Социальная адаптация в коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

целью контрольно-курсовой работы является изучение социальной адаптации.
Задачи исследования:
Рассмотреть понятие адаптации в психолого-педагогических исследованиях
Изучить структуру и стадии адаптации
Рассмотреть социальную адаптацию личности в коллективе
Изучить психологические механизмы социальной адаптации человека

Содержание

Введение3
Глава 1. Понятие «адаптации» в психолого-педагогических исследованиях5
1.1 Структура и стадии адаптации10
Глава 2. Социальная адаптация личности в коллективе14
2.1 Психологические механизмы социальной адаптации человека19
Заключение22
Список литературы24
Приложение25

Работа содержит 1 файл

ККР_Конфликтология.docx

— 71.08 Кб (Скачать)

 

 

Результаты и интерпретация  теста:

Обработку результатов проводят по четырем "ключам", соответствующих  шкалам: "достоверность", "нервно-психическая  устойчивость", коммуникативные  способности", "моральная нормативность", "личностный адаптивный потенциал". На каждый вопрос теста обследуемый  может отвечать "да" или "нет". Поэтому при обработке результатов  учитывается количество ответов, совпавших  с "ключом". Каждое совпадение с "ключом" оценивается в один "сырой" балл.

Шкала достоверности оценивает  степень объективности ответов (Д). В случае, если общее количество "сырых" баллов превышает 10, то полученные данные следует считать недостоверными вследствие стремления оответствовать социально желаемому типу личности. При массовом обследовании, а также при дефиците времени процесс определения социально-психологической адаптации может быть ускорен. Для этого достаточно иметь два "ключа". Для шкалы достоверности и шкалы личностного адаптивного потенциала.

Шкала личностного адаптивного  потенциала (ЛАП) является более высокого уровня. Она включает в себя шкалы "нервно-психическая устойчивость", "коммуникативные способности", "моральная нормативность" и дает представление в целом об адаптивных возможностях личности, но не позволяет получить дополнительную информацию о психологических особенностях обследуемых.

Моральная нормативность (МН) обеспечивает способность адекватно воспринимать индивидом предлагаемую для него определённую социальную роль. В данном тесте вопросы, характеризующие уровень моральной нормативности индивида, отражают два основных компонента процесса социализации: восприятие морально-нравственных норм проведения и отношение к требованиям непосредственного социального окружения.

Коммуникативные качества (коммуникативный потенциал —  КП) является следующей составляющей личностного адаптационного потенциала (ЛАП). Поскольку человек практически всегда находится в социальном окружении, его деятельность сопряжена с умением построить отношения с другими людьми. Коммуникативные возможности (или умение достигнуть контакта и взаимопонимания с окружающими) у каждого человека различны. Они определяются наличием опыта и потребности общения, а также уровнем конфликтности.

Шкала нервно-психической  устойчивость (НПУ) показывает риск дезадаптации личности в условиях стресса, то есть тогда, когда система эмоционального отражения функционирует в критических условиях, вызываемых внешними, равно как и внутренними факторами.

Суицидальный риск (СР) - степень вероятности возникновения суицидальных побуждений, формирования суицидального поведения и осуществления суицидальных действий.

Ключ к опроснику:

Наименование шкалы

Номера вопросов с ответом «Да»

Номера вопросов с ответом «Нет»

Достоверность (Д)

 

1, 10, 19, 31, 51, 69, 78, 92, 101, 116, 128, 138, 148.

Личностный адаптивный

потенциал (ЛАП)

4, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 24, 27, 28, 29, 30, 33, 36, 37, 39, 40, 41, 42, 43, 46, 47, 50, 56, 57, 59, 60, 61, 63, 64, 65, 67, 68, 70, 71, 72, 73, 75, 77, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 86, 88, 89, 90, 91, 93, 94, 95, 96, 98, 99, 102, 103, 104, 106, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126, 129, 131, 133, 135, 136, 137, 139, 141, 142, 143, 145, 146, 149, 150, 151, 152, 153, 154, 155, 156, 157, 158, 161, 162, 164, 165.

2, 3, 5, 13, 23, 25, 26, 32, 34, 35, 38, 44, 45, 48, 49, 52, 53, 54, 55, 58, 62, 66, 74, 76, 85, 87, 97, 100, 105, 107, 127, 130, 132, 134, 140, 144, 147, 159, 160, 163.

