Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:55, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение социальной и правовой помощи оказываемой детям-инвалидам в РБ.
Задачи:
изучить психолого-педагогическую, юридическую, социологическую литературу по проблеме исследования;
рассмотреть и проанализировать причины детской инвалидности;
изучить особенности системы социальной реабилитации детей-инвалидов в РБ;
проанализировать законодательную базу РБ, направленную на защиту детей-инвалидов.
Правое
обеспечение проблем
Для
координации политики в отношении
проблем инвалидности и выработки
согласованных действий правительством
создан республиканский
Конституция
как основной документ государства
образует то правовое пространство, в
котором функционирует
В основу законодательства Республики Беларусь в сфере работы с детьми с ограниченными возможностями положены международные документы ООН, гарантирующие всем категориям населения равные права. Однако для детей-инвалидов, как и для некоторых других, мало защищенных слове населения, предусматривается ряд специфических прав и льгот, учитывающих их особые нужды и положения.
В числе основных международных документов, защищающих и гарантирующих права этой категории детей, можно назвать следующие: «Всеобщая Декларация прав человека», «Декларация о правах инвалидов», «Конвенция о правах ребенка», «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов»[20].
Для детей-инвалидов, согласно «Конвенции о правах ребенка», предусматривается приоритетное удостоверение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановление здоровья, подготовки к трудовой деятельности, а так же обеспечивается соответствующая помощь такому ребенку и его семье[9].
На удовлетворение тех же нужд направлен закон «О правах ребенка» (1993г.). Он определяет правовой статус этой категории детей, как самостоятельных субъектов, и направлен на обеспечение его физического и нравственного здоровья, формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации. Особое внимание и социальная защита гарантируется детям-инвалидам, с особенностями психофизического развития и оказавшимся в других неблагоприятных ситуациях[6].
Как и все другие дети, ребенок со специфическими потребностями имеет право жить и воспитываться в семье, которое закрепляется «Кодексом о браке и семье». Родители, соответственно, должны принять на себя обязанности по содержанию своего ребенка до 16 лет и далее, если ребенок в этом нуждается. Однако особое внимание уделяется и людям, воспитывающим ребенка-инвалида (его родителям, опекунам). Государством выплачивается пособие по уходу за такими детьми, независящие от дохода семьи. Время ухода за ребенком со специфическими нуждами зачисляется одному из родителей (который осуществляет уход) в стаж работы для получения трудовой пенсии. Матери, воспитывающие ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет, ежемесячно получают оплачиваемый свободный день (Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 533 от 27.05.1997г.). Кроме того, родители инвалидов с детства имеют право на более ранний срок ухода на пенсию (Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»).
Дети со специфическими особенностями имеют право на получение пенсии, которая зависит от его (ребенка) степени нарушения здоровья. Так дети-инвалиды первой степени нарушения здоровья имеют право на пенсию в размере 150% от минимального размера пенсии по возрасту, второй степени – 170%, третьей степени – 200%, четвертой степени – 250%.
Предусматривается для таких детей и бесплатное получение медикаментов, а так же предоставление физкультурно-оздоровительных услуг с их частичной оплатой или бесплатно.
