Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на 75 вопросов к гос. экзамену по предмету социальная работа.
В структуре реализации механизмов системы социальной помощи выделяется два уровня: законодательный и исполнительный, компетенция которых определяется на государственном (федеральном) и региональном (местном) уровне. Важнейшим условием создания эффективной системы социальной защиты населения является деятельность органов социальной защиты на федеральном уровне, уровне региона или местном уровне, трудового коллектива и негосударственных общественных организаций.
С одной стороны, социальная защита - одно из главных условий реальности правового статуса личности в государстве. Это условие предполагает конституционные полномочия граждан по защите своих прав и свобод.
Другой стороной социальной защиты является предоставление трудоспособным гражданам равных условий для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства.
Нетрудоспособным гражданам и социально уязвимым слоям населения (детям, учащейся молодежи, инвалидам, пенсионерам, молодым, неполным и многодетным семьям, безработным) – государство, в лице органов социальной защиты, предоставляет преимущества в пользовании общественными фондами потребления или прямой материальной поддержкой в виде пособий, стипендий, различных выплат, в снижении налогов.
В России разработана программа социальной защиты, которая включает в себя:
- комплексный анализ уровня социальных и экономических условий жизни нуждающихся в поддержке групп населения;
- организацию пенсионного обеспечения граждан, в том числе создание негосударственной системы пенсионного обеспечения;
- разработку мероприятий по материально-бытовому обслуживанию нетрудоспособных и иных нуждающихся в защите граждан;
- создание адресной, дифференцированной системы поддержки на государственной и благотворительной основе;
- организацию и внедрение новых форм и видов натуральной помощи, гуманитарной, технической, экстремальной помощи.
Уровень социальной защиты зависит от степени экономического развития страны и ее правовой основы.
К системе социальных служб относятся:
- государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся федеральной собственностью и находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти;
- государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся собственностью субъектов РФ и находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;
- муниципальные предприятия и учреждения социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления;
- предприятия и учреждения иных форм собственности, занимающиеся деятельностью по социальному обслуживанию.
Учреждениями (социальными службами) социального обслуживания независимо от форм собственности являются:
- комплексные центры социального обслуживания населения;
- территориальные центры социальной помощи семье и детям;
- центры социального обслуживания;
- социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
- центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
- социальные приюты для детей и подростков;
- центры психолого-педагогической помощи населению;
- центры экстренной психологической помощи по телефону;
- центры (отделения) социальной помощи на дому;
- дома ночного пребывания;
- специальные дома для одиноких пенсионеров;
- стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);
- геронтологические центры;
- иные учреждения, предоставляющие населению социальные услуги.
Организация и деятельность социальных служб базируется на примерных положениях о соответствующих учреждениях.
55. Основные направления государственной молодежной политики
Переход к рыночной экономике вызвал значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодёжи. Выбранные ею социальные ориентиры во многом определяют будущее общества.
В социологическом плане выделяют две стороны влияния общественного прогресса как объективного фактора на тенденции социального развития молодёжи. С одной стороны, изменяющиеся объективные и субъективные условия макросреды опосредуют особенности включения молодёжи в социальную структуру общества, что сказывается как на формировании социального облика молодого поколения, так и на степени развитости самой социальной структуры. С другой стороны, факторы общественного прогресса, отображаясь в сознании молодых людей, влияют на их потребности, интересы, ценностные ориентации в их поведенческих программах, что, в конечном счете, также отражается на социальном облике молодёжи. В кризисных условиях больше всего подвержены крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии молодежь т.к. система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации. Социальная работа создает предпосылки для решения имеющихся у молодежи социальных, юридических, медицинских проблем, выступает профилактическим средством асоциального поведения молодежи.
Эффективность и результативность социальной работы с молодежью обеспечивается научно обоснованными целями, принципами, подходами, а также подбором оптимальных методов и средств социально-профессионального становления личности молодого человека. В законе «О государственной молодежной политике», дано следующее определение молодежной политики: «Государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития общественных молодежных объединений, движений и инициатив».
Государственная молодежная политика осуществляется:
1. государственными органами РБ и их должностными лицами;
2. молодежными объединениями и их ассоциациями;
3. молодыми гражданами.
Реализация молодежной политики проявляется в социальной, экономической сферах, в сфере образования, воспитания и др.
