Система
индикативного управления базируется
на следующих положениях [7, 89].
- Государственное
управление осуществляется в объеме функций
государственного управления.
2. Ответственность за реализацию каждой
функции возлагается на исполнительные
органы государственной власти, из которых
один является центром ответственности
(координация действий, методологическое
руководство, ответственность за реализацию
функции в целом), другие – участниками
реализации функции (ответственность
за выполнение части функции).
3. В качестве критериев оценки результата
реализации функции государственного
управления используются специально разработанные
индикаторы.
4. СИУЭР осуществляется с применением
методов (инструментов, механизмов) управления
– способов воздействия управляющего
субъекта на управляемый объект – с целью
достижения установленных пороговых значений
индикаторов в результате воздействия
на процесс.
Объем
функций органов исполнительной
власти по реализации этой системы
утверждаться и регламентироваться
постановлением Правительства Пензенской
области с участием различных
региональных социально-экономических
институтов.
Оценка
реализации функции осуществляется
с использованием индикаторов. Индикаторы
формируются на основе реального
и прогнозируемого состояния
объекта управления. Индикатор, установленный
«в точках» рассогласования реального
и прогнозируемого состояния объекта
управления, служит критерием, определяющим
результат применяемых управленческих
воздействий.
Эти
индикаторы используются для [3]:
- оценки реального
социально-экономического положения Пензенской
области;
- оценки эффективности
осуществления муниципальными образованьями
переданных им государственных полномочий
и использования финансовых средств, предназначенных
для выполнения данных полномочий;
- задания уровня
социального благополучия (пороговых
значений) в составе государственного
заказа на управление;
- контроля
за достижением запланированных результатов;
- принятия
регулирующих воздействий;
- оценки деятельности
исполнительных органов государственной
власти;
- оценки социально-экономического
положения хозяйствующих субъектов в
составе контрактов с руководителями
хозяйствующих субъектов, доля государственной
собственности Пензенской области в уставном
капитале которых составляет более 25 процентов.
В
составе СИУЭР ежегодно формируется
[3]:
- доклады о
результатах и основных направлениях
деятельности субъектов бюджетного планирования
на три и один планируемые годы;
- региональные
целевые программы и федеральные целевые
программы, в реализации которых участвует
Пензенская область, ведомственные целевые
программы (далее – целевые программы);
- государственный
заказ на управление;
- соглашения
между исполнительными органами государственной
власти Пензенской области и органами
местного самоуправления муниципальных
образований об индикаторах оценки эффективности
использования местными бюджетами субсидий
из регионального фонда софинансирования
социальных расходов;
- государственный
заказ на поставку продукции (работ, услуг)
для государственных нужд на планируемый
год;
- региональная
инвестиционная программа на три и один
планируемые годы;
- нормативная
бюджетная потребность на объем услуг
населению в рамках государственных социальных
гарантий на планируемый год;
- проект бюджета
Пензенской области на планируемый год.
Управление
финансированием затрат на реализацию
СИУЭР, предоставление услуг населению
в рамках государственных социальных
гарантий, государственного заказа на
поставку продукции (работ, услуг) для
государственных нужд осуществляет Министерство
финансов Пензенской области.
Нормативной
правовой и методической основой
реализации СИУЭР Пензенской области
являются законы РФ, указы Президента
РФ, постановления Правительства РФ, законы
Пензенской области, постановления Правительства
Пензенской области, методики и положения,
утверждаемые управлением экономикой
Пензенской области.
Заключение
Анализ
социально-экономического положения субъекта
РФ, разработка региональных прогнозов
и программ СЭР территории являются важными
составляющими общей стратегии и концепции
развития региона. На их основе органы
региональной власти и управления принимают
наиболее оптимальные управленческие
решения, при реализации которых будут
затрагиваться интересы всего населения
субъекта Федерации.
Разрабатываемые
и утверждаемые комплексные прогнозы
и программы СЭР региона являются
исходной предпосылкой формирования долгосрочного
стратегического плана. Для эффективной
реализации прогнозов и программ в современных
условиях необходимо налаживание системы
государственного регулирования на основе
усиления экономических функций государства.
Это функции должны быть связаны не только
с прогнозированием и программированием,
но и с индикативным планированием. Однако
здесь необходимо четко разграничить
функции всех уровней управления.
