Социальная и правовая помощь оказываемой детям-инвалидам

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:55, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение социальной и правовой помощи оказываемой детям-инвалидам в РБ.
Задачи:
изучить психолого-педагогическую, юридическую, социологическую литературу по проблеме исследования;
рассмотреть и проанализировать причины детской инвалидности;
изучить особенности системы социальной реабилитации детей-инвалидов в РБ;
проанализировать законодательную базу РБ, направленную на защиту детей-инвалидов.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 67.08 Кб (Скачать)

      Таким образом, социальный статус людей с  ограниченными возможностями все  еще очень низкий. Действительное включение их в социальную жизнь  потребует еще немало времени, финансовых ресурсов, дополнительных усилий.

      Не  менее важной является проблема, связанная  с изменением общественного мнения по отношению к лицам, имеющим  инвалидность. Традиционно литература, кино и популярные СМИ представляли образы «инвалидности», выставляли людей  причудливыми уродами, беспомощными или  героическими калеками, что лишь усиливало  стереотип патологии. Сегодня люди с ограниченными возможностями  становятся активно действующими социальными  субъектами, выдвигают требования не только равных возможностей в сфере  образования и занятости, но и  права на самоопределение. И печать, радио, телевидение, прочие СМИ должны объединить свои усилия для воспитания у населения уважительного отношения  ко всем людям, оказавшимся из-за физического  или психического дефекта в затруднительном  положении[18].

      Таким образом, мы видим, что отношение  к лицам с психофизическими нарушениями  было неодинаковым. Возможно, это повлияло и на отношение к ним в современном  обществе, так как взгляд на инвалидов  все еще не является оптимальным. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Причины, приводящие  к детской инвалидности.

      Проанализировав литературу, можно выделить ряд причин приводящих к инвалидности.

      Так И.О.Зубкова выделяет перечень причин, в котором неблагоприятными факторами, способствующими развитию осложнений беременности и родов, невынашивания, выкидышей, асфиксии и родовой травмы, перинатальной энцефалопатии и  т.д., являются:

  • экология – высокий уровень радиации, химические вещества, в том числе соли тяжелых металлов, нитратов.
  • вредные воздействия производственных факторов, которые способствуют формированию врожденных пороков развития, внутриутробной гибели плода.
  • неполноценное питание беременной женщины, недостаток кальция и других витаминов.

      Также И.О. Зубкова выделяет следующие  неблагоприятные факторы, действующие  на ребенка: состояние здоровья матери, возраст беременной женщины (несовершеннолетние и первородящие), снижение уровня жизни, отсутствие культуры здорового образа жизни, острые инфекции, хронические  заболевания матери и др.

      Огромное  значение для нормального вынашивания  беременности и рождения здорового  ребенка имеет нервно-эмоциональное  и физическое перенапряжение[7].

      Также можно представить и другую классификацию, в которой выделяется 2 комплекса  причин, обуславливающих возникновение  у детей отклонений в развитии:

    1. Врожденные
    2. Приобретенные

      Врожденные  аномалии являются следствием разнообразных  влияний на зародыш и развивающийся  плод во внутриутробном периоде –  интоксикации, травмы, нарушение питания. Эти причины связаны с состоянием здоровья матери во время беременности. Так токсоплазмоз – инфекционное заболевание, которое распространяется домашними животными и птицами, перейдя на плод от больной матери, может явиться причиной врожденной умственной отсталости ребенка, поражением у него зрения и др.

      Гормональные  нарушения, заболевания печени и  почек, алкоголизм матери, употребление во время беременности медикаментов – все это отрицательно влияет на развитие плода.

      Достаточно  часто врожденные детские аномалии возникают как результат действия генетических (наследственных) факторов. Нарушения в строении и числе  хромосом, вызванные аномалиями хромосомных  наборов родителей, являются причиной некоторых грубо выраженных форм умственной отсталости, к числу которых  относится болезнь Дауна. Однако неполноценность генеративных клеток родителей может быть обусловлена  не только наследственностью, но и внешними влияниями. Например, действие на организм матери ядерного облучения или другие экологические нарушения в месте  ее проживания часто приводят к различным  уродствам ребенка и его умственной отсталости.

      Алкоголизм  матери вызывает резкие изменения в  центральной нервной системе  плода, в его костной системе  и внутренних органах, приводит к  различным порокам. Наблюдается  так называемый «алкогольный синдром» плода, который характеризуется  задержкой роста плода и, соответственно, ребенка. А также микроцефалией (уменьшением  размера головы), мышечной слабостью, нарушением психомоторного развития в  сочетании с повышенной возбудимостью  и двигательной заторможенностью. Эти нарушения могут усиливаться за счет снижения слуха. Соматическая ослабленность детей с алкогольным синдромом плода ведет к более частым и тяжелым заболеваниям в первые месяцы жизни. Курение матери во время беременности еще один фактор, вредно влияющий на развитие плода. Никотин отрицательно воздействует на плацентарное кровообращение, что приводит к кислородному голоданию мозга. У курящих женщин часто рождаются недоношенные, ослабленные дети.

      В настоящее время остро встает вопрос о влиянии на ребенка различных  наркотических и других одурманивающих средств, употребляемых матерью  во время беременности. Уже четко  установлено, что многие новорожденные, чьи матери являются наркоманами, уже  в утробе матери превращаются в наркоманов. При рождении они страдают муками абстинентного синдрома, выражающегося  в пронзительном непрерывном  плаче, отсутствии сосательного рефлекса, уменьшении массы тела. Это всегда сказывается на последующем его  психофизическом развитии.

      Приобретенные детские аномалии возникают вследствие различных вредных влияний на организм ребенка при его рождении и в последующие периоды его  развития. Опасными бывают механические повреждения плода (родовые травмы), остановка дыхания у рождающегося ребенка (родовая асфиксия).

