Система бюджетирования на промышленном предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 20:51, реферат

Описание работы

Бюджетирование, то есть создание технологии планирования, учета и контроля денег и финансовых результатов - это первый экзамен на зрелость для каждой компании, в случае неудачи которого она перестает расти или начинает разоряться. Построение бюджетов помогает понять, что и почему происходит с фирмой на рынке, и учит экономить на затратах. Бюджетирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой - с уменьшением числа неиспользованных возможностей.

Содержание

Бюджетирование как наиболее эффективный способ управления деятельностью предприятия 2
Определение. 2
Классификация бюджетов. 3
Информационное содержание бюджета. 7
Функции бюджета. 9
Разработка бюджета. 9
Преимущества внедрения принципов бюджетного планирования. 13
Общий бюджет. 14
Оперативный бюджет. 15
Финансовый бюджет. 19
Основные принципы построения системы контроля бюджетного процесса предприятия. 23
Заключение. 37
Список литературы. 39

Работа содержит 1 файл

Система бюджетирования на промышленном предприятии.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

         Контроль за соблюдением расходной части комплексного бюджета является важной задачей, от решения которой во многом зависит эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Для обеспечения качественного решения этой задачи необходимо установить четкий порядок управленческих процедур, который позволит обеспечить:

         - оперативное проведение  анализа фактических отклонений от  плановых значений (сумм) сводного бюджета (в т.ч. анализ по  отклонениям функциональных бюджетов);

         - разработку мероприятий  по ликвидации непроизводственных  затрат и удорожающих факторов, выявленных в ходе анализа;

         - оформление и  представление руководству предприятия  аналитических материалов по исполнению сводного и функциональных бюджетов, для оперативной коррекции этих бюджетов и, соответственно, бюджетов структурных подразделений.

         Важнейшей частью системы  контроля затрат является оценка деятельности отдельных подразделений, отдельных управляющих и организации в целом. Менеджеры производственных участков также, как и руководители, ответственные за оказание услуг и продажу товаров, постоянно сравнивают — что произошло (фактические затраты) с тем, что должно было произойти (планируемые или нормативные затраты). Разница между фактическими затратами и нормативными или бюджетными (плановыми) называется отклонением. Процесс определения величины отклонений и выявления причин их образования называется анализом отклонений.

         Для целей контроля прежде, чем анализировать отклонения от бюджетных данных, сами бюджетные  данные должны быть скорректированы на соответствующий фактический выпуск. Для этих целей используется гибкий бюджет, также часто называемый переменный бюджет, который обеспечивает прогнозные данные для разных уровней выпуска в диапазоне релевантности (пределах обычных уровней деятельности). С помощью гибкого бюджета четко обозначается связь между статичным бюджетом и фактическими результатами.

         Формула гибкого  бюджета (ГБ) выглядит следующим образом:

         ГБ = (ПЗед * V) + ПоЗ,

         где ПЗед – переменные затраты на единицу, V – количество произведенных единиц, ПоЗ – бюджетные постоянные затраты.

         Используя формулу  гибкого бюджета, мы можем получить бюджет для любого уровня выпуска. Гибкий бюджет можно использовать как в предплановом, так и в послеплановом периоде. При планировании, проигрывая и анализируя различные варианты, он помогает выбрать оптимальный объем продаж или производства, при анализе в послеплановом периоде — оценить фактические результаты. На практике часто разрабатывается серия бюджетов доходов и расходов для дискретных уровней активности (разумеется, в данном релевантном уровне). Иногда, напротив, принятый бюджет пересматривается в конце учетного периода, когда уровень деловой активности уже известен.

         Вычисление отклонений и их анализ. Анализ фактически достигнутых результатов может проводиться сравнением фактических данных и бюджетных данных.  Первым шагом в оценке деятельности организации является выявление отклонений. Определение отклонений помогает выявить области эффективности или неэффективности всей деятельности или отдельных областей и функций организации. Помимо определения суммы отклонения, важно выяснить причину этого отклонения. Когда причина известна, управляющий может предпринять соответствующие действия для корректировки проблемы.

