыт будет распространен на все регионы страны.

При этом регионам предоставлена  возможность выбора модели организации  лекарственного обеспечения. Например, в Читинской области организовано централизованное обеспечение женщин лекарствами через аптеки, а в  Ставропольском крае освоена децентрализованная схема снабжения лекарственными препаратами, то есть медучреждения  по результатам проведенных конкурсов  напрямую заключают договоры с аптеками, входящими в систему дополнительного  лекарственного обеспечения.

Замруководителя Минздравсоцразвития России Владимир Стародубов, подытоживая полученную с мест информацию, подчеркнул, что работа по организации бесплатного лекарственного обеспечения беременных женщин ведется в штатном режиме, и «если встречаются отдельные недочеты, то они легко устранимы».

Отвечая на вопросы, касающиеся возможности расширения перечня  лекарств для обеспечения женщин в рамках программы «Родовый сертификат», он заявил, что в ближайшее время этот перечень пересматриваться не будет.

28 марта в сочинском отделении пенсионного фонда России были вручены первые в городе сертификаты на материнский капитал. Их получили матери, родившие в этом году второго или третьего ребенка и оформившие заявления на получение семейного капитала.

Первые сертификаты на получение материнского капитала вручил глава Ялуторовска (Тюменская обл.) Владимир Зимнев двум горожанкам. Документы получили Наталья Плеханова и Ольга Солодухина. В январе они родили по второму ребенку. Всего в 2007 году в отделение Пенсионного фонда заявление подали 7 женщин.

В Карелии за 3 месяца 2007 года выдано 58 сертификатов на получение материнского капитала. По данным Карельского отделения Пенсионного фонда РФ, с 1 января в Карелии зарегистрированы 594 новорожденных малышей, ставших вторыми и последующими детыми в семьях, сообщает "ТАСС-Спб"

В. В. Путин: «В завершение этой темы отмечу: проблему низкой рождаемости  невозможно решить без изменения  отношения всего общества к семье  и ее ценностям. Академик Лихачев  когда-то писал, что любовь к родному  краю, к своей стране начинается с любви к своей семье. И  мы должны восстановить наши старинные  ценности бережного отношения к  семье, к родному очагу.

Информация о работе Социальная политика государства по отношению к семье: пример России