Социальная поддержка детей-инвалидов в регионе Тюменской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексное изучение правовой природы социальной поддержки детей-инвалидов, состояние и перспектив развития нормативно-правового регулирования в сфере социальной поддержки этой категории граждан, детальный анализ правового статуса федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, реализующих меры социальной поддержки детей-инвалидов, обобщение имеющихся научных сведений и результатов практики органов исполнительной власти региона Тюменской области и выработка на их основе научно-практических предложений и рекомендаций по совершенствованию ее правового регулирования, устранению имеющихся пробелов и коллизий, а также определению направлений его дальнейшего развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКАДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Правовая природа социальной поддержки детей-инвалидов
1.2 Состояние и перспективы развития нормативно-правового регулирования в сфере социальной поддержки детей-инвалидов
1.3 Система и структура органов исполнительной власти, реализующих меры социальной поддержки детей-инвалидов
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В РЕГИОНЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 48.69 Кб (Скачать)

Всего на ее реализацию в ближайшие два года будет  выделено около 70 млн. рублей. В два  раза больше предполагается потратить  в округе на социальную поддержку  инвалидов. Выделенные средства будут израсходованы не только на социальное обслуживание инвалидов и укрепление материально-технической базы сети специализированных учреждений, профессионально-трудовую реабилитацию инвалидов, но и на внедрение современных информационных технологий в работу органов социальной защиты, реализующих данную программу.

5. «Социальная политика»,  «Областной центр «Семья» и  АНО «Комплексный центр социального  обслуживания населения» г. Заводоуковска проводят очередную областную стажерскую площадку на тему «Организация и содержание работы по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и реабилитации людей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов».

В площадке примут участие  специалисты по социальной работе организаций  и учреждений социального обслуживания населения г. Тюмени и Тюменской области. В процессе делового общения, практических занятий, открытых занятий с участием граждан пожилого возраста специалисты смогут изучить опыт других территорий в реализации эффективных технологий работы с пожилыми и инвалидами, повысить свое профессиональное мастерство.

В программе областной  стажерской площадки:

- Опыт работы сельских  участковых специалистов по обслуживанию  граждан пожилого возраста и  инвалидов.

- Модель патронажа  престарелых граждан на дому.

- Комплексный подход  к реабилитации инвалидов на  территории Заводоуковского городского округа.

- Трудовая реабилитация  граждан пожилого возраста и  инвалидов (Практическое занятие).

- Психологические  аспекты социальной работы с  людьми с ограниченными возможностями.  Развитие взаимоотношений между  людьми разных возрастных групп  (Тренинговое занятие).

- Технология организации  досуговой деятельности пожилых людей.

- Реабилитация детей-инвалидов  в условиях дневного пребывания (открытое занятие).

- Организация образовательного  процесса для детей-инвалидов  на территории Заводоуковского городского округа.

- «Что такое стресс  и как с ним совладать» (Практическое  занятие).

- Реабилитация детей-инвалидов  в условиях дневного пребывания  «По волнам по морям» (Открытое  занятие).

- Круглый стол по  вопросам организации работы  с людьми с ограниченными возможностями,  гражданами пожилого возраста  и т.д.

Итак, количество детей-инвалидов, к сожалению, растет неукоснительно. Инвалиды, как отмечает статистика, составляют десятую часть населения  планеты. В условиях российской действительности эта категория людей по-прежнему остается одной из самых экономически и социально-психологических неблагополучных. Инвалидность не есть медицинская проблема. Инвалидность - это проблема неравных возможностей.

Поэтому, необходимо рассматреть инвалидность не только как нарушение здоровья со стойкими расстройствами функций организма, приведшее к ограничению жизнедеятельности, но и как психологический феномен. Инвалидность - психологическое образование личности, выраженное ее деформацией, тотально препятствующей эффективному социальному функционированию на фоне резко сниженной самооценки, непродуктивных контактов с окружающими.

Данное психологическое  образование личности является следствием неадекватного понимания здоровыми  людьми феномена «инвалидности», излишней изоляции и исключением инвалидов  из полноценного участия в общественной жизни, игнорировании большинством их равных прав с другими гражданами страны, что является явной социально-психологической  и, думается, политической дискриминацией.

