Социальная и правовая помощь оказываемой детям-инвалидам

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:55, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение социальной и правовой помощи оказываемой детям-инвалидам в РБ.
Задачи:
изучить психолого-педагогическую, юридическую, социологическую литературу по проблеме исследования;
рассмотреть и проанализировать причины детской инвалидности;
изучить особенности системы социальной реабилитации детей-инвалидов в РБ;
проанализировать законодательную базу РБ, направленную на защиту детей-инвалидов.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 67.08 Кб (Скачать)

      На  новом витке развития европейской  цивилизации в эпоху Просвещения  некоторые лица с отклонениями в  развитии добиваются «гражданской реабилитации» - о них не только продолжают заботиться, но и некоторых даже пытаются учить. Так, в Париже на свет появляются первые государственные специальные школы  для глухонемых (1770г.), для слепых детей (1784г.).

      Кардинальное  изменение отношения государства  к лицам с умственными и  физическими нарушениями во второй половине XVIII в. стало суммирующим результатом многих социокультурных процессов предшествующих столетий. Назовем наиболее значимые.

      Реформация  изменила взгляд на милосердие. В протестантских странах возникает и крепнет  светская благотворительность, патронируемая  государством.

      Под влиянием идей гуманизма, в контексте  приобретения личностных свобод отдельными сословиями и группами западноевропейского  населения смягчается отношение  к инвалидам.

      В условиях расцвета светского вольномысления изменился взгляд влиятельной части  общества, монарха на гражданский  статус подданных с сенсорными нарушениями, что сделало возможным распространение  на них законодательных инициатив  в сфере образования[15].

      Второй  период, протекавший в Европе шестьсот лет, в России начался на 5 веков  позже, составил одно столетие, а завершился в те сроки, что и на Западе, прецедентами открытия первых специальных школ для  глухих и слепых детей (XIX в.).

      Первое  специальное учебно-воспитательное учреждение в России (опытное училище  для 12 глухонемых) было открыто 14 октября 1806г. в г.Павловске.

      Первая  школа для слепых учреждена по инициативе Александра I в 1807г.

      Открытие  специальных школ в России произошло  под влиянием знакомства монарха  с западноевропейским опытом и было обусловлено стремлением перенести  его на отечественную почву силами приглашенных учителей[13].

      Сосредоточим  внимание на отношение общества к  глухим и слепым детям в Белоруссии  в XIX-XX вв.

      Анализ  языковых, фольклорно-этнографических  и юридических источников (прежде всего Статутов ВКЛ), проведенный  Н.Л.Никифоровским, Н.И.Носовичем, А.К. Сержпутовским, П.В.Шейном и другими белорусскими учеными показывает, что слепые и  глухие были юридически свободны, являлись одними из основных объектов социальной помощи и поддержки. Исключение составляло то, что на судебных процессах они  не имели права выступать в  качестве свидетелей[4].

      Особенно  быстро прогрессировало призрение  слепых детей. Этому способствовала активная деятельность в белорусских  губерниях Мариинского Попечительства о слепых. Одним из первых его  шагов стало проведение переписи слепых в стране в 1886г. с помощью  волостных правлений и уездной  полиции[4].

      Известно, что в белорусских губерниях  слепых крестьянских детей направляли в специальную школу, первоначально  образованную в Павловске в 1806г. императрицей Марией Федоровной, а  затем переведенную в Петербург.

      Из  глазных лечебниц одной из самых  известных на Беларуси стала лечебница  с амбулаторией Виленского отделения  Попечительства о слепых, открытая  в 1900г. лечение и содержание в  ней больных в основном было бесплатным. Расходы покрывались за счет пожертвований  частных лиц и пособий от различных  городских учреждений.

      Минское отделение попечительства вело немалую  работу и в «открытых» формах призрения  слепых. Одной из главных форм работы в социуме стал патронаж выпускников  подведомственного училища для  слепых, их трудоустройство, обеспечение  жильем и т.п.

      Всеобщий  энтузиазм наблюдался в дни «Неделя  о слепом», которая проводилась  ежегодно в шестую неделю после Пасхи, когда в церквях читалось Евангелие  об исцелении слепорожденного (с 1881г. – обычно в середине мая).

