Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:44, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать и рассмотреть понятие «слухи» и основные его составляющие.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать понятие «слухи» и выявить их признаки;
- дать классификацию слухам и рассмотреть условия и причины их возникновения;
- проанализировать механизм функционирования слухов;
- рассмотреть последствия слухов и противодействие им.
Введение 3
Глава I. Понятие слухов, их признаки, типология. 5
1.1. Понятие слухов и их признаки. 5
1.2. Типология слухов. 9
Глава II. В чем причина возникновения слухов, механизм их функционирования, последствия и противодействия им. 17
2.1. Условия и причины возникновения слухов. Механизм функционирования слухов. 17
2.2. Последствия слухов и противодействия им. 24
Заключение 31
Список используемой литературы 32
Это утверждение вполне соответствует традиционным представлениям о роли и месте женщин в структуре общества. Приоритет семейной жизни и хозяйства для женщин у многих не вызывает сомнения. Для мужчин же доминирующим видом деятельности и сферой актуализации является сегодня профессиональная область в целом и политика в частности. Таково в понимании современного человека распределение ролей. С этим можно соглашаться, что будет социально одобряемым, а можно спорить, что вряд ли будет эффективным. Речь идет о стереотипном представлении, которое является удобным в подавляющем большинстве случаев.
Эта идея может быть использована в совершенно конкретных целях. Например, на традиционные представления о распределении ролей в обществе между полами делается ставка в производстве слухов. В качестве примера можно привести историю происхождения и распространения слуха в виде так называемых «листовок Виленжуфа» (Виленжуф — городок в предместье Парижа, чей госпиталь известен исследованиями в области онкологических заболеваний). Речь идет о слухе, зародившемся во Франции в 1976 году, и направленном на подрыв репутации ряда крупнейших пищевых компаний: «Coca-Cola», «Cadbury-Schweppes», «Martini», «Gervais-Danon» и др. В соответствии с информацией, содержащейся в листовках, продукция названных марок включала примеси, которые, несмотря на то, что были разрешены во Франции, в действительности были токсичны и канцерогенны. Цель листовок была однозначна — побудить потребителей бойкотировать компании и их продукты. Этот слух стал предметом серьезных исследований, которые привели к любопытным результатам. [13]
Таким образом, очевидна, категория населения, выбранная в качестве «мишени» для одного для наиболее важных слухов во Франции в течение многих лет. Это часть населения, ответственная за организацию питания в семье, заботящаяся о здоровье детей (непосредственно потребляющих прохладительные напитки, йогурты и т.п.). Исследования 1983 г. во Франции показали, что распространение листовок было неравномерно, а именно, затрагивало тех, кого непосредственно касалась, содержащаяся в листовке информация. Обнаружилась сильная зависимость между охватом листовками и присутствием в семье детей. Так как листовки определенно убеждали матерей бойкотировать марки продуктов, популярных среди детей, то слух достигал наибольшей степени распространенности среди матерей, имеющих детей того возраста, который охвачен этими марками. «Подумайте о ваших детях» — был призыв, содержавшийся в листовках. Установлено, что во Франции около 50% всех домохозяек были подвержены слуху.
Такой показатель среди обозначенной категории — не неожиданность. Возможно категории женщин в целом и домохозяек в частности были «заложены» в «проект» как элемент системы, обслуживающей данный слух. Будучи сострадательной и милосердной, считая своим долгом уберечь близких от опасности, грозящей их здоровью, женщина (согласно традиционному подходу) будет добросовестно доводить информацию до соседей, подруг, коллег. Тем самым она обеспечит территориальную распространенность слуха. А внушаемость и некритичность восприятия женщинами гарантирует то обстоятельство, что истинность содержащейся в листовке информации не будет подвергнута сомнению.
Это может служить, по мнению Попковой О.В., примером эксплуатации традиционного представления о роли и месте женщины в общественном устройстве в частных интересах посредством давления на их эмоциональность и ряд других «женских» качеств. Аналогичным образом возможно использование любых других стереотипных конструкций.[13]
Наряду с Попковой О.В., Потеряхин А. Л.классифицировал виды слухов по следующим признакам.
По степени спонтанности:
- Спонтанно возникающие,
- Преднамеренно
С указанными выше видами слухов соотносятся разновидности, выделяемые российским психологом, автором книг по психологии манипуляции Р.Гарифуллиным: естественные и искусственные. При том естественные он, в свою очередь, делит на объективно обусловленные и субъективно обусловленные. Объективно обусловленный слух имеет под собой реальный факт действительности. Эти слухи часто превращаются в реальность. Причиной субъективно обусловленных слухов он считает массовые ожидания, желаемые иллюзии. Такие слухи подсознательно организуются всем обществом.
По степени достоверности слухи могут быть:
- Абсолютно недостоверные.
Так, во время военных
- Недостоверные слухи
с элементами правдоподобия:
- Правдоподобные слухи.
Пример подобной категории
- Достоверные слухи с
элементами неправдоподобия.
Следующей характеристикой, в соответствии с которой выделяются виды слухов, является тип эмоциональной реакции, на которую рассчитан и которую вызывает слух при его восприятии реципиентами. По степени важности эта характеристика, отражающая субъективное состояние людей, в среде которых распространяется слух, является ведущей. Здесь выделяют:
1) слух-желание,
2) слух-пугало,
3) агрессивный слух,
Эту классификацию можно дополнить еще одним видом:
4) слух-изобличение. [14,с.12-14]
Слух–желание:
«Скоро начнутся мирные переговоры с немцами» (Франция, период «странной войны» 1939-1940гг.); «Японцам не хватит бензина даже на 6 месяцев».
