Социальная политика государства: цели, принципы, содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является попытка разобраться в социальной политике, проводимой государством и исследовать понятие, происхождение, сущность, структуру, задачи, направления, функции и методы социальной политики государства, ее принципы и содержание социальной политики как части государственного управления.
Поставленная цель исследования обуславливает следующие основные
задачи работы:
∙ охарактеризовать понятие социальной политики государства, его происхождения и сущности;
∙ определить цели, задачи, направления и принципы социальной политики государства;
∙ изучить функции и методы социальной политики государства;
∙ изучить структуру социальной политики государства;
∙ раскрыть суть модели социальной политики государства в переходной период;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………….………………………….
1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА…
1.1. Понятие социальной политики государства и ее структура……….
1.2. Цель, задачи, направления и принципы социальной политики государства…………………………………………………........……
2. РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В ПРОЦЕССЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ………………...
2.1. Разноуровневый механизм реализации социальной политики государства……………………………………………………...…….
2.2. Пути оптимизации социальной политики государства...…………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...…………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ...…………….……………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая Социальная политика государства. Цели принципы содержание ДВАГС 2.doc

— 222.00 Кб (Скачать)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАЛЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

Факультет Государственного и муниципального управления

Специальность:080504.65 «Государственное и муниципальное управление»

Кафедра государственного управления

 

 

 

 

 

                                         КУРСОВАЯ РАБОТА

  по дисциплине: «Система государственного и муниципального

управления»

«Социальная политика государства: цели, принципы, содержание»

 

 

Выполнил: студент

Группа ГиМУ 121взЯ              ____________________________   А.А. Корнилов

                                                                                    подпись

                                                              ____________________________              

                                                                                    дата

Научный руководитель

к.э.н., доцент                            ____________________________   Т.Н.Ланец

                                                                                    подпись

                                                        ____________________________

дата

 

 

                                                    Якутск 2010


Оглавление

 

 

16

 



Введение…………………………………….………………………….

1. Сущность социальной политики государства…

1.1.      Понятие социальной политики государства и ее структура……….

1.2.      Цель, задачи, направления и принципы социальной политики государства…………………………………………………........……

2. Реализация социальной политики государства в процессе экономической реформы………………...

2.1.      Разноуровневый механизм реализации социальной политики государства……………………………………………………...…….

2.2.      Пути оптимизации социальной политики государства...…………..

Заключение………………………………………………...…………

Список использованных источников И ЛИТЕРАТУРЫ...…………….……………………………………………


3

5

5

 

10

 

14

 

14

19

27

 

29

16

 



                                                   Введение

 

Актуальность темы. Социальная сфера является истинно общечеловеческой ценностью. Человек трудится, учится, укрепляет здоровье для того, чтобы жить. И государство, общество, сам человек должны делать все возможное, чтобы эта жизнь была счастливой, нормально обеспеченной. Уже сам по себе этот факт выдвигает тему – «социальная политика» – в число перспективных, актуальных для исследования. Актуальность темы определяется следующим.

Во-первых, значимостью для общества, для каждого гражданина социальной сферы. Имеются в виду вопросы образования, труда, заработка, питания, здравоохранения и др.

Во-вторых, социальная сфера подвергается постоянному изменению, на ней сказываются политические и экономические проблемы. При сокращении экономических ресурсов, падении темпов экономического развития «автоматически» снижаются социальные показатели, причем их снижение более интенсивно, чем самой экономики. Наука должна фиксировать состояние социальной сферы, обращать на социальную динамику внимание государственной власти и общественности.

В-третьих, наука должна исследовать сам механизм формирования социальной политики государства, выявлять тенденции и противоречия в действии этого механизма. В данном случае важно исследовать процесс разработки и принятия законов, правительственных программ и решений, выявить силы, которые влияют на формирование официальной политики государства в социальной сфере.

