Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:55, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение социальной и правовой помощи оказываемой детям-инвалидам в РБ.
Задачи:
изучить психолого-педагогическую, юридическую, социологическую литературу по проблеме исследования;
рассмотреть и проанализировать причины детской инвалидности;
изучить особенности системы социальной реабилитации детей-инвалидов в РБ;
проанализировать законодательную базу РБ, направленную на защиту детей-инвалидов.
Таким
образом, социальный статус людей с
ограниченными возможностями
Не
менее важной является проблема, связанная
с изменением общественного мнения
по отношению к лицам, имеющим
инвалидность. Традиционно литература,
кино и популярные СМИ представляли
образы «инвалидности», выставляли людей
причудливыми уродами, беспомощными или
героическими калеками, что лишь усиливало
стереотип патологии. Сегодня люди
с ограниченными возможностями
становятся активно действующими социальными
субъектами, выдвигают требования не
только равных возможностей в сфере
образования и занятости, но и
права на самоопределение. И печать,
радио, телевидение, прочие СМИ должны
объединить свои усилия для воспитания
у населения уважительного
Таким
образом, мы видим, что отношение
к лицам с психофизическими нарушениями
было неодинаковым. Возможно, это повлияло
и на отношение к ним в современном
обществе, так как взгляд на инвалидов
все еще не является оптимальным.
1.2. Причины, приводящие к детской инвалидности.
Проанализировав литературу, можно выделить ряд причин приводящих к инвалидности.
Так И.О.Зубкова выделяет перечень причин, в котором неблагоприятными факторами, способствующими развитию осложнений беременности и родов, невынашивания, выкидышей, асфиксии и родовой травмы, перинатальной энцефалопатии и т.д., являются:
Также И.О. Зубкова выделяет следующие неблагоприятные факторы, действующие на ребенка: состояние здоровья матери, возраст беременной женщины (несовершеннолетние и первородящие), снижение уровня жизни, отсутствие культуры здорового образа жизни, острые инфекции, хронические заболевания матери и др.
Огромное
значение для нормального вынашивания
беременности и рождения здорового
ребенка имеет нервно-
Также можно представить и другую классификацию, в которой выделяется 2 комплекса причин, обуславливающих возникновение у детей отклонений в развитии:
Врожденные
аномалии являются следствием разнообразных
влияний на зародыш и развивающийся
плод во внутриутробном периоде –
интоксикации, травмы, нарушение питания.
Эти причины связаны с
Гормональные нарушения, заболевания печени и почек, алкоголизм матери, употребление во время беременности медикаментов – все это отрицательно влияет на развитие плода.
Достаточно
часто врожденные детские аномалии
возникают как результат
Алкоголизм матери вызывает резкие изменения в центральной нервной системе плода, в его костной системе и внутренних органах, приводит к различным порокам. Наблюдается так называемый «алкогольный синдром» плода, который характеризуется задержкой роста плода и, соответственно, ребенка. А также микроцефалией (уменьшением размера головы), мышечной слабостью, нарушением психомоторного развития в сочетании с повышенной возбудимостью и двигательной заторможенностью. Эти нарушения могут усиливаться за счет снижения слуха. Соматическая ослабленность детей с алкогольным синдромом плода ведет к более частым и тяжелым заболеваниям в первые месяцы жизни. Курение матери во время беременности еще один фактор, вредно влияющий на развитие плода. Никотин отрицательно воздействует на плацентарное кровообращение, что приводит к кислородному голоданию мозга. У курящих женщин часто рождаются недоношенные, ослабленные дети.
В настоящее время остро встает вопрос о влиянии на ребенка различных наркотических и других одурманивающих средств, употребляемых матерью во время беременности. Уже четко установлено, что многие новорожденные, чьи матери являются наркоманами, уже в утробе матери превращаются в наркоманов. При рождении они страдают муками абстинентного синдрома, выражающегося в пронзительном непрерывном плаче, отсутствии сосательного рефлекса, уменьшении массы тела. Это всегда сказывается на последующем его психофизическом развитии.
Приобретенные
детские аномалии возникают вследствие
различных вредных влияний на
организм ребенка при его рождении
и в последующие периоды его
развития. Опасными бывают механические
повреждения плода (родовые травмы),
остановка дыхания у
В первые годы жизни ребенка аномалии его развития могут быть вызваны инфекционными заболеваниями (энцефалит, менингит, корь, грипп и т.д.).
Не проходят бесследно и социальные условия жизни. Они обуславливают раннюю детскую депревацию, затормаживают и физическое, и интеллектуальное, и личностное развитие.
Следует отметить, что и нарушение слуха и зрения могут быть врожденным или приобретенным.
Врожденная
слепота обусловлена
Приобретенная слепота обычно бывает следствием заболевания органов зрения: сетчатки, роговицы и заболеваний ЦНС (менингит, опухоль мозга), осложнения после общих заболеваний организма (корь, грипп, скарлатина)[15].
1.3. Проблемы детей-инвалидов и их семей.
Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями – главное звено в системе его воспитания, социализации, обучения, профориентации.
Материально-бытовые,
финансовые, жилищные проблемы с появлением
ребенка с ограниченными
В
таких семьях возникают проблемы,
связанные с приобретением
Немаловажными
являются психологические проблемы.
Психологический климат в семье
зависит от межличностных отношений,
морально-психологических
Появление
в семье ребенка с
Психологическая напряженность в таких семьях поддерживается психологическим угнетением детей из-за негативного отношения к их семье; они редко общаются с детьми из других семей. Не все дети в состоянии правильно оценить и понять внимание к больному ребенку, их постоянную усталость в обстановке угнетенного, постоянно тревожного семейного климата.
Нередко
такая семья испытывает отрицательное
отношение со стороны окружающих,
особенно соседей, которых раздражают
некомфортные условия существования
рядом. Окружающие часто уклоняются
от общения и дети с ограниченными
возможностями практически не имеют
возможности полноценных
Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут детей с ограниченными возможностями в кино, театр и т.д., тем самым обрекая их с рождения на полную изоляцию от общества.
Также
существуют медико-социальные проблемы.
Остаются нерешенными социально-
Таким
образом, проблемы инвалидности сложны
и многогранны. Оказание всесторонней
помощи инвалидам предполагает реализацию
комплексных программ и технологий
их реабилитации, включающих медицинские,
профессиональные и социальные разделы,
а также своевременное и
Решение
проблем, связанных с инвалидностью,
возможно лишь при совместных действиях
государственных структур и общества.
Сегодня плодотворно работают многие
общественные организации инвалидов.
Это такие организации, как Белорусское
общество инвалидов (БелОИ), Белорусское
товарищество инвалидов по зрению (БелТИЗ),
Белорусское общество глухих (БелОГ)[13].
1.4. Правовая защита детей-инвалидов в Республики Беларусь.
Цивилизованное государство не может нормально функционировать и прогрессивно развиваться, не создавая условий для формирования достаточно развитого гражданского общества, которое характеризуется высоким уровнем развития демократии, разработанностью законодательной базы и активностью граждан во всех сферах жизнедеятельности: экономической, политической, социальной, духовной.
До
начала 1990-х годов система
Информация о работе Социальная и правовая помощь оказываемой детям-инвалидам