Социальная поддержка детей-инвалидов в регионе Тюменской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексное изучение правовой природы социальной поддержки детей-инвалидов, состояние и перспектив развития нормативно-правового регулирования в сфере социальной поддержки этой категории граждан, детальный анализ правового статуса федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, реализующих меры социальной поддержки детей-инвалидов, обобщение имеющихся научных сведений и результатов практики органов исполнительной власти региона Тюменской области и выработка на их основе научно-практических предложений и рекомендаций по совершенствованию ее правового регулирования, устранению имеющихся пробелов и коллизий, а также определению направлений его дальнейшего развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКАДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Правовая природа социальной поддержки детей-инвалидов
1.2 Состояние и перспективы развития нормативно-правового регулирования в сфере социальной поддержки детей-инвалидов
1.3 Система и структура органов исполнительной власти, реализующих меры социальной поддержки детей-инвалидов
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В РЕГИОНЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 48.69 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКАДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

1.1 Правовая природа  социальной поддержки детей-инвалидов

1.2 Состояние и перспективы  развития нормативно-правового регулирования  в сфере социальной поддержки  детей-инвалидов

1.3 Система и структура  органов исполнительной власти, реализующих меры социальной  поддержки детей-инвалидов

ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА  ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В РЕГИОНЕ ТЮМЕНСКОЙ  ОБЛАСТИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность настоящей курсовой. Анализ норм законодательства о социальном обеспечении позволяет сказать о преимущественном использовании законодателем дефиниции «социальная поддержка» в отношении детей-инвалидов, нуждающихся в помощи государства. Поэтому в настоящее время уже можно говорить о наметившейся тенденции к унификации терминологии в этой области законодательства. Представляется, указанная тенденция вполне могла бы повлиять и на выработку единого подхода к разграничению компетенции органов исполнительной власти, реализующих меры социальной поддержки.

Безусловно, специфика  законодательства о социальной поддержке  детей-инвалидов осложняется и  наличием массива нормативных правовых актов субъектов РФ. При этом их содержание, как правило, зависит  от наличия денежных средств в бюджете субъекта РФ. Предоставляя ту или иную меру социальной поддержки детей-инвалидов, субъект РФ, очевидно, стремится к уменьшению расходной части своего бюджета. Такое обстоятельство не может не повлиять не только на количество и содержание мер социальной поддержки гражданам, но и на порядок и условия их предоставления.

Таким образом, выбранная  для исследования тема представляет несомненный интерес как в теоретическом, так и в практическом плане, и подтверждает актуальность данного исследования.

Настоящее исследование представляет собой попытку комплексного изучения нормативно-правовых основ  социальной поддержки детей-инвалидов  в его современном содержании, а также анализа перспектив развития.

Объектом исследования курсовой работы являются урегулированные  правом взаимоотношения органов, реализующих  меры социальной поддержки гражданам, а также отношения, возникающие  между этими органами и детьми-инвалидами в связи с предоставлением  последним мер социальной поддержки.

Предметом исследования курсовой работы выступают нормативно-правовые акты и реальные правоотношения, регламентирующие предоставление мер социальной поддержки  гражданам, а также практика органов  исполнительной власти региона Тюменской  области.

Целью курсовой работы является комплексное изучение правовой природы социальной поддержки детей-инвалидов, состояние и перспектив развития нормативно-правового регулирования в сфере социальной поддержки этой категории граждан, детальный анализ правового статуса федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, реализующих меры социальной поддержки детей-инвалидов, обобщение имеющихся научных сведений и результатов практики органов исполнительной власти региона Тюменской области и выработка на их основе научно-практических предложений и рекомендаций по совершенствованию ее правового регулирования, устранению имеющихся пробелов и коллизий, а также определению направлений его дальнейшего развития.