Таким образом, можно говорить о научном и практическом значении темы исследования, о взаимосвязи этих двух его аспектов.

С учетом актуальности темы определены цель и задачи исследования.

Целью данной работы является попытка разобраться в социальной политике, проводимой государством и исследовать понятие, происхождение, сущность, структуру, задачи, направления, функции и методы социальной политики государства, ее принципы и содержание социальной политики как части государственного управления.

Поставленная цель исследования обуславливает следующие основные
задачи работы:

∙           охарактеризовать понятие социальной политики государства, его происхождения и сущности;

∙           определить цели, задачи, направления и принципы социальной  политики государства;

∙           изучить функции и методы социальной политики государства;

∙           изучить структуру социальной политики государства;

∙           раскрыть суть модели социальной политики государства в переходной период;

∙           рассмотреть этапы разработки социальной политики государства;

∙           проанализировать разноуровневый механизм реализации социальной политики государства в России.

Объект исследования – социальная политика государства.

Предмет исследования – цели, принципы и содержание социальной политики государства.

Теоретико-методологическая основа работа. Нормативно-правовую базу исследования составляет Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.[1]

Исходя из поставленных цели и задач исследования определена
структура работы: введение, две главы, заключение и список использованных источников и литературы.

 


1. Сущность социальной политики государства

 

1.1. Понятие социальной политики государства, его происхождение и сущность. структура социальной политики государства

 

Конституция определяет Российское государство как «социальное». Впервые в России провозглашено, что «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»[2]. До этого момента понятие «социальное государство» практически не использовалось.

«Известность» этот термин получил после того, как в 1949 году в Конституцию ФРГ было включено понятие «социальное правовое государство», что означало обязанность правительства осуществлять политику, направленную на обеспечение достойного человека уровня жизни, удовлетворения основных жизненных потребностей всех социальных групп.[3] Обращает на себя внимание то, что в литературе социальная политика рассматривалась как часть общей политики, охватывающей решение широкого круга социальных проблем, как направление политического руководства обществом. В советский период, при социалистической системе социальная политика идентифицировалась с политической окраской государства и общества. Само же понятие «социальная политика» не фиксировалось даже в словарях, она преподносилась как часть политики правящей партии, государственной власти.