         Бюджетные затраты — это планируемый уровень затрат, который показывает, какими должны быть затраты. Следовательно, если фактические затраты выше бюджетных, то такое отклонение считается неблагоприятным, в противном случае отклонение будет благоприятным. Вообще говоря, благоприятным считается отклонение, оказывающее положительный эффект на операционную прибыль, т. е. увеличивающее прибыль. Соответственно, неблагоприятное отклонение — это отклонение, оказывающее отрицательный эффект на операционную прибыль. Если фактические доходы превышают запланированный их уровень, отклонение является благоприятным, в противном случае — неблагоприятным. По отклонениям показателей затрат ситуация обратная.

         Анализ отклонений может использоваться выборочно. Многие компании являются такими большими, что просто невозможно рассмотреть все области деятельности в деталях. Практика, когда изучаются только области выборочных продуктов или необычно плохие или хорошие результаты деятельности, называется управлением по отклонениям. Согласно этой системе анализируются только отклонения, превышающие определенный лимит, который устанавливается руководством, например, ±4%. Отклонения можно вычислять для целых категорий таких, как общие производственные затраты, затраты прямых материалов или другого элемента производственных затрат, для любых групп внутри категорий, для каждой статьи затрат. Все отклонения аналитики подразделяют на три вида:

         - отклонения затрат прямых материалов;

         - отклонения прямых  трудовых затрат;

         - отклонения общепроизводственных  расходов.

         Отклонения затрат прямых материалов. Общее отклонение затрат прямых материалов (ОЗпм) определяется как разница между фактическими и бюджетными затратами прямых материалов.

         ОЗпм = Vф * Цф – Vб * Цб,

         где Vф – фактическое количество прямых материалов, Цф – фактическая цена прямых материалов, Vб – бюджетное количество прямых материалов, Цб – бюджетная цена прямых материалов.

         Общее отклонение может  быть разложено на две части: отклонение по цене (ОЦпм) и отклонение по использованию (по количеству) прямых материалов (ОИпм).

         ОЦпм = (Цф – Цб) * Vф   

         ОИпм = (Vф – Vб) * Цб   

         В некоторых случаях, однако, более дешевые материалы имеют такое плохое качество, что в результате ожидаемые нормы отходов существенно превышаются, создавая при этом неблагоприятное отклонение по использованию материалов. Таким образом, неблагоприятное отклонение по использованию прямых материалов может существенно перекрыть благоприятное отклонение по цене. Другими словами, покупка более дешевого сырья и материалов не всегда расценивается как положительное достижение, и, следовательно, каждая конкретная ситуация должна оцениваться соответственно определенным обстоятельствам. Иногда отклонение затрат легче интерпретировать в виде графической схемы. На рис. 2. представлен анализ отклонений прямых материалов.

         

         Рис. 2.Схема процедур анализа отклонений прямых материалов

         Отклонения прямых трудовых затрат. Общее отклонение прямых трудовых затрат (ОЗт) определяется как разница между фактическими затратами труда и бюджетными затратами труда на произведенные единицы продукции за исключением брака (как окончательного, так и исправимого).

         ОЗт = Чф * Сф – Чб * Сб,   

         где – Чф – фактические  часы, Сф – фактическая ставка оплаты, Чб – бюджетные часы, Сб – бюджетная ставка оплаты труда.

         Для оценки выполнения плана руководство должно знать, какая часть общего отклонения вызвана  изменением затрат рабочего времени, а какая часть — изменением ставок оплаты труда.

         ОСт = (Сф – Сб) * Чф 

         ОПт = (Чф – Чб) * Сб 

         Очевидно, что общее отклонение равно сумме двух его составляющих отклонений. За отклонения по ставке оплаты труда обычно ответственность несет отдел кадров. Это отклонение возникает, когда нанимается работник с оплатой выше или ниже, чем предполагалось в плане, или определенные работы выполняются более высоко (или менее) оплачиваемым работником. За отклонение по производительности труда отвечают цеховые контролеры. Неблагоприятное отклонение по производительности может произойти, если неопытному, ниже оплачиваемому работнику поручается работа, требующая большей квалификации. Руководство должно анализировать каждую ситуацию в соответствии со сложившимися обстоятельствами.

         На рис. 3 представлен анализ прямых трудовых затрат в виде графической схемы.

