Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 21:41, реферат
Люди находятся в постоянном движении, а общество – в развитии. Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений своего статуса, называется социальной мобильностью. Эта тема интересовала человечество с давних пор. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение – излюбленный сюжет народных сказок: хитроумный нищий вдруг становится богачом, бедный принц – королём, а трудолюбивая Золушка выходит замуж за принца, повысив свой статус и престиж.
I. План.
II. Введение.
III. Основная часть.
Закрытость и открытость российского общества.
Волны маргинализации в России.
Миграционная картина современной России.
IV. Заключение.
V. Список использованной литературы.
I. План.
II. Введение.
III. Основная часть.
IV. Заключение.
V. Список использованной
литературы.
Люди находятся в постоянном движении, а общество – в развитии. Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений своего статуса, называется социальной мобильностью. Эта тема интересовала человечество с давних пор. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение – излюбленный сюжет народных сказок: хитроумный нищий вдруг становится богачом, бедный принц – королём, а трудолюбивая Золушка выходит замуж за принца, повысив свой статус и престиж.
Однако человеческая история складывается не столько из индивидуальных судеб, сколько из движения больших социальных групп. На смену земельной аристократии приходит финансовая буржуазия, малоквалифицированные профессии вытесняются из современного производства так называемыми "белыми воротничками"; инженерами, программистами, операторами роботизированных комплексов. Войны и революции перекраивали социальную структуру общества, понимая на вершину пирамиды одних и опуская других. Подобные изменения произошли в российском обществе после Октябрьской революции 1917 г. Происходят они и сегодня, когда на смену партийной элите приходит бизнес-элита.
Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия: все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение – явление добровольное, а нисхождение – принудительное.
Исследования показывают, что обладатели высших статусов предпочитают для себя и своих детей высокие позиции, но и обладатели низких для себя и своих детей желают того же самого. Так вот и получается в человеческом обществе: все стремятся наверх и никто вниз.
Существует
два основных вида социальной мобильности
– межпоколенная и
В молодом, быстро развивающемся обществе вертикальная мобильность идёт очень интенсивно. Россия эпохи Петра I, Советская Россия в 20-30е годы, Россия эпохи перестройка (90-е годы ХХ века) – примеры подобного общества. Выходцы из низших классов благодаря счастливым обстоятельствам, трудолюбию или изворотливости, быстро продвигаются наверх. Здесь для них уготовлено множество вакансий. Но вот все места заполнились, и движение вверх замедляется. Новый класс богачей загораживается от общества множеством социальных барьеров. Попасть в него теперь неимоверно сложно. Социальная группа закрылась.
По мнению западных учёных, только в период индустриализации СССР был открытым обществом – в связи с острой нехваткой управленческих кадров. Тогда в СССР все люди имели равное исходное положение и равные шансы на социальное восхождение. Страна воздала систему массовой подготовки специалистов. Позже потребности в кадрах были удовлетворены даже с некоторым запасом: люди с высшим образованием стали занимать рабочие места. Появились рабочие-интеллигенты. Советские философы выдали это за очередное достижение социализма. В "застойный" период, т.е. в 70-80е годы, начинается саморекрутирование социальных слоёв. Общество стабилизировалось, вертикальная мобильность ослабла, система стала закрываться, социальные слои стали преимущественно заполняться за свой счёт: дети рабочих становились рабочими, дети служащих – служащими.
Данные социологических исследований демонстрируют высокую степень "закрытости" в российском обществе даже группы рабочих. С 1986г. она пополнялась главным образом за счёт выпускников ПТУ и других аналогичных учебных заведений. Группа работников сферы обслуживания также пополнялась за счёт учащихся, рабочих и специалистов с дипломом. В этом тоже сказываются традиции советской эпохи.
1989 год знаменательный период в развитии российского общества. Именно в этом году стало очевидно для большинства людей, что если ты не успеешь немедленно обогатиться, то окажешься на социальном дне. После начала перестройки 1985г. большинство выжидало, им говорили: "Высказывайте свои мысли свободно". Но народ боялся: а вдруг внесут в чёрный список и, как в 1937г., подведут под статью. Им говорили: "Обогащайтесь!" Но большинство помнило нэп и то, что с ним в начале 30-х годов сделали. Но в 1989 году стало совершенно ясно, что пути назад нет и на страну нагрянул капитализм. С 1989 по 1994г. в российском обществе произошли все главные события. Население не смогло устремиться по пути обогащения: в "осадок" выпали пенсионеры, дети, многосемейные, малоимущие, инвалиды, интеллигенция, активный период социализации у которой пришёлся на советский период и которая усвоила, что обогащение безнравственно. За бортом оказались чуть ли не все жители моногородов (военно-промышленных, научных и т.д.), малых и отчасти средних городов, где рынок труда оказался чрезвычайно узким и устроится на работу стало невозможно, особенно если единственное в городе предприятие закрылось.
Вперёд же вырвались три группы населения, которые к моменту финиша (линия старта – 1989г.) составили класс "новых русских": 15% – криминалитет (те, кто ещё при советской власти занимался подпольным бизнесом и сколотил состояние), 70% – номенклатура (те, кто в нужное время оказался на нужном месте и участвовал в разделе "общественного пирога"), 15% – "разночинцы" (представители разных групп – от инженера научно-исследовательского института до преподавателя ВУЗа). В 1994 году происходит ещё одно знаменательное событие – закрытие высшего класса. Он создаёт законы, частные клубы, привилегированные школы "под себя". В основном и целом его ряды укомплектовались, а вся общественная собственность поделена между мощными группировками и кланами. То, что осталось неподеленным, уже заранее распределено между ними.
