Шпаргалки по "Социальной работе"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 75 вопросов к гос. экзамену по предмету социальная работа.

Работа содержит 1 файл

ВОПРОСУ К ЭКЗАМЕНУ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ.doc

— 883.50 Кб (Скачать)

Современный период периодизация не сотрудники РГСУ:
 Бадя Л.В – «Развитие общественных задач благотворительности и создание системы учреждений благотворительного характера».
Кузьмин и Судеин. Учебник 2003 «Мировая периодизация…
М.В.Фирсов.

История социальной работы в России насчитывает более тысячи лет. Началом ее следует считать договор 911г. князя Олега с греками, который содержал в себе моменты, называемые ныне социальной работой (первое документальное подтверждение – забота государства о нуждающихся гражданах).
Почти сразу после крещения (988 г.) Владимир занялся богоугодными делами: строил церкви, которые стали не только фундаментом веры, но и основав научного знания, книжного дела; основывал школы и училища, ставшие первой ступенью народного просвещения России.
Владимир гораздо большее рвение с проявил к устройству церкви, а также к благотворительности, чем заслужил безмерную любовь народа.
Владимир устраивал пирщества на княжеском дворе не только для бояр и знати, но и для людей бедных, всячески стараясь удовлетворили их нужды.
Христанское учение так повлияло на Владимира, что Его благотворительность распространялась и на тех, кто не мо прийти за помощью на его двор. Князь велел своим людям развозить по улицам хлеб, мясо, рыбу, овощи и раздавать по дворам нищим и убогим.
В лице Владимира объединилась личная и государственная благотворительность.
Начинания Владимира продолжил его сын Ярослав (Мудрый), который основал училище на 300 человек.

Однако более всего Ярослав прославился составлением первого письменного русского свода законов — «Русской Правды». «Русская Правда» состоит из 37 глав и, кроме статей уголовного характера, имеет статьи социальной направленности, что было необычайно для молодых государств Европы,

Русская Правда» явилась первым славянским законом, включающим в себя подобие социальной программы. О важности для Ярослава социальной темы свидетельствует тот факт, что из 37 статей этого закона 8 целиком посвящены проблемам детской защищенности. Эта первая попытка составления русского свода законов.
Внук Ярослава Мудрого, Владимир Мономах создал первое в своем роде нравственное поучение, обращенное к младшему поколению. Оно наполнено искренностью и христианской человечностью.
Христианская гуманность, вера в силу добра, убежденность в важности человеколюбия не были отвлеченными нормами, а, наоборот, являлись непреложными истинами, не выполнять и не следовать которым они считали для себя невозможным.

Благодаря десятине и обычаю частных лиц оставлять церкви свое имущество, на протяжении веков средоточием социальной помощи были церкви и монастыри. Первичным состраданием к страждающему была личная милостынь. Человеколюбие на деле значило нищелюбие. Люди порой начинали нищенствовать не потому, что неожиданно впадали в нужду, а потому, что это было выгоднее, чем честным трудом зарабатывать свой хлеб.
Российское законодательство делило нищих на 4 категории.
Здесь были
1) те, которые не могут своим трудом добыть пропитании.
2) те, кто по сиротству и временным болезням впал в нужду, но может работать;
3) те, которые могут трудиться, но нищенствуют п лености и дурному поведению;
4) те, кто по случайным обстоятельствам впал в крайнюю нужду.
Первым российским самодержцем, решившим искоренить попрошайничество был Петр I, причем насильственными методами (биение) - Указ 1712 г. «О воспрещении нищенства».
Первый русский император практически подошел к созданию системы общественного призрения. При нем обязанность строительства и содержания больниц лежала на приказах Патриарших, монастырских. Изданы были правила, чтобы города, общества, помещики и все места и лица, управляющие казенными и партикулярными домами, вотчинами, старались о прокормлении и призрении нищих и убогих их ведомств, не допуская их ходить по миру для прошения милостыни. Наблюдать за этим должна была полиция.