Важным документом в сфере организации помощи детям с ограниченными способностями является «Основные направления в государственной семейной политике» (1998г.). Одной из ее целей является создание условий для воспитания в семье детей-инвалидов с последующей интеграцией их в общество. Для реализации этой цели предлагаются следующие меры:
В
Республике Беларусь утвержден так
же ряд других документов, гарантирующих
права и льготы детей-инвалидов:
закон «О здравоохранении» (1993г.), закон
«О социальной защите инвалидов» (1991г.),
Постановление Совета Министров
Республики Беларусь «О совершенствовании
порядка организации, оздоровления
и лечения детей за пределами
Республики Беларусь (1997г.), Постановление
Совета Министров Республики Беларусь
«О санаторно-курортном лечении
инвалидов в возрасте до 18 лет» (1998г.),
закон «О социальной защите граждан,
пострадавших в следствие катастрофы
на ЧАЭС» (1991г.), Постановление Совета
Министров Республики Беларусь «Об
утверждении перечня
В
соответствии с Конституцией Республики
Беларусь и «Законом о правах ребенка»
дети-инвалиды имеют равные со всеми
другими детьми права на образование
и творческое развитие. К сожалению,
в жизни они зачастую лишены возможности
реализовать это право. В последние
годы ситуация стала меняться, этому
способствовали изменения, которые
произошли в нормативно-
В Приказе Министерства образования от 31.12.1998г. № 725 «Об утверждении Положения об учреждении внешкольного образования и воспитания» записано: «На индивидуальные занятия с детьми-инвалидами по месту жительства отводится 3 часа в неделю на каждого ученика, занятия проводятся на протяжении 35 минут» (глава III п. 31). С этого момента во внешкольных учреждениях активизировалась кружковая работа с детьми-инвалидами.
Принятие Концепции (Приказ № 660 Министерства образования Республики Беларусь от 3.11.1999г.) и Программы (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 31.08.2000г.) реформирования специального образования дало возможность приведения специального образования в соответствие с международными нормами в области образования и воспитания детей с особенностями психофизического развития, признало приоритетность обучения этих детей в интегрированных условиях, расширило представление о возможностях учреждений внешкольного воспитания и обучения в их адаптации социальной среде[11].
Важную
роль в оказание социальной помощи
детям-инвалидам играет Президентская
программа «Дети Беларуси» и,
в частности, ее подпрограмма «Дети-инвалиды».
Ее возникновение связано с
Данная программа ставит перед собой следующие задачи в области работы с детьми-инвалидами:
Важнейшей задачей в области защиты прав инвалидов является их трудоустройство. Закон «О социальной защите инвалидов» Республики Беларусь предполагает меры, помогающие инвалидам адаптироваться на рынке труда. Прием на работу людей, которым нужны специально оборудованные места, не выгоден нанимателям. Считанные люди с тяжелыми ограничениями имеют возможность работать в специализированных мастерских, не дающих прибыли, но предлагающих труд как вид социальной адаптации. Строительство и ввод в действие новых государственных спец. предприятий для инвалидов в 1988-1992 годах практически были прекращены. На 80% предприятий был ликвидирован надомный труд, уволены инвалиды. В новых экономических условиях вопросы профессиональной реабилитации инвалидов становятся более значимыми. В 1994г. в г.Сморгони образовано малое предприятие «Латона», в котором 52% работающих составляют инвалиды, выполняющие работу на дому. На данный период по линии БелОИ зарегистрировано 9 предприятий для инвалидов, из них 5 в Гродно. Но фактически работаю только 2. Успешно реализуется программа занятости инвалидов в г.Минске. В течении 1994 года из 90 зарегистрированных инвалидов, желающих получить работу, трудоустроено 70 человек. В 1997 году Германия оказала помощь в переподготовке инвалидов. Экспериментальный центр подготовил 23 человека по специальности «Коммерческая деятельность»[18].
Таким
образом, можно сказать, что законодательство
Республики направлено на создание условий,
обеспечивающих жизнь семьи с
ребенком-инвалидом. Однако инвалиды и
их семьи относятся к наиболее
малообеспеченным категориям населения,
так как, в силу сложившейся в
стране ситуации, пенсии и пособия
на детей-инвалидов не могут обеспечить
такому ребенку и его семье
достойную жизнь. Следует также
учесть, что забота о таких детях
отнимает много сил, времени, внимания,
терпения и родители не могут работать
«в полную силу», что так же создает
определенные материальные трудности.
Также хотелось бы отметить, что
законодательство не предусматривает
архитектурные нормы, необходимые
для свободного передвижения инвалидов
Выводы:
Глава 2. Социальная реабилитация детей-инвалидов.
Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями – одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Неуклонный рост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них – независимо от его физических, психологических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, представление о повышенной ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического гражданского общества, с третьей стороны – все это предопределяет важность социально-реабилитационной деятельности[17].
Социальная
реабилитация – комплекс мер, направленных
на восстановление человека в правах,
социальном статусе, здоровье, дееспособности.
Этот процесс нацелен не только на
восстановление способности человека
к жизнедеятельности в
Понятие
«социальная реабилитация детей
с ограниченными возможностями
здоровья» можно рассматривать
в различных его вариантах: как
процесс, как конечный результат
и как деятельность. Социальная реабилитация
как процесс представляет собой
динамическую систему, в ходе которой
осуществляется последовательная реализация
постоянно возникающих в ходе
взаимодействия с ребенком тактических
задач на пути к достижению стратегической
цели – восстановления его социального
статуса, формирования устойчивой к
травмирующим ситуациям личности, способной
успешно интегрироваться в
Социальная
реабилитация как конечный результат
– это достижение ее конечных целей,
когда человек, имеющий ограниченные
возможности здоровья, после прохождения
комплексной реабилитации в соответствующих
реабилитационных учреждениях, вливается
в социально-экономическую
Социальная
реабилитацию как деятельность относится
в равной мере как к личности специалиста,
так и к личности ребенка, включенного
в социально-реабилитационный процесс,
который выступает в нем как
субъект деятельности и общения.
Социально-реабилитационная деятельность
– это целенаправленная активность
специалиста по социальной реабилитации
и ребенка с ограниченными
возможностями здоровья в целях
подготовки последнего к продуктивной
и полноценной социальной жизни
посредством специальным
Выделяют следующие виды реабилитации:
Медицинская
реабилитация включает в себя комплекс
медицинских мер, направленных на восстановление
или компенсацию нарушенных или
утраченных функций организма, приведших
к инвалидности. Это такие меры,
как восстановительное и
Таким образом, медицинская реабилитация это процесс, который, прежде всего, направлен на исправление органических дефектов организма и восстановление утраченных тех или иных функций до оптимального уровня и предупреждение осложнений. По мере развития естественных наук (биология, физиология, анатомия, генетика и т.п.) медицинская реабилитация носит все более эффективный характер, способствуя многим инвалидам преодолеть врожденные и приобретенные недуги.
Социально-средовая
реабилитация инвалидов – это
комплекс мер, направленных на создание
оптимальной среды их жизнедеятельности,
обеспечение условий для
Под
профессионально-трудовой реабилитацией
инвалидов понимается система гарантированных
государством мероприятий по профессиональной
ориентации, профессиональному обучению
и трудовому устройству инвалидов
в соответствии с их здоровьем, квалификацией
и личными склонностями. Меры профессионально-трудовой
реабилитации реализуются в соответствующих
реабилитационных учреждениях, организациях
и на производстве. В частности, медико-социальными
экспертными комиссиями и реабилитационными
центрами осуществляется профессиональная
ориентация. Профессиональное обучение
проводится в обычных или
Реабилитация детей-инвалидов должна начинаться на самых ранних стадиях болезни, осуществляться непрерывно до достижения в минимально возможные сроки максимального восстановления или компенсации нарушенных функций.
Из
числа возможных сочетаний
Меры указанных видов реабилитации имеют целью уменьшить проявления социальной недостаточности. Мероприятия данного вида проводятся путем социального обслуживания на дому и в условиях учреждений социального обслуживания под патронажем органов социальной защиты населения[14].
В настоящее время, социальная политика на постсоветском пространстве, в том числе и Республике Беларусь, ориентированная на инвалидов, строится преимущественно на медицинской модели по реабилитации.
Исходя
из этой модели, инвалидность рассматривается
как недуг, заболевание, патология.