В конце второй мировой войны многие немецкие солдаты верили, что их страна имеет решающее секретное оружие. И хотя они понимали свою стратегическую бессмысленность своих ежедневных действий, слухи о секретном оружии давали необходимое оправдание продолжающемуся сопротивлению.
Преднамеренное
Слух–пугало:
Такие слухи циркулируют в обществе или группах, где господствуют тревоги и страхи. Эти слухи могут варьироваться от просто пессимистических до откровенно панических. Например, «Немцы отравляют источники водоснабжения» (Дания, Голландия, Югославия 1940-1941 гг.); «Повсюду орудуют переодетые немецкие парашютисты» (европейские страны 1939-1941 гг.) Распространение таких слухов-пугал обычно серьезно деморализует аудитории, мешая эффективному выполнению людьми своих социальных функций, приводит к дезорганизации целесообразной деятельности.
Искусственным распространителем слухов-пугал на территории противника в условиях войны преследуется цель инициировать у объекта воздействия состояние тревоги, неуверенности. Таковыми могут быть слухи о смертельном оружии противника, о катастрофической нехватке продовольствия, о заражении местности, и т.п.
Агрессивные слухи:
Эта разновидность слухов возникает в обществе в случае господства или искусственной культивации ненависти или враждебности по отношению к «внешнему» или «внутреннему» противнику, врагу или виновнику всех бед, который может быть воображаемым. В истории сохранились сведения о таких слухах: «В Леопольдвилле конголезцы вырезают белое население» (Конго, 1960г.); «Беспорядки в Панаме» спровоцированы кубинскими агентами» (США, 1964г.) Разобщающиеся агрессивные слухи особенно опасны, поскольку их действие нарушает нормальную согласованную деятельность общества. Возникающее чувство подозрительности серьезно ослабляет взаимодействие между людьми, побуждает к поискам доказательств нелояльности, которые работой воображения быстро отыскиваются.
Распространяемые искусственно
агрессивные слухи могут
Особое место в этой классификации может занимать слух-изобличение. Объектами этих слухов обычно являются известные общественные деятели, люди, достигшие высот в искусстве, науке и т.п. При том здесь замечается закономерность: чем заметнее в обществе человек и чем выше общественная значимость его деятельности, тем легче его общественное признание подвержено воздействию лжи, которая кажется людям правдивее, чем она нелепее, проще, обыденнее. Примечательно, что самыми рьяными распространителями «изобличающих» слухов зачастую являются люди, облагодетельствованные этим человеком, близкие к нему.[14,с.14-16]
Целесообразно также выделение разновидностей слухов в соответствии с объектом направленности:
а) направленные на личность и результаты ее деятельности;
б) направленные на организации, предприятия и результаты их деятельности;
в) направленные на определенные социальные группы, выделяемые по различным признакам (национальному, материальному и т.п.)
г) направленные на органы государственного управления, правоохранительные органы и их представителей.
Потребности целенаправленной
работы со слухами, противодействия
им требуют выделения
В соответствии с этим признаком можно различать:
1) корпоративные слухи,
т.е. такие, которые
2) местные;
3) региональные, циркулирующие
на территории нескольких
4)глобальные, т.е. получающие распространение на территории всего государства.
Для оценки возможного ущерба имеет значение выделение разновидностей слухов по признаку интенсивности (их регулярность, частота столкновения с ними людей). По этому признаку можно выделить:
1) неинтенсивные слухи,
т.е. такие, которые люди
2) Интенсивные, т.е. часто встречающиеся слухи.
3) Сенсационные или очень
интенсивные слухи. [14,с.19-
Также выделяют разновидности слухов по степени влияния на психику людей:
а) будоражащие общественное мнение, но не вызывающие ярко выраженного антиобщественного поведения отдельных лиц или целых групп;
б) вызывающие антиобщественное
поведение среди некоторой
в) нарушающие социальные связи и организационно- управленческие отношения между людьми, вызывающие массовые беспорядки, панику и т.п.
По содержанию можно различать бытовые слухи,
производственно-
В итоге, мы рассмотрели, что же такое слухи, дали определение этому понятию, рассказали о признаках и классификации слухов. Помимо того, у каждого явления, как в природе, так и в обществе, существует свой механизм функционирования, появления и распространения.
Глава II. В чем причина возникновения слухов, механизм их функционирования, последствия и противодействия им.
2.1.
Условия и причины
Рассмотрев все особенности данного феномена, возникает вопрос: Как и почему появляются слухи?
Механизмы порождения и распространения слухов рассматриваются в современной науке как правило с двух точек зрения: социологической и психологической. Социологи обращают особое внимание на роль слухов в жизни больших и малых социальных групп, психологи — на то, какое место занимают слухи в процессе удовлетворения индивидуальных человеческих потребностей. Эти подходы являются скорее дополняющими, нежели исключающими друг друга, поскольку рассматривают механизмы порождения слухов на различных уровнях социальной организации: групповом и индивидуальном. Примером социологического подхода может служить позиция Шибутани. Согласно его теории при помощи слухов происходит установление контроля над угрожающими изменениями реальности. Речь идет о том, что поскольку общество находится и развитии, некоторые новые события не могут быть объяснены с позиции сложившихся концепций. Подобное положение вещей заставляет людей искать новые пути, варианты осмысления и понимания событий. Посредством передачи и обсуждения слухов и происходит процесс адаптации к изменившейся реальности. Слухи в этом смысле являются коллективным взаимодействием, ориентированным на решение проблем. Особенно широкое распространение и выраженное влияние на поведение людей они имеют во время кризисов, социальных трансформаций.
Информация о работе Слухи как объект социологического исследования