Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:55, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение социальной и правовой помощи оказываемой детям-инвалидам в РБ.
Задачи:
изучить психолого-педагогическую, юридическую, социологическую литературу по проблеме исследования;
рассмотреть и проанализировать причины детской инвалидности;
изучить особенности системы социальной реабилитации детей-инвалидов в РБ;
проанализировать законодательную базу РБ, направленную на защиту детей-инвалидов.
Введение
Проблема детской инвалидности является актуальной во всем мире. В разных странах показатель детской инвалидности составляет 250 случаев на 10 000 детей и имеет тенденцию к увеличению. По данным ВОЗ, инвалиды составляют 10% населения, из них 120 млн. - дети и подростки. По данным Министерства статистики и анализа РБ, по состоянию на 1 января 2007 года в республиканском персонифицированном банке данных содержится информация о 118914 детях с особенностями психофизического развития. Из них:
- 62,33 % составляют дети с нарушениями речи;
- 19,46 %
- дети с трудностями в обучении,
вызванными задержкой
-
13,71 % - дети с умственными
- 7,19 % - с нарушениями зрения;
-
4,89 % - дети с нарушениями опорно-
-
2,38 % - дети скомбинированными
- 2,16 % - дети с нарушениями слуха;
По оценочным данным, 11,51 % детей с особенностями психофизического развития являются инвалидами. На фоне сокращения общего количества детей в возрасте до 18 лет, количество детей-инвалидов в Республике Беларусь ежегодно увеличивается, что отражает общемировую тенденцию.
В этой связи в нашей стране в последние годы активизировалась работа по:
-
улучшению социально-правового
- повышению уровня материального обеспечения через увеличение размеров пенсионных выплат и первоочередного трудоустройства, нуждающихся родителей;
- развитию системы образования инвалидов как важнейшее условие их реабилитации;
-
формированию безбарьерной
- расширению взаимодействия государственных институтов и общественных организаций.
В
настоящее время в нашей стране
для воспитания и обучения детей-инвалидов
функционируют разнообразные
Для
эффективного осуществления государственной
политики в отношении детей-инвалидов
в Беларуси был принят ряд законов
и постановлений: Закон РБ «О социальной
защите инвалидов Республики Беларусь»,
Закон РБ «О внесении изменений и
дополнений в закон «О социальной
защите инвалидов в РБ», Закон
РБ «Об образовании лиц с
Постановлением Совета Республики от 18 мая 2003 года утвержден Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004-2010 годы, Указом Президента Республики Беларусь от 15 мая 2006 года №318 – государственная программа «Дети Беларуси» на 2006-2010 годы.
В рамках государственной программы «Дети Беларуси» функционирует подпрограмма «Дети-инвалиды». Ее возникновение связано с неразвитостью сети восстановительного лечения, неудовлетворительным оснащением медицинских учреждений современной диагностической и реанимационной аппаратурой. Все это приводит к несвоевременному выявлению врожденных и наследственных заболеваний и недостаточной реабилитации детей-инвалидов. Данная подпрограмма ставит перед собой следующие цели в области работы с детьми-инвалидами:
-
создание предпосылок для
-
обеспечение их техническими
средствами реабилитации и
-
повышение эффективности
-
повышение уровня технической
оснащенности детских
-
организация научных
-
подготовка и повышение
Для успешной
реализации намеченных мероприятий
в Республике Беларусь создана и
успешно функционирует
- 67 специальных школ-интернатов;
-
114 центров коррекционно-
-
43 специальные детские
-
20 дневных и одна вечерняя
- 9 детских домов специального типа;
- 9 домов интернатов Минсоцзащиты;
-
7 специализированных домов
Коррекционные и психолого-педагогические услуги детям-инвалидам оказываются в:
-
979 специальных и 110 интегрированных
группах комбинированных
-
357 специальных и 4072 интегрированных
классах общеобразовательных
-
1457 пунктах коррекционно-
Кроме государственных медицинских и образовательных учреждений, в Республике Беларусь ряд национальных общественных объединений осуществляют помощь в решении проблем инвалидов. Среди них можно выделить следующие: Белорусское общество инвалидов, Белорусское товарищество инвалидов по зрению, Белорусское общество глухих.
