Социальная и правовая помощь оказываемой детям-инвалидам

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:55, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение социальной и правовой помощи оказываемой детям-инвалидам в РБ.
Задачи:
изучить психолого-педагогическую, юридическую, социологическую литературу по проблеме исследования;
рассмотреть и проанализировать причины детской инвалидности;
изучить особенности системы социальной реабилитации детей-инвалидов в РБ;
проанализировать законодательную базу РБ, направленную на защиту детей-инвалидов.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 67.08 Кб (Скачать)

      Правое  обеспечение проблем инвалидности; повышение уровня материального  обеспечения через увеличения размеров пенсионных выплат, занятость на рынке  труда; образование инвалидов как  важнейшее условие их реабилитации; формирование безбарьерной среды; расширение взаимодействия государственных институтов и государственная помощь общественным организациям – таковы основные направления  государственной политики Республики Беларусь в отношении инвалидов.

      Для координации политики в отношении  проблем инвалидности и выработки  согласованных действий правительством создан республиканский межведомственный совет.

      Конституция как основной документ государства  образует то правовое пространство, в  котором функционирует социальный механизм защиты и поддержки всех слоев населения. Эффективность  деятельности этого механизма непосредственно  связана с профессиональной деятельностью  специалистов: социальных и медицинских  работников, педагогов, дефектологов, психологов и т.д. Поэтому необходима юридическая компетентность всех профессионалов, особенно в области работы с наиболее незащищенными слоями населения, к  которым относятся и дети-инвалиды.

      В основу законодательства Республики Беларусь в сфере работы с детьми с ограниченными  возможностями положены международные  документы ООН, гарантирующие всем категориям населения равные права. Однако для детей-инвалидов, как  и для некоторых других, мало защищенных слове населения, предусматривается  ряд специфических прав и льгот, учитывающих их особые нужды и  положения.

      В числе основных международных документов, защищающих и гарантирующих права  этой категории детей, можно назвать  следующие: «Всеобщая Декларация прав человека», «Декларация о правах инвалидов», «Конвенция о правах ребенка», «Стандартные правила обеспечения  равных возможностей для инвалидов»[20].

      Для детей-инвалидов, согласно «Конвенции о правах ребенка», предусматривается  приоритетное удостоверение особых потребностей такого ребенка в области  образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановление здоровья, подготовки к трудовой деятельности, а так же обеспечивается соответствующая  помощь такому ребенку и его семье[9].

      На  удовлетворение тех же нужд направлен  закон «О правах ребенка» (1993г.). Он определяет правовой статус этой категории детей, как самостоятельных субъектов, и направлен на обеспечение его  физического и нравственного  здоровья, формирование национального  самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации. Особое внимание и социальная защита гарантируется детям-инвалидам, с  особенностями психофизического развития и оказавшимся в других неблагоприятных ситуациях[6].

      Как и все другие дети, ребенок со специфическими потребностями имеет  право жить и воспитываться в  семье, которое закрепляется «Кодексом  о браке и семье». Родители, соответственно, должны принять на себя обязанности  по содержанию своего ребенка до 16 лет  и далее, если ребенок в этом нуждается. Однако особое внимание уделяется и  людям, воспитывающим ребенка-инвалида (его родителям, опекунам). Государством выплачивается пособие по уходу  за такими детьми, независящие от дохода семьи. Время ухода за ребенком со специфическими нуждами зачисляется  одному из родителей (который осуществляет уход) в стаж работы для получения  трудовой пенсии. Матери, воспитывающие  ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет, ежемесячно получают оплачиваемый свободный  день (Постановление Совета Министров  Республики Беларусь № 533 от 27.05.1997г.). Кроме  того, родители инвалидов с детства  имеют право на более ранний срок ухода на пенсию (Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»).

      Дети  со специфическими особенностями имеют  право на получение пенсии, которая  зависит от его (ребенка) степени  нарушения здоровья. Так дети-инвалиды первой степени нарушения здоровья имеют право на пенсию в размере 150% от минимального размера пенсии по возрасту, второй степени – 170%, третьей  степени – 200%, четвертой степени  – 250%.

      Предусматривается для таких детей и бесплатное получение медикаментов, а так  же  предоставление физкультурно-оздоровительных  услуг с их частичной оплатой  или бесплатно.

      Важным  документом в сфере организации  помощи детям с ограниченными  способностями является «Основные  направления в государственной  семейной политике» (1998г.). Одной из ее целей является создание условий  для воспитания в семье детей-инвалидов  с последующей интеграцией их в общество. Для реализации этой цели предлагаются следующие меры:

  • предоставление нуждающимся семьям с детьми дополнительной финансовой и натуральной помощи, услуг;
  • развитие сети дошкольных учреждений различных форм собственности с гибким режимом работы, различного типа и назначения (в том числе и для детей с особенностями развития);
  • предоставление возможностей для обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития в учебно-воспитательных учреждениях общего типа;
  • развитие сети специализированных учреждений, предназначенных для содержания детей-инвалидов;
  • формирование системного подхода к решению проблем этой категории детей и созданию условий для их реабилитации и интеграции в общество;
  • совершенствование системы социальной защиты семей, воспитывающих детей-инвалидов.