Социальная политика государства может быть представлена как форма сознательного воздействия на социальную сферу жизнедеятельности людей с целью ее изменения. Это наиболее обобщенное представление о социальной политике государства позволяет рассмотреть ее как часть государственного управления, объектом которого является социальная сфера жизни людей. В силу специфики социальной сферы как объекта управления социальная политика также является специфическим воздействием. Уяснив данную особенность социальной сферы, мы сможем также понять особенность деятельности государства, которая обозначается таким понятием как «социальная политика». Социальная сфера жизни общества раскладывается на объективные и субъективные составляющие. К объективным необходимо отнести условия жизни индивидов, а к субъективным — потребности индивидов. При этом социальная сфера жизни людей представлена как отношения между условиями жизни людей и их потребностями. Социальная политика оказывает воздействия на условия жизни людей. Пределы этого воздействия в установлении таких отношений между двумя элементами социальной сферы, при которых у индивидов не воспроизводится чувство нуждаемости. Для того чтобы социальная сфера стала объектом управления государством, необходим такой уровень ее развития, который требовал бы вмешательства государства. Условием, при котором это вмешательство становится действительным, является такой уровень развития потребностей индивидов, который не может быть удовлетворен за счет собственного труда, как это имело место в аграрных обществах, а удовлетворяется высокоразвитым промышленным производством. Поэтому развитие производства и степень разделения труда в этом производстве является материальной основой необходимости государственной интервенции в социальную сферу жизни людей. Попытки обосновать социально-политический характер феодального или рабовладельческого государства не выдерживают критики, так как уровень развития потребностей человека рабовладельческого общества и общества феодального таков, что даже примитивные средства производства позволяли их удовлетворять за счет собственного труда. Развитая потребность человека появляется с развитым разделением труда, но не равным доступом большинства населения к продуктам данного производства, базирующегося на разделении труда. Замечено, в рамках социально-экономической школы анализа социальной политики, что чем больше в социальной структуре общества представителей наемного труда, чем выше разделение труда, тем больше доля отчислений, производимых государством на социальные нужды населения страны. Если экономической основой социально-политической деятельности государства является промышленный способ производства и разделение труда, то социальной основой является объединение представителей наемного труда, чей интерес так же, как и интерес предпринимателей, покоится на данном производстве. В силу ограниченных возможностей производства удовлетворять потребности индивидов между производством и потреблением возникает противоречие, на основе которого разворачивается социальный конфликт. Ограниченный и конфликтный характер отношений между индивидами, как результат ограниченного производства, порождает такие группы людей, которые могут воспроизводится при условии помощи последним со стороны общества в лице государства. К этим группам людей относятся те социальные группы, которые либо по малолетству, либо по болезни, либо старости, либо в результате отсутствия работы не в состоянии самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей и потребностей своей семьи. Данные группы людей имелись во все времена, однако потребности этих групп людей не требовали всеобщей защиты со стороны государства и осуществлялись в основном на местном уровне. Социальная защита как легитимированная деятельность государства приобретает всеобщий характер, а потребности индивидов становятся политической категорией только на промышленной стадии производства, когда производительная сила общества — человек — начинает носить общественный характер. Этот общественный характер производства и человека предопределяет социально-политическую деятельность государства в социальной сфере и государственное управление потребностями человека. Для того, чтобы государство было в состоянии управлять социальной сферой в рамках своей социально-политической деятельности, оно редуцирует социальную сферу в категории политики. Это означает, что государство выделяет из всей совокупности отношений социальной сферы жизни общества такие отношения, которые начинают носить всеобщий характер и тем самым должны защищаться политически. Обязанность защиты со стороны государства своих граждан вытекает из социальной сути самого государства, которая заключается в установлении политически детерминированной социальной связи между людьми. То есть социальная защита есть особая политическая форма включения индивидов в социальную жизнь с целью снятия экономических препятствий, не позволяющих без посторонней помощи их преодолеть. Этим актом государство определяет «социальную зону» своего политического влияния, своей защиты данной социальной зоны всеми средствами и способами, находящимися в его распоряжении. Социальная сфера при этом предстает перед нами как конституируемые социальные права и обеспеченные экономическими возможностями социальные гарантии. Социальные права граждан — это та область социальной сферы жизни людей, которая недоступна никаким силам общества, кроме государства, это тот объект деятельности государства, где его полномочия абсолютны. Социальные права — это реализуемые отношения под эгидой государства, это отношения, в которые вступает индивид свободно, по праву, без каких-либо ограничений и предварительных условий со стороны кого бы то ни было. Социальные права — это особая форма регулирования отношений в обществе со стороны государства и особая институциональная форма разрешения социального конфликта. Социальные гарантии — это обязательные для государства социальные права, т.