Для достижения данной цели курсовой работы предполагается решение следующих задач:

- провести теоретический  анализ понятия «социальная поддержка», правовых категорий «льгота», «гарантия», «социальное обеспечение», «социальная  защита»;

- охарактеризовать  социальную поддержку детей-инвалидов  как один из видов социального  обеспечения;

- определить состояние  и перспективы развития нормативно-правового  регулирования в сфере социальной  поддержки детей-инвалидов в регионе  Тюменской области;

- выявить необходимость  разработки и принятия единых  государственных социальных стандартов  социальной поддержки детей-инвалидов;

- рассмотреть систему  и структуру органов исполнительной  власти, реализующих меры социальной  поддержки детей-инвалидов;

- исследовать правовой  статус органов, реализующих меры  социальной поддержки детей-инвалидов  в регионе Тюменской области;

- проанализировать  практику органов исполнительной  власти Тюменской области в  сфере социальной поддержкидетей-инвалидов;

- разработать и  обосновать предложения по совершенствованию  компетенции органов, реализующих  меры социальной поддержки граждан.

Методологическую  основу курсовой работы составляют методы и приемы научного познания. Основу исследования определили общенаучные (диалектико-материалистический, системный, функциональный, метод анализа, синтеза) и специальные (сравнительно-правовой, нормативно-логический, историко-юридический, структурно-функциональный, статистический и другие) методы познания.

Применение названных  методов позволило провести комплексное  изучение административно-правовых основ  социальной поддержки детей-инвалидов, выработать отдельные предложения  и рекомендации по совершенствованию  регламентирующих его норм. Методологической основой для выработки понятий  послужили законы формальной логики и правила лингвистики.

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

1.1 Правовая природа социальной поддержки детей-инвалидов

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация  является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека. С  помощью социальной политики реализуется  одна из важнейших функций государства - социальная. В силу взаимозависимости  политики и экономики можно с  уверенностью сказать, что эффективность  социальной политики государства предопределяется ростом его экономики. Полагаем, социальная политика государства должна быть направлена на сбалансирование экономических  и социальных интересов государства  для обеспечения его экономического роста.

Анализ состояния  социальной политики России позволяет  рассматривать социальную поддержку  в двух аспектах: широком и узком. Социальная поддержка в широком  смысле слова - это форма выражения  социальной политики государства, направленная на оказание социальной помощи нуждающимся гражданам (детям-инвалидам). В свою очередь, целью социальной поддержки детей-инвалидов является претворение в жизнь социальной политики государства.

Узкий смысл социальной поддержки детей-инвалидов требует  дополнительного исследования. В  настоящее время законодатель не закрепляет определение данному  термину Галагузова М.А. Социальная педагогика - М.: ВЛАДОС, 2000.

В то же время, вводя  новый термин в оборот, законодатель не потрудился определиться с его  значением. Исследование показало, что  в одних случаях он указывает  на замену льгот и компенсаций  мерами социальной поддержки, в других - он заменяет только термин «льготы» мерами социальной поддержки, в третьей  ситуации под мерами социальной поддержки  понимаются «социальные гарантии». При этом заметим, что в одном  и том же нормативным правовом акте законодатель называет мерами социальной поддержки компенсации и льготы, в последующем заменяя льготы словами «возмещение вреда и  меры социальной поддержки». В результате можно сделать вывод о недоработке  законодательства в части определения  термина «социальная поддержка» и ее мер Стахова А.А. Понятие правовой природы социальной поддержки граждан в Российской Федерации // Юристъ-правоведъ. 2006. № 3 (28). - 0,5 п.л..

Исследование норм международного права позволяет  утверждать, что социальная поддержка  как термин не используется в основных международных нормативных актах. Но, тем не менее, в них прослеживается закрепление отдельных мер социальной поддержки в качестве видов социального  обеспечения.

В то же время проведенный  анализ показывает, что правовая природа  социальной поддержки детей-инвалидов  заключается в соблюдении принципа солидарности граждан и поколений  и основана на перераспределении  части средств в пользу данной категории граждан.

Но мой взгляд, сущность социальной поддержки заключается  в оказании государством помощи отдельным  категориям граждан. Социальная поддержка  детям-инвалидам является частью их социального обеспечения, наряду с  инвалидным обеспечением или обеспечением пособиями, поскольку, по сути, социальная поддержка - это социальная помощь.

