Социальная адаптация в коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

целью контрольно-курсовой работы является изучение социальной адаптации.
Задачи исследования:
Рассмотреть понятие адаптации в психолого-педагогических исследованиях
Изучить структуру и стадии адаптации
Рассмотреть социальную адаптацию личности в коллективе
Изучить психологические механизмы социальной адаптации человека

Содержание

Введение3
Глава 1. Понятие «адаптации» в психолого-педагогических исследованиях5
1.1 Структура и стадии адаптации10
Глава 2. Социальная адаптация личности в коллективе14
2.1 Психологические механизмы социальной адаптации человека19
Заключение22
Список литературы24
Приложение25

Работа содержит 1 файл

ККР_Конфликтология.docx

— 71.08 Кб (Скачать)
  1. Уравновешивание. Минимальная степень включенности индивида в процесс адаптации к новой среде. Узнавание новой ситуации. «Новичок» знакомится с новой для него обстановкой, присматривается к коллективу, устанавливает контакты, улавливает специфику его психологической атмосферы. Здесь устанавливается «равновесие» между средой и индивидом, которые проявляют взаимную активность к системе ценностей и стереотипов поведения друг друга.
  2. Псевдоадаптация. Сочетание внешней приспособленности к обстановке с отрицательным отношением к ее нормам и требованиям, противоречие между ориентациями, взглядами, убеждениями, интересами, с одной стороны, и реальными действиями или поведением, с другой стороны. Индивид знает, как он должен действовать в новой среде, как вести себя, но внутренне, в своем сознании не признает этого и, где может, отвергает принятую в этой среде систему ценностей, придерживаясь своей прежней.
  3. Приноровление. Признание и принятие основных систем ценностей новой ситуации, которое связано с взаимными уступками. Индивид отказывается от некоторых ценностей, при этом ограничивая в какой-то мере свою самостоятельность и свободу решений.
  4. Уподобление. Психологическая переориентация индивида. Трансформация прежних взглядов, установок, ориентаций в соответствии с новой ситуацией, существенное изменение в моделях поведения.

-стадию  уравновешивания можно наблюдать,  когда в интернатное учреждение поступает ребенок. Он сразу же сталкивается с новыми для него условиями: новые требования, выдвигаемые дисциплинарной системой самого интерната, незнакомое социальное окружение – воспитатели и дети, проживающие в интернате.

-стадия  псевдоадаптации проявляется в том, что недавно поступивший ребенок испытывает внутренние противоречия, которые заключаются в том, что он должен принять те требования и условия проживания, которые предъявляются в данном учреждении, хотя он с ними и не совсем согласен. Это повышает уровень его тревожности, что приводит к психическому напряжению. Следствием этого может стать агрессия ребенка по отношению к окружающим или депрессивное состояние.

Проявление  данных психологических феноменов  зависит от индивидуальных особенностей личности. Стадия приноровления имеет место тогда, когда ребенок принимает предъявляемые к нему требования, систему ценностей коллектива, идя при этом на некоторые уступки. Он вырабатывает индивидуальную стратегию и закономерности поведения в группе, обеспечивающие его существование, сохранение и развитие индивидуальности, адаптация при этом характеризуется как состояние психологической включенности в деятельность, сопровождающееся реализацией внутриличностных возможностей в конкретных условиях жизнедеятельности и благоприятным эмоциональным самочувствием [2]. То есть ребенок включается в совместную деятельность, выступает инициатором идей.

Стадия  уподобления является завершающей  и характеризует адаптационный  процесс как позитивный. Ребенок  перестраивает свое поведение в  соответствии с моделью поведения  большинства группы.

Критериями  адаптации отечественный исследователь  В.Н. Литовченко выделяет:

-Положение,  занимаемое индивидом в группе, коллективе, его социальный статус (низкий социальный статус свидетельствует  о нарушении социально-психологической  адаптации);

-Продуктивность  и эффективность деятельности;

-Эмоциональные  переживания человека как субъекта  деятельности (отношение к результатам  своей деятельности, к самому  ее процессу, к успеху или неудаче  в ней);

-Эмоциональные  переживания человека как субъекта  межличностного общения (отношение  к реальному социальному статусу  в группе, степень удовлетворенности  межличностными контактами);

-Интеграция  индивида и среды (отождествление  себя с ценностями, традициями, взглядами  окружающего социального слоя). [2].