      В Республике Беларусь утвержден так  же ряд других документов, гарантирующих  права и льготы детей-инвалидов: закон «О здравоохранении» (1993г.), закон  «О социальной защите инвалидов» (1991г.), Постановление Совета Министров  Республики Беларусь «О совершенствовании  порядка организации, оздоровления и лечения детей за пределами  Республики Беларусь (1997г.), Постановление  Совета Министров Республики Беларусь «О санаторно-курортном лечении  инвалидов в возрасте до 18 лет» (1998г.), закон «О социальной защите граждан, пострадавших в следствие катастрофы на ЧАЭС» (1991г.), Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об  утверждении перечня технических  средств социальной реабилитации, выделяемых инвалидам бесплатно или на льготных условиях», а так же информационный бюллетень № 8 Центра гендерной информации и политики Министерства социальной защиты Республики Беларусь «Правовые гарантии социальной защиты семей, воспитывающих ребенка-инвалида»[20].

      В соответствии с Конституцией Республики Беларусь и «Законом о правах ребенка» дети-инвалиды имеют равные со всеми  другими детьми права на образование  и творческое развитие. К сожалению, в жизни они зачастую лишены возможности  реализовать это право. В последние  годы ситуация стала меняться, этому  способствовали изменения, которые  произошли в нормативно-правовой базе в отношении детей с особенностями  психофизического развития.

      В Приказе Министерства образования  от 31.12.1998г. № 725 «Об утверждении Положения  об учреждении внешкольного образования  и воспитания» записано: «На индивидуальные занятия с детьми-инвалидами по месту  жительства отводится 3 часа в неделю на каждого ученика, занятия проводятся на протяжении 35 минут» (глава III п. 31). С этого момента во внешкольных учреждениях активизировалась кружковая работа с детьми-инвалидами.

      Принятие  Концепции (Приказ № 660 Министерства образования  Республики Беларусь от 3.11.1999г.) и Программы (Постановление Министерства образования  Республики Беларусь от 31.08.2000г.) реформирования специального образования дало возможность  приведения специального образования  в соответствие с международными нормами в области образования  и воспитания детей с особенностями  психофизического развития, признало приоритетность обучения этих детей  в интегрированных условиях, расширило  представление о возможностях учреждений внешкольного воспитания и обучения в их адаптации социальной среде[11].

      Важную  роль в оказание социальной помощи детям-инвалидам играет Президентская  программа «Дети Беларуси» и, в частности, ее подпрограмма «Дети-инвалиды». Ее возникновение связано с неразвитостью  сети восстановительного лечения, неудовлетворительная оснащенность медицинских учреждений современной диагностической  и  реанимационной аппаратурой. Все это  приводит к несвоевременному выявлению  врожденных и наследственных заболеваний  и недостаточной реабилитации детей-инвалидов.

      Данная  программа ставит перед собой  следующие задачи в области работы с детьми-инвалидами:

  • повышение эффективности профилактической работы по предупреждению детской инвалидности;
  • создание предпосылок для комплексной психолого-педагогической и социальной реабилитации детей-инвалидов;
  • обеспечение их техническими средствами реабилитации и средствами, облегчающими бытовое обслуживание;
  • повышение уровня технической оснащенности детских реабилитационных учреждений для внедрения современных методов лечения и реабилитации детей-инвалидов;
  • подготовка и повышение квалификации кадров, работающих с детьми этой категории[5].

      Важнейшей задачей в области защиты прав инвалидов является их трудоустройство. Закон «О социальной защите инвалидов» Республики Беларусь предполагает меры, помогающие инвалидам адаптироваться на рынке труда. Прием на работу людей, которым нужны специально оборудованные  места, не выгоден нанимателям. Считанные  люди с тяжелыми ограничениями имеют  возможность работать в специализированных мастерских, не дающих прибыли, но предлагающих труд как вид социальной адаптации. Строительство и ввод в действие новых государственных спец. предприятий  для инвалидов в 1988-1992 годах практически  были прекращены. На 80% предприятий  был ликвидирован надомный труд, уволены  инвалиды. В новых экономических  условиях вопросы профессиональной реабилитации инвалидов становятся более значимыми. В 1994г. в г.Сморгони образовано малое предприятие «Латона», в котором 52% работающих составляют инвалиды, выполняющие работу на дому. На данный период по линии БелОИ зарегистрировано 9 предприятий для инвалидов, из них 5 в Гродно. Но фактически работаю только 2. Успешно реализуется программа занятости инвалидов в г.Минске. В течении 1994 года из 90 зарегистрированных инвалидов, желающих получить работу, трудоустроено 70 человек. В 1997 году Германия оказала помощь в переподготовке инвалидов. Экспериментальный центр подготовил 23 человека по специальности «Коммерческая деятельность»[18].

