Шпаргалки по "Социальной работе"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 75 вопросов к гос. экзамену по предмету социальная работа.

Работа содержит 1 файл

ВОПРОСУ К ЭКЗАМЕНУ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ.doc

— 883.50 Кб (Скачать)

•  помогать социальным институтам;

•  внедрять эффективные методы социальной адаптации и реабилитации;

• предотвращать и предупреждать социальные конфликты;

• управлять и корректировать девиантное поведение и социальную дезорганизацию.

Современный подход в мировой практике заключается в ясном понимании того, что социальная работа является одной из форм деятельности, направленной на достижение социальных изменений.

С этих позиций социальная работа является мощным средством социальных катаклизмов и конфликтов в обществе, тем более эффективным, чем больше ресурсов выделяет общество и государство.

Главное предназначение социальной работы — сделать, жизнь каждого человека лучше с помощью использования его внутренних ресурсов, побуждения желания, а с улучшением жизни каждого человека, в целом происходит улучшение и общества.

В этом направлении наряду с развитием государственных социальных структур, необходимо все больше активизировать включение в социальную работу общественных объединений, благотворительных фондов, конфессий, а это и есть аспекты социальной политики.

 

69. Проектирование в социальной работе

 

Любая социальная технология, имеющая своей целью проектирование и внедрение, ориентирована на технологизацию соответствующего процесса. При этом смысл технологизации заключается, как правило, в следующем: 1) формирование процесса; 2) придание ему целевой направленности; 3) оптимизация социального процесса; 4) обеспечение устойчивости социального процесса; 5) создание механизма саморегуляции; 6) обеспечение благоприятных сопутствующих условий.

Итак, социальная технология — это прежде всего разработка методов и методик результативного и рационального целенаправленного социального воздействия. Однако это воздействие не сводится к совокупности, механическому набору операций. В технологической последовательности эти операции скоординированы и субординированы, упорядочены и регламентированы. Системе методов воздействия должны быть присущи внутренняя согласованность, упорядоченность и последовательность.
Отличием социальных технологий от методик воздействия является то, что они вариативны, т. е. предполагают высокую степень динамичности, обобщенности, адекватности социальных технологий меняющимся условиям, новым, в том числе нестандартным, ситуациям. Социальные технологии строятся на основе принципа саморегуляции, самонастраивания и самокоррекции. Использование социальных технологий предполагает своеобразную интерпретацию принципа дополнительности, полагая под этим то, что разные социальные технологии не исключают друг друга, а наоборот, дополняют.

Социальное проектирование — вид деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем. Возможности такой деятельности хорошо проявились в практике многих стран, и сегодня без применения проектных технологий трудно представить себе государственную социальную политику. Но с самого начала скажем со всей определенностью: социальное проектирование — не только технология достижения ожидаемого результата в социальной сфере. Наше время выдвинуло на передний план более обширную по объему и более привлекательную для думающих людей задачу — утверждение в социальной практике проектного мышления (или мышления проектами). Подготовка специалиста по социальной работе предусматривает изучение курса прогнозирования, проектирования и моделирования в социальной работе. Его программа утверждена на основе нашего авторского проекта, но в разных вузах преподается он по-разному — в зависимости от сложившихся подходов к тому, что составляет главное в таком курсе. Распространен взгляд, что в рамках курса надо сосредоточить внимание на усвоении определенной системы понятий или определенного набора технологических приемов прогнозирования и моделирования. Он нашел отражение и в некоторых учебных пособиях по социальному проектированию. Наш опыт преподавания этого курса в Московской гуманитарно-социальной академии дает основание с уверенностью утверждать, что в основе курса должно стоять обучение практическим навыкам социального проектирования, которые дополняются отдельными — опять-таки практически доступными квалифицированному социальному работнику — технологиями прогностики, диагностики, моделирования социальных процессов и объектов. Сущность социального проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего. В отличие от конструирования будущего мечтателем или авантюристом создатель социального проекта ставит перед собой реальные цели и имеет в своем распоряжении необходимые для осуществления проекта ресурсы.

 

70. Прогнозирование и моделирование в социальной работе

 

Социальное прогнозирование («социальный» от лат. «общественный, связанный с обществом, с общественными отношениями») — прогнозирование всего общественного, всего связанного с обществом, с общественными отношениями, в центре чего находится человек.

Сам процесс прогнозирования предполагает:

• проведение краткого ретроспективного анализа прогнозируемого объекта;

• описание современного состояния объекта (сравнительный анализ наблюдаемых тенденций в отечественном и зарубежном опыте);

• выявление проблем:

уже решенных, но их внедрение и реализация только начинаются;

тех проблем, которые решены, но не нашли практического использования;

оценки экспертов по ведущим научным исследованиям в данной области.

Прогнозное исследование может опираться на целый ряд методов

Ввиду многофакторности и исключительной сложности объекта исследования прогностические рекомендации носят вариантный характер. Стратегия образования учитывает различные сценарии развития общества в целом.

Поэтому при прогнозном исследовании образования в основу берется принцип вариативности, многокритериальности оценки стратегических решений, используются различные технологии организационных форм на конкурсной основе, допускающей альтернативное видение возникающих проблем и путей их преодоления. В данном случае особую значимость имеет общественная экспертиза.

Сущность этих исследований в наиболее общем виде состоит в том, чтобы предвидеть:

•'социально-экономические и научно-технические условия, в которых будет развиваться система образования в будущем;

• изменяющуюся роль и место человеческой личности в общественном прогрессе;

• динамику развития образовательных запросов населения, престижность соответствующих профессий и специальностей;

• содержательные и организационно-структурные изменения в образовании, их динамику и т. д.