Медицинская модель определяет впоследствии
и методику работы с детьми-инвалидами:
их лечение, трудотерапию, ограниченное
восстановление их способностей к самостоятельному
функционированию – самообслуживанию,
передвижению. В то же время следует
признать, что медицинская модель
реабилитации не исчерпывает всю
полноту проблем детей-
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, желаемого образования. Ребенок-инвалид может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но реализовать свои интересы и потребности, обнаружить и развить дарования, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.
Так,
государство обязано
Основными целями антропоцентрической модели реабилитации является:
В результате усиления роли социальной составляющей в общей реабилитационной работе с детьми-инвалидами возможно значительное улучшение качества жизни ребенка-инвалида, создание условий для выравнивания его возможностей с возможностями здоровых детей[7].
Следует отметить, что эффективность социальной реабилитации детей-инвалидов во многом зависит от профессиональной компетентности специалистов, в частности, социального педагога[2].
2.2. Основные принципы, цели, задачи и методы социальной реабилитации детей-инвалидов.
В
социально-реабилитационной практике
принципы отражают основные требования,
предъявляемые к социально-
В социально-реабилитационной деятельности можно выделить следующие основные принципы:
Принцип гуманистической направленности социально-реабилитационного процесса. Предполагает необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа требует подчинения всего социально-реабилитационного процесса формированию личности ребенка, ориентированной на отношения достоинства. Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность оказания помощи ребенку в условиях социально-реабилитационного процесса. Его суть в том, что началу собственно социально-реабилитационных воздействий должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования ребенка, на основе которого составляется первичное заключение об уровне его развития.
Принцип нормативности развития ребенка. Реализация данного принципа предполагает обязательный учет особенностей возрастного развития ребенка и происходящих изменений на всех этапах процесса социальной реабилитации.
Принцип опоры на ведущую деятельность. Процесс социальной реабилитации на разных возрастных этапах ребенка должен соответствовать ведущей деятельности, характерной для каждого возрастного этапа и психологическим возможностям и ограничением, связанным с возрастными особенностями.
Принцип обучения деятельности. Предполагает активизацию детей с целью овладения ими различными видами деятельности, начиная от простейших предметно-практических действий до сложных действий в познавательной сфере.
Принцип развития. Предполагает выделение не только ведущего дефекта, но и вторичных нарушений, оценку причин их возникновения и прогнозирования последствий, ориентирует на целостное развитие личности ребенка, ее готовность к дальнейшему самосовершенствованию.
Принцип опоры на положительные и сильные стороны личности ребенка. У каждого ребенка, даже если у него имеются значительные проблемы в развитии, есть стремление к нравственному самосовершенствованию. Это стремление можно и погасить, если с ним общаться с помощью упреков и нотации, и усилить, если взрослый вовремя заметит даже малейшие положительные изменения в поведении или деятельности ребенка. Если ребенок, овладевая новыми формами поведения и деятельности, добивается положительных результатов, он переживает радость, что укрепляет уверенность в своих силах, стремление к дальнейшему росту.
Принцип психологической комфортности. Предполагает создание в социально-реабилитационном процессе доверительной, раскованной, стимулирующей активность ребенка атмосферы, с опорой на внутренние мотивы и, в частности, на мотивацию успешности[1].
В социально-реабилитационной деятельности цель может выполнять следующие функции: цель – идеал; цель – стратегическая задача; цель – тактические и оперативные задачи.
Цель – идеал – это идея всестороннего развития всех сущностных сил человеческой личности, ее наиболее полная физическая, интеллектуальная и духовно-нравственная самореализация и постоянное самосовершенствование на этой основе.
Цель – стратегическая задача состоит в том, чтобы сформировать граждански устойчивую, способную взаимодействовать с окружающими людьми личность. Достигается в результате более полного развития у ребенка с ограниченными возможностями его духовных и физических сил.
Цель – тактические и оперативные задачи. Она представляет собой систему конкретных воспитательных, образовательных, развивающих, коррекционно-реабилитационных воздействий, организация и эффективная реализация которых призвана обеспечить положительные изменения в развитии личности ребенка.