Таким образом, в узком смысле социальная поддержка означает обеспечение детей-инвалидов за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, построенное на перераспределении части средств в целях оказания помощи детям-инвалидам. Мерой социальной поддержки является вид помощи, оказываемый государством таким категориям граждан Стахова А.А. Особенности правового статуса органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, реализующих меры социальной поддержки граждан // Теория и практика административного права и процесса: Материалы всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора В.Д. Сорокина. Краснодар, 2006. - 0,65 п.л..

1.2 Состояние и перспективы  развития нормативно-правового  регулирования в  сфере социальной  поддержки детей-инвалидов

Неопределенность  законодателя по вопросу о понятии  «законодательство» никак не может  положительно сказываться ни на развитие отечественной юриспруденции, ни на практике правоприменения. Поэтому необходимо согласиться с учеными, выдвигающими предложение о необходимости единообразного нормативного закрепления понятия «законодательство», например, в Федеральном законе «О нормативных правовых актах».

На мой взгляд, понятие  «законодательство» правильнее было бы толковать именно в широком смысле слова. В пользу данного утверждения  выступает положение о взаимосвязи  права как системы общеобязательных, формально определенных правил поведения, и законодательства как системы  нормативных правовых актов. Общепризнанно, что эти два понятия соотносятся  как содержание (право) и форма (законодательство). Поэтому в целях настоящего исследования законодательство в сфере социальной поддержки детей-инвалидов трактуется в широком смысле. При этом необходимо обратить внимание, что законодательство в сфере социальной поддержки детей-инвалидов является составной частью как законодательства о социальном обеспечении детей-инвалидов (оно включается в его состав в качестве института, в некотором смысле дополняющего самостоятельный институт социального обеспечения о льготах и компенсациях), так и административного законодательства (в части, определяющей систему и структуру органов исполнительной власти, реализующих меры социальной поддержки детей-инвалидов, и их компетенцию).

Законодательство  носит системный характер. Можно  предположить, что системность как  свойство, присущее как в целом  законодательству, так и, в частности, законодательству в сфере социальной поддержки детей-инвалидов, заключается  в том, что нормы, образующие ее, представляют собой упорядоченную совокупность, что объясняется наличием иерархии среди них. Вместе с тем, градация норм, их соподчинённость, взаимозависимость  и взаимообусловленность не исключает  их единства. Единство это проявляется  двояко: с одной стороны, это единство содержания - принципов правового  регулирования, основных положений (понятий, терминов), с другой стороны: это  и единство формы, взаимосвязь актов, составляющих законодательство в сфере  социальной поддержки детей-инвалидов.

С сожалением приходится констатировать, что данные положения  во многом остаются теоретическими изысканиями, и не находят отражения в действующем  законодательстве. Нормативные правовые акты, устанавливающие меры социальной поддержки детей-инвалидов зачастую характеризуются отсутствием единообразного применения терминов, страдают неточностью  формулировок. В качестве примера  можно привести факт отсутствия в  законодательстве понятия социальной поддержки детей-инвалидов. В федеральном  законодательстве закрепляются нормы, которые вызывают трудности у  правоприменителей на уровне субъекта РФ. В некоторых случаях субъектам РФ предоставляются права в формировании регионального законодательства в сфере социальной поддержки детей-инвалидов, в то время как необходимо на федеральном уровне установить общие положения.

Справедливости ради необходимо отметить, что постепенно законодательство в сфере социальной поддержки детей-инвалидов начинает выстраиваться в определенную систему. Принятые за последние два года нормативные  правовые акты положили начало формированию федеральной и региональной системы  законодательства в данной сфере, так  как законодательство о социальной поддержке детей-инвалидов находится  в совместном ведении РФ и ее субъектов. Однако полностью система законодательства еще не выстроена.

Системный подход к  организации общефедеральных и  региональных актов позволит им взаимообеспечивать друг друга в процессе юридического регулирования, создавать единое правовое пространство. Следует согласиться с учеными, которые высказываются о необходимости разработать и принять специальный нормативный акт «О системе нормативных правовых актов». В то же время, представляется правильным встроить в качестве подсистемы (блока) в систему региональных актов также систему муниципальных правовых актов.

Информация о работе Социальная поддержка детей-инвалидов в регионе Тюменской области