      Таким образом, можно сказать, что законодательство Республики направлено на создание условий, обеспечивающих жизнь семьи с  ребенком-инвалидом. Однако инвалиды и  их семьи относятся к наиболее малообеспеченным категориям населения, так как, в силу сложившейся в  стране ситуации, пенсии и пособия  на детей-инвалидов не могут обеспечить такому ребенку и его семье  достойную жизнь. Следует также  учесть, что забота о таких детях  отнимает много сил, времени, внимания, терпения и родители не могут работать «в полную силу», что так же создает  определенные материальные трудности. Также хотелось бы отметить, что  законодательство не предусматривает  архитектурные нормы, необходимые  для свободного передвижения инвалидов 

Выводы:

  1. Отношение к детям-инвалидам имело тенденцию изменения в течение многих веков по мере развития знаний и общества в целом. Однако взгляд на аномальных детей в настоящее время не является оптимальным.
 
  1. На развитие психофизических нарушений у  детей влияет множество факторов внешней среды и внутриутробных условий развития: поведение матери во время беременности, наследственные факторы, родовые последствия. Существенно  влияют на ребенка и социальные условия  жизни.
 
  1. Дети-инвалиды и их семьи имеют множество  проблем (материально-бытовые, финансовые, жилищные) и именно на родителях  лежит ответственность за обеспечение  благоприятного развития личности ребенка.
 
  1. Решение проблем  детской инвалидности возможно лишь при совместных действиях государственных  структур и общества.

 

  Глава 2. Социальная  реабилитация детей-инвалидов.

    • Понятие «социальная реабилитация», виды и модели социальной реабилитации.

          Социальная  реабилитация лиц с ограниченными  возможностями – одна из наиболее важных и трудных задач современных  систем социальной помощи и социального  обслуживания. Неуклонный рост числа  инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них –  независимо от его физических, психологических  и интеллектуальных способностей, с  другой стороны, представление о  повышенной ценности личности и необходимости  защищать ее права, характерное для  демократического гражданского общества, с третьей стороны – все  это предопределяет важность социально-реабилитационной деятельности[17].

          Социальная  реабилитация – комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности. Этот процесс нацелен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и самой социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам[14].

          Понятие «социальная реабилитация детей  с ограниченными возможностями  здоровья» можно рассматривать  в различных его вариантах: как  процесс, как конечный результат  и как деятельность. Социальная реабилитация как процесс представляет собой  динамическую систему, в ходе которой  осуществляется последовательная реализация постоянно возникающих в ходе взаимодействия с ребенком тактических  задач на пути к достижению стратегической цели – восстановления его социального  статуса, формирования устойчивой к  травмирующим ситуациям личности, способной  успешно интегрироваться в общество.

          Социальная  реабилитация как конечный результат  – это достижение ее конечных целей, когда человек, имеющий ограниченные возможности здоровья, после прохождения  комплексной реабилитации в соответствующих  реабилитационных учреждениях, вливается  в социально-экономическую жизнь  общества и не ощущает своей неполноценности.

          Социальная  реабилитацию как деятельность относится  в равной мере как к личности специалиста, так и к личности ребенка, включенного  в социально-реабилитационный процесс, который выступает в нем как  субъект деятельности и общения. Социально-реабилитационная деятельность – это целенаправленная активность специалиста по социальной реабилитации и ребенка с ограниченными  возможностями здоровья  в целях  подготовки последнего к продуктивной и полноценной социальной жизни  посредством специальным образом  организованного обучения, воспитания и создания для этого оптимальных  условий. Названный вид деятельности требует от специалиста по социальной реабилитации глубоких профессиональных знаний, высоких морально-нравственных качеств, уверенности в том, что  ребенок, отягощенный дефектом развития, может стать полноценной личностью[1].

          Выделяют  следующие виды реабилитации:

    • медицинская;
    • социально-средовая;
    • профессионально-трудовая;
    • психолого-педагогическая.

          Медицинская реабилитация включает в себя комплекс медицинских мер, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных или  утраченных функций организма, приведших  к инвалидности. Это такие меры, как восстановительное и санаторно-курортное  лечение, профилактика осложнений, реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование, физиотерапия. Государство гарантирует  инвалидам обеспечение в полном объеме всех видов медицинской помощи, включая лекарственное обеспечение. Все это осуществляется бесплатно или на льготных условиях в соответствии с законодательством.

          Таким образом, медицинская реабилитация это процесс, который, прежде всего, направлен на исправление органических дефектов организма и восстановление утраченных тех или иных функций  до оптимального уровня и предупреждение осложнений. По мере  развития естественных наук (биология, физиология, анатомия, генетика и т.п.) медицинская реабилитация носит все более эффективный  характер, способствуя многим инвалидам  преодолеть врожденные и приобретенные  недуги.

          Социально-средовая реабилитация инвалидов – это  комплекс мер, направленных на создание оптимальной среды их жизнедеятельности, обеспечение условий для восстановления социального статуса и утраченных общественных связей. Такая реабилитационная деятельность нацелена на обеспечение  инвалидов специальным оборудованием  и оснащением, которое позволяет  им быть относительно независимыми  в бытовом плане. Важной частью социального  блока реабилитационной программы  являются меры материальной помощи, в  том числе социальные пенсии и  компенсационные выплаты, адресная, натуральная поддержка в виде помощи продуктами, одеждой, другими  предметами обихода, техническими средствами и т.д.

