Социальная адаптация в коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

целью контрольно-курсовой работы является изучение социальной адаптации.
Задачи исследования:
Рассмотреть понятие адаптации в психолого-педагогических исследованиях
Изучить структуру и стадии адаптации
Рассмотреть социальную адаптацию личности в коллективе
Изучить психологические механизмы социальной адаптации человека

Содержание

Введение3
Глава 1. Понятие «адаптации» в психолого-педагогических исследованиях5
1.1 Структура и стадии адаптации10
Глава 2. Социальная адаптация личности в коллективе14
2.1 Психологические механизмы социальной адаптации человека19
Заключение22
Список литературы24
Приложение25

Работа содержит 1 файл

ККР_Конфликтология.docx

— 71.08 Кб (Скачать)

 

 

2.1 Психологические механизмы социальной адаптации человека

 

У человека развитие психики, включающей высшую ее форму - сознание - достигло такого уровня, что поведение и деятельность стали определяющим фактором его  адаптации. Человек в процессе своей  жизнедеятельности преобразует  внешнюю среду, приспосабливая ее к  своим потребностям. То, что значительную часть преобразований он осуществляет осознанно, отличает его от остальных  представителей животного мира. В  отличие от животных, благодаря своей  социальной природе, человек способен создать искусственную среду - среду  культуры и цивилизации, в результате чего расширяется спектр его приспособительной  активности. Казалось бы, эти определения  свидетельствуют о том, что даже физиологическое направление исследования адаптационных процессов признает коренное отличие в понимании  термина «приспособление» применительно  к человеку. Однако предназначение адаптации многие физиологи видят  в обеспечении состояния гомеостаза, а способность к адаптации  оценивают как процесс «подгонки», оптимизации ответных реакций без  коренной перестройки деятельности всего организма. [3].

Адаптация является целостным, системным процессом, характеризующим взаимодействие человека с природной и социальной средой. Выделение различных видов и  уровней адаптации в достаточной мере искусственно и служит целям научного анализа и описания этого явления.

Механизмом, определяющим уровень развития процесса адаптации, является диалектическое противоречие между интересами различных уровней  иерархии: индивида и вида, особи  и популяции, человека и общества, этноса и человечества, биологическими и социальными потребностями личности.

Системообразующим фактором, регулирующим и организующим процесс адаптации, является цель, связанная  с ведущей потребностью.

Особенности процесса адаптации определяются психологическими свойствами человека, в том числе  уровнем его личностного развития, характеризующегося совершенством  механизмов личностной регуляции поведения  и деятельности.

Критериями  адаптированности можно считать не только выживаемость человека и нахождение места в социально-профессиональной структуре, но и общий уровень здоровья, способность развиваться в соответствии со своим потенциалом жизнедеятельности, субъективное чувство самоуважения. Процесс адаптации человека в новых условиях существования имеет временную динамику, этапы которой связаны с определенными психологическими изменениями, проявляющимися как на уровне состояния, так и на уровне личностных свойств. [13]

Наиболее  современным определением понятия  психической адаптации представляется следующее: «Психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовать связанные с ними значимые цели (при сохранении физического и психического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды»].

Автор этого  определения - Ф.Б. Березин - выделил  три аспекта психической адаптации: собственно психический, социально-психологический  и психофизиологический. Социально-психологический  аспект адаптации обеспечивает адекватное построение микросоциального взаимодействия, в том числе - профессионального, достижение социально значимых целей. Он является связующим звеном между адаптацией индивидуума и популяции, способен выступать в качестве уровня регулирования адаптационного напряжения. [2].

Современные научные представления о феномене адаптации послужили основанием для формулировки рабочего понятия  «социально-психологическая адаптация».

Социально-психологическая адаптация рассматривается как процесс организации социального взаимодействия, способствующего наиболее полной реализации личностного потенциала.

Личностный потенциал представляет собой совокупность личностного ресурса и уровня развития самопознания, обеспечивающих процесс саморегуляции и самореализации в измененных условиях существования.

Больший интерес представляют исследования, в той или иной форме использующие понятие личностного ресурса - запаса различных структурно-функциональных характеристик человека, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и  специфические формы адаптации  [8]

Понятие личностного ресурса включает ряд  более «жестких» структурных  характеристик, каковыми являются индивидуальные психологические качества, начиная  от свойств темперамента и заканчивая эмоциональными, интеллектуальными  и коммуникативными характеристиками. Они в значительной мере определяют явление «стрессоустойчивости»  и особенности развития адаптивных реакций. Еще одной важной составляющей личностного потенциала считается  уровень личностного развития.