Современная молодежная политика получила развитие и корректировку с учетом состояния общества, положения в нем молодежи, возможностей и способностей государства. Вместе с тем, молодежная политика инертна, консервативна, недостаточно эффективна.
56. Проблемы социальной работы с молодежью
Современный этап экономического и социального развития, те изменения, которые переживает в настоящее время Россия, влекут за собой многоплановые изменения нормативно - ценностных систем всех социальных групп общества, среди которых особое место занимает молодежь. Для нее незавершенность и нестабильность этих процессов значительно осложняет процесс социализации. Сегодня молодежь часто характеризуется как жестокая, безнравственная, бездуховная. Это аргументируются ростом молодежной преступности, распространенностью «свободных» сексуальных отношений, потреблением наркотиков, культом денег и силы и т.д. Однако, это внешняя сторона, характерная, тем более, не для всей молодежи в целом. Молодость - это всегда период становления жизненных смыслов, выбора целеполагающих ценностей, и совершенно очевидно, что молодое поколение сегодняшних россиян в этом ничем не отличается от предыдущих поколений, только им намного труднее сделать свой выбор. Анализ основных концепций развития социальной педагогики как области практической деятельности, научной дисциплины и образовательного комплекса позволяет выделить в молодежной проблематике некоторые актуальные социально-педагогические проблемы.
Во-первых, это проблема социального воспитания молодых людей, которая в научном плане исследуется той частью социальной педагогики, которая носит название «педагогика социального взаимодействия». При этом необходимо иметь в виду, что, в зависимости от возраста молодого человека, цели и задачи, содержание, формы и методы работы с ним, естественно, изменяются. Однако в рамках социального воспитания решаются вопросы его социализации, социального развития, социального становления, социально формирования. Во-вторых, это проблема переустройства социальной среды, социума обитания молодого человека таким образом, чтобы молодежь не только имела права на соответствующую человеку жизнедеятельность в нем, но и реальные возможности для осуществления этой жизнедеятельности, на личностную самореализацию при высоком уровне группового и персонально социального здоровья и благополучия. Для реализации этой возможности необходима соответствующая аранжировка социальной среды в целом конкретного социума в частности.
В-третьих, включение молодых людей в социальные отношения не осуществляется автоматически, не бывает легким и непротиворечивым. Каждый молодой человек в значительной степени сам определяет свой путь, пользуясь присущим человеку как социальному существу правом на выбор. Однако эффективность такого выбора существенным образом определяется наличием социальных предложений общества каждому из своих членов. Такие социальные предложения формируют, прежде всего, социальные службы различного характера, которые рассматривают каждого вновь вступающего в жизнь молодого человека в качества своего клиента, организуя различные виды социальной работы с ним.
Социальная педагогика выстраивает свое воздействие во всех сферах: от социальной молодежной политики до социальной работы с конкретным молодым человеком, реализуя систему социально-педагогических отношений во всех социальных институтах государства и общества.
Обращение к проблеме социальной работы с молодежью и выделение ее в число актуальнейших направлений развития современной педагогической мысли в XXI веке явилось результатом осознания кризисных явлений в российском обществе, которые обострили социальную проблематику, в частности, создание равных стартовых возможностей получения молодежью профессионального образования, актуализация ее готовности к преобразованию общественных процессов, адаптации ее во всех сферах жизни. Все это требует новых подходов к решению проблем социализации подрастающего поколения и вызывает необходимость создания гарантированной системы защиты и поддержки молодежи.
57. Общественные и благотворительные объединения в социальной работе
Современная парадигма социальной работы рассматривает ее как многосубъективную деятельность, характеризующуюся активным участием (наряду с государством) общественных и благотворительных организаций в решении социальных проблем населения, и прежде всего его «ослабленных», слабо социально защищенных социальных слоев и групп, отдельных индивидов.
В последние годы наблюдаются значительный рост общественных и благотворительных организаций, активизация их участия в осуществлении мероприятий по социальной защите населения.
Это свидетельствует о существенных изменениях в общественном сознании членов общества. Появляется осознание значительности личного участия в улучшении материального и духовного благосостояния людей. Деятельность общественных и благотворительных организаций — это проявление социальных инициатив различных социальных слоев, групп населения, отдельных граждан в стояние системы социальной защиты населения и ее проблемы, стремление оказать помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
В обществе создаются необходимые организационно-правовые предпосылки для активной деятельности общественных и"благотворительных организаций. Приняты важнейшие документы, регулирующие их деятелычость:
• Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991 г.);
• Конституция Российской Федерации (1993 г.);
• Гражданский кодекс Российской Федерации (1995 г.);
• Закон Российской Федерации «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995 г.);
• Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» (1995 г.);
• Закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединениях»
(1995 г.);
• Закон Российской Федерации «О некоммерческих организациях» (1995 г.) и др.
