Система прогнозирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 06:14, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие понятия и содержимого видов и методов прогнозирования. Задачи работы:
рассмотреть понятие и классификацию прогнозирования;
изучить методы прогнозирования;
анализ социально-экономического развития Пензенской области

Содержание

Глава 1 Основы организации системы прогнозирования и программирования социально-экономического развития субъекта РФ
1.1 Понятие, классификация и организация системы прогнозирования социально-экономического развития региона.
1.2 Методы и модели социально -экономического прогнозирования развития субъекта РФ
Глава 2 Анализ социально-экономического развития и индикативного планирования экономики Пензенской области
2.1 Прогнозирование социально-экономического развития Пензенской области
2.2 Система индикативного управления экономикой Пензенской области
Заключение
Список использованных источников информации

Работа содержит 1 файл

система прогнозирования.doc

— 230.00 Кб (Скачать)

     Внутренние  же факторы формируются и реализуются  внутри социально-экономической системы  Пензенской области. Среди основных внутренних факторов развития пензенского региона, определяющих перспективы его развития на среднесрочный период, необходимо отметить следующие:

  • демографический спад;
  • ассиметричная структура занятости, дефицит квалифицированных инженерных и рабочих кадров;
  • малоэффективные технологии базовых отраслей;
  • инфраструктурные ограничения;
  • бюджетные ограничения.

     Важное  значение для прогнозирования имеют  ограничения, стоящие на пути развития Пензенской области. Учет имеющихся  ограничений способствует повышению  точности прогнозирования. Подобные ограничения можно разделить на несколько групп в зависимости от характера и области их проявления.

     Условия-ограничения  на реализацию путей достижения целей  включают в социальной сфере (недопущение  значительного роста безработицы, снижения уровня жизни основной массы населения, роста социально-необоснованной дифференциации населения в доходах и имуществе), в сфере прав человека и безопасности граждан (обеспечение социальной и правовой безопасности граждан и областного сообщества), в сфере экономики (обеспечение сохранения основных элементов производственного и технологического потенциала, необходимых для жизнеобеспечения населения, экономического роста).

     Кроме вышеуказанных, к числу условий-ограничений  при разработке прогноза могут быть отнесены также земельные (территориальные), демографические, материальные, финансовые и другие.

    Поскольку в рыночных условиях социально-экономическая  ситуация меняется резко и подвержена значительным колебаниям то необходимо разрабатывать прогноз СЭР территории в трех вариантах (пессимистическом, среднем и оптимистическом) [3].

     1. Пессимистический (неблагоприятный)  вариант.

     Исходит из осложнения внешних условий, оказывающих  влияние на развитие Пензенской области, и некоторого ухудшения существующей в Пензенской области структуры экономики, крайне медленных темпов проведения институциональных преобразований.

     В экономической жизни страны и  Пензенской области происходит ухудшение  тенденций развития. Темпы инфляции составляют 9% - 11% в год и выше. Резкое снижение объемов валютной выручки  российских экспортеров приведет к  прекращению роста реального  курса рубля. Произойдет значительное сокращение объемов импорта.

     Рост  тарифов на продукцию и услуги субъектов естественных монополий  приведет к снижению уровня конкурентоспособности  пензенских предприятий на внешнем  рынке. В результате этого снизятся объемы экспортных заказов, выполняемых пензенскими предприятиями. Опасения резкого роста недовольства населения отсутствием увеличения реальных доходов могут заставить органы власти снизить темпы проведения институциональных реформ. В связи с этим экономические и социальные реформы будут осуществляться крайне медленными темпами, а по отдельным направлениям почти не продвигаться, заметных структурных сдвигов в экономике не произойдет. Валовой региональный продукт будет расти невысокими темпами (в среднем на 6,3% в год). Эффективность использования природно-ресурсного потенциала (земли и иных объектов природопользования) ухудшится.

     2. Средний (промежуточный) вариант.

     Предусматривает сохранение в мировой экономике  тенденций, сформировавшихся в последние  годы: невысокие темпы роста (3 - 4% в год), снижение мировых цен на нефть и газ. Российская Федерация продолжает интегрироваться в мировую экономику, вступив в ВТО на условиях сохранения (на переходный период) отдельных национальных преимуществ.