На 1 сентября 2006 года только в городе Тюмени насчитывалось 1289 детей-инвалидов школьного возраста. Из них 494 человека, что составляет 38,3%, обучаются в массовых общеобразовательных  учреждениях. Как организовать и  обеспечить социально-психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, чтобы оптимизировать развитие детей данной группы, интегрировать их в общество? Эти и многие другие вопросы интересуют педагогическую общественность, правозащитные общественные организации, родителей, имеющих детей-инвалидов - будущих школьников.

В развитии ребенка  все взаимосвязано, взаимообусловлено. Специалистам необходимо определить его  «точки роста», зону ближайшего развития, спрогнозировать его реальные перспективы, создать условия для самореализации во всех сферах деятельности. Цель образовательного учреждения - не только учение, передача ребенку определенной суммы знаний, а, прежде всего - формирование Человека. Таким образом, в модель практики социально-педагогического сопровождения  закладывается безусловная ценность внутреннего мира каждого школьника, приоритетность потребностей, целей  и ценностей его развития.

При осуществлении  социально-психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов принципиально важным является создание условий для самостоятельного творческого освоения ими системы отношений с окружающими и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно значимых жизненных выборов. В процессе сопровождения взрослый, создавая ситуацию выборов и не навязывая априорно свою точку зрения, побуждает ребенка к нахождению самостоятельных решений, помогает ему принять ответственность за собственную жизнь.

При рассмотрении вопроса  о социально-педагогическом сопровождении  мы опираемся на понимание комплексности  в его организации и осуществлении  с включением, где есть в этом необходимость, оздоровительной, реабилитационной деятельности специалистов образовательного учреждения. Такими полифункциональными образовательными учреждениями являются городские и федеральные экспериментальные площадки МОУ СОШ № 2 города Ханты-Мансийска (директор А.М.Болотова) и МОУ СОШ № 70 города Тюмени (директор Л.Н. Русакова), традиционные функции которых (обучение, воспитание и развитие) расширены пока еще не свойственными для широкой педагогической практики функциями: здоровьесберегающей и здоровьеформирующей, социальной защиты, комплексного сопровождения, культурологической и т.д. В этих учреждениях наряду со здоровыми детьми обучаются и дети-инвалиды.

Опираясь на классификацию  детей-инвалидов, разработанную Р.Боровским. Эта классификация позволяет нам, в случае правильного отнесения ребенка-инвалида к определенному типу, наметить конструктивные способы адресной помощи и поддержки, развернуть его внутренние резервы с учетом специфики отношения ребенка к своему недугу.

Опираясь на данную классификацию, объединив детей-инвалидов  в три группы, наметим конкретные реабилитационные меры. Так, у детей 1-х, 2-х, 6-х типов, скрывающих факт инвалидности от других, явно сформировано негативное самоотношение и непринятие факта своей инвалидности. В случае внешне выраженных физических дефектов дети-инвалиды обеспокоены несоответствием своего физического «Я» общему стандарту. При наличии феномена отвержения, неприятия окружающими такие дети вынуждены преодолевать психологические барьеры первоначального вхождения в новый социум. Окружающие, определив специфичность их поведения, способны проявить некорректность в поведении, тем самым нанести детям-инвалидам тяжелые психологические травмы. Сопровождающему (в качестве которого мы рассматриваем взрослого, непосредственно с ним взаимодействующего: это и классный руководитель, и психолог, дефектолог, учитель, родитель) такого ребенка необходимо:

- создать атмосферу  безопасного самопознания;

- снять чувство  страха в общении со сверстниками  и взрослыми, вызванного чувством  своей ущербности;

- подготовить к  вероятности некорректного поведения  со стороны окружающих, к адекватному  восприятию данного поведения;

- сформировать толерантность  и независимость от оценочных  суждений по поводу его состояния  здоровья и внешности, способностей;

- помочь пережить  факт психологической агрессивности  со стороны окружающих, вскрыв  его внутренние резервы (позитивный  настрой, успешность в каком-либо  виде деятельности, преодоление  трудностей и фиксация на успехах  и т.п.);

- обучить отреагированию негативных эмоций в социально приемлемых формах и т.д.