В этих документах определены конкретные формы деятельности общественных организаций, сформулированы их цели и задачи в области социальной защиты населения. Так, ст. 39 Конституции Российской Федерации указывает, что в стране поощряется «создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность»*.
Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. устанавливает основные правовые нормы, регулирующие благотворительную деятельность, определяет возможные"способы и формы ее поддержки и поощрения со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, указывает на специфические особенности благотворительной деятельности в России. В Законе определяется, что благотворительная деятельность — это добровольная деятельность граждан, учреждений по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданами имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Цели благотворительной деятельности в России по сравнению с законодательствами ведущих стран мира трактуются значительно шире. Это, например, содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе, подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев; оказание помощи пострадавшим от социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам; содействие защите материнства, отцовства и детства, укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных и религиозных конфликтов.
Однако по сравнению с ведущими странами мира в российском законе отсутствуют такие направления благотворительной деятельности, как защита общечеловеческих и гражданских прав, содействие развитию промышленности и коммерции, поддержка различных религиозных течений и конфессий и др. Очевидно, что эти проблемы должны в последующем стать предметом законодательного и нормативно-правового регулирования.
Право на реализацию благотворительной деятельности имеют граждане и юридические лица, которые могут индивидуально или объединившись (с образованием или без образования благотворительной организации) свободно выбирать цели этой деятельности и формы ее осуществления.
Благотворительная организация в обязательном порядке должна быть неправительственной (негосударственной и немуниципальной), некоммерческой. Благотворительные организации создаются в виде общественных организаций (объединений), фондов, учреждений.
Учредителями благотворительных организаций могут быть только физические и (или) юридические лица. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные учреждения не могут быть учредителями благотворительных организаций. Благотворительные организации обязательно должны зарегистрироваться в установленном порядке. Регистрирующий орган осуществляет контроль за их деятельностью.
Благотворительная организация не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и компаний. Согласно закону она имеет право создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации с соблюдением требований законодательства. Благотворительные организации могут также объединяться в организации и союзы на договорной основе. Обязательное условие их деятельности — расходовать на благотворительные цели не менее 80% своих средств.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, признавая значимость благотворительной деятельности, могут оказывать ее участникам поддержку и помощь посредством предоставлений льгот по уплате налогов, таможенных платежей, передаче в собственность на бесплатной или льготной основе государственного или муниципального имущества, размещения на конкурсной основе социальных заказов и т.д. В целях взаимодействияорганов государственной власти, местного самоуправления и благотворительных организаций могут создаваться советы (комитеты). Их решения носят рекомендательный характер.
Споры между благотворительной организацией, гражданами и юридическими лицами рассматриваются в судебном порядке.
Согласно закону участники благотворительной деятельности имеют право участвовать в международных благотворительных проектах, открывать счета в учреждениях других государств, принимать пожертвования от иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных международных организаций.
Существуют разнообразные организационные формы российского благотворительного движения. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об общественных объединениях» (1995 г.) наиболее типичными формами общественных (благотворительных) объединений являются общественные организации, фонды, движения, учреждения.
Благотворительная общественная организация — это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общественных интересов и достижения установленных целей.
Благотворительный общественный фонд — это один из видов некоммерческих фондов, не имеющее членства общественное объединение, цель которого — формирование имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использование данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах. Благотворительные учреждения — это не имеющие членства общественные объединения, ставящие своей целью оказание конкретного вида услуг, соответствующих интересам участников и уставным целям указанного объединения. Это распространенная форма существования благотворительной организации, обычно предоставляет собой благотворительный центр (например, лечебно-реабилитационный), который непривычен для России. В центре используются различные методики, программы, формы помощи. Большинство программ благотворительных организаций (70%) невозможно реализовать силами и средствами ее участников, поэтому в работу вовлекается широкий актив. Две трети благотворительных учреждений занимаются решением проблем сиротства, широкомасштабной социальной реабилитацией детей-инвалидов, созданием центров адаптации, лечения и т.д. Некоторые учреждения имеют сразу несколько программ (от 2 до 10), но далеко не все из них осуществляются. Большая часть благотворительных учреждений имеет не программу деятельности, а скорее декларации о намерениях, в которых изложены наиболее общие цели и идеи их создателей.