Социально-
Социально-
Важная задача психотерапии детей с особенностями развития – формирование у них чувства уверенности в своих силах, воспитание социальных, трудовых и эстетических установок.
Игротерапия – наиболее распространенный метод работы с детьми. Известно, как велика тяга ребенка к природным материалам – воде, песку, веточкам, камешкам и т.д. Игры с ними способствуют снятию напряжения, раздражения, возбудимости. Этот метод основывается на принципе, заключается в необходимости позволить ребенку отреагировать, изжить отрицательные эмоции, а затем помочь изменить их на противоположные, положительные действия и поступки, сопровождающиеся положительными эмоциональными переживаниями.
Арт-терапевтическое рисование способствует освобождению от внутреннего напряжения. Могут применяться такие приемы, как рисование красками с помощью пальцев на больших листах бумаги, рисование мелом на асфальте.
На
эмоциональное состояние детей
благоприятное воздействие
Метод
хобби-терапии позволяет
Гарденотерапия – это направление в социальной и трудовой реабилитации при помощи общения детей, когда они работают в саду, выращивая цветы и растения по собственному выбору. Педагог объясняет детям для чего предназначены те или иные растения, какие конкретно условия им необходимы, помогает посадить и ухаживать за ними[18].
Таким
образом, существует большое количество
методов социальной реабилитации детей-инвалидов,
которые помогают ребенку преодолеть
свой недуг, пробуждают активный интерес
к жизни.
2.3. Специализированные учреждения и общественные организации, занимающиеся социальной реабилитацией детей-инвалидов.
Реабилитация
детей-инвалидов осуществляется в
специальных учебных и
В
настоящее время в нашей стране
для воспитания и обучения различных
категорий детей с отклонениями
в развитии функционируют разнообразные
учреждения государственного и частного
характера. Это специальные детские
сады и специальные группы при
обычных детских садах, специальные
школы и школы-интернаты, а также
специальные классы, создаваемые
при школах общего назначения. Некоторые
дети, главным образом те, у кого
отклонения в развитии выражены несильно,
посещают обычные детские сады и
учатся в школах общего назначения.
В частности, для детей с нарушением
зрения сформирована специальная школа
в Минске. Для детей с нарушением
слуха специальные школы-
Так, по данным официальной статистики, в настоящее время обучением, воспитанием и реабилитацией детей-инвалидов занимаются 266 специальных учреждений:
В нашем городе существует школа-интернат для детей с нарушением слуха. Детям представлены все условия для обучения и воспитания. Государство обеспечивает бесплатным питанием, созданы условия для медицинской и спортивной реабилитации детей.
В
общем, по Витебской области осуществляет
деятельность 5 местных городских
общественных объединений (3 в г.Витебске,
по 1 в г.Новолукомле и в г.Полоцке)
В
г.Витебске находится офис 2 из 5 международных
общественных объединений, оказывающих
помощь и поддержку инвалидам. Международный
фонд по социальной защите и трудовой
реабилитации инвалидов «Вита» имеет
своей основной целевой группой
лиц, получивших инвалидность в результате
воздействия последствий
В
Витебской области осуществляют
деятельность 5 городских (г.Орша, г.Барань,
г.Витебск, г.Лепель, г.Новополоцк) и 3 районных
(Верхнедвинский, Докшицкий, Поставский
районы) организационных структур Белорусской
ассоциации помощи детям-инвалидам
и молодым инвалидам. Данная организация
является крупнейшей общественной организацией,
занимающейся социальной реабилитацией
инвалидов. Она существует более 10 лет
и объединяет детей и молодых
людей с умственными и
Можно выделить несколько основных направлений ее деятельности.
Во-первых,
это поддержка семьи. В рамках
этого направления оказывается
помощь родителям больных детей,
живущим в состоянии
Во-вторых,
профориентация и организация занятости
людей с ограниченными
В-третьих,
организация санаторно-
В-четвертых, организация фестивалей и конкурсов творчеств детей-инвалидов. Как известно, занятие творчество – это не только арт-терапия, способствующая преодолению психологических трудностей, но и способ проявить человеческое достоинство, заявить о себе, почувствовать себя нужным, значимым.
