Слухи как объект социологического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проанализировать и рассмотреть понятие «слухи» и основные его составляющие.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать понятие «слухи» и выявить их признаки;
- дать классификацию слухам и рассмотреть условия и причины их возникновения;
- проанализировать механизм функционирования слухов;
- рассмотреть последствия слухов и противодействие им.

Содержание

Введение 3
Глава I. Понятие слухов, их признаки, типология. 5
1.1. Понятие слухов и их признаки. 5
1.2. Типология слухов. 9
Глава II. В чем причина возникновения слухов, механизм их функционирования, последствия и противодействия им. 17
2.1. Условия и причины возникновения слухов. Механизм функционирования слухов. 17
2.2. Последствия слухов и противодействия им. 24
Заключение 31
Список используемой литературы 32

Работа содержит 1 файл

курсовая2.docx

— 66.79 Кб (Скачать)

Важнейшим фактором, способствующим интересу к слухам является наличие у индивида субъективного ощущения нехватки информации по какой-либо теме.

Только в таком состоянии  человек будет искать и передавать недостоверную информацию.

Другой детерминантой  возникновения слухов является значимость темы

для человека. Например, мало кто из москвичей будет обсуждать  слухи о повышении цен на северных оленей. Нередко действие данного фактора приводит к тому, что слух циркулирует в достаточно ограниченных аудиториях, не затрагивая более широкие слои населения.

Два указанных фактора (неопределенность, значимость) входят в формулу «основного закона слухов», предложенного Г. Олпортом и Л. Постманом, по которому слух представляет собой функцию важности события, умноженной па его двусмысленность. Если событие не важно и совершенно не обладает неопределенностью, то слухов по его поводу не будет. Согласно этому закону интенсивность слухов зависит от важности темы для аудитории и степени информационной неопределенности относительно данной темы. Если обозначить слух (С), важность события (В), двусмысленность (Д). функцию (F), то закон выглядит таким образом:     С = F (В*Д)  [5]

Однако результаты экспериментальных  исследований, проведенных впоследствии, не всегда подтверждают предлагаемую зависимость. Так установлено, что значимость темы для субъекта не является решающим фактором: порой люди склонны распространять слухи, малозначимые для них.

Еще одной переменной, влияющей на интерес к слухам является уровень  тревожности индивида: более тревожные  люди чаще их обсуждают и передают. В последние годы этот фактор привлекает особое внимание в связи с широким распространением так называемых «слухов об отравлениях». В них сообщается о вредных последствиях употребления разного рода продуктов питания. Некоторые авторы считают, что источником веры в такого рода слухи является латентная тревожность, стимулируемая непрерывным проникновением новых технологий во все области жизни, особенно в производство продуктов питания. Взаимосвязь тревожности и слухов носит не однонаправлено линейный характер, а имеет вид реципрокного взаимодействия: слухи, способствуя росту тревоги, в дальнейшем становятся фактором, приводящим к ее снижению (за счет предоставления новой  информации). Вера в истинность слуха также способствует его распространению. Человек, передавший слух, который оказался недостоверным, может навлечь на себя упреки лиц, поверивших этому слуху. Поэтому люди склонны воздерживаться от трансляции чрезмерно недостоверных слухов. На передачу слуха влияет и оценка его содержания с точки зрения возможных последствий описываемого события. Слух, воспринимаемый как нe имеющий последствий, распространяется менее активно, чем слух, который, по мнению собеседников, имеет последствия.[11, с.1]

Общество, которое закрыто  для точной и полной информации, как утверждают психологи, порождает свою неформальную информационную сеть в виде слухов.

Слух воспроизводится  и ему верят не потому, что это  кажущаяся правда, а потому, что  он удовлетворяет психологическую  потребность, неудовлетворенную иным способом. Важной психологической закономерностью, как подчеркивает А.Л.Потеряхин, считает компенсацию эмоциональной недостаточности, происходящую в процессе воспроизведения и восприятия их сюжетов: рассказывающий получает удовлетворение от реакции слушателя, слушатель получает удовлетворение от восприятия нового, ранее неизвестного, но, по его представлению, важного и затрагивающего его интересы.[14,с.23]

В.В. Латынов в своей  статье отмечает, что  в процессе распространения форма и содержание слуха подвергаются разного рода трансформациям. Выделяются три типа процессов: сглаживание, заострение, уподобление. Сглаживание состоит в том, что фабула становится короче за счет исчезновения деталей, которые данной аудитории представляются несущественными. При заострении происходит увеличение значимости деталей, которые представляются существенными. Оценка существенности или несущественности субъективна и зависит от потребностей и интересов человека, передающего слух. При уподоблении происходит приближение фабулы слуха к психологическим, культурным, этническим особенностям аудитории. Однако есть данные, что указанные закономерности действуют не всегда, уступая место более сложным и непредсказуемым трансформациям, таким, например, как усложнение структуры слуха.