Объект исследования: дети-инвалиды.
Предметом исследования: социальная и правовая помощь оказываемая детям-инвалидам в РБ.
Цель курсовой работы:
изучение социальной и правовой помощи
оказываемой детям-инвалидам в РБ.
Задачи:
5.
провести анкетный опрос;
Гипотеза: общество положительно относится
к детям-инвалидам в РБ.
Методы исследования:
анализ, синтез, сравнение, интерпретация,
обобщение, беседа, анкета.
Глава 1. Ребенок-инвалид в системе общественных и семейных отношений.
Проблема
взаимоотношений общества со своими
более слабыми собратьями существовала
с момента его зарождения. На всех
этапах своего развития общество не могло
оставаться безразличным к тем, кто
имел те или иные нарушения физических
и психических качеств. Отношения
к аномальным лицам определялось
культурными традициями, историческими
условиям и претерпевало значительные
изменения в процессе развития цивилизации,
Но на протяжении тысячелетий эти
взаимоотношения в большей
Исследование эволюции отношения государства и общества к лицам с отклонениями в развитии от античных времен до наших дней позволило выделить переломные моменты, разграничивающие пять периодов эволюции.
Анализ первого периода эволюции отношения общества к инвалидам целесообразно начинать от легендарных законов Ликурга, отразивших агрессивное неприятие ребенка-инвалида античным миром. Хронологической нижней границей периода соответственно является VIII в. до н.э. – время создания упомянутых законов. Верхней границей условно можно считать XII в., так как именно на это столетие пришлось появление в Европе первых светских приютов, предназначенных для слепых. Создание по инициативе монархов благотворительных учреждений оценивается как прецедент осознания государством необходимости помощи инвалидам, как свидетельство отношения к ним.
В античном мире судьба инвалидов была трагичной. Они не считались гражданам, а их статус был сопоставим со статусом рабов. Носителя врожденного дефекта ждала либо физическая, либо гражданская смерть. Закон дискриминировал даже тех из них, кто принадлежал к привилегированным сословиям, разделял элитную часть общества на «полноценных» и «неполноценных». В мир свободных граждан античных государств-полюсов человеку с врожденными нарушениями слуха, зрения, умственной отсталостью доступа не было[15].
В Древней Спарте, где много столетий создавался культ здорового тела, люди (и в первую очередь дети), имеющие ярко выраженные отклонения от нормы, просто уничтожались.
Не более гуманным было отношение к людям, страдающим психическими расстройствами в Средневековье. В это время господствовало представление о физических дефектах как наказание за грехи или знаке овладения злым духом. Это отношение часто приводило к тому, что людей с физическими недостатками избегали и боялись или расценивали инвалидов как «больных» причем наиболее подходящим для них образом жизни становились изоляция, заточение, а не участие в работе и нормальной жизни общества. Многие душевнобольные заканчивали жизнь на кострах инквизиции[3].
Первыми, кто смог переступить незримую черту и подать пример участливого и милосердного отношения к людям, отторгаемым большинством, казались немногочисленные церковные подвижники. При монастырях появились хосписы и приюты (в Византии – IV в., в Западной Римской империи – VII в.), в них иногда поучали кров и пищу инвалиды.
За последующие пять столетий западноевропейскими странами был (принят) пройден путь от открытия монастырских к созданию первых светских приютов и больниц. Постепенно складывалась структура призрения и лечебной помощи с характерными для нее институтами (хосписы, больницы, приюты, убежища). Одни из них опекала церковь, другие – верховная светская и городская власть[15].
Русь станет на путь создания светской системы призрения в силу европеизации страны, предпринятой Петром I.
Организация светского призрения в России, как и первые законодательные акты, положившие начало государственной политике социальной помощи инвалидам, во многом явилась результатом знакомства монарха с западноевропейским опытом. Создание первых светских специальных учреждений произошло в рамках реформирования всех институтов государства по зарубежному образцу.
Таким образом, в России, как и на Западе, первый период эволюции отношения общества к лицам с особенностями в развитии завершается осознанием государством необходимости их призрения.
Второй
период эволюции: от осознания необходимости
призрения инвалидов к
Информация о работе Социальная и правовая помощь оказываемой детям-инвалидам