При Петре III было отмечено указом (1762 г.) о том, чтобы безумных не в монастырь определять, а построить для них особый дом (признание безумия  болезнью).

При Екатрине II было становление системы общественного призрения. Указ 1775 приписывал каждой губернии открыть особые Приказы Общественного призрения. На эти приказы были возложены обязанности – устраивать и содержать школы, сиротские дома, больницы, аптеки и др. учржд. Т.е. государство брало на себя ответственность как моральную, так и материальную, что вскоре было вынуждено попечение о нищих и калеках сделать не только гос-м, но и общественным. Это идея получила распространение при Александре I. Он подписал закон, в котором призрение в России передавалось различным благотворительным организациям и ведомствам.

В результате реформ второй половины XIX в. в России появились земства, которым были переданы вопросы местного самоуправления и, естественно, решение некоторых вопросов общественного призрения.
Для решения этих и целого ряда других вопросов в конце прошлого века была образована (по высочайшему повелению) комиссия для пересмотра действующего законодательства о призрении бедных. Но войны, а затем и революции помешали увидеть результаты деятельности этой комиссии.
Впервые послереволюционные (и послевоенные) годы деятельность Советского правительства, помимо восстановления хозяйства, была направлена также на повышение благосостояния трудящихся.
В 1918 г. по личному указу В.И. Ленина всем центральным и местным органам управления была поставлена задача по выделению вопросов социальной помощи и поддержки трудящихся в отдельную систему.
В 1921 г., обеспечение трудящихся приобретало все новые направления. Так, широкое применение находила система социального страхования.
В год образования СССР изменилось само понятие «социальное обеспечение». Теперь оно звучало так — «государственная система материального обеспечения и обслуживания всех граждан СССР в старости, болезни, при полной или частичной утрате трудоспособности, а также многодетных семей. Осуществляется за счет государственных и общественных средств».

Особое внимание стало уделяться пенсионному обеспечению и пособиям. Было создано несколько пенсионных страховых фондов (негосударственных).

В 1924 г., на II Съезде Советов СССР была принята первая Конституция СССР. Она внесла изменения в систему социального обеспечения, теперь уже населения, а не трудящихся, как было раньше, и его же социального страхования. Это звучало так: «Должно быть произведено полное социальное страхование рабочих:

а) для всех видов наемного труда;

б) для всех видов потери трудоспособности.
Именно: от болезней, увечья, инвалидности, старости, профессиональных болезней, материнства, вдовства и сиротства, а также безработицы».
К 1929 г. Советская власть в законодательном порядке утвердила полное социальное обеспечение всех трудящихся, всех видов потери трудоспособности и впервые в мире — от безработицы, за счет нанимателей и государства, при помощи профессиональных союзов.
В СССР сформировалась патерналистская модель социальной защиты, с финансированием главным образом из госбюждета.
Социализм, осуществляя свои программные установки на неуклонный рост народного благосостояния, создавал необходимые условия развития всеобщей и доступной системы социального обеспечения. Право граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца было закреплено в Конституции СССР. Это право гарантировалось социальным страхованием граждан, пособиями по временной нетрудоспособности; выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца и т.д. Наряду с выплатой пенсий и пособий существовало немало других видов обеспечения. Среди них были: профессионально-техническое обучение и переобучение инвалидов, их трудоустройство, предоставление инвалидам бесплатной протезно-ортопедической помощи и специальных транспортных средств, содержание престарелых и инвалидов в домах-интернатах, их санаторно-курортное лечение и т.д.

 

59. Принципы организации благотворительности и общественного призрения в пореформенный (1861 г.) период российской истории.