Моделирование — это специфическое многофункциональное исследование. Его главная задача — воспроизвести на основании сходства с существующим объектом другой, заменяющий его объект (модель). Модель — это аналог оригинала. Она должна иметь сходство с оригиналом, но не повторять его, так как при этом само моделирование теряет смысл. Недопустимо и произвольное моделирование; в этом случае оно не дает должного представления об оригинале модели и также не выполняет своей функции. В целом модель должна соответствовать следующим требованиям.

1. Модель должна удовлетворять требованиям полноты, адекватности и эволюционности. Она должна обеспечивать возможность включения достаточно широкого диапазона изменений, добавлений, чтобы было возможно последовательное приближение к модели, удовлетворяющей исследователя по точности воспроизведения социального объекта, явления, процесса.

2. Модель должна быть достаточно абстрактной, чтобы допускать варьирование большим числом переменных, но не настолько абстрактной, чтобы возникали сомнения в надежности и практической полезности полученных на ней результатов.

3. Модель должна удовлетворять условиям, ограничивающим время решения задачи.

4. Модель должна ориентироваться на реализацию с помощью существующих возможностей, т. е. быть осуществимой на данном уровне развития общества.

5. Модель должна обеспечивать получение новой полезной информации о социальном объекте (явлении, процессе) в плане поставленной задачи исследования.

6. Модель должна строиться с использованием установившейся терминологии.

7. Модель должна предусматривать возможность проверки ее истинности, полноты соответствия ее изучаемому социальному объекту, явлению, процессу.

 

71. Инновации в социальной работе и их классификация

 

Под  инновацией (от латинского - нововведение) –  в широком смысле этого слова понимается новый способ что-либо делать, что влечёт за собой социальные изменения в обществе. Инновационная деятельность – деятельность по достижению новых результатов, средств и способов их получения, по преодолению рутинных компонентов в традиционной деятельности.

Исследованием и разработкой инновационных методов занимается инноватика, значительное место среди проблем которой, ставших предметом и объектом ее исследований, занимает относительно самостоятельная область знаний - социальная инновация. Это новые средства регулирования и развития социальных процессов, способных соответствовать сложности общественной ситуации, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества в условиях высокой неопределенности обстоятельств.

Инновационные социальные технологии определяются основным средством выхода из кризисного состояния по следующим причинам:

Во-первых, отсутствие инновационных социальных технологий модернизации общественных отношений неизбежно ведет к социальным бедствиям.

Во-вторых, социальная поддержка, социальная помощь приобретает не только массовый характер, но и становится объективной необходимостью. В связи с этим появилась необходимость стандартизировать и унифицировать социальные услуги, отдельные методики, формы, приемы и способы социального действия.

В-третьих, разработка теоретических основ и практических механизмов общественно-государственного регулирования, новых средств и методов решения социальных проблем в условиях отчужденности, дезинтегрированности людей становятся приоритетными направлениями социальной политики всякого государства.

Инновационная деятельность должна быть активизирована не только в промышленности или науке, но и в социальной сфере. Не в последнюю очередь — из-за необходимости постепенно менять уровень жизни и социальный менталитет в стране, которая стремится стать одним из лидеров в мировой инновационной гонке

Назначение любого социального проекта — изменение социальной среды, осуществление инновации. Инновация — не просто обновление (а именно таково значение этого латинского слова), это сознательная деятельность по конструированию нового и его внедрению в жизнь на основе переосмысления предыдущего опыта.

Социальные инновации могут иметь разные формы, выбор которых обычно не случаен. Он диктуется временем, установками данной исторической эпохи и данного сообщества людей.

Социальное проектирование в своей основе предполагает определенные социальные изменения. Эти изменения задумываются, получают обоснование, планируются. Иначе говоря, социальное проектирование

Теория социального проектирования представляет собой разновидность инновационной деятельности. В крупных социальных проектах многое сходно с социальными реформами — и они тоже подвержены опасности пересмотра, отмены или ревизии в силу обстоятельств, которые связаны с особенностями функционирования высших уровней власти. Но есть и такие проекты, которые затрагивают интересы небольших групп людей, приближены к обыденным проблемам и меньше зависят от общеполитической обстановки. В тысячах проектов в конечном счете пробивает себе дорогу историческая необходимость, и они таковы, каковыми их создает данная эпоха — но не сама по себе, а через деятельность инициатора проекта и участников его осуществления.

 

72. Психосоциальная работа в организациях и учреждениях

 

Психосоциальная работа — направление в социальной работе, которое уделяет особое внимание психологическим аспектам трудной жизненной ситуации клиента. Становление и развитие в России социальных служб и социальной работы начало активно формировать общественный запрос на психосоциальную помощь населению.

Потребность в психосоциальной помощи появляется в случае социальной дезадаптации клиента, при возникновении у него психологического дискомфорта, что может быть вызвано причинами как внешнего, так и внутреннего характера, либо их сложным сочетанием.

Источником внешнего социально-психологического неблагополучия могут выступать социальные, социально-экономические и медико-социальные причины, такие, как потеря работы, потеря близких, инвалидность и хроническая болезнь, смена места жительства и привычных условий жизнедеятельности, адаптация после возвращения из мест лишения свободы и т.д., что вызывает необходимость изменения прежних стереотипов поведения, оценок, мотивации с тем, чтобы эффективно функционировать в новых условиях существования.

Система социальной работы, являясь общественной исторической системой, относится к классу сложных, открытых систем. Как открытая система социальная работа тесно взаимодействует, обменивается информацией с другими системами (экономической, политической, культурной и т. д.), что проявляется в особенностях содержания, характера моделей социальной работы. Институты социальной работы включают в себя основные социальные службы, центры, с помощью которых осуществляется их ведущая деятельность.

Информация о работе Шпаргалки по "Социальной работе"