          Под профессионально-трудовой реабилитацией  инвалидов понимается система гарантированных  государством мероприятий по профессиональной ориентации, профессиональному обучению и трудовому устройству инвалидов  в соответствии с их здоровьем, квалификацией  и личными склонностями. Меры профессионально-трудовой реабилитации реализуются в соответствующих  реабилитационных учреждениях, организациях и на производстве. В частности, медико-социальными  экспертными комиссиями и реабилитационными  центрами осуществляется профессиональная ориентация. Профессиональное обучение проводится в обычных или специализированных учебных заведениях по подготовке специалистов разного профиля, а также в  системе производственно-технического обучения на предприятиях. Следует  отметить, что имеются специфические  особенности трудоустройства инвалидов  в сельской местности. Для них  используются такие формы трудоустройства, как работа в составе специальных  полевых бригад, индивидуальная заготовка  дикорастущей продукции, работа в подсобных  производствах и на дому по изготовлению мелкой продукции. Психологическая  реабилитация позволяет инвалиду успешно  адаптироваться в окружающей среде  и в обществе в целом. Социально-психологическая  реабилитация детей с ограниченными  возможностями есть особая форма  социализации – ресоциализация. Она  представляет собой процесс вхождения  такого ребенка в социальную микро- и макросреду, социальную адаптацию, с одной стороны, и повышение  уровня сознания себя как личности, своей самоценности и самозначимости – с другой. Важнейшей задачей  при этом является выработка у  ребенка психологической уверенности  в собственной полноценности  и создание правильной личностно-профессиональной ориентации.

          Реабилитация  детей-инвалидов должна начинаться на самых ранних стадиях болезни, осуществляться непрерывно до достижения в минимально возможные сроки  максимального восстановления или  компенсации нарушенных функций.

          Из  числа возможных сочетаний различных  методов, которые используются в  реабилитационной деятельности в нашей  стране и за рубежом, обращает на себя внимание социально-психологический  подход к каждому ребенку-инвалиду. Он имеет свои преимущества перед  другими подходами, значение которых  также не следует преуменьшать. Данные преимущества заключаются в следующем. Воздействовать на человека необходимо комплексно – с внешней и внутренней сторон, учитывая, что «внешнее»  воздействует на формирование личности через «внутреннее», соответственно «внутреннее» (психологическое содержание личности) помогает лучше и глубже познавать окружающую среду.

          Меры  указанных видов реабилитации имеют  целью уменьшить проявления социальной недостаточности. Мероприятия данного  вида проводятся путем социального  обслуживания на дому и в условиях учреждений социального обслуживания под патронажем органов социальной защиты населения[14].

          В настоящее время, социальная политика на постсоветском пространстве, в  том числе и Республике Беларусь, ориентированная на инвалидов, строится преимущественно на медицинской  модели по реабилитации.

          Исходя  из этой модели, инвалидность рассматривается  как недуг, заболевание, патология. Медицинская модель определяет впоследствии и методику работы с детьми-инвалидами: их лечение, трудотерапию, ограниченное восстановление их способностей к самостоятельному функционированию – самообслуживанию, передвижению. В то же время следует  признать, что медицинская модель реабилитации не исчерпывает всю  полноту проблем детей-инвалидов. В ней ярко отражен дефицит  видения социальной сущности ребенка. Традиционный медицинский подход к  инвалидности помогает детям-инвалидам  только выживать, а не жить. Он вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего ограниченные возможности, снижает его социальную значимость, обособляет от «нормального»  детского сообщества.

          Главная проблема ребенка  с ограниченными  возможностями заключается в  нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, желаемого образования. Ребенок-инвалид  может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий  проблем со здоровьем, но реализовать  свои интересы и потребности, обнаружить и развить дарования, приносить  с их помощью пользу обществу ему  мешает неравенство возможностей.

          Так, государство обязано предоставить ребенку-инвалиду не только определенную медицинскую помощь, социально-экономические  льготы и привилегии, но и обеспечить реализацию его права на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве. Исходя из этой парадигмы, следует признать, что действующая система поддержки  инвалидов в Республики Беларусь на сегодняшний день вплотную подошла  к необходимости смещения акцентов  с медицинской модели (установка  на борьбу с болезнью) к антропоцентрической (установка на связь индивида с  социальной средой).

          Основными целями антропоцентрической модели реабилитации является:

    • обеспечение социального, эмоционального, познавательного и физического развития ребенка, имеющего нарушения, и попытка максимального раскрытия его потенциала для обучения.
    • предупреждение вторичных дефектов у детей с нарушениями развития, возникших либо после неудачной попытки купировать прогрессирующие первичные дефекты с помощью медицинского, терапевтического воздействия, либо в результате искажения взаимоотношений между ребенком и семьей, вызванного в частности тем, что ожидания родителей относительно ребенка не оправдались.
    • приспособление семьи, имеющей детей-инвалидов, оказание ей и более широкому окружению ребенка специальных услуг по оказанию методической, психологической, информационной помощи.
    • профориентация и организация занятости людей с ограниченными возможностями, обеспечение права индивида реализовать себя на рынке труда.

