Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:55, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение социальной и правовой помощи оказываемой детям-инвалидам в РБ.
Задачи:
изучить психолого-педагогическую, юридическую, социологическую литературу по проблеме исследования;
рассмотреть и проанализировать причины детской инвалидности;
изучить особенности системы социальной реабилитации детей-инвалидов в РБ;
проанализировать законодательную базу РБ, направленную на защиту детей-инвалидов.
На
новом витке развития европейской
цивилизации в эпоху
Кардинальное
изменение отношения
Реформация изменила взгляд на милосердие. В протестантских странах возникает и крепнет светская благотворительность, патронируемая государством.
Под влиянием идей гуманизма, в контексте приобретения личностных свобод отдельными сословиями и группами западноевропейского населения смягчается отношение к инвалидам.
В
условиях расцвета светского вольномысления
изменился взгляд влиятельной части
общества, монарха на гражданский
статус подданных с сенсорными нарушениями,
что сделало возможным
Второй период, протекавший в Европе шестьсот лет, в России начался на 5 веков позже, составил одно столетие, а завершился в те сроки, что и на Западе, прецедентами открытия первых специальных школ для глухих и слепых детей (XIX в.).
Первое
специальное учебно-
Первая школа для слепых учреждена по инициативе Александра I в 1807г.
Открытие
специальных школ в России произошло
под влиянием знакомства монарха
с западноевропейским опытом и было
обусловлено стремлением
Сосредоточим внимание на отношение общества к глухим и слепым детям в Белоруссии в XIX-XX вв.
Анализ языковых, фольклорно-этнографических и юридических источников (прежде всего Статутов ВКЛ), проведенный Н.Л.Никифоровским, Н.И.Носовичем, А.К. Сержпутовским, П.В.Шейном и другими белорусскими учеными показывает, что слепые и глухие были юридически свободны, являлись одними из основных объектов социальной помощи и поддержки. Исключение составляло то, что на судебных процессах они не имели права выступать в качестве свидетелей[4].
Особенно
быстро прогрессировало призрение
слепых детей. Этому способствовала
активная деятельность в белорусских
губерниях Мариинского
Известно, что в белорусских губерниях слепых крестьянских детей направляли в специальную школу, первоначально образованную в Павловске в 1806г. императрицей Марией Федоровной, а затем переведенную в Петербург.
Из глазных лечебниц одной из самых известных на Беларуси стала лечебница с амбулаторией Виленского отделения Попечительства о слепых, открытая в 1900г. лечение и содержание в ней больных в основном было бесплатным. Расходы покрывались за счет пожертвований частных лиц и пособий от различных городских учреждений.
Минское отделение попечительства вело немалую работу и в «открытых» формах призрения слепых. Одной из главных форм работы в социуме стал патронаж выпускников подведомственного училища для слепых, их трудоустройство, обеспечение жильем и т.п.
Всеобщий энтузиазм наблюдался в дни «Неделя о слепом», которая проводилась ежегодно в шестую неделю после Пасхи, когда в церквях читалось Евангелие об исцелении слепорожденного (с 1881г. – обычно в середине мая).
Основополагающим документом в общественном призрении инвалидов по слуху стал «Основные положения Попечительства о глухонемых», утвержденный 3 мая 1898г. Положение определило цели попечительства и его отделений на местах по призрению глухонемых всех возрастов. Для малолетних детей должны были открываться школы, учебные мастерские, приюты, убежища нуждающимся семьям, в которых имеются глухонемые дети, выдаваться пособия. В Минске с 1888г. по 1906г. действовало училище для глухонемых.
Достоверно
известно, что призрением (детей) глухих,
наряду с другими категориями
инвалидов, также занимались Виленское
человеколюбивое общество, Слонимское,
Шкловское и ряд других как
губернских, так и уездных
Третий период эволюции отношения государства и общества к лицам с умственными и физическими недостатками охватывает на Западе временной отрезок с конца XVIII до начала XX в. За это время западноевропейские государства прошли путь от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к осознанию права на образование детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта и необходимости организации для них сети специальных школ.
