Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:06, курсовая работа
Целью данной работы является попытка разобраться в социальной политике, проводимой государством и исследовать понятие, происхождение, сущность, структуру, задачи, направления, функции и методы социальной политики государства, ее принципы и содержание социальной политики как части государственного управления.
Поставленная цель исследования обуславливает следующие основные
задачи работы:
∙ охарактеризовать понятие социальной политики государства, его происхождения и сущности;
∙ определить цели, задачи, направления и принципы социальной политики государства;
∙ изучить функции и методы социальной политики государства;
∙ изучить структуру социальной политики государства;
∙ раскрыть суть модели социальной политики государства в переходной период;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………….………………………….
1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА…
1.1. Понятие социальной политики государства и ее структура……….
1.2. Цель, задачи, направления и принципы социальной политики государства…………………………………………………........……
2. РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В ПРОЦЕССЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ………………...
2.1. Разноуровневый механизм реализации социальной политики государства……………………………………………………...…….
2.2. Пути оптимизации социальной политики государства...…………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...…………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ...…………….……………………………………………
∙ создать экономические и правовые условия, стимулирующие активную часть общества на производительный труд как основу личного благосостояния и благополучия общества;
∙ поддержать соотношение между доходами трудоспособной части общества и нетрудоспособными гражданами;
∙ усилить адресность социальной поддержки, ограничить и сократить масштабы бедности;
∙ обеспечить основные социальные гарантии в области доходов населения и сохранить на уровне действующих гарантии медицинского обслуживания, образования и культурного развития;
∙ стабилизировать положения в жилищной сфере;
∙ обеспечить сдерживание безработицы и поддерживать вынужденных мигрантов.
При любой социально-экономической системе перед государством ряд социальных проблем, которые максимально должны быть решены государством и представляемым его правительством. На решение этих проблем и должна быть направлена социальная политика:
∙ справедливое распределение произведенного общественного продукта и доходов населения для удовлетворения личных и общественных потребностей;
∙ защита необеспеченных слоев населения;
∙ создание стимулов для предпринимательства и высокопроизводительного труда, обеспечивающих достижение наивысшей эффективности экономики;
∙ обеспечение населения достойным человека жилищем, создание наиболее благоприятных условий для труда, образования и здравоохранения населения городов и населенных пунктов;
∙ обеспечение социально-политической стабильности общества как условия эффективности экономики.
На основании выше перечисленных проблем можно сформулировать следующие задачи социальной политики государства:
1. Осуществление социальной защиты человека, реализация его основных социально экономических прав;
2. Обеспечение условий для повышения благосостояния каждого человека и общества в целом;
3. Поддержание определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирование и воспроизводство оптимальной социальной структуры общества;
4. Развитие отраслей социальной инфраструктуры, объем, качество и характер которой должен обеспечивать оптимальные условия жизнедеятельности и воспроизводства населения;
5. Создание условий для всестороннего развития человека.
Следуя статье 25 Декларации прав человека, современное правовое государство должно гарантировать право на такой уровень жизни, который учитывает обеспечение людей едой, одеждой, жилищем, медицинским обслуживанием, которое необходимо для поддержания здоровья, и права на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости или других способов к существованию при независимых от человека обстоятельствах.
В соответствии с поставленными целями правительство Российской Федерации намерено сосредоточить свои усилия на ряде приоритетных направлений социальной политики государства. В их числе[6]:
∙ предотвращение снижение реальных денежных доходов населения;
∙ обеспечение баланса экономических интересов работников, предпринимателей и нетрудоспособных граждан;
∙ реформирование социальной сферы, прежде всего здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры;
∙ усиление воздействие государства на занятость населения и активизация работы по переподготовке кадров.
Установились и важнейшие направления взаимодействия федеральных и региональных органов власти: это формирование единого рынка труда; содействие обеспечению занятости и поддержка работников, выработка механизмов регулирование внутренней и межрегиональной миграции, нормализация демографической ситуации в стране, реформирование организационных структур управления и источников финансирования отраслей социальной сферы.