          В результате усиления роли социальной составляющей в общей реабилитационной работе с детьми-инвалидами возможно значительное улучшение качества жизни  ребенка-инвалида, создание условий  для выравнивания его возможностей с возможностями здоровых детей[7].

          Следует отметить, что эффективность социальной реабилитации детей-инвалидов во многом зависит от профессиональной компетентности специалистов, в частности, социального  педагога[2].

      2.2. Основные принципы, цели, задачи и  методы социальной  реабилитации детей-инвалидов.

          В социально-реабилитационной практике принципы отражают основные требования, предъявляемые к социально-реабилитационной деятельности и определяющие ее организацию, содержание, формы и методы реабилитационных воздействий.

          В социально-реабилитационной деятельности можно выделить следующие основные принципы:

          Принцип гуманистической  направленности социально-реабилитационного  процесса. Предполагает необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа требует подчинения всего социально-реабилитационного процесса формированию личности ребенка, ориентированной на отношения достоинства. Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность оказания помощи ребенку в условиях социально-реабилитационного процесса. Его суть в том, что началу собственно социально-реабилитационных воздействий должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования ребенка, на основе которого составляется первичное заключение об уровне его развития.

          Принцип нормативности развития ребенка. Реализация данного принципа предполагает обязательный учет особенностей возрастного развития ребенка и происходящих изменений на всех этапах процесса социальной реабилитации.

          Принцип опоры на ведущую  деятельность. Процесс социальной реабилитации на разных возрастных этапах ребенка должен соответствовать ведущей деятельности, характерной для каждого возрастного этапа и психологическим возможностям и ограничением, связанным с возрастными особенностями.

          Принцип обучения деятельности. Предполагает активизацию детей с целью овладения ими различными видами деятельности, начиная от простейших предметно-практических действий до сложных действий в познавательной сфере.

          Принцип развития. Предполагает выделение не только ведущего дефекта, но и вторичных нарушений, оценку причин их возникновения и прогнозирования последствий, ориентирует на целостное развитие личности ребенка, ее готовность к дальнейшему самосовершенствованию.

          Принцип опоры на положительные  и сильные стороны  личности ребенка. У каждого ребенка, даже если у него имеются значительные проблемы в развитии, есть стремление к нравственному самосовершенствованию. Это стремление можно и погасить, если с ним общаться с помощью упреков и нотации, и усилить, если взрослый вовремя заметит даже малейшие положительные изменения в поведении или деятельности ребенка. Если ребенок, овладевая новыми формами поведения и деятельности, добивается положительных результатов, он переживает радость, что укрепляет уверенность в своих силах, стремление к дальнейшему росту.

          Принцип психологической  комфортности. Предполагает создание в социально-реабилитационном процессе доверительной, раскованной, стимулирующей активность ребенка атмосферы, с опорой на внутренние мотивы и, в частности, на мотивацию успешности[1].

          В социально-реабилитационной деятельности цель может выполнять следующие  функции: цель – идеал; цель – стратегическая задача; цель – тактические  и  оперативные задачи.

          Цель  – идеал – это идея всестороннего развития всех сущностных сил человеческой личности, ее наиболее полная физическая, интеллектуальная и духовно-нравственная самореализация и постоянное самосовершенствование на этой основе.

          Цель  – стратегическая задача состоит в том, чтобы сформировать граждански устойчивую, способную взаимодействовать с окружающими людьми личность. Достигается в результате более полного развития у ребенка с ограниченными возможностями его духовных и физических сил.

          Цель  – тактические  и оперативные  задачи. Она представляет собой систему конкретных воспитательных, образовательных, развивающих, коррекционно-реабилитационных воздействий, организация и эффективная реализация которых призвана обеспечить положительные изменения в развитии личности ребенка.

          Социально-реабилитационная задача – основное звено социально-реабилитационного  процесса. Взаимодействуя с детьми, специалист по социальной реабилитации постоянно ставит перед собой  цели и задачи, вытекающие из ситуаций, а затем переводит их в задачи детей с целью стимуляции их активности. Социально-реабилитационный процесс  можно представить как цепочку  последовательно возникающих социально-реабилитационных ситуаций, в ходе которых ставятся и  решаются многочисленные воспитательные, развивающие и коррекционные  задачи разного уровня сложности[1].

          Социально-реабилитационная работа с детьми-инвалидами строится на основе ряда методов: игротерапии, психотерапии, библиотерапии, музыкатерапии, куклотерапии и др.

          Важная  задача психотерапии детей с особенностями  развития – формирование у них  чувства уверенности в своих  силах, воспитание социальных, трудовых и эстетических установок.

          Игротерапия – наиболее распространенный метод работы с детьми. Известно, как велика тяга ребенка к природным материалам – воде, песку, веточкам, камешкам и т.д. Игры с ними способствуют снятию напряжения, раздражения, возбудимости. Этот метод основывается на принципе, заключается в необходимости позволить ребенку отреагировать, изжить отрицательные эмоции, а затем помочь изменить их на противоположные, положительные действия и поступки, сопровождающиеся положительными эмоциональными переживаниями.