 

История становления и развития общественного призрения - является одной из важнейших составных частей социальной истории России XIX - начала XX веков. Она имеет широкие исторические корни. Формы и тенденции общественного призрения в дореволюционной России, основывалась на христианском милосердии и благотворительности. Раскрывая, исторически обусловленный, многофакторный подход к совокупному осмыслению социальных, здравоохранительных, нравственных, личностных и других тенденций общественного призрения, показывая те формы, в которые оно воплощалось в разные исторические этапы своего развития, анализируя их в конкретно-историческом взаимодействии с периодами развития российской государственности, социально-экономической и политической структуры общества, научной мысли и социально-культурного развития России в пореформенный период, мы постарались обнаружить основные тенденции и особенности становления и развития общественного призрения в региональном аспекте. Данный подход позволяет получить более объективные знания об истории становления и развития общественного призрения в России, выделить частное и общее в исследуемой проблеме.

Россия на рубеже второй половины XIX -начала XX веков представляла страну непостижимых противоречий. С одной стороны, экономический подъем, крестьянство, вставшее на прочную основу собственности; глобальные реформы, такие как крестьянская, судебная, земская; учреждение органов J самоуправления - земства и городских дум. Особо отметим достижения в народном образовании. В период правления императора Николая II было введено бесплатное обязательное начальное образование. Утвердилась система женского образования и образования взрослых. В этот период появились дефектологические приюты для детей слепых, глухонемых, эпилептиков, идиотов и др. Нашлась замечательная форма трудотерапии и трудового воспитания - Дома трудолюбия и земледельческие колонии.

Оформилась система общественного призрения и частной благотворительности.

С другой стороны - войны, эпидемии, голод, стихийные бедствия, глубокие социальные противоречия и конфликты создали проблемы и пороки: детское сиротство, беспризорность, толпы инвалидов, осаждавших церкви и монастыри, вдовство, нищета, крестьяне, получившие свободу, но не сумевшие ею воспользоваться, пополнили «армию» нищих и бродяг, пьянство, проституция, криминогенная ситуация. На борьбу с этими пороками поднялась здоровая часть общества, болевшая душой за судьбу России. Общественное призрение и благотворительность в данный период имели необыкновенный подъем и развитие, который мы характеризуем революционным развитием по уровню масштабности решаемых проблем, новизне, разнообразию форм организации.

Становление и дальнейшее развитие общественного призрения в России в пореформенный период связано с развитием практики оказания помощи и социальной поддержки нуждающимся, подключением к процессу становления призрения общественных сил в лице благотворительных, просветительских обществ. Общественное призрение начинает пониматься как системы социальной стабильности общества и сохранения человеческого капитала. Однако эти тенденции не могли решительно повлиять на социальное самочувствие широких масс из-за отсутствия четких, научных представлений о природе человека и человеческого общества, а также подчас из-за «наивной» жизненной позиции самих участников процесса социальной помощи. И, тем не менее, деятельность учреждений Ведомства Императрицы Марии, Императорского Человеколюбивого общества, общин сестер милосердия Российского Общества Красного Креста и других благотворительных обществ -способствовали становлению и развитию системы общественного призрения.

Особую актуальность общественное призрение обретает в России со второй половины XIX века - начала XX века, что соответствовало общемировой тенденции становления призрения, как системы решения проблемы сознательного взаимодействия всех общественных сил в деле социальной помощи нуждающимся. Это нашло свое отражение в работах многих ученых, общественных деятелей, таких как Е.Д.Максимов, С.К.Гогель, В.М.Бехтерев, К.К.Грот, В.И.Герье, К.В.Рукавишников и других, развивающих и конкретизирующих практико-ориентированную базу общественного призрения как социального явления общества, как особого направления деятельности в социальной сфере общества. в результате реформ 1860 - 70-х гг. в деле общественного призрения в России в целом и в Московской губернии, в частности, произошли заметные изменения, вследствие которых к концу XIX в. сложилась обширная и действенная система социального призрения, соединившая в себе государственные, общественные и частные учреждения, причем, последние занимали первое место по числу и охвату призреваемых;