адаптация личность социальный

 

Заключение

 

В период всей жизни человека – с момента рождения и до самой  смерти - его непрерывно сопровождает процесс адаптации. Этот процесс  неразделим с самим понятием "жизнь": немыслима жизнь без адаптации, равно как и адаптация не существует вне жизненного цикла живого организма.

Адаптация имеет двойственный характер: с одной  стороны, она представляет собой  приспособления индивида к социальной среде, а с другой, изменение индивидом  этой среды в соответствии со своими интересами, социальным опытом и мировоззрением и общественными требованиями. То есть, личность, чтобы повысить уровень  социального комфорта, прилагает  усилия к поиску действенных путей  аккомодационного (усвоение правил среды) и ассимиляционного (преобразование) характера.

Многие  ученые рассматривает адаптацию  как процесс, проявление и результат.

Адаптация как процесс представляет собой естественное развитие адаптационных возможностей человека в различных условиях среды его жизнедеятельности или в определенных условиях. Она позволяет человеку обеспечить свою самореализацию. Этими условиями могут быть семья, детский сад, школа.

Адаптация как проявление характеризует типичное поведение, отношение и результативность деятельности человека в условиях среды, как отражение его приспособления к ней. По проявлениям человека можно судить о степени его адаптированности к определенным условиям среды в данный период времени.

Адаптация как результат является свидетельством о том, в какой степени человек соответствует среде жизнедеятельности, данным условиям и насколько его поведение, отношения и результативность деятельности соответствуют возрасту, социальным нормам и правилам, принятым в социуме, в котором он живет.

Предрасположенность человека к адаптации к той  или иной ситуации во многом зависят  от его индивидуальных качеств, индивидуального  своеобразия.

 

 

Список литературы

1. Андреева  Г.М. Социальная психология. Учебник  для высших учебных заведений  - 5-е изд., М.: Аспект Пресс, 2002.

2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.

3. Реан А.А. – Социально педагогическая психология. – Издательство «Питер» 1999.

4. Кузнецов  П.В. Адаптация как функция  развития личности. Саратов, 1991.

5. Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. М., 1984.

6. Свиридов Н.А. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе. Л., 1974.

7. Э.А. Уткин. Конфликтология: теория и практика. М. 2000

8. Гришина Н. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2000. Громова О. Н. Конфликтология. Курс лекций. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», ЭКМОС, 2000.

9. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 1996. ЗеркинД. П. Основы конфликтологии: Курс лекций. — Ростов н/Д: Феникс, 1998.

10. Козер Л. Функции социального конфликта. — М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000.

11. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. — М.: Владос, 1999. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. — СПб.: Лань, 1999.

12. Налчаджян А.А., Социально-психологическая адаптация личности. Ереван, 1988

13. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А., Психология адаптации личности. СПб., 2006

14. Шибутани Т., Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1998

 

Приложение 1.

Приложение 1.

Многоуровневый личностный опросник "Адаптивность" (МЛО-АМ), авторы А.Г. Маклаков и С.В. Чермянин

Чтобы пройти тест Вам понадобятся  лист бумаги и ручка.

Описание:

Многоуровневый личностный опросник "Адаптивность" (МЛО-АМ) разработан А.Г.Маклаковым и С.В.Чермяниным.

Предназначен для оценки адаптационных возможностей личности с учетом социально-психологических и некоторых психофизиологических характеристик, отражающих обобщенные особенности нервно-психического и социального развития.

В основу методики положено представление  об адаптации, как о непрерывном  процессе активного приспособления человека к постоянно меняющимся условиям социальной среды и профессиональной деятельности.

Эффективность адаптации во многом зависит от того:

- насколько реально человек  воспринимает себя и свои социальные  связи;  
- точно соизмеряет свои потребности с имеющимися возможностями; 
- осознает мотивы своего поведения.

Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к  нарушению адаптации, что может  сопровождаться:

- повышенной конфликтностью; 
- нарушением взаимоотношений;  
- понижением работоспособности;  
- ухудшением состояния здоровья.