Несмотря
на положительные моменты, связанные
с применением на региональном уровне
различных методов прогнозирования
и программирования СЭР, на наш взгляд,
отсутствует четко проработанная на практике
теоретическая база исследуемых процессов.
В настоящее время не разработаны конкретные
критерии эффективности того или иного
прогноза или программы, что сказывается
на качестве их разработки и реализации
условий.
Список использованных источников
информации
- Федеральный
закон от 20.07.1995 №115-ФЗ (с изм. от 09.07.1999)
«О государственном прогнозировании и
программах социально-экономического
развития РФ» (принят ГД ФС РФ 23.06.1995)// РГ.-1995.-№143;
РГ.-1999.-№134.
2. Закон
Пензенской области от 04.09.2007 №1367-ЗПО
« О стратегии социально-экономического
развития Пензенской области
на долгосрочную перспективу
(до 2021 года) // СПС «Консультант Плюс»
3. Постановление
Правительства Пензенской области от
11 января 2005 г. № 308-пП «О системе индикативного
управления Пензенской области» // СПС
«Гарант», 22.03.08.
- Распоряжение
Правительства Пензенской области от
1 февраля 2006 г. № 550-рП «Об основных направлениях
стратегического развития Пензенской
области на 2006 – 2015 годы» // СПС «Гарант»,
22.03.08.
- Бассовский
Л.Е. Прогнозирование и планирование в
условиях рынка.-М.: ИНФРА-М, 2001.
- Белкина Т.Д.
Диагностика городского развития через
систему индикаторов. // Проблемы прогнозирования.
- 2007.- № 2. - С. 40-45.
- Владимирова
Л.П. Прогнозирование и планирование в
условиях рынка. – М., 2005.
- Гранберг
А.Г. Региональное развитие: опыт России
и Европейского союза. – М.: Экономика,
2000.
- Жилкин С.Ф.,
Житкова Е.Л. Концепция как базовый документ
системы стратегического планирования
комплексного развития города. // Социально-гуманитарное
знание.- 2006. - № 4. – С. 37-42.
- Житкова
Е.Л. Планирование развития территории.
// Проблемы прогнозирования. - 2007. - № 3.
- С. 87-91.
- Коваленко
Е. Региональная экономика и управление.
– М., 2007.
- Корчагин
Ю.А. Региональная финансовая политика
и экономика. – Ростов-на-Дону, 2006.
- Котилко
В.В. Региональная экономическая политика:
учебное пособие. - М–, 2002.
- Кутафин
О.Е. Муниципальное право РФ. Учебник для
вузов, 2-е изд., перераб. И доп. – М., 2003.
- Литвак Б.Г.
Разработка управленческого решения.
– М., 2006.
- Махотаева
М. Целевое управление социально-экономическими
системами. // Проблемы теории и практики
управления. - 2006. - № 4. - С. 66-78.
- Митрофанова
И.В. Программно-целевое управление социально-экономическим
развитием региона. // Социально-гуманитарное
знание. - 2006. - № 2. - С. 36-50.
- Полтерович
В.М. Экономическое равновесие и хозяйственный
механизм. – М., 2000.
- Прогнозирование
и планирование условиях рынка. Учеб.
Пособие для вузов./ Под ред. Морозовой
Т.Г., Пикулькиной А.В.- 2-е изд. перераб.
и доп.-М.:ЮНИТА-ДАНА, 2003.- 279с.
- Рохчин В.Е.
Стратегическое планирование развития
регионов России. – СПб, 2003.
- Суворов
А.В., Горст М.Ю. Система макроэкономических
балансов для прогнозирования экономики
региона. // Проблемы прогнозирования.
- 2003. - № 4. - С. 23-36.
- Хасаев Г.Р.,
Цыбатов В.А. Технология прогнозирования
регионального развития: опыт разработки
и использования. // Проблемы прогнозирования.
- 2007. - № 2. - С. 56-69.
- Черныш Е.А.,
Салтанов Т.А., Молчанов Н.П., Новикова А.Д.
Прогнозирование и планирование в условиях
рынка. Учеб. пособие.-М.:ПРИОР,2001
- Шнипер Р.И.
Регион: диагностика и прогнозирование.
– Новосибирск, 2001.
- Шорохов
В.П., Колькин Д.Н. Оценка конкурентоспособности
региона. // Проблемы прогнозирования.
- 2007. - № 1. - С. 64-76.