В-пятых, распространение информации относительно различных аспектов жизнедеятельности детей-инвалидов, регулярная подготовка к печати книг и брошюр, посвященных реабилитации детей с особенностями развития, проведение PR-кампании по формированию восприятия детей с ограниченными возможностями как полноправных челнов общества[17].
В
г.Полоцке осуществляет деятельность
региональная оргструктура Республиканской
ассоциации инвалидов-колясочников. На
территорию всей Витебской области
распространяется деятельность 5 региональных
организационных структур следующих
организаций: Международного фонда
по социальной защите и трудовой реабилитации
инвалидов «Вита», Белорусского товарищества
глухих», «Белорусского товарищества
инвалидов по зрению», «Белорусского
товарищества инвалидов», Республиканского
ОО инвалидов войны в Афганистане»
Согласно
указу средства инновационных фондов
используются указанными в нем
общественными объединениями и
организациями, в которых численность
работников-инвалидов
Таким образом, в Витебское области и ее территориальных единицах осуществляют деятельность 21 общественное объединение и оргструктур общественных объединений, оказывающих помощь и содействие инвалидам.
По
информации базы данных БРОО «Объединенный
путь» в Беларуси осуществляют деятельность
40 республиканских и 5 международных
общественных объединений, содействующих
решению проблем инвалидов, куда
также можно обратиться[20].
2.4.
Экспериментальное
Нами было проведено исследование целью которого являлось изучение общественного мнения по поводу отношения к детям-инвалидам. В опросе принимало участие 30 человек.
Результаты исследования показали, что 77 % от общего числа опрошенных, имели опыт общения с детьми-инвалидами и только 23 % - не сталкивались с данной категорией детей. Следует отметить, что значительная часть испытуемых при общении с детьми-инвалидами испытывали чувство сострадания (76%), 13 % опрошенных никаких чувств не испытывали и только 3 % опрошенных – чувство брезгливости. Примечателен тот факт, что 77 % респондентов согласились бы сопроводить ребенка-инвалида на какое-нибудь мероприятие, 20 % - скорее нет и только 3 % - категорически нет. По мнению опрошенных, в нашем государстве не созданы условия для полноценного развития детей-инвалидов (87 %) и только 3 % респондентов ответили положительно.
При ответе на вопрос о том, кто в первую очередь должен оказывать поддержку детям-инвалидам мнения разделились следующим образом: 43 % респондентов считают, что семья, 37 % - общество и 20 % - государство. Примечателен тот факт, что 43 % опрошенных готовы помочь ребенку-инвалиду, 43 % не исключают возможности оказания помощи и только 3 % респондентов ответили, что не хотят, а 6 % - не имеют такой возможности. Также исследование показало, что в случае рождения ребенка-инвалида, 20 % респондентов оставили бы ребенка, 13 % - согласились бы на аборт и 67% опрошенных затруднились ответить.
Положительным является тот факт, что 80 % респондентов признают право детей-инвалидов на обучение со здоровыми сверстниками, отрицательно ответили на этот вопрос 13 % опрошенных и 7 % отметили, что все зависит от степени и формы отклонения.
Также позитивным является то, что респонденты допускают обучение своего ребенка с ребенком-инвалидом (80 %) и не выступают против дружеских отношений (67 %). Категорически против дружеских отношений с ребенком-инвалидом 7 % опрошенных, скорее нет, чем да – 3 % и не исключают такую возможность 23 % опрошенных.
Таким
образом, наше исследование показало,
что большая часть опрошенных
сталкивалось с данной категорией детей,
испытывает к ней позитивные чувства,
признает права детей-инвалидов
и готова оказать поддержку.
Выводы:
Литература:
Информация о работе Социальная и правовая помощь оказываемой детям-инвалидам