Таким образом, социальная адаптация  представляет собой постоянный процесс  и результат активного приспособления индивида к условиям изменяющейся социальной среды. Она является главной детерминантой формирования навыков общения, поведения и деятельности. А это дает личности возможность самоутвердиться, реализовать свои потребности, интересы и творческий потенциал.

 

 

Глава 2. Социальная адаптация

 

Социальная  адаптация (лат. adaptare - приспособлять) - процесс приспособления, освоения, как правило активного, личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды. В современной социологии социальная адаптация в большинстве случаев понимается как такой социальный процесс, в котором и адаптант (личность, социальная группа), и социальная среда являются адаптивно-адаптирующими системами, то есть активно взаимодействуют, оказывают активное воздействие друг на друга в процессе социальной адаптации. [7]

Непосредственным  толчком к началу процесса социальной адаптации чаще всего становится осознание личностью или социальной группой того факта, что усвоенные  в предыдущей социальной деятельности стереотипы поведения перестают  обеспечивать достижение успеха и актуальной становится перестройка поведения  в соответствии с требованиями новых  социальных условий или новой  для адаптанта социальной среды. [6].

В общем  виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой  для нее социальной среде:

1) начальная  стадия, когда индивид или группа  осознают, как они должны вести  себя в новой для них социальной  среде, но еще не готовы признать  и принять систему ценностей  новой среды и стремятся придерживаться  прежней системы ценностей;

2) стадия  терпимости, когда индивид, группа  и новая среда проявляют взаимную  терпимость к системам ценностей  и образцам поведения друг  друга;

3) аккомодация,  т.е. признание и принятие индивидом  основных элементов системы ценностей  новой среды при одновременном  признании некоторых ценностей  индивида, группы новой социальной  средой;

4) ассимиляция,  т.е. полное совпадение систем  ценностей индивида, группы и  среды. [6].

Интенсивность адаптационных процессов в обществе существенным образом зависит от того, какую стадию в своем развитии оно переживает. Во времена серьезных  социальных изменений, а тем более  социальных катаклизмов адаптационные  процессы приобретают особую интенсивность  и захватывают практически все  слои общества. На примере постсоветского общества хорошо видно, что проблему адаптации к новым социальным условиям, определения и утверждения  новой своей позиции в обществе приходится решать практически каждому  человеку, и не всегда этот процесс  протекает одинаково успешно. [12]

Помимо  этого следует отметить, что, по мере ускорения общественного развития, ускоряется и интенсивность адаптационных  процессов в обществе в целом. Это приводит к тому, что процессы социальной адаптации даже в эволюционно  развивающемся обществе становятся практически непрерывными и умение адаптироваться к изменениям приобретает  жизненно важное значение не только для молодых, но и для старших поколений. Готовность к переменам становится одним из главных условий жизненного успеха человека.

В результате в современном обществе значительно  повышается роль целенаправленной деятельности государства и общественных организаций, роль образования и прикладной науки  в осуществлении процессов социальной адаптации. [6].

Особое  внимание общество через систему  институтов и целевых программ уделяет  содействию процессам социальной адаптации  тех своих членов, чьи возможности  адаптироваться к изменениям самостоятельно ограниченны. Так, во многих странах  разрабатываются и реализуются  программы по социальной адаптации  инвалидов, уволенных в запас  военнослужащих - в случае массовых сокращений армии, мигрантов, выходящих  на свободу заключенных и т.д. Не меньшее значение в современном  переходном обществе придается программам содействия социальной адаптации молодежи.

Следует различать адаптацию как процесс  и адаптированность как результат, итог процесса социальной адаптации. Существуют субъективные и объективные критерии адаптированности. Объективные - степень реализации индивидом норм и правил жизнедеятельности, принятых в данной социальной группе. Субъективные - удовлетворенность членством в данной социальной группе, предоставляемыми условиями для удовлетворения и развития основных социальных потребностей. [6].

В качестве непосредственной социальной среды  могут выступать различные социальные группы, такие как семья, производственный коллектив, соседи по дому и т.д. Роль социальной адаптации состоит в  том, что она позволяет включить личность в процессы, протекающие  в непосредственной социальной среде, и в то же время является одним  из средств изменения личности и  среды.