- сформировать у  ребенка компенсаторный механизм, позволяющий успешно преодолевать  трудности социализации;

- стимулировать стремление  ребенка стать автором самого  себя, своего будущего;

- оказать конкретную  помощь в стремлении ребенка  обретения смысла своей жизни,  конкретных и реально достигаемых  жизненных перспектив.

Для детей 3-х, 7-х, 8-х  типов, не скрывающих факт своей инвалидности, характерно несколько вариантов  поведения.

А манипулирование  окружающими посредством своей  инвалидности, особенно при демонстративном  типе акцентуации, с целью извлечения персональной выгоды. У таких детей-инвалидов  формируется иждивенческая позиция: «Мне обязаны все: родители, окружающие, государство. Пожалейте меня, сам  же я ничего не могу и ни на что не способен».

С представителями  данной категории детей-инвалидов  сопровождающему необходимо:

- создать атмосферу  безопасного самопознания;

- формировать субъектность ребенка, воспитывать самостоятельность и персональную ответственность за свою жизнь, исключив чрезмерную опеку;

- научить управлять  своими действиями: планировать,  искать внутренние и внешние  ресурсы, реализовывать намеченные  программы, оценивать и контролировать  результаты своих действий;

- создавать ситуации  успеха, фиксировать внимание на  позитивных результатах, культивировать  потребность самопомощи, самообслуживания;

- сформировать у  ребенка компенсаторный механизм, позволяющий успешно преодолевать  трудности социализации;

- запустить внутренние  механизмы саморазвития ребенка,  его способностей к самопознанию, саморегулированию, корректной самопрезентации.

Дети-инвалиды, отнесенные к данному варианту поведения, демонстрируют  следующий поведенческий сценарий: стремятся, во что бы то ни стало  самостоятельно преодолеть свои трудности, у них вызывает чувство раздражения, когда к ним относятся как  к немощным, болящим и неспособным самостоятельно справиться с жизненными трудностями. Опасность данного поведения заключается в том, что дети этой группы зачастую не в состоянии адекватно оценить ситуацию и свои возможности, что может привести к нанесению ущерба их здоровью и усугублению тяжести психического состояния. Многие специалисты отмечают, что у детей-инвалидов достаточно часто можно наблюдать переоценку собственных сил, возможностей, знаний и своего положения в группе, что выражается в неадекватно завышенном уровне притязаний.

С данной группой детей  сопровождающему необходимо:

- создать атмосферу  безопасного самопознания;

- сформировать реальное  отношение к своему состоянию  здоровья;

- помочь ребенку  установить предел допустимых  психофизиологических затрат;

- научить обращаться  за помощью в случае необходимости,  при этом не чувствовать ложного  стыда;

- сформировать у  ребенка компенсаторный механизм, позволяющий успешно преодолевать  трудности социализации.

Для детей 5-х, 9-х, 10-х  типов, не знающих о своей инвалидности, характерно поведение с ориентацией  на поведение, как и у здоровых детей. Эти дети не осознают тяжести  своего состояния здоровья, могут  включаться в деятельность, несоизмеримую  с ограниченностью их психофизических  возможностей. Вследствие отрицательного результата из-за невозможности соответствовать  стандарту, испытывают чувство разочарования. Особо остро такие дети реагируют  на информирование о том, что они  инвалиды - люди с ограниченными  возможностями и факт их неудач - тотальная неизбежность.

С представителями  данной категории детей сопровождающему  необходимо:

- создать атмосферу  безопасного самопознания;

- подготовить, в  зависимости от возраста ребенка  и особенностей его личности, к восприятию реальной информации  о состоянии своего здоровья  и ограничениях, с которыми он  встретится;

- не фиксировать,  «не привязывать» его к факту  своей дефективности в процессе  дальнейшей с ним коррекционно-развивающей  деятельности, рассмотреть возможность  идти на разумный риск;

Информация о работе Социальная поддержка детей-инвалидов в регионе Тюменской области