Сглаживание, заострение и  уподобление обычно действуют совместно  и нередко приводят к значительному, отклонению содержания и длительности существования слуха от его первоначального  состояния. Хотя содержание слуха и подвергается трансформации, некоторые устойчивые схемы сохраняются неизменными. Одной из таких схем является отношение «мы — они» в контексте превосходства одной группы над другой. В этом аспекте они часто способствуют формированию и сохранению социальной (в том числе национальной) идентичности.

Как подчеркивает автор, распространенность слухов в обществе свидетельствует о том, что они выполняют важные социальные функции. Условно можно выделить два уровня функциональной ориентированности слухов: уровень группы и уровень индивида. Одну из функций — формирование идентичности — мы уже рассмотрели. Другой функцией слухов на уровне группы является повышение гомогенности мнений. Это происходит следующих образом: внутригрупповое обсуждение слухов способствует кристаллизации общей точки зрения и снижению межиндивидуальной вариативности мнении, что в конечном счете повышает гомогенность группы. [11]

Распространению слухов служит одна психологическая особенность, свойственная некоторым людям: не знаю, откуда исходит слух, они склонны предполагать, что сообщение исходит из достоверного источника. Именно это придает слуху видимость достоверности. Вере в слух способствует также представление о том, что суждение, являющееся содержанием слуха, якобы разделяется большинством. Наиболее четко эти закономерности прослеживаются в условиях стихийных бедствий. Отсутствие информации из привычных источников в таких условиях ориентирует людей на повышенное доверие к слухам. При том склонность предполагать, что слух исходит из источника, заслуживающего доверия, свойственна многим не только в экстремальных, но и в обычных условиях.

Желание людей предупредить людей о грозящей опасности также  может рассматриваться как движущий мотив к передаче слухов. Это особенно касается панических слухов, которые распространяются с невероятной быстротой. В подобных случаях происходит явление эмоционального заражения, которое сужает поле сознания человека и уменьшает критическое отношение к сообщению.[14,с.24]

Мотив к передачи слуха-пугала (панического слуха) может выступать  бессознательное стремление людей уменьшить собственное эмоциональное напряжение.

Личное озлобление, враждебное отношение к кому-либо, может быть мотивом распространения агрессивных слухов.

Благоприятным условием их распространения является повышенное и нарастающее эмоциональное напряжение, ничем не разряжаемое в течение определенного отрезка времени.

Корпоративные слухи обычно получают особенно благоприятную почву  для распространения в тех  организациях и предприятиях, где  царят бездеятельность, скука и однообразие. Слух в этом случае выступает в качестве средства эмоционального возбуждения людей.

Недостатки в управлении организацией, в частности, длительная задержка в принятии важных решений, появление подозрений у персонала, что управленческое звено не может контролировать ситуацию, несовершенство структуры организации, недостаточная координация действий исполнителей, наличие многочисленных конфликтов и межличностных антагонизмов и в целом неблагоприятный психологический климат могут быть как условиями, так и причиной возникновения слухов.[14,с.25]

Запуск слухов в ситуации конфликта может использоваться для достижения различных целей. Прежде всего, это дискредитация оппонента в глазах большинства населения. Так, в период предвыборной кампании возрастает частота слухов об извращенных наклонностях кандидатом. Томаса Джефферсона, например, обвиняли в безбожии и в том, что он был отцом нескольких негритянских детей.

Одной из основных функций  слухов на уровне индивида является снабжение человека информацией в неопределенных и угрожающих ситуациях, повышение способности ориентации в окружающей его реальности. Однако слухи нередко оказывают серьезное влияние и непосредственно на реальное поведение людей.