е. такие отношения, которые не могут не состояться. Социальные гарантии — это обеспеченные существующими государственными ресурсами декларированные социальные права. Социальные гарантии — это социальные права в действии, реализованные социальные права. Потому социальные гарантии и права, например, Х. Ламперт включает в понятие собственности, которой как бы изначально наделяются представители наемного труда. Социальные гарантии в связи с этим можно рассматривать так же, как возможное право граждан распоряжаться теми ресурсами, которые находятся в распоряжении государства. Поэтому для государства в его социально-политической деятельности является важной проблемой определение круга лиц, которые имеют право на часть дохода государства, а тем самым на некоторые льготы. Социальная льгота — это такое отношение в обществе, при котором индивид или группа индивидов наделяется продуктом из общественных фондов в силу его или их нуждаемости. В основании получения гражданами социальных льгот лежит принцип нуждаемости. Нуждаемость — это временное или постоянное недопотребление человеком продовольствия, предметов длительного пользования и услуг, имеющих в обществе распространенный характер. Однако недопотребление не станет нуждаемостью до тех пор, пока недопотребление не приобретет для государства значимый характер. Значимое для государства недопотребление и называется нуждаемостью. С этого момента недопотребление индивида как его ограниченная связь с обществом становится политической категорией и полностью определяется государством, а ее установление зависит от определения верхнего и нижнего пределов нуждаемости. Различные государства по-разному формулируют эти пределы, исходя из конкретной экономической ситуации и общей политики, которую реализует данное правительство. Поэтому в различных странах верхний и нижний пределы нуждаемости различны, но они не могут быть ниже предельно допустимых физиологических норм и выше среднего дохода, принятого в обществе. Основанием нуждаемости являются необходимые потребности индивида, удовлетворение которых невозможно без помощи другого лица или государства. Нуждаемость — это такое состояние индивидов, которое возникает на неспособности самого индивида удовлетворить свои потребности, а значит быть ограниченным для вступления в отношения, имеющие значимый характер для общества в целом. Данная неспособность возникает на ряде ограничений биологического, экономического, политического и социального характера. Биологические ограничения подразделяются на физиологические и психологические ограничения, не позволяющие индивиду либо по малолетству и старости, либо по причине инвалидности и болезни трудиться, а значит вступать в отношения, носящие всеобщий характер. Экономические ограничения подразделяются на ограничения материального и морального характера. К первым из них относятся уровень развития производительных сил, ко вторым — устанавливаемые экономические отношения или элементы этих отношений. К последним имеют отношения принципы, на которых не только выстраиваются отношения, но и которыми они же укрепляются. Установленный принцип, согласно которому удовлетворения потребностей обществом осуществляется через обмен стоимостями, накладывает свой отпечаток на человека, на его потребности. В этом процессе не последнюю роль играет государство, которое укрепляет принцип обмена, делает его господствующим, а тем самым выступает политической причиной появлению нуждаемости у индивидов. Государство и есть одна из политических причин появления нуждаемости, носителями которой являются индивиды, имеющие способность к труду, но не могущие ее реализовать по причине острой конкуренции, которая есть продукт отношений обмена стоимостями. Другой политической причиной нуждаемости является деятельность объединений, политического и профессионального характера, выражающих интерес нуждающихся, и тех, кто может стать таковыми по причине непредсказуемости меновых отношений. Данная причина, не принимая в расчет прямого сговора правительства с профсоюзной и партийной бюрократией или ангажированности этих отношений, работает на расширение сферы нуждаемости индивидов. И последняя причина, которая оказывает влияние на пределы нуждаемости, — социальная. Она складывается из существующей системы социальной защиты, а также из социальной силы (социальная сила — это обусловленная разделением труда объединительная способность индивидов) наемного труда, являющейся наиболее весомой в совокупности представленных причин.