      В первые годы жизни ребенка аномалии его развития могут быть вызваны  инфекционными заболеваниями (энцефалит, менингит, корь, грипп и т.д.).

      Не  проходят бесследно и социальные условия жизни. Они обуславливают  раннюю детскую депревацию, затормаживают  и физическое, и интеллектуальное, и личностное развитие.

      Следует отметить, что и нарушение слуха  и зрения могут быть врожденным или  приобретенным.

      Врожденная  слепота обусловлена повреждениями  и заболеваниями плода в период внутриутробного развития либо являются результатом наследственной передачи некоторых дефектов зрения.

      Приобретенная слепота обычно бывает следствием заболевания  органов зрения: сетчатки, роговицы и заболеваний ЦНС (менингит, опухоль  мозга), осложнения после общих заболеваний  организма (корь, грипп, скарлатина)[15].

1.3. Проблемы детей-инвалидов  и их семей.

      Семья, ближайшее окружение ребенка  с ограниченными возможностями  – главное звено в системе  его воспитания, социализации, обучения, профориентации.

      Материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы с появлением ребенка с ограниченными возможностями  увеличиваются. Жилье обычно не приспособлено  для ребенка-инвалида, каждая 3-я  семья имеет около шести квадратных метров полезной площади на одного члена семьи, редко – отдельная  комната или специальные приспособления для ребенка.

      В таких семьях возникают проблемы, связанные с приобретением продуктов  питания, одежды и обуви, самой простой  мебели, предметов бытовой техники. Семьи не имеют крайне необходимого для ухода за ребенком: транспорта, дач, садовых участков, телефона. Услуги для ребенка с особенностями  развития в таких семьях преимущественно  платные (лечение, дорогостоящие лекарства, медицинские процедуры, массаж, необходимые  приспособления и аппараты, инвалидные кресла). Все это требует больших  денежных средств, а доход в этих семьях складывается, в основном, из заработка отца и пособия на ребенка  по инвалидности.

      Немаловажными являются психологические проблемы. Психологический климат в семье  зависит от межличностных отношений, морально-психологических ресурсов родителей и родственников, а  также от материальных и жилищных условий семьи, что определяет условия  воспитания, обучения и медико-социальную реабилитацию.

      Появление в семье ребенка с ограниченными  возможностями всегда тяжелый психологический  стресс для всех членов семьи. Часто  семейные отношения ослабевают, постоянная тревога за больного ребенка, чувства растерянности, подавленности являются причиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается.

      Психологическая напряженность в таких семьях поддерживается психологическим угнетением детей из-за негативного отношения  к их семье; они редко общаются с детьми из других семей. Не все  дети в состоянии правильно оценить  и понять внимание к больному ребенку, их постоянную усталость в обстановке угнетенного, постоянно тревожного семейного климата.

      Нередко такая семья испытывает отрицательное  отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования  рядом. Окружающие часто уклоняются от общения и дети с ограниченными  возможностями практически не имеют  возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Имеющаяся социальная депревация может  привести к личностным расстройствам, к задержке интеллекта, особенно если ребенок слабо адаптирован к  жизненным трудностям, социальной дезадаптации, еще большей изоляции, недостатку развития, в том числе нарушениям коммуникационных возможностей, что  формирует неадекватное представление  об окружающем мире.

      Общество  не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой  их процент ощущает поддержку  окружающих. В связи с этим родители не берут детей с ограниченными  возможностями в кино, театр и  т.д., тем самым обрекая их с  рождения на полную изоляцию от общества.

      Также существуют медико-социальные проблемы. Остаются нерешенными социально-медицинские, психолого-педагогические проблемы, в  том числе неудовлетворительное оснащение медицинских учреждений современной диагностической аппаратурой, недостаточно развитой сетью учреждений восстановительного лечения, «слабыми»  службами медико-социальной работы и  медикосоциальной экспертизы детей-инвалидов; сложностью в получении профессии  и трудоустройстве, отсутствии массового  производства технических средств  для обучения, передвижения, бытового самообслуживания в детских интернатах и домашней обстановке[7].

      Таким образом, проблемы инвалидности сложны и многогранны. Оказание всесторонней помощи инвалидам предполагает реализацию комплексных программ и технологий их реабилитации, включающих медицинские, профессиональные и социальные разделы, а также своевременное и адекватное оказание адресной социальной помощи. Комплекс этих мир должен преследовать одну цель – расширение рамок независимости  людей с ограниченными возможностями, интеграцию их в привычный интеллектуальный, профессиональный, социальный круг.

      Решение проблем, связанных с инвалидностью, возможно лишь при совместных действиях  государственных структур и общества. Сегодня плодотворно работают многие общественные организации инвалидов. Это такие организации, как Белорусское  общество инвалидов (БелОИ), Белорусское  товарищество инвалидов по зрению (БелТИЗ), Белорусское общество глухих (БелОГ)[13]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4. Правовая защита детей-инвалидов в Республики Беларусь.

      Цивилизованное  государство не может нормально  функционировать и прогрессивно развиваться, не создавая условий для  формирования достаточно развитого  гражданского общества, которое характеризуется  высоким уровнем развития демократии, разработанностью законодательной  базы и активностью граждан во всех сферах жизнедеятельности: экономической, политической, социальной, духовной.

      До  начала 1990-х годов система социальной защиты инвалидов базировалась на основе Конституции СССР, в соответствии с установками и концепциями  того времени. Например, пенсия по инвалидности предусматривалась в качестве единственной формы социального обеспечения  этих лиц. А концепция процедуры  определения инвалидности была основана исключительно на утрате трудоспособности личности[3].

Информация о работе Социальная и правовая помощь оказываемой детям-инвалидам