Социальная политика государства: цели, принципы, содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является попытка разобраться в социальной политике, проводимой государством и исследовать понятие, происхождение, сущность, структуру, задачи, направления, функции и методы социальной политики государства, ее принципы и содержание социальной политики как части государственного управления.
Поставленная цель исследования обуславливает следующие основные
задачи работы:
∙ охарактеризовать понятие социальной политики государства, его происхождения и сущности;
∙ определить цели, задачи, направления и принципы социальной политики государства;
∙ изучить функции и методы социальной политики государства;
∙ изучить структуру социальной политики государства;
∙ раскрыть суть модели социальной политики государства в переходной период;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………….………………………….
1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА…
1.1. Понятие социальной политики государства и ее структура……….
1.2. Цель, задачи, направления и принципы социальной политики государства…………………………………………………........……
2. РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В ПРОЦЕССЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ………………...
2.1. Разноуровневый механизм реализации социальной политики государства……………………………………………………...…….
2.2. Пути оптимизации социальной политики государства...…………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...…………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ...…………….……………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая Социальная политика государства. Цели принципы содержание ДВАГС 2.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

4. Экономика должна «повернуться лицом» не только к резервам непосредственно производства, но и к надолго отложенным социальным нуждам населения. Необходимы возрождение и поддержка отечественного промышленного и сельскохозяйственного производства, науки и культуры, а не “проедание” зарубежной помощи и продажа ресурсов за рубеж.

5. Важно, чтобы социальные приоритеты лежали в основе бюджетной, налоговой, инвестиционной политики. Обеспечить определенный контроль за системой мер формирования фондов заработной платы, в том числе руководителей субъектов хозяйствования. Политика коммерциализации здравоохранения, науки, культуры, образования лишает миллионы людей цивилизованного социального быта.

6. Обеспечение минимального прожиточного уровня жизни, потребительской корзины — одно из главных направлений в региональной политике (низкооплачиваемые работники непроизводственной сферы, пенсионеры, студенты, многодетные семьи и т. д.). Через систему развития городского и коммунального хозяйства и транспорта формировать новые рабочие места и одновременно повышать уровень обслуживания населения. Поднять дееспособность государства в борьбе с преступностью, коррупцией, наркобизнесом, обеспечить безопасность и защищенность граждан.

7. На федеральном уровне важно дать социально-экономическую оценку политики приватизации, обеспечить ее проведение с позиции приоритетных интересов государственной собственности. Видимо, с точки зрения общегосударственной социальной политики было бы более целесообразным введение именных ваучеров, расширение диапазона их использования. Приватизация — не цель, а средство решения экономических и социальных вопросов.

8. Создание системы занятости населения и переквалификация работников, формирование новых рабочих мест. Разработка и реализация ряда социальных программ: по поддержке семьи, молодежи, материнства и детства, укреплению здоровья людей и др.

9. Разработка критериев “бедности” с целью обеспечения балансовых нормативов в системе условий существования всех групп населения и предотвращения резкой поляризации в регионах и в обществе в целом.

10. С помощью налоговых и иных экономических рычагов необходимо стимулировать сохранение и создание рабочих мест в регионах, в том числе и на территориях, где наметился резкий спад производства или закрытие предприятий ВПК.

Без решения этих первоочередных социальных задач на федеральном уровне нет шанса стабилизировать общество, увести его от опасной черты, снять социальное напряжение, преодолеть социальную индифферентность к проводимым реформам и предотвратить акты гражданского неповиновения.

 

2.2. Пути оптимизации социальной политики государства

 

Реформы, начавшиеся в начале 90-х гг., застали российское общество в состоянии спонтанности. Резкие политические перемены, хотя и назревшие по времени, не менее резкая смена экономического курса, распад Советского Союза и превращение России в самостоятельное государство предопределили те трудности, с которыми и столкнулись как сами реформаторы, так и все население страны. Выбор и реализация модели развития общества вызвал противостояние не только между политическими элитами, но и, что самое главное, в обществе. Камнем преткновения, в очередной раз, оказалась социальная политика. Анализируя развитие ситуации в России с сегодняшних позиций, следует констатировать следующее: одним из существенных недостатков, проявившихся при осуществлении социальной политики, явилось то, что до сих пор отсутствует её концепция, не сформированы до конца цели и приоритеты, основанные на реальных экономических возможностях. Это в полной мере относится и к многочисленным программам реформирования, которые, несмотря на степень своего либерализма остаются в виде проектов, так и не находящих себя в реальном исполнении, а то и документов, вносящих социальные разногласия в общество. Кроме того, ситуация осложняется и тем, что отсутствует надежный и отлаженный механизм принятия и исполнения управленческих решений по вопросам социального развития страны, адекватных механизмов контроля их исполнения.