- призрение нуждающихся в исследуемый период развивается от частного к государственному и от него к согласованию действий государственного, общественного и частного призрения;

- благотворительность начинается и долгое время остается преимущественно церковной (религиозной), позже формируются светские органы общественного призрения, а к XX веку складывается идея сосуществования и взаимного дополнения как церковно-приходского, так и светского попечения;

- в общественном призрении происходят изменения: от «слепой», «безразборной» подачи милостыни к оказанию адресной помощи; от оказания единовременной помощи (деньгами, пищей, вещами) к осознанию необходимости дифференциации помощи: постоянное призрение нетрудоспособных (богадельни, приюты, дома умалишенных) и помощь временно нетрудоспособным и безработным в приискании работы (дома трудолюбия, общественные работы, ночлежки, помощь в сбыте продуктов труда, помощь материалами и орудиями труда, обучение ремеслам); от открытых форм призрения (милостыня, помощь вещами и хлебом) к преимущественно закрытым (больницы, богадельни, сиротские дома, дома умалишенных, смирительные дома) и далее к осознанию необходимости рационального использования всех форм с преимуществом, не отрывающих призреваемых от семьи (ясли, ночлежки, дома трудолюбия, столовые с дешевой пищей, дома с дешевыми квартирами);

- расширяется мотивация общественного призрения, она становится не только богоугодным, но и общественно полезным делом;

- структура государственных и местных органов социального призрения, сложившаяся во второй половине XIX - начале XX вв., существенно различалась по губернии и уездам. Различия были обусловлены выбором разных путей реформирования системы помощи.

- изменение системы помощи в Московской губернии происходило по консервативному пути, в условиях сохранения государственной системы призрения с использованием элементов проходящей в стране реформы местного самоуправления. В Балашихинском уезде был реализован другой вариант изменений, либеральный, при котором функции призрения передавались местным органам самоуправления.

 

 

 

60. Гендерные аспекты социальной работы

 

Сегодня растет число исследований, которые концептуализируют гендер в условиях современного трансформирующегося общества. Обсуждая понятия и проблемы гендера, авторы касаются экономических, политических и культурных контекстов, полагая их в качестве тех условий, в которых категории пола становятся ключевыми. Гендер внедрен в социальные, политические и экономические структуры, причем формы этих структур позволяют ему «отливаться» в разнообразных проявлениях и выражать свою социальную значимость. Таким образом контекстуализация гендерных идентичностей становится многомерной, включая социальный, экономический, политический, гендерный и классовый компоненты. Между тем, в проанализированных изданиях пока что никак не используются новые гендерные исследования в России и СНГ, но в ряде из них привлекаются переводы зарубежных учебных материалов, международные и отечественные законодательные документы, этические кодексы. Технологии нондискриминационной или мультикультурной социальной работы, активной толерантности, социально критической позиции пока что в учебной литературы не раскрыты.

Скорее всего, умолчание о гендере означает незнание и игнорирование тематики, но вряд ли в этих случаях свидетельствует о сознательном выборе биодерминистских позиций. Там же, где гендерные коды встречаются, прежде всего, речь идет о женщине. Женщина как слой, специфическая группа, по-особому девиантная в одном ряду с бесполыми «нищими и безработными», – обычное явление в текстах по социальной работе.  В большинстве проанализированной учебной литературы в качестве персонажа с половыми признаками выступает именно женщина, что показательно для патриархатного представления о норме как «белом мужчине среднего класса, имеющем работу», и патоцентричных представлений о социальной работе в целом. Анализа гендерной специфики социальных проблем или социальной работы здесь мы не найдем. В рассмотренных изданиях встречаются единичные упоминания гендерной специфики поведения или социальных проблем, а вот в следующей группе учебных пособий идея различий получает более интенсивное развитие.

Информация о работе Шпаргалки по "Социальной работе"