Способствуют слухи и  снижению уровня возбуждения, тревожности  у индивидов. Это происходит в процессе антиципации возможного события, что делает его легче переносимым и уменьшает беспокойство по поводу его последствий.[11]

За десятки лет систематического изучения слухов собрано лишь небольшое количество фактов, признанных большинством ученых. Одной из причин сложившегося положения, является не совсем верная методология исследования. До последнего времени ученые пытались выявить в первую очередь самые общие механизмы порождения и распространения слухов, не учитывая какой тип слухов они исследуют. Подобный подход оказался не очень продуктивным в силу большого разнообразия самих слухов, что делает очень сложным нахождение закономерностей, присущих всем типам слухов. Выход из указанной ситуации может находиться в направлении исследования отдельных, четко определенных их типов. В дальнейшем при сравнении результатов исследований этих видов слухов весьма вероятно может оказаться, что они имеют разные источники появления, их распространяют люди с различными психологическими чертами, и закономерности трансформации таких слухов различны.[11]

Автор «Психологии слухов»  А.Л.Потеряхин попытался классифицировать причины и условия возникновения  слухов, а также способствующих их распространению:

1. Личностные:

- стремление к компенсации  эмоциональной недостаточности;

- стремление индивида  утвердиться в группе, занять  лидирующее положение;

- склонность человека  предполагать, что сообщение исходит  из надежного источника;

- желание людей предупредить  других об опасности;

- стремление рассказчика  слуха уменьшить собственное  эмоциональное напряжение;

- зависть, озлобление, враждебное  отношение к кому-либо;

- механизмы психологической  защиты личности, в частности  проекция;

- переживание страха, боязни, тревоги;

- состояние когнитивного  диссонанса (возникающая несогласованность,  несоответствие между элементами  знания индивида).

2. Ситуативные:

- наличие внешних условий,  способствующих возникновению в  обществе атмосферы неопределенности  и неуверенности, повышающих тревожность  людей;

- дефицит информации по  жизненно важным вопросам; неинформированность людей о принятии важных государственных и политических решений;

- бездеятельность в группе, скука, однообразие;

- недостатки в управлении  организацией, неблагоприятный психологический климат. [14,с.41]

Таким образом, мы рассмотрели  в чем же заключаются причины  и условия возникновения слухов.

По нашему мнению,  у  каждого человека есть свои причины  для передачи слухов.

Без учета характеристик  слухов работа с ними не всегда приводит к желаемым результатам. Существуют некоторые типичные ошибки: запускается слух, и не просчитываются его негативные последствия; запускается негативный слух и он начинает работать на конкурента; запускается слух с расчетом его максимальной эффективности к определенной дате, а он или успевает затихнуть или не достигает ожидаемого пика распространения и т.д. Также часто забывается тот факт, что после "запуска" слуха, за ним нужно продолжать пристально следить, потому что контроль над определенным слухом может быть легко потерян. Циркулируя в массах, слухи зачастую поддаются сильным изменениям, что легко приводить к абсолютному изменению смысла первоначального слуха .[9]

Таким образом, некоторые  люди просто слушают и воспринимают, некоторые слушают и забывают, а некоторые слушают и распространяют. Возможно, в «брождении» слухов в обществе нет ничего негативного. Поскольку достаточно часто слух содержит информацию, принципиально умалчиваемую СМИ. Естественно, что подобная информация интересует многих и потому, став доступной, легко передается. Но верно также и обратное: слух никогда не повторяет того, о чем говорят средства массовой информации. [13]

«Подавляющая часть слухов — это сумма непредусмотренной утечки информации и потрясающей силы воображения многочисленных рассказчиков. Ну и желания, чтобы реальность была не так скучна, как кажется…» (М.Фрай)

 

2.2. Последствия слухов и противодействия  им.

Слухи в целом воспринимаются как явление негативное, и даже глядя на социально-психологические  обстоятельства, побуждающие людей  распространять слухи, можно заметить, что обстоятельства эти редко включают в себя благоприятные мотивы. Так и последствия слухов чаще бывают неблагоприятными.

К последствиям слухов можно  отнести неадекватные представления  людей о происходящем и неоптимальный  для деятельности их эмоциональный  настрой.

Поведение человека в конкретной ситуации определяется тем, как он её себе представляет и какие эмоции в связи с нею испытывает. Следовательно, поведение и состояние людей  изменяется под действием слухов.

Информация о работе Слухи как объект социологического исследования