Социальная политика государства разрабатывается и реализуется на основе социального партнерства, она должна учитывать возможности государства, работодателей, интересы граждан, их общественных формирований. Каждая участвующая в социальном партнерстве сторона должна участвовать и в социальной политике, нести ответственность за ее реализацию. В данном случае неприемлем принцип консенсуса, но максимальный учет мнений, возможностей каждой стороны должен обязательно присутствовать.
Под принципами социальной политики государства понимаются основные идеи, правила поведения, реализации социальной политики. Основными принципами проведения социальной политики государства являются:
1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
2) обеспечение помощи самым бедным семьям;
3) выдача помощи на случай безработицы;
4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы;
5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
6) проведение активной политики, направленной н обеспечение квалификации.
Сегодня становится очевидным, что эффективная социальная политика без активного участия всего населения, различных регионов и местных сообществ невозможна. Это означает, что функции механизма социальной политики государства дифференцируются по трем уровням[7].
Первый уровень. Государство разрабатывает социальные стандарты и нормативы, которые гарантируются населению: минимальный прожиточный уровень, доступ к образованию, медицинское обслуживание, обеспеченность продуктами питания, — что закрепляется в определенных правовых нормах.
Второй уровень. Регионам делегируются ресурсы и властные полномочия для гарантирования населению социальных благ (потребительская корзина, душевой и семейный доход и т. п.), которые они используют в соответствии с имеющимися социально-экономическими возможностями, постепенно наращивают средства на социальные нужды, улучшают «качество жизни» своих членов, предоставляя им возможности для зарабатывания средств на удовлетворение социальных потребностей. Это делает необходимой разработку социальной политики государства на региональном уровне. Органически объединить деятельность федеральных органов с самодеятельностью мест таким образом, чтобы последние принимали разработки первых и включались в осуществление программ центра, можно следующим образом.
Во-первых, общие принципы федеральной политики должны разрабатываться при прямом и непосредственном участии самих регионов. Во-вторых, на основе общих принципов и углубленных научных исследований в каждом регионе обосновывается собственная социальная концепция развития и возрождения территории. В-третьих, две ветви политики (региональная и федеральная) имеют механизм согласования, взаимодействия.
В связи с этим в федеральном проекте, например, научно-технического возрождения регионов, полезно обеспечить не только основные направления его развертывания, но и механизм реализации[8]:
а) местные органы власти как субъекты политики активно участвуют в обсуждении и разработке проекта, сами планируют строительство научно-хозяйственных комплексов, развивают местную промышленность, инфраструктуру, привлекают коммерческие структуры, иностранные инвестиции наряду с федеральными органами;
б) акцент делается на самофинансировании и самоуправлении, что позволяет местным органам вступать в прямой контакт с большой наукой, новым техническим пространством и постепенно избавляться от комплекса провинциальности, формировать современную управленческую культуру и конструктивный стиль мышления, что загружает регион реальной и перспективной работой, уменьшает недоверие к центру;
в) особенности реализации политики в регионах — направленность на ликвидацию монополизма, на развитие средних и мелких предприятий с высокой специализацией наукоемких отраслей, контактных производственных единиц, не требующих больших территорий, площадей, крупных энергоресурсов, меньше загрязняющих окружающую среду и наиболее отвечающих встревоженному сегодня в экологическом отношении общественному мнению;
г) посредством средних и мелких предприятий опора на современную организационно-управленческую структуру, достижение большей мобильности в управлении ресурсами, следовательно, оздоровление в перспективе консервативной системы управления в регионах, наращивание ее наукоемких источников, вызывающих существенные сдвиги в инновационном режиме управления;
д) центр тяжести переносится на научные исследования, развитие информационных систем, подготовку кадров, воплощение в социальной инфраструктуре современных идей градостроительства, сочетание архитектурных проектов с окружающей природной средой, с местными традициями, бытовыми и национальными особенностями;
е) возникающие «технополисы», поддерживая в первое время непосредственную связь с фундаментальной наукой, преимущественно ориентируются на прикладные исследования, добиваясь быстрого внедрения новых технологий в производство.