     Все вышеперечисленное будет способствовать структурной перестройке и экономическому росту в стране и Пензенской области. Однако показатели этого роста будут невысокими. Среднегодовые темпы инфляции составят 5 - 6%, реальный курс рубля будет расти в пределах 2 - 3% в среднем в год.

     Для Пензенской области подобные внешние условия будут являться малоблагоприятными. Возникшая ситуация не будет способствовать росту инвестиций, в том числе иностранных. Основными российскими конкурентами Пензенской области на рынке капиталов останутся регионы-доноры. Из-за роста тарифов на энергоресурсы произойдет снижение уровня конкурентоспособности пензенских производителей на международных рынках. Пензенская область будет развиваться во многом за счет эффективного использования внутренних ресурсов (в основном аграрный сектор экономики). Структурная перестройка экономики будет проходить медленными темпами.

     Таблица 1- Основные параметры промежуточного варианта  сценария развития Пензенской области (2006-2020 гг)

Показатель Ед. изм. 2006 2010 2015 2020
ВРП Млн. руб. 89083,6 113529,5 143496,1 173717,3
Промышленное  производство Млн. руб. 51384 62838,6 78262,7 93338,3
Сельское  хозяйство Млн. руб. 18579,8 23396,2 29043,6 33562,2
Инвестиции  в основной капитал Млн. руб. 24000 28000 33000 36000
Среднедушевые доходы  руб. 5359,2 11468,9 22267,6 34535,5

 

     3. Оптимистический (благоприятный)  вариант.

     Предусматривает наличие комбинации благоприятных  внешних и внутренних условий  развития Пензенской области. В сфере  внешних международных условий, оказывающих влияние на развитие Пензенской области, в целом сохранится преимущественно благоприятная среда, а по ряду факторов произойдет существенное улучшение качественных и количественных показателей. Темпы роста мировой экономики превысят 4% в среднегодовом исчислении.

     Таблица 2-Основные параметры оптимистического варианта развития Пензенской области (2006-2020 гг)

Показатель Ед. изм. 2006 2010 2015 2020
ВРП Млн. руб. 89083,6 119519,2 160672,9 207983,8
Промышленное  производство Млн. руб. 51384 64540,3 78087,0 95464,6
Сельское  хозяйство Млн. руб. 18759,8 24190,7 29563,8 34442,1
Инвестиции  в основной капитал Млн. руб. 24000 32000 40000 42000
Среднедушевые доходы  руб.  5359,2 12379,2 25330,2 45713

 

     Процессы  интеграции России в мировую экономическую  систему, включая вступление в ВТО, будут сопровождаться преобладанием позитивных результатов. Интеграция будет происходить на выгодных для России условиях. В течение переходного периода будут сохранены государственная поддержка сельского хозяйства, защитные меры по отношению к авиа-, авто-, а также ряду иных отечественных производителей промышленной продукции с высокой степенью добавленной стоимости, защита рынка банковских услуг от конкуренции иностранных кредитных организаций, сохранение относительно низких внутренних цен на газ и электроэнергию. Кроме этого, будут решены проблемы снятия международных ограничений и доступа российских товаров на международные рынки, открыты новые перспективные транспортно-транзитные коридоры, проходящие через территорию России, в том числе через Пензенскую область.

     В части внутренних (российских) условий  также будет складываться благоприятная  ситуация. В России будут успешно  осуществлены реформы социального  сектора, жилищно-коммунального хозяйства  и муниципальная реформа. Продолжится  осуществление взвешенной финансовой и кредитно-денежной политики, а также принятие законов, способствующих притоку инвестиций, в том числе за счет стабилизационного фонда.