Под флагами регионализации власти субъектов Федерации до последнего времени абсолютно произвольно распоряжались финансовыми ресурсами территориальных внебюджетных фондов, скудными региональными бюджетами. Правовой нигилизм федеральных, региональных и муниципальных чиновников от социальной политики государства заставляет их искать иные, помимо законных, способы разрешения проблем. Под давлением населения снизу и политической элиты сверху они пытаются выправить ситуацию и не находят ничего более подходящего, кроме попыток реставрации жесткой (административно-командной) системы управления отраслями социальной сферы. Вряд ли возможно себе представить какую-либо страну, кроме России, где заявления политиков и действия властей по продвижению к рыночному хозяйству и демократии соединяются с попытками чиновников административно-командными способами регулировать отдельные социальные отрасли. Каков же выход и сложившейся ситуации? Одним из выходов может стать формирование социальной политики государства в качестве одного из социальных институтов современного российского общества. Только в институциональных рамках возможно чёткое функционирование любой сферы человеческой деятельности. Следует заметить, что российские политологи, социологи и аналитики, исследуя проблемы социальной политики государства, пытаются представить её в качестве социального института. Вместе с тем, суть проблемы далеко не так проста, как представляется на первый взгляд и многие, казалось бы, очевидные аспекты требуют более пристального изучения.

Начнем с определения. Социальный институт – это относительно устойчивый тип и формы социальной политики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных статусов и ролей, типичных для данного института. Социальный институт обеспечивает возможность членам общества, социальных групп удовлетворять свои потребности, стабилизирует социальные отношения, вносит согласованность, интегрированность в действия членов общества.

Деятельность социального института определяется:

во-первых, набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения;

во-вторых, интеграцией его в социально-политическую, идеологическую, и ценностную структуры общества, что позволяет узаконить формально-правовую основу деятельности того или иного института, осуществлять социальный контроль за институциональными типами действий;

в-третьих, наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний и осуществление социального контроля.

Насколько состояние современной российской социальной политики соответствует приведенному определению? Очевидно, что социальная политика еще не стала относительно устойчивым типом и формой социальной деятельности, т.к. находится в стадии становления. Об этом достаточно подробно шла речь выше. Тем более она не является тем средством, которое организует общественную жизнь и обеспечивает устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Скорее всего, нынешняя социальная политика являет собой прямую противоположность. Хотя современная социальная политика, безусловно, имеет цель своей деятельности, обладает функциями, обеспечивающими достижение такой цели, однако конкретизация этих функций далеко не завершена, а набор социальных статусов и ролей, типичных для социального института до конца не определен.

Современная государственная социальная политика в России пока не в состоянии обеспечить возможность всем членам общества, различных его социальных групп полностью удовлетворять свои потребности, тем самым, в настоящее время, не стабилизирует социальные отношения, не вносят согласованность в действия членов общества.

Социальная политика в России в настоящий момент не в полной мере обладает набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения; она не до конца интегрирована в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуры общества (кстати, и общество не до конца структурировано в этом смысле). Это, в свою очередь, не позволяет узаконить формально-правовую основу функционирования системы, осуществлять социальный контроль её деятельности. И наконец, в России нет достаточного количества материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение даже имеющихся нормативных предписаний и осуществление социального контроля. Таким образом, говорить о социальной политике в России как о сформировавшемся и нормально функционирующем социальном институте явно преждевременно. Подобный вывод предопределяет возможность исследования собственно институционализации социальной политики. Институционализация – это процесс формирования различных типов социальной деятельности в качестве социальных институтов. Важнейшими предпосылками этого процесса являются: возникновение определенных общественных потребностей в новых типах социальной деятельности, соответствующих им социально-экономических и политических условий; развитие необходимых организационных структур и связанных с ними социальных норм и регуляторов поведения; усвоение индивидами новых социальных норм и ценностей, формирование на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий.

Завершением процесса институционализации является интеграция нового вида социальной деятельности в существующую структуру производственно-экономических отношений. Благодаря этому формируется определенный набор формальных и неформальных санкций, с помощью которых осуществляется социальный контроль соответствующих типов поведения.

