Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:48, курс лекций
Социализация – это процесс усвоения индивидом социального опыта путем включения в социальную среду и воспроизведения системы социальных связей и отношений (Г.М. Андреева)
Необходимо различать понятия «социализация» и «воспитание».
Лекция 27. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Социализация
– это процесс усвоения индивидом социального
опыта путем включения в социальную среду
и воспроизведения системы социальных
связей и отношений (Г.М. Андреева)
Необходимо различать понятия «социализация»
и «воспитание».
^ Социализация
— это двусторонний процесс, поскольку:
Социализация по своему содержанию
представляет собой процесс становления
личности^ . В содержании процесса социализации
выделяют три сферы, в которых осуществляется
это становление личности: деятельность,
общение, самосознание. Общей характеристикой
всех этих трех сфер является процесс
расширения, умножения социальных связей
индивида с внешним миром.
1) По мнению А.Н. Леонтьева, на протяжении
всего процесса социализации индивид
расширяет «каталог» деятельностей, т.е.
осваиваются все новые видов деятельности.
При этом происходят три важных процесса:
2) Сфера общение рассматривается
в контексте социализации
3) Развитие самосознания личности в процесс
социализации означает становление в
человеке образа его Я. Образ Я не возникает
у человека сразу, а складывается на протяжении
его жизни под воздействием многочисленных
социальных влияний, посредством включения
человека в различные социальные группы.
Процесс социализации может быть понят
только как единство изменений всех трех
обозначенных сфер. Они, взятые в целом,
создают для индивида «расширяющуюся
действительность», в которой он действует,
познает и общается, тем самым, осваивая
не только ближайшую микросреду, но и всю
систему социальных отношений.
^ В отечественной
социальной психологии критерием выделения
этапов социализации служит отношение
к трудовой деятельности. Согласно
этому принципу выделяют три основные
стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.
I) Дотрудовая стадия социализации охватывает
весь период жизни человека до начала
трудовой деятельности. Эта стадия разделяется
на два более или менее самостоятельных
периода:
а) ранняя социализация, охватывающая
время от рождения ребенка до поступления
его в школу, т.е. тот период, который в
возрастной психологии именуется периодом
раннего детства;
б) стадия обучения включающая весь
период юности в широком понимании этого
термина. К этому этапу относится, безусловно,
все время обучения в школе. Относительно
периода обучения в вузе или техникуме
существуют различные точки зрения.
II) Трудовая стадия социализации охватывает
период зрелости человека, это весь период
его трудовой деятельности. В этот период
личность не только усваивает социальный
опыт, но и воспроизводит его.
III) Послетрудовая стадия социализации
понимается неоднозначно. Некоторые авторы
считают, что само понятие социализации
не применимо к данному возрастному периоду,
т.к. наблюдается свертывание социальных
функций. Крайний выражением этой точки
зрения является идея «десоциализации».
Другая позиция настаивает на том, что
процесс социализации продолжается в
старческом возрасте, меняется лишь тип
активности, и на первый план выходит воспроизводство
социального опыта. Так, согласно Э. Эриксону,
лишь в период после 65 лет человек постигает
«мудрость», что соответствует окончательному
становлению идентичности.
Послетрудовая стадия социализации включает
в себя и так называемый процесс ресоциализации,
который понимается как усвоение новых
ценностей, ролей, навыков вместо прежних,
недостаточно усвоенных или устаревших.
Ресоциализация охватывает многие виды
деятельности — от занятий по исправлению
навыков чтения до профессиональной переподготовки
рабочих. Психотерапия также является
одной из форм ресоциализации.
^ А.В. Петровский
предложил свою концепцию этапности процесса
социализации, в основу которой положена
динамика пассивной и активной позиции
индивида. Так, он выделил три стадии развития личности в процессе
социализации: адаптацию, индивидуализацию
и интеграцию.
I) На стадии адаптации, которая совпадает с периодом детства,
человек выступает как объект общественных
отношений, на которого направлены усилия
родителей, воспитателей, учителей и других
людей, окружающих ребенка и находящихся
в той или иной степени близости к нему.
На этой стадии происходит вхождение в
мир людей: овладение некоторыми знаковыми
системами, созданными человечеством,
элементарными нормами и правилами поведения,
социальными ролями; усвоение простых
форм деятельности.
II) На стадии индивидуализации происходит некоторое обособление
индивида, вызванное потребностью персонализации.
Здесь личность - субъект общественных
отношений. Индивид подходит к проблеме
разрешения противоречия между человеком
и обществом, но пока еще это противоречие
до конца не решается, поскольку не достигается
соответствующего баланса, и личность
недостаточно интегрируется в окружающий
социальный мир.
III) Интеграция предполагает достижение определенного
баланса между человеком и обществом,
интеграцию субъект-объектных отношений
личности с социумом. Человек, наконец,
находит тот оптимальный вариант жизнедеятельности,
который способствует процессу его самореализации
в обществе. На этой стадии складываются
так называемые социально-типические
свойства личности, т.е. такие свойства,
которые свидетельствуют о принадлежности
данного человека к определенной социальной
группе.
Этот тройной цикл может повторяться на
протяжении жизни много раз и связан с
необходимостью ресоциализации индивида
в меняющемся мире. Этот же тройной цикл
можно наблюдать в конкретных социальных
условиях, требующих адаптации субъекта,
например, при вхождении в состав новой
социальной группы.
^ Институты
социализации - те конкретные группы,
в которых личность приобщается к системам
норм и ценностей и которые выступают
своеобразными трансляторами социального
опыта. По своему социальному статусы
эти институты могут быть формальными
(дошкольные детские учреждения, школа,
среднеспециальные учебные заведения,
вузы, учреждения культуры, общественные
организации и т.д.) и неформальными (семья,
класс, учебная группа, трудовой коллектив,
группа сверстников, этническая общность,
конфессиональная общность и т.д.)
Социализация человека происходит посредством механизмов
социализации - способов сознательного
или бессознательного усвоения и воспроизводства
социального опыта, к которым относятся
имитация, идентификация, конформность,
механизм социальной оценки желаемого
поведения, стыд и вина.
1) Имитация (подражание) – осознанное
стремление ребенка копировать определенную
модель поведения. Как правило, образцами
для подражания в первую очередь становятся
родители, но дети могут брать пример и
с учителей или других людей, обладающих
властью или высоким статусом, если между
ними сложились теплые, эмоциональные
отношения.
2) Идентификация – способ усвоения детьми
родительского поведения, установок и
ценностей как своих собственных. Дети
воспринимают особенности личности родителей,
а также других людей, с которыми тесно
связаны. Выделяют также механизм полоролевой
идентификации, который заключается в
усвоении субъектом психологических черт,
особенностей поведения, характерных
для людей определенного пола.
3) Конформность проявляется в некритичном
принятии и следовании господствующим
в обществе стандартам, нормам, стереотипам,
авторитетам и т.д.
4) Механизм социальной оценки желаемого
поведения осуществляется в процессе
социального контроля, когда подкрепляющим
и формирующим фактором служит реакция
окружающих.
5) Стыд и вина представляют собой негативные
механизмы, поскольку они запрещают определенное
поведение или подавляют его. Чувство
стыда возникает, когда человека разоблачают,
уличают в совершение недозволенного
поступка. Чувство вины связано с наказанием
самого себя, вне зависимости от других
людей.