          Арт-терапевтическое  рисование способствует освобождению от внутреннего напряжения. Могут применяться такие приемы, как рисование красками с помощью пальцев на больших листах бумаги, рисование мелом на асфальте.

          На  эмоциональное состояние детей  благоприятное воздействие оказывает  музыкатерапия, в частности вокал. Он способствует стабилизации эмоционального состояния. Пение, игра на музыкальных  инструментах помогает самоутвердиться, повысить самооценку.

          Метод хобби-терапии позволяет расширить  сознание и совершенствовать взаимодействие с окружающим миром. Здесь ребенок  может попробовать свои силы в  различных видах деятельности, среди  которых: макраме, вязание, флористика, пение, танцы, спорт, кукольный театр. При этом выбор того или иного  вида не навязывается ребенку, а основывается на его психологических особенностях и склонностях.

          Гарденотерапия  – это направление  в социальной и трудовой реабилитации при помощи общения детей, когда они работают в саду, выращивая цветы и растения по собственному выбору. Педагог объясняет  детям для чего предназначены  те или иные растения, какие конкретно  условия им необходимы, помогает посадить и ухаживать за ними[18].

          Таким образом, существует большое количество методов социальной реабилитации детей-инвалидов, которые помогают ребенку преодолеть свой недуг, пробуждают активный интерес  к жизни. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      2.3. Специализированные  учреждения и общественные  организации, занимающиеся  социальной реабилитацией  детей-инвалидов.

          Реабилитация  детей-инвалидов осуществляется в  специальных учебных и воспитательных учреждениях. Например, в России для  всех категорий детей с отклонениями в развитии созданы специальные  школы и школы-интернаты, а также  специальные классы, организуемые при  школах общего назначения.

          В настоящее время в нашей стране для воспитания и обучения различных  категорий детей с отклонениями в развитии функционируют разнообразные  учреждения государственного и частного характера. Это специальные детские  сады и специальные группы при  обычных детских садах, специальные  школы и школы-интернаты, а также  специальные классы, создаваемые  при школах общего назначения. Некоторые  дети, главным образом те, у кого отклонения в развитии выражены несильно, посещают обычные детские сады и  учатся в школах общего назначения. В частности, для детей с нарушением зрения сформирована специальная школа  в Минске. Для детей с нарушением слуха специальные школы-интернаты  созданы в каждом областном центре Республики Беларусь. В них дети обучаются и проживают. В Минске также существуют две специальные  школы для детей с нарушением слуха, в которых дети только обучаются.

          Так, по данным официальной статистики, в настоящее время обучением, воспитанием и реабилитацией  детей-инвалидов занимаются 266 специальных  учреждений:

    • 67 специальных школ-интернатов (9107 детей, что составляет 9,90% от общего количества детей с ОПФР, получающих специальное образование и коррекционно-педагогическую помощь);
    • 114 центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (6633 детей – 6,76%);
    • 43 специальных детских дошкольных учреждения (3559 детей – 3,63%);
    • 20 дневных и одна вечерняя специальные школы (3620 детей – 3,69%);
    • 9 детских домов специального типа (595 детей – 0,61%);
    • 7 специализированных домов ребенка Министерства здравоохранения (804 ребенка – 0,82%)[9].

          В нашем городе существует школа-интернат для детей с нарушением слуха. Детям представлены все условия  для обучения и воспитания. Государство  обеспечивает бесплатным питанием, созданы  условия для медицинской и  спортивной реабилитации детей.

          В общем, по Витебской области осуществляет деятельность 5 местных городских  общественных объединений (3 в г.Витебске, по 1 в г.Новолукомле и в г.Полоцке). Ассоциация родителей, воспитывающих  детей-инвалидов «Струмок» (г.Полоцк) осуществляет медицинскую и социальную реабилитацию детей-инвалидов. Одна из витебских организаций, по направлению  деятельности творческая, «Забота» («Клопат») занимается получением и распределением гуманитарной помощи. «Возрождение» («Адраджэнне», г.Витебск)  представляет собой организацию  инвалидов, решающих свои проблемы своими силами. Витебский молодежный клуб адаптивной физической культуры и спорта оказывает помощь детям и молодежи с особенностями умственного  развития, осуществляет их социальную адаптацию в большей мере через  привлечение к занятиям физкультурой и спортом.

          В г.Витебске находится офис 2 из 5 международных  общественных объединений, оказывающих  помощь и поддержку инвалидам. Международный  фонд по социальной защите и трудовой реабилитации инвалидов «Вита» имеет  своей основной целевой группой  лиц, получивших инвалидность в результате воздействия последствий катастрофы на ЧАЭС. Международное ОО реабилитации подростков, инвалидов и пожилых  людей «Алмаз» содействует в  решении вопросов социально-медицинской  помощи и трудовой реабилитации указанных  категорий граждан.

