Социальная и правовая помощь оказываемой детям-инвалидам

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:55, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение социальной и правовой помощи оказываемой детям-инвалидам в РБ.
Задачи:
изучить психолого-педагогическую, юридическую, социологическую литературу по проблеме исследования;
рассмотреть и проанализировать причины детской инвалидности;
изучить особенности системы социальной реабилитации детей-инвалидов в РБ;
проанализировать законодательную базу РБ, направленную на защиту детей-инвалидов.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 67.08 Кб (Скачать)

Введение 

      Проблема  детской инвалидности является актуальной во всем мире. В разных странах показатель детской инвалидности составляет 250 случаев на 10 000 детей и имеет тенденцию к увеличению. По данным ВОЗ, инвалиды составляют 10% населения, из них 120 млн. - дети и подростки. По данным Министерства статистики и анализа РБ, по состоянию на 1 января 2007 года в республиканском персонифицированном банке данных содержится информация о 118914 детях с особенностями психофизического развития. Из них:

-   62,33 % составляют дети с нарушениями  речи;

- 19,46 % - дети с трудностями в обучении, вызванными задержкой психического  развития;

-   13,71 % - дети с умственными ограничениями;

-   7,19 % - с нарушениями зрения;

-   4,89 % - дети с нарушениями опорно-двигательного  аппарата;

-   2,38 % - дети скомбинированными нарушениями;

-   2,16 % - дети с нарушениями слуха;

      По  оценочным данным, 11,51 % детей с  особенностями психофизического развития являются инвалидами. На фоне сокращения общего количества детей в возрасте до 18 лет, количество детей-инвалидов  в Республике Беларусь ежегодно увеличивается, что отражает общемировую тенденцию.

     В этой связи в нашей стране в  последние годы активизировалась работа по:

     -    улучшению социально-правового положения  детей-инвалидов;

     -  повышению уровня материального обеспечения через увеличение размеров пенсионных выплат и первоочередного трудоустройства, нуждающихся родителей;

     -   развитию системы образования  инвалидов как важнейшее условие их реабилитации;

     -    формированию безбарьерной среды; 

     - расширению взаимодействия государственных институтов и  общественных организаций.

     В настоящее время в нашей стране для воспитания и обучения детей-инвалидов  функционируют разнообразные учреждения государственного и частного характера. При этом особое внимание уделяется  социальной и профессиональной ориентации, что имеет немаловажное значение для развития у ребенка навыков  независимой самостоятельной жизни.

     Для эффективного осуществления государственной  политики в отношении детей-инвалидов  в Беларуси был принят ряд законов  и постановлений: Закон РБ «О социальной защите инвалидов Республики Беларусь», Закон РБ «О внесении изменений и  дополнений в закон «О социальной защите инвалидов в РБ», Закон  РБ «Об образовании лиц с особенностями  психофизического развития».

     Постановлением  Совета Республики от 18 мая 2003 года утвержден  Национальный план действий по улучшению  положения детей и охране их прав на 2004-2010 годы, Указом Президента Республики Беларусь от 15 мая 2006 года №318 – государственная  программа «Дети Беларуси» на 2006-2010 годы.

      В рамках государственной программы  «Дети Беларуси» функционирует  подпрограмма «Дети-инвалиды». Ее возникновение  связано с неразвитостью сети восстановительного лечения, неудовлетворительным оснащением медицинских учреждений современной диагностической и  реанимационной аппаратурой. Все это  приводит к несвоевременному выявлению  врожденных и наследственных заболеваний  и недостаточной реабилитации детей-инвалидов. Данная подпрограмма ставит перед собой  следующие цели в области работы с детьми-инвалидами:

     -    создание предпосылок для комплексной  психолого-педагогической и социальной  реабилитации детей-инвалидов;

     - обеспечение их техническими  средствами реабилитации и средствами, облегчающими бытовое обслуживание;

     - повышение эффективности профилактической  работы по предупреждению детской  инвалидности;

     - повышение уровня технической  оснащенности детских реабилитационных  учреждений для внедрения современных  методов лечения и реабилитации  детей-инвалидов;

     - организация научных исследований, научно-методическое и информационное  обеспечение решения проблем  детской инвалидности;

     -  подготовка и повышение квалификации  кадров, работающих с детьми данной  категории.

Для успешной реализации намеченных мероприятий  в Республике Беларусь создана и  успешно функционирует специальная  инфраструктура. По данным официальной  статистики, сегодня обучением, воспитанием  и реабилитацией детей-инвалидов  занимаются 267 специальных учреждений:

      -      67 специальных школ-интернатов;

      - 114 центров коррекционно-развивающего  обучения и реабилитации;

      -      43 специальные детские дошкольные  учреждения;

      -      20 дневных и одна вечерняя специальные  школы;

      -      9 детских домов специального  типа;

      -      9 домов интернатов Минсоцзащиты;

      -      7 специализированных домов ребенка;

      Коррекционные и психолого-педагогические  услуги детям-инвалидам оказываются в:

      - 979 специальных и 110 интегрированных  группах комбинированных детских  дошкольных учреждений;

      - 357 специальных и 4072 интегрированных  классах общеобразовательных школ;

      -      1457 пунктах коррекционно-педагогической  помощи.