         

         Рис. 3. Схема процедур анализа  прямых трудовых затрат

         Отклонения общепроизводственных расходов. Контроль общепроизводственных расходов представляет собой значительно более трудную задачу, чем контроль над прямыми затратами, так как ответственность за многие общепроизводственные расходы часто трудно кому-либо приписать однозначно. Большинство таких расходов не могут быть проконтролированы менеджерами конкретных подразделений. Но если переменные общепроизводственные расходы могут быть привязаны к операционным подразделениям, определенный контроль становится возможным. Анализ отклонений общепроизводственных расходов отличается по уровню сложности. Сначала вычисляется общее отклонение общепроизводственных расходов (ОПР), которое определяется как разница между фактическими ОПР, имевшими место, и бюджетными ОПР, начисленными (отнесенными на производимую продукцию) с использованием коэффициентов переменных и постоянных ОПР. Затем общее отклонение подразделяют на две части: контролируемое отклонение ОПР и отклонение ОПР по объему. Прежде чем находить отклонения ОПР, необходимо вычислить общий бюджетный коэффициент ОПР, который состоит из двух частей. Первая часть — это бюджетный коэффициент переменных ОПР на один час прямого труда. Вторая часть — бюджетный коэффициент постоянных ОПР, который находится делением планируемых постоянных ОПР на количество часов прямого труда за период.

         Общее отклонение ОПР (ООПР) вычисляется следующим образом:

         ООПР = ОПРф – ОПРб  

         где ОПРф – фактически понесенные ОПР, ОПРб – бюджетные ОПР, отнесенные на производимую продукцию (за исключением брака).

         Полученное общее  отклонение может быть разделено  на две составляющие. Контролируемое отклонение ОПР представляет собой  разницу между фактически понесенными  ОПР и бюджетными ОПР в расчете  на достигнутый уровень производства. Другими словами, сравниваются фактические и бюджетные (запланированные) ОПР для одного уровня производства, что позволяет оценить результаты деятельности подразделений и конкретных менеджеров, не зависящие от изменения уровня производства.

         Отклонение ОПР  по объему определяется как разница между бюджетными ОПР в расчете на достигнутый уровень производства и ОПР, отнесенными на производимую продукцию по нормативным коэффициентам для переменных и постоянных ОПР. На рис. 4 показан анализ отклонений основных производственных расходов.

         

         Рис.4 Схема процедур анализа отклонений основных производственных расходов

         Реализация подобной схемы контроля за исполнением бюджета позволит выявить причины неисполнения бюджета, оперативно внести необходимые корректировки на основе изменений внешней среды, обеспечив при этом целостность бюджетных данных и оптимизировав трудозатраты. Подобная схема контроля за исполнением бюджета может быть реализована посредством автоматизированной системы бюджетного планирования, что обеспечит повышение эффективности и удобства работы сотрудников предприятия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

        Уже на первом этапе  трансформации российской экономики  стало ясно, что при прочих равных условиях шансы предприятия на успех резко возрастают, если оно использует грамотную политику управления внутренними ресурсами.

        Постоянное стремление к разработке системы финансового  планирования, адекватно отвечающей требованиям рыночной экономики, привело руководство многих хозяйствующих субъектов к внедрению системы бюджетирования деятельности предприятия.

        Методология бюджетирования предназначена для организации системы анализа и планирования денежных потоков, основанной на разработке и контроле исполнения иерархической системы бюджетов предприятия, которая позволит установить жесткий текущий и оперативный контроль за поступлением и расходованием средств, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии.

        Деятельность предприятий  РФ в настоящий момент протекает в условиях целого ряда неблагоприятных факторов, 80 – 90 % которых имеют информационную природу. Поэтому внедрение современной системы бюджетного планирования является эффективным средством снижения отрицательного воздействия рисков на деятельность предприятия. И, если внешние риски (политические, экономические, правового регулирования и т.д.) могут поддаваться лишь прогнозированию, то борьба с внутренними рисками может быть весьма успешной с помощью системы бюджетного планирования деятельности предприятия. При этом недопущение ущерба основной деятельности предприятия можно рассматривать как источник дополнительных доходов.

        Бюджетный контроль, являясь одним из ключевых механизмов бюджетного планирования, обеспечивает фиксирование состояния бюджетных планов в определенный момент времени для принятия решений по их регулированию.

Информация о работе Система бюджетирования на промышленном предприятии