      Основополагающим  документом в общественном  призрении  инвалидов по слуху стал «Основные  положения Попечительства о глухонемых», утвержденный  3 мая 1898г. Положение  определило цели попечительства и его  отделений на местах по призрению  глухонемых всех возрастов. Для малолетних детей должны были открываться школы, учебные мастерские, приюты, убежища  нуждающимся семьям, в которых  имеются глухонемые дети, выдаваться пособия. В Минске с 1888г. по 1906г. действовало  училище для глухонемых.

      Достоверно  известно, что призрением (детей) глухих, наряду с другими категориями  инвалидов, также занимались Виленское  человеколюбивое общество, Слонимское, Шкловское и ряд других как  губернских, так и уездных благотворительных  обществ, в том числе и общества Красного Креста[4].

      Третий  период эволюции отношения государства  и общества к лицам с умственными  и физическими недостатками охватывает на Западе временной отрезок с  конца XVIII до начала XX в. За это время западноевропейские государства прошли путь от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к осознанию права на образование детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта и необходимости организации для них сети специальных школ.

      Данный  период эволюции характеризуется кардинальным изменением отношения к аномальным детям, что обусловлено становлением и утверждением нового, более гуманного  и демократического взгляда на гражданские  права лиц с выраженными отклонениями в развитии.

      В анализируемый период впервые законодательно изменен статус инвалидов: большинство  европейских стран признает их права  на образование. Обучение аномальных детей  перестает быть новшеством. Это стало  возможным, прежде всего потому, что  законодательно признается право инвалидов  на гарантированную социальную помощь и образование, а также ответственность  общества и государства за реализацию этого права.

      Становление систем специального образования происходит в указанный период в Австрии, Англии, Германии, Дании, Италии и т.д.

      Интенсивное развитие вспомогательных школ и  классов для умственно отсталых детей прямо связано с введением  закона о всеобщем начальном образовании. Начав учить всех без исключения детей, государство вынуждено было создать параллельную образовательную  систему для детей, которые не в состоянии усвоить образовательный  стандарт в установленные сроки. Именно так умственно отсталые дети выделяются в особую категорию детей, нуждающихся в специальном обучении.

      Начало  XX в. – это время окончательного оформления национальных систем специального образования, предусматривающих обучение трех категорий детей: с нарушением слуха, зрения, интеллекта[15].

      Для России третий период (становления) эволюции уникален тем, что был прерван  двумя революциями. Предпосылки  формирования национальной системы  специального образования начали складываться в одном типе государства – монархической России, а оформляется она в государстве другого типа – социалистическом.

      Прецедент оказания помощи стойко неуспевающим детям и попытка создать для  них адекватные условия обучения датируются в России 1865г. – временем создания по инициативе генерала Исакова  Н.В. так называемых промежуточных  классов для малоспособных учащихся военных гимназий.

      Только  введение законодательных актов  о всеобщем обязательном начальном  образовании приводит к неизбежной рефлексии государства и общества на присутствие в нем умственно  отсталых детей. Именно эти законодательные  акты повлекли за собой создание сети учреждений для умственно отсталых детей. Так, к 1917г. вспомогательные школы  действовали в Москве, Киеве, Санкт-Петербурге, Курске и т.д.[15].

      Итак, в дореволюционной России была создана  сеть специальных образовательных  учреждений, но не была оформлена система  специального образования.

      После революции 1917г. система специального образования впервые становится частью государственной образовательной  системы. Формируемая в Советской  России система специального образования  предусматривала создание сети специальных  учебных заведений, где обучаясь, дефективные дети изолировались  от общества. В результате ведущим  типом специального образовательного учреждения становится школа-интернат круглогодичного содержания. Попадая  в специальную школу-интернат, ребенок  оказывается практически изолированным  от семьи, от социума, от нормально развивающихся  сверстников. Дети оказывались как  бы замкнутыми в особый социум («дефектологический квадрат»), внутри которого и осуществлялось специальное образование[15].