     Кроме государственных медицинских и  образовательных учреждений, в Республике Беларусь ряд национальных общественных объединений осуществляют помощь в  решении проблем инвалидов. Среди  них можно выделить следующие: Белорусское  общество инвалидов, Белорусское товарищество инвалидов по зрению, Белорусское  общество глухих.

     Объект  исследования: дети-инвалиды.

     Предметом исследования: социальная и правовая помощь оказываемая детям-инвалидам в РБ.

       Цель курсовой работы: изучение социальной и правовой помощи оказываемой детям-инвалидам в РБ. 

       Задачи:

      1. изучить психолого-педагогическую, юридическую, социологическую литературу по проблеме исследования;
      2. рассмотреть и проанализировать причины детской инвалидности;
      3. изучить особенности системы социальной реабилитации детей-инвалидов в РБ;
      4. проанализировать законодательную базу РБ, направленную на защиту детей-инвалидов.

    5.                провести анкетный опрос; 

      Гипотеза: общество положительно относится к детям-инвалидам в РБ. 

      Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, интерпретация, обобщение, беседа, анкета.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Глава 1. Ребенок-инвалид  в системе общественных и семейных отношений.

    1. История отношения к детям-инвалидам.

      Проблема  взаимоотношений общества со своими более слабыми собратьями существовала с момента его зарождения. На всех этапах своего развития общество не могло  оставаться безразличным к тем, кто  имел те или иные нарушения физических и психических качеств. Отношения  к аномальным лицам определялось культурными традициями, историческими  условиям и претерпевало значительные изменения в процессе развития цивилизации, Но на протяжении тысячелетий эти  взаимоотношения в большей части  складывались в форме преследования  или пренебрежения к людям  с физическими и умственными  дефектами. Только несколько последних  столетий начало происходить изменение  в сторону сострадания, оказания помощи и принятия обществом.

      Исследование  эволюции отношения государства  и общества к лицам с отклонениями в развитии от античных времен до наших  дней позволило выделить переломные моменты, разграничивающие пять периодов эволюции.

      Анализ  первого периода эволюции отношения  общества к инвалидам целесообразно  начинать от легендарных законов  Ликурга, отразивших агрессивное неприятие  ребенка-инвалида античным миром. Хронологической  нижней границей периода соответственно является VIII в. до н.э. – время создания упомянутых законов. Верхней границей условно можно считать XII в., так как именно на это столетие пришлось появление в Европе первых светских приютов, предназначенных для слепых. Создание по инициативе монархов благотворительных учреждений оценивается как прецедент осознания государством необходимости помощи инвалидам, как свидетельство отношения к ним.

      В античном мире судьба инвалидов была трагичной. Они не считались гражданам, а их статус был сопоставим со статусом рабов. Носителя врожденного дефекта  ждала либо физическая, либо гражданская  смерть. Закон дискриминировал даже тех из них, кто принадлежал к  привилегированным сословиям, разделял элитную часть общества на «полноценных»  и «неполноценных». В мир свободных  граждан античных государств-полюсов  человеку с врожденными нарушениями  слуха, зрения, умственной отсталостью  доступа не было[15].

      В Древней Спарте, где много столетий создавался культ здорового тела, люди (и в первую очередь дети), имеющие ярко выраженные отклонения от нормы, просто уничтожались.

      Не  более гуманным было отношение к  людям, страдающим психическими расстройствами в Средневековье. В это время  господствовало представление о  физических дефектах как наказание  за грехи или знаке овладения  злым духом. Это отношение часто  приводило к тому, что людей  с физическими недостатками избегали и боялись или расценивали  инвалидов как «больных» причем наиболее подходящим для них образом  жизни становились изоляция, заточение, а не участие в работе и нормальной жизни общества. Многие душевнобольные заканчивали жизнь на кострах  инквизиции[3].

      Первыми, кто смог переступить незримую черту  и подать пример участливого и  милосердного отношения к людям, отторгаемым большинством, казались немногочисленные церковные подвижники. При монастырях появились хосписы  и приюты (в Византии – IV в., в Западной Римской империи – VII в.), в них иногда поучали кров и пищу инвалиды.

      За  последующие пять столетий западноевропейскими  странами был (принят) пройден путь от открытия монастырских к созданию первых светских приютов и больниц. Постепенно складывалась структура  призрения и лечебной помощи с  характерными для нее институтами (хосписы, больницы, приюты, убежища). Одни из них опекала церковь, другие –  верховная светская и городская  власть[15].

      Русь  станет на путь создания светской системы  призрения в силу европеизации страны, предпринятой Петром I.

      Организация светского призрения в России, как и первые законодательные  акты, положившие начало государственной  политике социальной помощи инвалидам, во многом явилась результатом знакомства монарха с западноевропейским опытом. Создание первых светских специальных  учреждений произошло в рамках реформирования всех институтов государства по зарубежному  образцу.

      Таким образом, в России, как и на Западе, первый период эволюции отношения общества к лицам с особенностями в  развитии завершается осознанием государством необходимости их призрения.

      Второй  период эволюции: от осознания необходимости  призрения инвалидов к осознанию  возможности обучения глухих и слепых детей; от приютов через опыт индивидуального  обучения к первым специальным учебным  заведениям.

Информация о работе Социальная и правовая помощь оказываемой детям-инвалидам