          В Витебской области осуществляют деятельность 5 городских (г.Орша, г.Барань, г.Витебск, г.Лепель, г.Новополоцк) и 3 районных (Верхнедвинский, Докшицкий, Поставский районы) организационных структур Белорусской  ассоциации помощи детям-инвалидам  и молодым инвалидам. Данная организация  является крупнейшей общественной организацией, занимающейся социальной реабилитацией  инвалидов. Она существует более 10 лет  и объединяет детей и молодых  людей с умственными и физическими  ограничениями.

          Можно выделить несколько основных направлений  ее деятельности.

          Во-первых, это поддержка семьи. В рамках этого направления оказывается  помощь родителям больных детей, живущим в состоянии постоянного  стресса, проводятся обучающие программы  и консультации, родители имеют возможность  общаться между собой, обмениваться опытом, поддерживать друг друга.

          Во-вторых, профориентация и организация занятости  людей с ограниченными возможностями. Целью данного направления деятельности является обеспечение права инвалида реализовать себя на рынке труда. Так, в ряде регионов Беларуси уже  созданы и продолжают создаваться  специально оборудованные мастерские. Сотрудники постоянно ведут переговоры со службами занятости, органами социальной защиты, специалистами по реабилитации инвалидов, о путях совершенствования  трудового законодательства с целью  обеспечения права на труд для  каждого гражданина с ограниченными  возможностями.

          В-третьих, организация санаторно-курортного лечения и оздоровления детей-инвалидов, поиск спонсорских средств для  летнего отдыха семей с детьми-инвалидами. Одновременно с отдыхом проводятся тренинги и консультации для родителей, с детьми занимаются педагоги, психологи.

          В-четвертых, организация фестивалей и конкурсов  творчеств детей-инвалидов. Как известно, занятие творчество – это не только арт-терапия, способствующая преодолению  психологических трудностей, но и  способ проявить человеческое достоинство, заявить о себе, почувствовать  себя нужным, значимым.

          В-пятых, распространение информации относительно различных аспектов жизнедеятельности  детей-инвалидов, регулярная подготовка к печати книг и брошюр, посвященных  реабилитации детей с особенностями  развития, проведение PR-кампании по формированию восприятия детей с ограниченными возможностями как полноправных челнов общества[17].

          В г.Полоцке осуществляет деятельность региональная оргструктура Республиканской  ассоциации инвалидов-колясочников. На территорию всей Витебской области  распространяется деятельность 5 региональных организационных структур следующих  организаций: Международного фонда  по социальной защите и трудовой реабилитации инвалидов «Вита», Белорусского товарищества глухих», «Белорусского товарищества инвалидов по зрению», «Белорусского  товарищества инвалидов», Республиканского ОО инвалидов войны в Афганистане». Руководящие органы оргструктур  данных организаций расположены  в г.Витебске. Устав Белорусского товарищества инвалидов по зрению содержит положение об осуществлении социально-трудовой и медицинской реабилитации инвалидов  по зрению. Указом Президента Республики Беларусь № 42 от 10 января 2005г. предусматривается  создание в 2005 году общественными объединениями  «Белорусское общество глухих» и  «Белорусское товарищество инвалидов  по зрению» инновационных фондов «за счет отчислений в размере  до 2,5% от себестоимости продукции, товаров (работ, услуг) организаций, учредителями которых являются эти общественные объединения».

          Согласно  указу средства инновационных фондов используются  указанными в нем  общественными объединениями и  организациями, в которых численность  работников-инвалидов составляет 50% списочного числа в среднем за месяц, учредителями которых являются «Белорусское общество глухих» и  «Белорусское товарищество инвалидов  по зрению».

          Таким образом, в Витебское области  и ее территориальных единицах осуществляют деятельность 21 общественное объединение  и оргструктур общественных объединений, оказывающих помощь и содействие инвалидам.

          По  информации базы данных БРОО «Объединенный  путь» в Беларуси осуществляют деятельность 40 республиканских и 5 международных  общественных объединений, содействующих  решению проблем инвалидов, куда также можно обратиться[20]. 
     
     
     
     
     
     
     
     

         2.4. Экспериментальное исследование.

         Нами  было проведено исследование целью  которого являлось изучение общественного  мнения по поводу отношения к детям-инвалидам. В опросе принимало участие 30 человек.

         Результаты  исследования показали,  что 77 % от общего числа опрошенных, имели опыт общения  с детьми-инвалидами и только 23 % - не сталкивались с данной категорией детей. Следует отметить, что значительная часть испытуемых при общении  с детьми-инвалидами испытывали чувство  сострадания (76%), 13 % опрошенных никаких  чувств не испытывали и только 3 % опрошенных – чувство брезгливости. Примечателен тот факт, что 77 % респондентов согласились  бы сопроводить ребенка-инвалида на какое-нибудь мероприятие, 20 % - скорее нет и только 3 % - категорически  нет. По мнению опрошенных, в нашем  государстве не созданы условия  для полноценного развития детей-инвалидов (87 %) и только 3 % респондентов ответили положительно.