      Оформление  отечественной системы специального образования произошло в конце 20-х гг. В официальных постановлениях государство впервые формулирует  цели специального образования: «подготовка  через школу и труд к общественно  полезной трудовой деятельности». Правительство  поручает Наркомпросу подготовить  план введения всеобщего обучения слепых и глухонемых, а Госплану – развернуть сеть специальных школ и классов  для умственно отсталых детей.

      Таким образом, концом третьего периода в  России можно считать 1926-1927гг. –  время законодательного оформления системы специального образования  для трех категорий аномальных детей: глухих, слепых, умственно отсталых[15].

      С начала XX столетия Западная Европа проходит путь от понимания необходимости специального образования глухих, слепых, умственно отсталых до осознания необходимости предоставить образование всем детям с отклонениями в развитии. Это время совершенствования и дифференциации национальных систем образования по вертикали и горизонтали, становления новых типов специальных школ и новых типов специального обучения, появления в дополнение к школам дошкольных и послешкольных образовательных учреждений. В разных странах в этот перечень могли входить школы для глухих, слабослышащих, слепых, детей с нарушениями речи, физическими недостатками, трудностями в обучении и т.д.

      В новом социокультурном контексте 50-70-х гг. на волне экономического подъема, демократических преобразований на Западе огромное внимание уделяется  проблемам образования аномальных детей. Именно тогда совершенствовались механизмы выявления, учета и  диагностики детей с нарушениями  в развитии, комплектования специальных  образовательных учреждений. Существенно  меняется и уточняется (квали) классификация, выявляются новые категории детей, нуждающихся в специальном образовании. В отдельных странах число  типов специальных школ возрастает до полутора десятков и больше.

      Завершением четвертого периода эволюции отношения  государства и общества к лицам  с отклонениями в развитии можно  считать принятие ООН Декларации «О правах умственно отсталых» и  «О правах инвалидов»[15].

      В СССР этот этап характеризуется развитием  классификации детей с отклонениями в умственном и физическом развитии, совершенствованием горизонтальной и  вертикальной структур, дифференциацией  системы специального образования. Число видов специальных школ возрастает в нашей стране до 8, число  типов специального обучения достигает 15. Создаются дошкольные и постшкольные специальные образовательные учреждения, открываются специальные группы для детей с нарушением слуха  в техникумах и вузах. Система  специального образования интенсивно развивается и дифференцируется.

      Изменения внутренней политики государства, пришедшиеся  на конец 50-х – начало 60-х гг. незамедлительно  привели к быстрому росту сети специальных школ, особенно вспомогательных  школ для умственно отсталых детей.

      С конца 70-х – начало 80-х гг. в  массовых школах начинают открываться  специальные классы для детей  с задержкой психического развития. В конце 80-х открываются первые отдельные экспериментальные классы для глубоко умственно отсталых детей. К 1990г. общее число специальных  школ составило 2789. Интенсивно развивается  сеть дошкольных учреждений, в них  воспитывается более 300 тыс. детей  с отклонениями в развитии.

      Современная эпоха провозглашает социальную справедливость и равноправие в  качестве нравственных основ общества. Принципы уважения человеческого достоинства  независимо от состояния физического  и психического здоровья, возраста, пола, вероисповедания и социального  положения означают и соблюдение прав человека, включая право на медицинское обслуживание, образование  и труд[18].

      В настоящее время определились основные направления изучения детей, имеющих  тот или иной дефект. Повсеместно  созданы и функционируют специальные  школы и реабилитационные центры для умственно отсталых детей, детей  с потерей зрения, слуха, речи, с  нарушением опорно-двигательного аппарата.

      Однако  в целом отношение общества к  детям, имеющим отклонения в развитии, нельзя считать оптимальным. Негативное отношение общества к детям и  подросткам с физическими дефектами, а также повышенная доза жалости  и внимания создает для них  не только жизненные неудобства, но и отрицательно сказываются на формировании личности. Их развитее неразрывно связано  с потребностью самоутверждения  в соответствующей социальной среде. К сожалению, нормальные дети зачастую отвергают ребенка с дефектом, и эта важнейшая социальная потребность  не реализуется.

Информация о работе Социальная и правовая помощь оказываемой детям-инвалидам