     Таблица 3- Сценарии социально-экономического развития Пензенской области

  Пессимистический  Средний Оптимистический
Внешние факторы Снижение цен  на углероды до уровня ниже 40 долл. США  за баррель нефти марки Brent; прекращение бюджетных сверхдоходов и сворачивание программ инвестирования бюджетных средств в экономику РФ Сохранение  цен на углеводороды на высоком уровне (свыше 40 долл. США за баррель нефти марки Brent) и продолжение (расширение) национальных проектов, инвестирование через систему ФЦП/ФАИП, а также развития инвестиционного фонда
Внутренние  факторы Пассивная политка региональных органов власти; опора на старый портфель ресурсов (дешевая рабочая сила, унаследованные мощности, экологическая рента, природные ресурсы) при реалзации политики првлечения инвесторов Активная политика властей, нацеленная на повышение покупательной  способности  жителей, развитие рынков потребительских товаров  и недвижимости; привлечение инвестиций в поддерживающие отрасли- транспорт, связь, торговля, прочие простые и сложные деловые услуги,  девелопмент и технологии; маркетинг территории
«Ядро»  конкурентноспособности Доступные естественные фкторы –экономгеограическое положение, природные ресурсы, человеческий потенциал Традиционные  отрасли производства с их  накопленным  потенциалом и сфорировавшейся  рыночной позицией (приборостроение, машиностроение, сельское хозяйство, пищевая промышленность) Населенные  пункты, инфраструктура, бизнес-среда  и конкурентоспособные в глобальном масштабе кластеры
Отраслевая  и рыночная политика Целевой поиск  инвесторов, «ручной» режим управления экономикой, традиционная отраслевая промышленнаяпо литика; упрощение структуры базовых секторов Отраслевая  промышленная политика, политика выращивания  «чемпионов» и кластерная политика в отношении действующих игроков; вхождение пензенских предприятий  в крупные промышленные холдинги Территориальный маркетинг, рекрутинг новых производств, кластерная политика, ориентация на внешние рынки
Рынок труда Упрощение структуры  рынка труда и усиливающийся  миграционный отток трудоспособного  населения с лучшими квалификациями Сохранение  традиционной структуры рынка труда и обеспечение масштабного миграционного прироста Обновление  рынка труд за счет появления на нем носителей новых компетенций, миграционный приток
Пространственная  организация Оптимизация существующей пространственной структуры– достаточно существующих инфраструктур 
 
Сохранение  сложившейся пространственной структуры  и усиление поляризации между  «благополучными» и «неблагополучными» территориями; необходимо развитие инфраструктур Развитие г.Пенза  и повышение его межрегионального культурно-делового статуса, развитие транспортной и информационной связности с Москвой, Самарой, Саратовом и крупными центрами ЦФО и ЮФО,  развитие базовых инфраструктур
Бюджет  и гос.-управление Растущая нагрузка на бюджет как средство защиты Бюджет как  источник поддержки для местных производит Рост эффективности  бюджета и бюджетной сферы  в целом, формирование бюджета развития, реализация культурной политики и реформы  профессионального образования

 

     Таким образом, детально разработанный прогноз  позволяет сформировать концепцию СЭР области, выделить приоритетные цели в ее развитии. Это повысит привлекательность Пензенской области для потенциальных инвесторов. 

     2.2 Система индикативного  управления экономикой  Пензенской области 

     Наиболее  распространенной формой планирования развития территории является индикативное планирование. В научной литературе существует два различных подхода к толкованию данного понятия.

     С точки зрения первого, индикативное планирование – это план развития территории, в котором отражаются направления деятельности всех экономических агентов определенной территории. Второй подход трактует индикативное планирование как процесс разработки и формирования комплекса важнейших показателей – индикаторов, характеризующих СЭР территории.

     Основные  признаки индикативного планирования были сформулированы К. Ландауэром еще в 1944 г. К основным из которых относятся [3, 43]:

  • индикативный план формируется в результате сознательной, координирующей деятельности государства совместно со всеми заинтересованными сторонами (агентами);
  • если даже план принимается в результате всеобщего и свободного обсуждения, в нем должен быть соблюден принцип приоритета решений, принятых в интересах всего общества, а не отдельных агентов в ущерб общегосударственным интересам;
  • цели плана и мероприятия по их достижению должны быть выбраны таким образом, чтобы обеспечивалась максимальная эффективность использования ресурсов;
  • план должен быть сбалансирован по всем ресурсам.

     Система индикативного управления экономикой региона (далее СИУЭР) – это механизм ГРЭР, в основе которого лежит совокупность целей управления, критериев оценки эффективности управления, механизмов взаимодействия субъектов и объектов управления [7, 88].

     В качестве субъектов этой системы  выступают исполнительные органы государственной власти Пензенской области, органы местного самоуправления в части переданных им государственных полномочий и использования местными бюджетами субсидий из регионального фонда софинансирования социальных расходов. Объектами же СИУЭР являются экономика Пензенской области в целом, виды деятельности, муниципальные образования в части осуществления переданных им государственных полномочий и предприятия.

Информация о работе Система прогнозирования