Между "социальным дном", которое, подобно воде в котле, постоянно нагревается пламенем нужды и бедности, и крышкой социального котла мечется особый слой наиболее нагретых частиц – "челноки", будущий средний класс, а сейчас формирующаяся мелкая буржуазия. Она экономически активна, но политически бесправна, так как крупная буржуазия принимает законы (да и то в отчаянной борьбе с силами старого порядка) "под себя". Она сама ещё крепко не встала на ноги.
Создать нечто "под себя" – означает закрыть крышку котла и никого к себе не пускать. На научном языке это именуется социальной клаузулой (социальным закрытием высшего класса). Подобное наблюдается практически во всех обществах в большей или меньше степени. Находящаяся в неупорядоченном броуновском движении мелкая буржуазия вносит динамизм и неустойчивость: скопив капиталец, "челнок" отправляется за покупками в дальнее и ближнее зарубежье, а по возвращении его обирают таможенники, чиновники, рэкетиры. Тех, кто попытался немного обогатиться и протиснуться в высший класс, на подходе к нему "отстреливают, так как чем ближе к закрытой крышке котла, тем выше конкуренция, слаще доля пирога, лучше виды на будущее.
Вместе
с тем открыт доступ в сельский
и городской средний класс. Прослойка
фермеров крайне незначительна и
не превышает 1%. Средние городские слои
ещё не сформировались. Но их пополнение
зависит от того, как скоро "новые русские"
и руководство страны будут оплачивать
квалифицированный умственный труд не
по прожиточному минимуму, а по его рыночной
цене.
Основу классической концепции маргинальности заложило изучение особенностей личности, находящейся на границе различных культур Исследования проводились Чикагской социологической школой. В 1928 году её глава Р. Парк впервые употребил понятие "маргинальный человек". Парк связывал концепцию маргинального человека не с личностным типом, а с социальным процессом. Маргинальность выступает результатом интенсивных процессов социальной мобильности. При этом переход из одной социальной позиции в другую представляется индивиду как кризис. Отсюда ассоциации маргинальности с состоянием "промежуточности", "окраинности", "пограничности". Р.Парк отмечал, что периоды перехода и кризиса в жизни большинства людей сравнимы с теми, которые переживает иммигрант, когда он покидает родину, чтобы искать счастье в чужой стране. Правда, в отличие от миграционных переживаний маргинальный кризис является хроническим и непрерывным, в результате он имеет тенденцию превращаться в тип личности.
В целом маргинальность понимается как:
-
состояния в процессе
-
характеристики социальных
Россия пережила минимум две крупные волны маргинализации. Первая наступила после революции 1917 года. Из социальной структуры насильственно были выбиты два класса – дворянство и буржуазия, входившие в элиту общества. Новая пролетарская элита стала формироваться из низших классов. Красными директорами и министрами в одночасье стали рабочие и крестьяне. Минуя обычную для стабильного общества траекторию социального восхождения через средний класс, они перескочили одну ступеньку и попали туда, куда не могли попасть раньше и не попали бы в будущем. Путь "из грязи в князи" сохранялся вплоть до начала 70-х годов, когда советские социологи впервые установили, что все классы и слои нашего общества теперь воспроизводятся на собственной основе, т.е. только за счёт представителей своего класса. Так продолжалось всего два десятилетия, которые можно считать периодом стабилизации советского общества и отсутствия массовой маргинализации.
Вторая
волна наступила в начале 90-х
годов и также в результате
качественных изменений социальной
структуры российского
Возвратное движение общества от социализма к капитализму привело к радикальным изменениям в социальной структуре. Элита общества сформировалась из трёх пополнений: криминалитета, номенклатуры и "разночинцев". Определённая часть элиты пополнилась из представителей низшего класса: бритоголовые прислужники российских мафиози, многочисленные рэкетиры и оргпреступники часто являли собой бывших пэтэушников и недоучек. Эпоха первоначального накопления, ранняя фаза капитализма, вызвала к жизни брожение во всех слоях общества. Путь к обогащению в этот период, как правило, лежит вне правового пространства. Среди первых начали обогащаться и те, кто не имел высокого образования, высокой нравственности, но вполне олицетворял "дикий капитализм".
В элиту вошли, кроме представителей низов, "разночинцы", т.е. выходцы из разных групп среднего советского класса и интеллигенции, а также номенклатура, которая в нужное время оказалась в нужном месте, а именно у рычагов власти, когда предстояло делить общенародную собственность. Напротив, преобладающая часть среднего класса совершила нисходящую мобильность и пополнила ряды бедных. В отличие от старых бедных (деклассированных элементов: хронических алкоголиков, нищих, бездомных, наркоманов, проституток), существующих в любом обществе, эту часть называют "новыми бедными". Они являют специфическую черту России. Такой категории бедных нет ни в Бразилии, ни в США, ни в какой иной стране мира. Первая отличительная черта – высокий уровень образования. Учителя, преподаватели, инженеры, врачи и другие категории бюджетников оказались среди бедных только по экономическому критерию – доходам. Но они не являются таковыми по другим, более важным критериям, связанным с образованием, культурой и уровнем жизни. В отличие от старых, хронических бедных "новые бедные" – временная категория. При любом изменении экономической ситуации в стране в лучшую сторону они готовы моментально вернуться в средний класс. И детям они стараются дать высшее образование, привить ценности элиты общества, а не "социального дна".
Таким образом, радикальные изменения социальной структуры российского общества в 90-е годы связаны с поляризацией среднего класса, расслоением его на два полюса, пополнивших верхи и низы общества. В результате численность этого класса существенно сократилась.
Попав
в слой "новых бедных", российская
интеллигенция оказалась в
Информация о работе Социальная мобильность в современном российском обществе