Вся сложность  процесса социальной адаптации может  быть хорошо проиллюстрирована на примере  адаптации новых работников на предприятиях, которая наиболее широко исследуется  в современной прикладной социологии и социальной психологии, что обусловлено, в свою очередь, практической значимостью  проблемы для экономической эффективности  деятельности предприятий.

В процессе адаптации организация и личность вступают во взаимодействие как сложные  системы. Так, например, на успешность адаптационного процесса существенное влияние оказывают такие характеристики предприятия, как его материально-техническая  оснащенность, тип и уровень организации  труда, характер внутриколлективных отношений и корпоративная культура, система и уровень оплаты труда. Предприятие через эти свои характеристики предъявляет потенциальному работнику свои требования и одновременно свои преимущества по сравнению с другими участниками рынка труда. [14]

Со стороны  индивида на успешность производственной адаптации влияние оказывают  как психофизиологические особенности, так и социально-демографические характеристики личности. Безусловно, наиболее важны для успешной производственной адаптации профессиональная подготовка индивида, умение работать в группе.

Социальная  адаптация на предприятии представляет собой единство нескольких адаптационных  процессов. В литературе чаще всего выделяют следующие из них: профессиональную адаптацию, социально-психологическую адаптацию и адаптацию к условиям труда. [6].

Профессиональная  адаптация предусматривает выбор  профессии, обучение специальности, а  также вхождение в профессию  с момента начала работы по специальности. Критерием профессиональной адаптированности является достижение индивидом соответствия профессиональных навыков, личностных качеств требованиям конкретной профессиональной деятельности. Показателями профессиональной адаптированности являются профессиональная квалификация, уровень и стабильность производственных показателей, удовлетворенность профессией.

Социально-психологическая  адаптация - процесс вхождения новичка  в новый для него производственный коллектив, формирования личностных связей и отношений с другими людьми. В процессе социально-психологической  адаптации происходит активное сравнение  и взаимоприспособление ценностных ориентаций, нравственных идеалов и представлений коллектива и нового работника. Социально-психологическая адаптация выражается в формировании положительных неформальных отношений с коллегами по работе и руководителями, в достижении ценностного единства работника и коллектива. Основным объективным показателем социально-психологической адаптированности является отсутствие конфликтов с руководством и членами коллектива. Субъективным показателем социально-психологической адаптированности выступает удовлетворенность отношениями с руководителями и коллегами по работе.

Важным  аспектом социальной адаптации является принятие индивидом определенной социальной роли. Можно говорить о двух формах социальной адаптации: активной, когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы вызвать реакцию изменения (в том числе тех норм, ценностей, форм взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить), и пассивной, конформной, когда он не стремится к такому воздействию и изменению. Эффективность социальной адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям социальной адаптации, крайним выражением которых служит аутизм. [10]

Показателями  успешной социальной адаптации являются высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его  психологическая удовлетворенность  этой средой в целом и ее наиболее важными для него элементами (например, удовлетворенность работой и  ее условиями, ее содержанием, вознаграждением, организацией). Показателями низкой социальной адаптации являются стремление индивида к перемещению в другую социальную среду (текучесть кадров, миграция, разводы), аномия и отклоняющееся  поведение. Успешность социальной адаптации  зависит от характеристик как самого индивида, так и среды. Чем сложнее новая среда (например, шире спектр социальных связей, сложнее совместная деятельность, выше уровень социальной неоднородности), чем интенсивнее в ней происходят изменения, тем более трудным для индивида оказывается процесс социальной адаптации. В большой степени значимыми для социальной адаптации являются социально-демографические характеристики индивида - образование и возраст. [6].

Адаптация к условиям труда – это процесс  привыкания человека к новой рабочей  среде, обстановке, к рабочему месту. Показателем успешной адаптации  к условиям труда является высокая  производительность, психологическая  удовлетворенность окружающей обстановкой, желание лучше выполнять должностные  обязанности. Показателями низкой адаптации к условиям труда является нежелание индивида находиться на рабочем месте, не высокие показатели работы.

Информация о работе Социальная адаптация в коллективе