Случаи глубокого нарушения  адаптации могут приводить:

- к грубым нарушениям воинской  дисциплины, правопорядка; 
- суицидальным поступкам; 
- срыву профессиональной деятельности; 
- развитию болезней.

Опросник содержит 165 вопросов и  имеет следующие шкалы:

- "достоверность" (Д); 
- "нервно-психическая устойчивость" (НПУ); 
- "коммуникативный потенциал" (КП); 
- "моральная нормативность" (МН); 
- "суицидальный риск" (СР); 
- "личностный адаптивный потенциал" (ЛАП).

Инструкция:

Перед Вами ряд вопросов, касающихся некоторых особенностей Вашего самочувствия, поведения характера. Будьте откровенны, долго не раздумывайте над содержанием  вопросов, давайте естественный ответ, который первый придет Вам в голову. Помните, что нет “хороших” или  “плохих” ответов. Если Вы отвечаете  на вопрос “Да” поставьте в соответствующей  клетке регистрационного бланка знак « + » (плюс), если Вы выбрали ответ  “Нет” поставьте знак « - » (минус). Внимательно следите за тем, чтобы  номер вопроса анкеты и номер  клетки регистрационного бланка совпадали. Отвечать нужно на все вопросы  подряд, ничего не пропуская. Если у  Вас возникнут вопросы - поднимите  руку”. 
 
Тестовое задание:

1. Бывает, что я сержусь. 
2. Обычно по утрам я просыпаюсь свежим и отдохнувшим. 
3. Сейчас я примерно, также работоспособен, как и всегда. 
4. Судьба определенно несправедлива ко мне. 
5. Запоры у меня бывают редко. 
6. Временами мне очень хотелось покинуть свой дом. 
7. Временами у меня бывают приступы смеха или плача. 
8. Мне кажется, что меня никто не понимает. 
9. Считаю что, если кто-то причинил мне зло, я должен ему ответить тем же.  
10. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать. 
11. Мне бывает трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе. 
12. У меня бывают очень странные и необычные переживания. 
13. У меня отсутствовали неприятности из-за моего поведения. 
14. В детстве я одно время совершал мелкие кражи. 
15. Иногда у меня появляется желание ломать и крушить всё вокруг. 
16. Бывало, что я целыми днями или неделями ничего не мог делать, потому что никак не мог заставить себя взяться за работу. 
17. Сон у меня прерывистый и беспокойный. 
18. Моя семья относится с неодобрением к той работе, которую я выбрал. 
19. Бывали случаи, что я не сдерживал своих обещаний. 
20. Голова у меня болит часто. 
21. Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всём теле. 
22. Было бы хорошо, если бы почти все законы отменили. 
23. Состояние моего здоровья почти такое же, как у большинства моих знакомых (не хуже). 
24. Встречая на улице своих знакомых или школьных друзей, с которыми я давно не виделся, я предпочитаю проходить мимо, если они со мной не заговаривают первыми. 
25. Большинству людей, которые меня знают, я нравлюсь. 
26. Я человек общительный. 
27. Иногда я так настаиваю на своем, что люди теряют терпение. 
28. Большую часть времени настроение у меня подавленное. 
29. Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни. 
30. У меня мало уверенности в себе. 
31. Иногда я говорю неправду. 
32. Обычно я считаю, что жизнь - стоящая штука. 
33. Я считаю, что большинство людей способны солгать, чтобы продвинуться по службе. 
34. Я охотно принимаю участие в собраниях и других общественных мероприятиях. 
35. Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко. 
36. Иногда я сильно испытываю желание нарушить правила приличия или кому-нибудь навредить. 
37. Самая трудная борьба для меня - это борьба с самим собой. 
38. Мышечные судороги или подергивания у меня бывают крайне редко (или почти не бывают). 
39. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет. 
40. Иногда, когда я себя неважно чувствую, я бываю раздражительным. 
41. Большую часть времени у меня такое чувство, что я сделал что-то не то или даже плохое. 
42. Некоторые люди до того любят командовать, что меня так и тянет делать всё наперекор, даже если я знаю, что они правы. 
43. Я часто считаю себя обязанным отстаивать то, что нахожу справедливым. 
44. Моя речь сейчас такая же, как всегда (не быстрее и не медленнее, нет ни хрипоты, ни невнятности). 
45. Я считаю, что моя жизнь такая же хорошая, как у большинства моих знакомых. 
46. Меня ужасно задевает, когда меня критикуют или ругают. 
47. Иногда у меня бывает такое чувство, что я просто должен нанести повреждение себе или кому-нибудь другому. 
48. Мое поведение в значительной мере определяется обычаями тех, кто меня окружает. 
49. В детстве у меня была такая компания, где все старались стоять друг за друга. 
50. Иногда меня так и подмывает с кем-нибудь затеять драку. 
51. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь. 
52. Обычно я засыпаю спокойно и меня не тревожат никакие мысли. 
53. Последние несколько лет я чувствую себя хорошо. 
54. У меня никогда не было ни припадков, ни судорог. 
55. Сейчас масса моего тела постоянная (я не худею и не полнею). 
56. Я считаю, что меня часто наказывали незаслуженно. 
57. Я легко могу заплакать. 
58. Я мало устаю. 
59. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона. 
60. С моим рассудком творится что-то неладное. 
61. Чтобы скрыть свою застенчивость, мне приходится затрачивать большие усилия. 
62. Приступы головокружения у меня бывают очень редко (или почти не бывают). 
63. Меня беспокоят сексуальные (половые) вопросы. 
64. Мне трудно поддерживать разговор с людьми, с которыми я только что познакомился. 
65. Когда я пытаюсь что-то сделать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки. 
66. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как и прежде. 
67. Большую часть времени я испытываю общую слабость. 
68. Иногда, когда я смущен, я сильно потею, и меня это раздражает. 
69. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня. 
70. Думаю, что я человек обреченный. 
71. Бывали случаи ,что мне было трудно удержаться от того, чтобы что-нибудь не стащить у кого-либо или где-нибудь в магазине, например. 
72. Я злоупотребляю спиртными напитками. 
73. Я часто о чем-нибудь тревожусь. 
74. Мне бы хотелось быть членом нескольких кружков и обществ. 
75. Я редко задыхаюсь, и у меня не бывает сильного сердцебиения. 
76. Всю жизнь я строго следую принципам, основанным на чувстве долга. 
77. Случалось, что я препятствовал или поступал наперекор людям просто из принципа, а не потому что дело было действительно важным. 
78. Если мне не грозит штраф и машин по близости нет, я могу перейти улицу там, где хочется, а не там, где положено. 
79. Я всегда был независим и свободным от контроля со стороны семьи. 
80. У меня бывали периоды такого сильного беспокойства, что я даже не мог усидеть на месте. 
81. Зачастую мои поступки неправильно истолковывались. 
82. Мои родители или другие члены моей семьи придираются ко мне больше, чем надо. 
83. Кто-то управляет моими мыслями. 
84. Люди равнодушны и безразличны к тому, что с тобой случиться. 
85. Мне нравится быть в компании, где все подшучивают друг над другом. 
86. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие. 
87. Я вполне уверен в себе. 
88. Никому не доверять - самое безопасное. 
89. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взволнованным. 
90. Когда я нахожусь в компании, мне трудно найти подходящую тему для разговора. 
91. Мне легко заставить других людей бояться меня и, иногда, я это делаю ради забавы. 
92. В игре я предпочитаю выигрывать. 
93. Глупо осуждать человека, обманувшего того, кто сам позволяет обманывать себя. 
94. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли. 
95. Я ежедневно выпиваю необычно много воды. 
96. Счастливее всего я бываю, когда остаюсь один. 
97. Я возмущаюсь каждый раз, когда узнаю, что преступник по какой-либо причине остался безнаказанным. 
98. В моей жизни был один или несколько случаев, когда я чувствовал, что кто-то посредством гипноза заставляет меня совершать те или иные поступки. 
99. Я очень редко заговариваю с людьми первым. 
100. У меня никогда не было столкновений с законом. 
101. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает мне вес в собственных глазах. 
102. Иногда без всякой причины у меня вдруг наступают периоды необычной весёлости. 
103. Жизнь для меня почти всегда связана с напряжением. 
104. В школе мне было очень трудно говорить перед классом. 
105. Люди проявляют по отношению ко мне столько сочувствия и симпатии, сколько я заслуживаю. 
106. Я отказываюсь играть в некоторые игры, потому что это у меня плохо получается. 
107. Мне скажется, что я завожу друзей с такой же легкостью как и другие. 
108. Мне неприятно, когда вокруг меня люди. 
109. Как правило, мне везет. 
110. Меня легко привести в замешательство. 
111. Некоторые из членов моей семьи совершали поступки, которые меня пугали. 
112. Иногда у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми никак не могу справиться. 
113. Мне бывает трудно приступить к выполнению нового задания или начать новое дело. 
114. Если бы люди не были настроены против меня, я достиг бы в жизни гораздо большего. 
115. Мне кажется, что меня никто не понимает. 
116. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся. 
117. Я легко теряю терпение с людьми. 
118. Часто в новой обстановке я испытываю чувство тревоги. 
119. Часто мне хочется умереть. 
120. Иногда я бываю так возбужден, что мне бывает трудно заснуть. 
121. Часто я перехожу на другую сторону улицы чтобы избежать встречи с тем, кого я увидел. 
122. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним. 
123. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня. 
124. Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким. 
125. Я убежден, что существует лишь одно единственное правильное понимание смысла жизни. 
126. В гостях я чаще сижу где-нибудь в стороне или разговариваю с кем-нибудь одним, чем принимаю участие в общих развлечениях. 
127. Мне часто говорят, что я вспыльчив. 
128. Бывает, что я с кем-нибудь посплетничаю. 
129. Часто мне бывает неприятно, когда я пытаюсь предостеречь кого-либо от ошибок, а меня понимают неправильно. 
130. Я часто обращаюсь к людям за советом. 
131. Часто, даже тогда, когда для меня складывается всё хорошо, я чувствую, что для меня всё безразлично. 
132. Меня довольно трудно вывести из себя. 
133. Когда я пытаюсь указать людям на их ошибки или помочь, они часто понимают меня неправильно. 
134. Обычно я спокоен, и меня нелегко вывести из душевного равновесия. 
135. Я заслуживаю сурового наказания за свои проступки. 
136. Мне свойственно так сильно переживать свои разочарования, что я не могу заставить себя не думать о них. 
137. Временами мне кажется, что я ни на что не пригоден. 
138. Бывало, что при осуждении некоторых вопросов я, особо не задумываясь, соглашался с мнением других. 
139. Меня весьма беспокоят всевозможные несчастья. 
140. Мои убеждения и взгляды непоколебимы. 
141. Я думаю, что можно, не нарушая закона, попытаться найти в нем лазейку. 
142. Есть люди, которые мне настолько неприятны, что в глубине души радуюсь, когда они получают нагоняй за что-нибудь. 
143. У меня бывали периоды, когда из-за волнения я терял сон. 
144. Я посещаю всевозможные общественные мероприятия, потому что это позволяет мне быть среди людей. 
145. Можно простить людям нарушение тех правил, которые они считают неразумными. 
146. У меня есть дурные привычки, которые настолько сильны, что бороться с ними просто бесполезно. 
147. Я охотно знакомлюсь с новыми людьми. 
148. Бывает, что неприличная или даже непристойная шутка у меня вызывает смех. 
149. Если дело идет у меня плохо, то мне сразу хочется всё бросить. 
150. Я предпочитаю действовать согласно собственным планам, а не следовать указаниям других. 
151. Люблю, чтобы окружающие знали мою точку зрения. 
152. Если я плохого мнения о человеке или презираю его, я мало стараюсь скрыть это от него. 
153. Я человек нервный и легко возбудимый. 
154. Всё у меня получается плохо, не так как надо. 
155. Будущее мне кажется безнадежным. 
156. Люди довольно легко могут изменить мое мнение, даже если до этого оно казалось мне непоколебимым. 
157. Несколько раз в неделю у меня бывает такое чувство, что должно случиться что-то страшное. 
158. Большую часть времени я чувствую себя усталым. 
159. Я люблю бывать на вечерах и просто в компаниях. 
160. Я стараюсь уклониться от конфликтов и затруднительных положений. 
161. Меня очень раздражает то, что я забываю, куда кладу вещи. 
162. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви. 
163. Если я захочу сделать что-то, но окружающие считают, что этого делать не стоит, я могу легко отказаться от своих намерений. 
164. Глупо осуждать людей, которые стремятся ухватить от жизни всё, что могут. 
165. Мне безразлично, что обо мне думают другие.

Информация о работе Социальная адаптация в коллективе