Данный
период эволюции характеризуется кардинальным
изменением отношения к аномальным
детям, что обусловлено становлением
и утверждением нового, более гуманного
и демократического взгляда на гражданские
права лиц с выраженными
В анализируемый период впервые законодательно изменен статус инвалидов: большинство европейских стран признает их права на образование. Обучение аномальных детей перестает быть новшеством. Это стало возможным, прежде всего потому, что законодательно признается право инвалидов на гарантированную социальную помощь и образование, а также ответственность общества и государства за реализацию этого права.
Становление систем специального образования происходит в указанный период в Австрии, Англии, Германии, Дании, Италии и т.д.
Интенсивное
развитие вспомогательных школ и
классов для умственно отсталых
детей прямо связано с
Начало XX в. – это время окончательного оформления национальных систем специального образования, предусматривающих обучение трех категорий детей: с нарушением слуха, зрения, интеллекта[15].
Для России третий период (становления) эволюции уникален тем, что был прерван двумя революциями. Предпосылки формирования национальной системы специального образования начали складываться в одном типе государства – монархической России, а оформляется она в государстве другого типа – социалистическом.
Прецедент
оказания помощи стойко неуспевающим
детям и попытка создать для
них адекватные условия обучения
датируются в России 1865г. – временем
создания по инициативе генерала Исакова
Н.В. так называемых промежуточных
классов для малоспособных
Только
введение законодательных актов
о всеобщем обязательном начальном
образовании приводит к неизбежной
рефлексии государства и
Итак, в дореволюционной России была создана сеть специальных образовательных учреждений, но не была оформлена система специального образования.
После
революции 1917г. система специального
образования впервые становится
частью государственной
Оформление
отечественной системы
Таким образом, концом третьего периода в России можно считать 1926-1927гг. – время законодательного оформления системы специального образования для трех категорий аномальных детей: глухих, слепых, умственно отсталых[15].
С начала XX столетия Западная Европа проходит путь от понимания необходимости специального образования глухих, слепых, умственно отсталых до осознания необходимости предоставить образование всем детям с отклонениями в развитии. Это время совершенствования и дифференциации национальных систем образования по вертикали и горизонтали, становления новых типов специальных школ и новых типов специального обучения, появления в дополнение к школам дошкольных и послешкольных образовательных учреждений. В разных странах в этот перечень могли входить школы для глухих, слабослышащих, слепых, детей с нарушениями речи, физическими недостатками, трудностями в обучении и т.д.
В
новом социокультурном
Завершением четвертого периода эволюции отношения государства и общества к лицам с отклонениями в развитии можно считать принятие ООН Декларации «О правах умственно отсталых» и «О правах инвалидов»[15].
В
СССР этот этап характеризуется развитием
классификации детей с
Изменения внутренней политики государства, пришедшиеся на конец 50-х – начало 60-х гг. незамедлительно привели к быстрому росту сети специальных школ, особенно вспомогательных школ для умственно отсталых детей.
С
конца 70-х – начало 80-х гг. в
массовых школах начинают открываться
специальные классы для детей
с задержкой психического развития.
В конце 80-х открываются первые
отдельные экспериментальные
Современная эпоха провозглашает социальную справедливость и равноправие в качестве нравственных основ общества. Принципы уважения человеческого достоинства независимо от состояния физического и психического здоровья, возраста, пола, вероисповедания и социального положения означают и соблюдение прав человека, включая право на медицинское обслуживание, образование и труд[18].
В
настоящее время определились основные
направления изучения детей, имеющих
тот или иной дефект. Повсеместно
созданы и функционируют
Однако в целом отношение общества к детям, имеющим отклонения в развитии, нельзя считать оптимальным. Негативное отношение общества к детям и подросткам с физическими дефектами, а также повышенная доза жалости и внимания создает для них не только жизненные неудобства, но и отрицательно сказываются на формировании личности. Их развитее неразрывно связано с потребностью самоутверждения в соответствующей социальной среде. К сожалению, нормальные дети зачастую отвергают ребенка с дефектом, и эта важнейшая социальная потребность не реализуется.
Информация о работе Социальная и правовая помощь оказываемой детям-инвалидам