         При ответе на вопрос о том, кто в первую очередь должен оказывать поддержку  детям-инвалидам мнения разделились  следующим образом: 43 % респондентов считают, что семья, 37 % - общество и 20 % - государство. Примечателен тот факт, что 43 % опрошенных готовы помочь ребенку-инвалиду, 43 % не исключают возможности оказания помощи и только 3 % респондентов ответили, что не хотят, а 6 % - не имеют такой возможности. Также исследование показало, что в случае рождения  ребенка-инвалида, 20 % респондентов оставили бы ребенка, 13 % - согласились бы на аборт и 67% опрошенных затруднились ответить.

         Положительным является тот факт, что 80 % респондентов признают право детей-инвалидов  на обучение со здоровыми сверстниками, отрицательно ответили на этот вопрос 13 % опрошенных и 7 % отметили, что все  зависит от степени и формы  отклонения.

         Также позитивным является то, что респонденты  допускают обучение своего ребенка  с ребенком-инвалидом (80 %) и не выступают  против дружеских отношений (67 %). Категорически  против дружеских отношений с  ребенком-инвалидом 7 % опрошенных, скорее нет, чем да – 3 % и не исключают  такую возможность 23 % опрошенных.

         Таким образом, наше исследование показало, что большая часть опрошенных сталкивалось с данной категорией детей, испытывает к ней позитивные чувства, признает права детей-инвалидов  и готова оказать поддержку.  

    Выводы:

    1. Система реабилитации должна охватывать все сферы жизнедеятельности. При этом особое внимание уделяется социальной и профессиональной ориентации, что имеет немаловажное значение для развития у ребенка навыков независимой самостоятельной жизни.
     
    1. Психологическая реабилитация помогает инвалидам успешно  адаптироваться в окружающей среде  и в обществе в целом.
     
    1. В настоящее  время в Республике Беларусь происходит смещение акцентов с медицинской  модели реабилитации детей-инвалидов  на антропоцентрическую модель.
     
    1. Сегодня социальная реабилитация детей-инвалидов осуществляется в разнообразных учреждениях  государственного и частного типа.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Литература:

    1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Владос, 2003  – 364 с.
    2. Ахадова,  В.Н. Профессиональная компетентность социального педагога // Студенческие инновации – 2008: сборник научных статей студентов /  под общ. ред. А.П. Орловой; отв. за выпуск С.А. Моторов. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М . Машерова», 2008 – 198 с. 
    3. Венгер, Ю.И. Государственная социальная политика по защите инвалидов в Республике Беларусь// Веснiк ВДУ. -  2005. -  № 2. – С. 19-22
    4. Григорьев, А.Д. Социальная работа на Беларуси: история, опыт, проблемы: Учеб. пособие для студ. вузов по спец. «Соц.педагогика» и «Соц. Работа»: - Мн.: Дизайн ПРО, 2000 – 240 с.
    5. Дети Беларуси: Президентская программа на 2006-2010 годы / Указ Президента Республики Беларусь от 15 мая 2006 г. № 318 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – Минск, 2003. – 36 с.
    6. Закон о правах ребенка от 8 апреля 2004 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – Минск, 2005. – 10 с. 
    7. Зубкова, И.О., Тимошина, Н.В.Организация и содержание работа по социальной защите женщин, детей и семей.- М.: Издат. Центр «Академия»,2003. – 224 с.
    8. Козак, Е.И. О медицинской и антропоцентрической моделях реабилитации детей-инвалидов// Психологический журнал. – 2007. -  № 4. – С.63-66.
    9. О правах ребенка: Конвенция ООН: Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи ООН на 48-й сессии 20 декабря 1993 года, резолюция 48/96: сб. документов. Международные акты о правах человека. – М., 2000. – 11 с.
    10. Основные показатели развития системы специального образования в Республике Беларусь // Информационный бюл. – Минск: Гл. информ.-аналит. Центр, 2006. – 6 с.
    11. Пташник, Т.В. Работа с детьми-инвалидами во внешкольном учреждении// Социально-педагогическая работа. – 2001. - № 1. – С. 80-86
    12. Социальная работа: Теория и организация: Учеб. пособие/ П.П. Украинец. – Мн.: ТетраСистемс, 2005 . – 288 с.
    13. Социальная работа: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону. – 2000. – 576 с.
    14. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л.И. Аксенова, Б.А. Архипова и др.; Под. ред. Н.М.Назарова. – 2-е изд., Стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 400 с. 
    15. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов: приняты Генеральной Ассамблеи ООН на 48-сессии 20 декабря 1993 года, резолюция 48/96: сб. документов. Международные акты о правах человека. – М., 2000. – 8 с.
    16. Технология социальной работы: Учебник под ред. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 248 с.
    17. Ярская-Смирнова,  Е.Р., Наберушкина,  Э.К. Социальная работа с инвалидами. 2-е изд., - Санкт-Петербург: Питер, 2005 – 315 с.
    18. http://belapdi. nsys.by.
    19. htt://www.fos.ru/pedagog/9666_1.html1

Информация о работе Социальная и правовая помощь оказываемой детям-инвалидам