Правительственные и общественные структуры разрабатывают и предлагают регионам пути реализации региональной социальной политики в виде: а) создания базы стабильных налоговых поступлений; б) выдвижения перспективных и привлекательных идей для местного населения; в) обоснования конкурсных условий выдвижения регионов, желающих участвовать в реализации проекта; г) разработки принципов отбора кандидатов для участия в проекте ускорения регионального развития. С этой целью министерствами, ведомствами совместно с органами самоуправления в регионах вырабатывается конкретный механизм реализации принципов отбора, производится конкурс кандидатов, утверждаются представляемые в местные органы планы развития «технополисов».
Федеральное правительство осуществляет косвенное финансирование ускорения научно-технического развития и в регионах посредством разработки научно-технического проекта, осуществления налоговых, кредитных льгот и приоритетов, поощрения предпринимательской деятельности, более полного использования внутренних ресурсов территорий. Специальная финансовая помощь оказывается средним и мелким фирмам, участвующим в реализации проекта. Центральным банком по специальной программе предоставляются льготные кредиты предприятиям, центрам, содействующим развитию «технополиса». Правительство осуществляет прямое субсидирование местных органов самоуправления, активно наращивающих интеллектуальный потенциал регионов, развивающих научно-технические и гуманитарные центры региональных исследований и прогрессивные разработки.
Федеральному финансированию подлежит вся интеллектуальная программа и организационная работа по созданию «технополисов». Кроме этого, создается специальный координационный центр, куда входят представители местных властей, правительственных органов, бизнеса и науки. Возможны его подкомитеты в органах местного самоуправления, которые стимулируют и координируют развитие различного рода местных движений по возрождению территорий, созданию ассоциаций, обществ содействия техническому прогрессу, местных бизнесменов, ученых, политиков и журналистов. При таком подходе возможна реальная оценка управленческой ситуации как на региональном, так и на федеральном уровнях: какие процессы являются управляемыми и в какой мере, каковы новые функции их регулирования, новые структуры управления. Это, в свою очередь, позволит оптимизировать всю систему, структуру администрации Президента в том числе, принять механизмы взаимодействия органов управления (представительных и исполнительных), оценить степень эффективности и наметить направления совершенствования.
Следующий, третий, уровень — муниципальные сообщества, органы местного самоуправления, которым центр и субъекты Федерации делегируют ресурсы и властные полномочия для решения местных вопросов под их ответственность. Необходима инновационная стратегия развития местных сообществ, которая позволяет максимально использовать самодеятельность населения в сфере более правильного использования местных ресурсов. Существуют различные способы в этой области развития муниципальной собственности и местного хозяйства, получения иностранных и государственных кредитов. С учетом вышеизложенного сформулируем ряд принципов и первоочередных критериев, направленных на социальное возрождение общества.
1. Создание рыночного хозяйства — не цель, а средство обеспечения достойной жизни каждому гражданину. Поэтому, вводя рыночные механизмы, государство, в первую очередь, должно обеспечивать меры социальной защиты населения, выделять социальные приоритеты.
2. Социальное оздоровление общества возможно лишь с изменением систем и принципов социальной защиты населения, ее осуществление должно находиться под гласным контролем общества, включающим все социально-политические институты. В Конституцию Российской Федерации необходимо внести пункт о безусловных минимальных социальных гарантиях для населения, мерах его социальной защиты, об ответственности властных структур за уровень благосостояния своих граждан.
3. Необходимы разработка механизмов и критериев, экспертных оценок имеющихся ресурсов для удовлетворения социальных нужд, меры по оценке их фактического использования на основе депутатских запросов, требований парламентских фракций и т. п.
Информация о работе Социальная политика государства: цели, принципы, содержание