Очевидно, что в современной России, в условиях, когда общество ставит перед собой иные, чем прежде, цели, не могут не возникнуть определенные общественные потребности в новых типах социальной деятельности. Это в полной мере относится к социальной политике.

Государственная социальная политика не может быть сведена к механическому набору отдельных элементов, к обеспечению функционирования каждого отдельного направления. Структурная целостность социальной политики определяется такими факторами, как: выбор обществом стратегических целей и задач социального развития, социальных приоритетов; единое законодательство, формирующее целостное социальное пространство для всех слоев населения; протекционизм государства и иных субъектов социальной политики по обеспечению финансирования социальной сферы; единая социальная инфраструктура, единое кадровое и информационное обеспечение. Вместе с тем говорить о том, что перечисленные факторы полностью соответствуют неким социальным нормам, исчерпывающе регулирующим и обеспечивающим деятельность нового социального института, преждевременно.

Обратимся к понятию «социальная норма». Под социальной нормой понимаются требования, предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения. В качестве основных социальных норм, позволяющих говорить о социальной политике как о социальном институте, можно рассматривать следующие «общие правила»:

∙           всеобщность. Социальная политика должна осуществляться в отношении всех без исключения граждан;

∙           дифференцированность. К каждой социальной категории необходим особый подход как к субъекту социальной политики;

∙           комплексность. Социальная политика как единая система не может быть расчленена при практическом ее осуществлении на отдельные компоненты. Все точки приложения социального воздействия взаимосвязаны и взаимозависимы;

∙           открытость для общественного контроля. Общество должно иметь информацию о проводимой политике, иметь возможность контролировать деятельность власти как субъекта политики.

Насколько предлагаемые «типичные правила долженствования» сформированы как социальные нормы и готовы ли они выступать в качестве таковых в современном российском обществе? Ответ на этот вопрос и является первым шагом на пути к формированию институциональных рамок, в которых и должна осуществляться социальная политика на современном этапе развития общества. Еще одной особенностью современной российской действительности является тот факт, что некая группа политиков, управленцев, чиновников различного уровня «узурпировала» права, связанные с выбором и предложением путей реализации социальной политики. С одной стороны, это реальность, так как в любом обществе всегда существует политическая и управленческая элиты, предлагающие и осуществляющие общественные перемены. С другой стороны, в странах с достаточно развитым гражданским обществом велико корпоративное влияние отдельных групп профессионалов, существенным образом корректирующее предлагаемые способы перемен. Примером могут служить неудачные попытки президента США Б. Клинтона провести даже минимальные реформы американского здравоохранения. Только развитое гражданское общество во всех странах служит гарантией реализации адекватной социальной политики. Поэтому формирование гражданского общества может способствовать стратегии реализации социальной политики, соответствующей современному общественному развитию.

В последние годы приняты ряд новых нормативно-правовых актов, регулирующие отношения в социальной сфере. Так, с 1 января 2005г. вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ[9], предусматривающий замену льгот денежными компенсациями. Закон кардинально изменил механизм предоставления льгот в Российской Федерации и разграничил полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом часть натуральных льгот компенсируется денежными выплатами.

В связи с принятием вышеуказанного федерального закона в законы, связанные с социальной защитой граждан Российской Федерации внесены изменения:
«О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».

Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ вводит понятие «мер социальной поддержки» – это система мер, направленных на улучшение социальной защищенности граждан, в том числе, включающих компенсационную ежемесячную денежную выплату и набор социальных услуг, вместо льгот предоставляемых в натуральном виде.

Меры социальной поддержки для ветеранов тыла и труда являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В связи с этим, в Республике Саха (Якутия) издан ряд законов, направленных на социальную поддержку ветеранов тыла и ветеранов труда, реабилитированных лиц и жертв политических репрессий, постоянно проживающих в Республике Саха (Якутия): Закон Республики Саха (Якутия) «О социальной поддержке ветеранов тыла и ветеранов труда в Республике Саха (Якутия)», Закон Республики Саха (Якутия) «О социальной поддержке жертв политических репрессий в Республике Саха (Якутия)». Порядок финансирования расходов на реализацию мер социальной поддержки утверждается Правительством Республики Саха (Якутия). Обязанность по осуществлению ежемесячных денежных выплат в соответствии с законами Российской Федерации возложена на Пенсионный фонд Российской Федерации. Обязанность по осуществлению республиканских выплат возложена на Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия).

Информация о работе Социальная политика государства: цели, принципы, содержание