Любое государство проводит определенную социальную политику, решает социальные проблемы, поэтому само понятие государства включает в себя социальный аспект. Терминология недавнего времени - «человеческий фактор», «социализм с человеческим лицом», «все во имя человека», «дети - привилегированный класс» и другие касалась именно социальной сферы, социальных отношений.

Социальная политика, в отличие от экономической, культурной, экологической и др., наиболее сложная и трудная с точки зрения концептуального определения ее сущности, базовых основ, уяснения структуры и направленности, взаимодействия с другими видами политики. В силу этого в научной литературе и правительственных документах, в законодательстве даются различные определения понятия «социальная политика». Роль социальной политики государства иногда трактуют как социальное страхование, социальное обеспечение, социальную защиту населения.3.

Приведем обобщенное определение социальной политики: «Социальная политика – это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике и регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп»[4].

По своей природе социальная политика вторична по отношению к экономике, которая была и остается материальной основой социального прогресса, решения всех социальных задач и проблем. Опыт свидетельствует, что социальные программы, не обеспеченные экономически, остаются на бумаге. Однако вторичное положение социальной политики государства по отношению к экономике не означает ее второстепенности для развития материальной и духовной культуры общества. Только с помощью разумной социальной политики государства и соответствующих организационных усилий возможно поддержание достигнутого в стране уровня жизни и изменение его качества в направлении, снижающем социальную напряженность. 5

Социальная политика необходима и для того, чтобы способствовать удовлетворению «здоровых» потребностей членов общества, своевременно регулировать процессы его социальной дифференциации, не допуская углубления противоречий и обострения конфликтов.

Если говорить о современной социальной политике, то она выполняет свойственные ей функции и роль стабилизирующего фактора в переходный период к рыночной экономике. Скорее всего, имеется некоторая совокупность конкретных мер, эпизодических мероприятий, вынужденной реакции на проблемы, от которых просто невозможно отмахнуться, нежели целенаправленность действий со стороны правительства. В контексте сказанного, социальная политика – это политика государства, общества, политических партий, социальных институтов в отношении человека. Социальная политика зависит не только от состояния экономики и возможностей государства, но нередко и от политической позиции и даже политической конъюнктуры. Она является регулятивной сферой общественной жизни, ареной столкновения интересов, соперничества политических сил. Государство, общество и отдельный гражданин выступают в социальной политике не только как ее восприемники, объекты ее влияния, но и как активные субъекты деятельности.

Институциональная структура социальной политики государства состоит из следующих звеньев:

Во-первых, система социального обеспечения, базирующаяся на принципах бесплатного предоставления социальных благ и всеобщей доступности к ним всех граждан с ориентацией на определение благ по потребностям. Гарантом социального обеспечения является государство.

Во-вторых, система социального страхования, базирующаяся на принципах обязательности уплаты страховых взносов и эквивалентной взаимосвязи страховых платежей и получаемых социальных благ. В социальном страховании действует принцип социальной солидарности и социальной ответственности государства за своих граждан.

В-третьих, система социальной защиты, социального обслуживания, которая включает заботу государства о социально уязвимых членах общества и социальную благотворительность. Эта система имеет адресность — малообеспеченные, социально уязвимые группы населения. Социальная помощь предоставляются им на бесплатной основе.

Структурные элементы социальной политики государства представлены таблице 1.

Структурные элементы социальной политики государства объединены в четыре основные группы: субъекты, объекты, институты и механизмы, а также принципы.

 

Таблица 1 – Элементы социальной политики государства

Социальная   политика государства

субъекты

принципы

объекты

институты и механизмы

государственные органы;

объединения работодателей;

объединения работников;

общественные организации.

 

социальная справедливость; 

социальное партнерство и солидарность всех слоев общества; 

индивидуальная ответственность за свое материальное положение (самозащита населения); 

право на труд, достойное вознаграждение за труд; доступность образования, здравоохранения, обеспеченная старость; 

доступность достойных жилищных условий; 

свобода выбора профессии, места жительства, право на профессиональные объединения

трудоспособное население;

нетрудоспособное население (инвалиды, пожилые); 

уязвимые слои населения (семьи с низким доходом, инвалиды, молодежь, пожилые)

обязательного социального страхования; пенсионного; медицинского;

по безработице; от несчастных случаев на производстве

добровольного социального страхования; пенсионного, медицинского; по безработице; жизни и здоровья

государственной социальной помощи; денежные пособия уязвимым слоям населения

государственные социальные гарантии; бесплатной медицинской помощи; бесплатного образования; доступного жилья; доступных культурных и оздоровительных услуг

услуги общественных организаций взаимопомощи; общества потребителей; общества инвалидов; благотворительные организации, церкви

Информация о работе Социальная политика государства: цели, принципы, содержание