Нервно-психическая

устойчивость        (НПУ)

4, 6, 7, 8, 11, 12, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 28, 29, 30, 37, 39, 40, 41, 47, 57, 60, 63, 65, 67, 68, 70, 71, 73, 75, 80, 82, 83, 84, 86, 89, 94, 95, 96, 98, 102, 103, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 115, 117, 118, 119, 120, 122, 123, 124, 129, 131, 135, 136, 137, 139, 143, 146, 149, 153, 154, 155, 156, 157, 158, 161, 162.

2, 3, 5, 23, 25, 32, 38, 44, 45, 49, 52, 53, 54, 55, 58, 62, 66, 87, 105, 127, 132, 134, 140.

Коммуникативные способности (КС)

9, 24, 27, 33, 43, 46, 61, 64, 81, 88, 90, 99, 104, 106, 114,121,126,133,142,151,152.

26, 34, 35, 48, 74, 85, 107, 130, 144, 147, 159.

Моральная нормативность (МН)

14, 22, 36, 42, 50, 56, 59, 72, 77, 79, 91, 93, 125, 141, 145, 150, 164, 165.

13, 76, 97, 100, 160, 163.

Суицидальный риск (Ср)

4, 8, 10, 28, 29, 39, 41, 47, 70, 84, 115, 119, 124, 136, 137, 149, 154, 155.

32, 105


  1. Перевод в стэны результатов, полученных по шкалам методики:

Группа

Стэны

Наименование шкал и количество ответов, совпавших с ключом

АС

НПУ

КП

МН

СР

IV

неудовлетворительная

1

104 

и более

68

и более

25

и более

18

и более

15

и более

2

103 – 87

67 – 52

24 – 22

17 -16

14 – 10

3

86 – 72

51 – 41

21 – 19

15 – 14

9 – 7

III

удовлетворительная

4

71 – 57

40 – 30

18 – 16

13 – 12

6 – 5

5

56 – 43

29 – 20

15 – 14

11 – 10

4 – 3

II

хорошая

6

42 – 36

19 – 15

13 – 12

9

2

7

35 – 29

14 – 10

11 – 10

8 - 7

1

8

28 – 23

9 – 8

9 – 8

6

0

I

высокая

9

22 – 19

7 - 6

7 - 6

5

0

10

18

и менее

5

и менее

5

и менее

4

и менее

0


Итоговую оценку по шкале "Личностный адаптивный потенциал" можно получить путем простого суммирования сырых  баллов по трем шкалам "нервно-психическая  устойчивость", "коммуникативные  способности", "моральная нормативность" с последующим переводом полученной суммы по следующей таблице. 
 
Интерпретация адаптивных способностей по шкале "ЛАП":

Уровень

АС (стэны)

 

Интерпретация

5 - 10

Группы высокой и нормальной адаптации.

Лица этих групп достаточно легко  адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно  ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью.

3 - 4

Группа удовлетворительной адаптации.

Большинство лиц этой группы обладают признаками различных акцетуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Поэтому успех адаптации зависит от внешних условий среды. Эти лица, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. Возможны асоциальные срывы, проявление агрессии и конфликтности. Лица этой группы требуют индивидуального подхода постоянного наблюдения, коррекционных мероприятий.

1 - 2

Группа низкой адаптации.

Лица этой группы обладают признаками явных акцентуаций характера  и некоторыми признаками психопатий, а психическое состояние можно  охарактеризовать, как пограничное. Возможны нервно-психические срывы. Лица этой группы обладают низкой нервно-психической  устойчивостью, конфликтны, могут допускать  асоциальные поступки. Требуют наблюдения психолога и врача (невропатолога, психиатра).


Интерпретация основных шкал методики:

Наименование шкалы

Уровень развития качеств

Ниже среднего

(1 – 3 стэна)

Выше среднего

(7 – 10 стэнов)

НПУ

Низкий уровеньповеденческой регуляции, определенная склонность к нервно-психическим   срывам, отсутствие адекватности самооценки и реального восприятия   действительности.

Высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, высокая адекватная самооценка и реальное восприятие действительности.

КС

Низкий уровень развития коммуникативных способностей, затруднение в построении   контактов с окружающими, проявление агрессивности, повышенная конфликтность.

Высокий уровень развития коммуникативных    способностей, легко устанавливает контакты с сослуживцами, окружающими, не конфликтен. 

МН

Не может адекватно оценить  свое место и роль в коллективе, не стремится соблюдать общепринятые нормы поведения.

Реально оценивает свою роль в коллективе, ориентируется на соблюдение общепринятых норм поведения.



Информация о работе Социальная адаптация в коллективе