Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 08:14, курсовая работа
Целью работы является системное описание реального состояния ГО Карпинск в целях выявления его отклонений от нормативных показателей.
Задачами работы являются:
1) исследование реального состояния объекта, его сравнение с нормативными состояниями,
2) выявление изменений в состоянии объекта в пространственно-временном аспекте,
3) выявление проблем объекта, требующих управленческих решений.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ…5
1.1. Интерпретация исходных понятий………………………………………….5
1.2. Особенности социальной диагностики………………………………..6
II. СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ПРОБЛЕМ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК ………………………………………………………………….12
2.1 Исследование социально-экономического состояния городского округа Карпинск………………………………………………………………………12 2.2. Динамика социально-экономического развития городского округа Карпинск за 2007-2010 гг…………………………………………………….14 2.3. Анализ данных, полученных при проведении анкетирования ………..39
2.4. Рекомендации по разрешению проблем городского округа Карпинск, выявленных в результате проведенного исследования ……………………44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……
54
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ – УПИ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТарного образования
КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ПРЕДМЕТУ
«СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
Тема: СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА
ПРОБЛЕМ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК
Руководитель:
Студент гр. ГО-47035:
Екатеринбург
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.2. Особенности социальной диагностики………………………………..6
II. СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ПРОБЛЕМ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК ………………………………………………………………….12
2.1 Исследование социально-экономического состояния городского округа Карпинск…………………………………………………………
2.4. Рекомендации по разрешению проблем городского округа Карпинск, выявленных в результате проведенного исследования ……………………44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ (анкета)……………………………………………………46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………53
Возникновение ряда глобальных проблем современного общества требует разработки новых технологий их решения с привлечением все более многочисленных групп специалистов. Сегодня мировой опыт свидетельствует о том, что при помощи социальных технологий (информационных, обучающих, внедренческих, политических, управленческих и др.) можно своевременно разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы, блокировать рискованные ситуации, принимать и выполнять оптимальные управленческие решения и др.
Формирование социальной политики, определяемой современным обществом и проводимой современным государством, возможно только на основе технологизации с ее максимально эффективным и целесообразным использованием ресурсов и средств.
Одним из этапов социальной технологии является социальная диагностика
Целевыми установками социальной политики государства на современном этапе является повышение уровня и качества жизни, совершенствование широкого спектра условий жизнедеятельности населения. Однако реальные экономические процессы (спад производства, безработица, расслоение населения по уровню доходов и др.) привели к ухудшению обстановки в социальной сфере. В связи с этим становится актуальным исследование проблем и механизмов развития социальной сферы.
Объектом данной курсовой работы является городской округ Карпинск Свердловской области, предметом – анализ и оценка состояния объекта диагностики с точки зрения уровня жизни населения городского округа.
Целью работы является системное описание реального состояния ГО Карпинск в целях выявления его отклонений от нормативных показателей.
Задачами работы являются:
1) исследование реального состояния объекта, его сравнение с нормативными состояниями,
2) выявление изменений в состоянии объекта в пространственно-временном аспекте,
3) выявление проблем объекта, требующих управленческих решений.
Для исследования проблем ГО Карпинск были использованы такие методы диагностики, как информационно-аналитические (математические, статистические, графический метод) и социологический метод (анкетирование).
В теоретической части раскрыты особенности диагностики в зависимости от предмета курсового проектирования.
В практической части приведены результаты диагностического исследования, анализ полученных результатов и выявление проблем в области выбранной темы, требующих в последующем разработки конкретных управленческих решений.
1.1 Интерпретация основных понятий
Термин «диагностика» (от греч. Diagnostikos – способность распознавать) используется в медицине для обозначения процесса распознавания болезни, постановки диагноза. .( http://slovari.yandex.ru)
В управлении понятие «диагностика» трактуется как метод, с помощью которого разрабатываются социальные технологии.
Социальная диагностика - многозначный термин, под которым в науке, прежде всего, подразумевают процесс определения и сущностной характеристики социальных явлений и процессов, который выступает как необходимая первая ступень для последующего анализа этих процессов и явлений. Социальная диагностика особенно важна в тех случаях, когда социолог имеет дело с недостаточно изученным объектом исследования, который вызывает интерес исследователя, или когда, напротив, необходимо на основании многих известных, но разрозненных фактов, характеризующих тот или иной процесс или явление, дать максимально точное его определение, которое позволит проанализировать и природу данного явления, и породившие его социальные причины. По мнению ряда авторов, проведение социальной диагностики является основным условием преодоления кризисных состояний в развитии того или иного социального процесса и эффективным методом борьбы против застойности и консерватизма в обществе в целом. Термин «диагноз» (от греч. diagnosis - распознание) пришел в социологию из области медицины, где необходимо правильное распознание той или иной болезни.
Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации
Уровень жизни (уровень благосостояния) — уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления.
Уровень жизни является понятием широким и характеризуется не только объемом реальных доходов в расчете на душу населения, но и рядом других факторов. Опросы среди населения могут наглядно доказать, что значительное количество индивидов в оценке собственного уровня жизни учитывает такие факторы как степень здоровья, степень моральной удовлетворенности собственной жизнью и деятельностью и др.
1.2 Особенности социальной диагностики.
Смысл диагностики состоит в том, чтобы выявить меру отклонения объекта от заданного режима или должного состояния по заданным признакам. Это позволяет определить, нуждается ли социальный объект в управленском воздействии или корректировке, выдвинуть оперативные цели и ориентиры управления.
Но определить требуемые качества социального объекта достаточно сложно. Всякое знание об объекте бессмысленно с позиции управления, если отсутствует представление о его нормальном или должном состоянии. В технических науках, медицине и психологии широко используются знания о нормальном состоянии анализируемой системы. Именно представление о норме позволяет определить отклонения в работе прибора, поведении живого организма или психологическую патологию личности.
Поэтому если в медицинской диагностике болезнь как патология может сравниваться с вполне определенной нормой (т.е. здоровьем) при помощи инструментальных процедур, имеющих стандартизированные параметры и предусматривающие количественные закономерности, то в социальной диагностике дело обстоит несколько иначе. В обществе могут существовать серьезнейшие трудности, но в течение длительного времени на них никто не обращал внимание, хотя наука уже зафиксировала и обнародовала этот факт. Так, опасность депопуляции в России впервые была констатирована в середине 20-х годов, доведена демографами до широких научных кругов в 70-е годы, но лишь в 90-е годы стала вызывать тревогу общественности.
Это закономерное явление: то или иное социальное отклонение может (или не может) быть патологией с точки зрения объективных тенденций социального развития. В то же время социальная патология осознается как социальная проблема, т.е. затруднение, которое нарушает течение жизни и которое необходимо исправить, вероятно, только в том случае, когда она деформирует функционирование общества и когда общество оказывается достаточно зрелым и подготовленным, чтобы ее увидеть и осознать.
В качестве примера можно напомнить, что еще буквально пять лет назад наличие нищих и бездомных в нашей стране отрицалось и как факт, и как социальная проблема – сегодня это всеми признанный факт.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что социальная диагностика - это:
1)
2)
3)
4)
Проведение диагностики предполагает соблюдение определенных принципов:
1) принципа объективности – независимость от влияния внешних факторов,
2) принципа верификации социальной информации – установление ее достоверности, возможности проверки при помощи других процедур или других источников данных,
3) принципа системности в диагностике, т.к. абсолютно все социальные проблемы я, их зарождение и развитие определяется не одной причиной, а несколькими, часто даже системой, сетью причин.
Виды социальной диагностики:
- по объекту диагностики – структурная, организационная и функциональная диагностика,
- по масштабу диагностики – общая и частная,
- по периодичности – систематическая и эпизодическая,
- по форме оценки результатов – количественная и качественная диагностика,
- по используемым методам – статистическая, факторная, экспертная диагностика.
Методы социальной диагностики:
1.Общенаучные, представляющие собой процедуры исследования любой проблемы, в том числе, и социальной. К их числу относятся метод анализа и синтеза, метод наблюдения и т.п.
С методом наблюдения соприкасаются и такие методы диагностики, как интервью, анкетирование, тестирование. Специалист может проводить наблюдение во время интервью, а также, когда ждет ответы на вопросы анкеты или тестового задания. Интервью позволяет получить дополнительную диагностическую информацию о социальном объекте. Выделяют два типа интервью: свободное и формализованное. При свободном типе специалист не оказывает большого влияния на направленность беседы, а лишь изредка задает интервьюируемому наводящие вопросы. В ходе формализованного интервью роль проводящего его специалиста значительно активнее. В данном случае интервьюируемый лишь отвечает на его вопросы.
Диагностический метод анкетирования предназначен для выявления мнений и конкретных фактов у большого круга лиц. При проведении анкетирования необходимо, по меньшей мере, учитывать следующие требования: должна быть сформулирована понятным языком цель исследования; сами вопросы анкеты должны быть короткими и простыми, по возможности предвидящими однозначные ответы <да” или “нет”; вопросы должны быть расположены в логическом порядке; целесообразно анкетные вопросы группировать для облегчения дальнейшей обработки информации и др.
Информация о работе Социальная диагностика проблем городского округа Карпинск