Способы .реализации программ можно разделить на три группы; материальная поддержка членов организации или тех, кого она опекает; взаимопомощь и совместная организация досуга; создание учреждений и служб помощи, в том числе образовательной, лечебной, реабилитационной, социально-педагогической.
Коллектив благотворительной организации — это не только ее штатные сотрудники, но и добровольцы, а также актив тех благотворительных обществ, которые не имеют ни одного оплачиваемого работника.
Штатных работников имеют, например, менее половины московских благотворительных организаций. Наибольшим штатом располагают крупные благотворительные фонды (Российский Детский фонд, Фонд «Дети России», «Дом детей-сирот»). Для реализации какой-либо программы фонд или общество нанимают на договорной основе специалистов. Благотворительные организации формируют сегодня новый тип работника — профессионала в области социальной работы. Участниками благотворительной деятельности кроме благотворителей являются также добровольцы и благополучатели. Добровольцы — это граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и др.). Бда-гополучатели — это лица, получающие благотворительные пожертвования, помощь благотворителей.
В организациях, занимающихся социальной педагогикой, — добровольцами являются обычно студенты, которые в процессе благотворительной деятельности получают профессиональную подготовку, возможность самореализации (иногда более конкретно: написание диплома или научной работы). В ряде случаев добровольными помощниками становятся те, кого организация опекает.
В центрах лечения и реабилитации больных детей добровольцами нередко являются специалисты, которые бесплатно консультируют детей, хотя не состоят в штате.
Среди добровольцев есть и журналисты, и ученые, и депутаты. Как правило, они помогают в организации актов милосердия, гораздо реже — в повседневной работе.
Не вызывает сомнения, что благотворительные организации, занимаясь поиском средств, могут существовать только благодаря общению друг с другом и с окружающими, бизнесменами и предпринимателями, другими структурами, рекламируя свои социальные задачи, цели и программы. Это требует наличия особого профессионализма и дара убеждения, сотрудничества.
Сегодня можно выделить несколько типов сотрудничества: получение от местных органов власти гуманитарной помощи или участие в ее распределении; получение помещения для работы; прямая финансовая поддержка.
Многие исследователи отмечают плохое взаимодействие российских благотворительных организаций и широкое их сотрудничество с зарубежными благотворительными организациями. Основные цели, которые преследуют российские организации в поиске контактов с зарубежными обществами: получение гуманитарной помощи; гранты на долгосрочные программы; разработка совместных проектов; обучение руководителей; дружеский обмен.
Гарантами финансовой стабильности благотворительной организации являются прежде всего хорошие связи руководителя с представителями государственного аппарата, на уровне федеральных и местных властей, что позволяет надеяться на получение государственной денежной помощи. Наличие постоянного спонсора — случай нередкий. Гарантиями успеха могут быть хорошо налаженные связи с зарубежными благотворительными организациями. Большое количество организаций ведет также коммерческую деятельность. Помогают благотворительным организациям и министерства: образования, труда и социального развития, культуры, здравоохранения. "
Успешное функционирование благотворительных организаций обусловливают несколько основополагающих факторов — прежде всего усовершенствование правовой базы деятельности этих организаций, налаживание связей между частными благотворительными организациями и государственной структурой социальной защиты. Растет спрос на хорошо подготовленных профессиональных работников в данной области. В будущем необходимо также создавать четкие, реально осуществимые программы деятельности благотворительных организаций. Еще один важный фактор — подготовка сознания клиента социальной службы к тому, что помощь ему может быть оказана благотворительной организации.
58. Основные этапы истории социальной работы
Периодизация историографии проблемы.
1 этап - дореволюционный 1818 – 1917 годы.
До 19 века формируется система обществ призрения
К 19 веку созрели условия когда был наработан опыт организации призрения, появляются деятели которые анализируют систему призрения. Первый был Сток «Об общественном призрении» 1818г. В основе его книги лежит рассмотрение закон-ва об обществ призрении. Его периодизация не совпадает с периодизацией общественного призрения. Якоби «Благотворительность» 1894 год. Исторические законы можно открыть только при рассмотрении процесса в пределах больших периодов. Выделяет фазы развития благотворительности, которые следуют за пандемическими факторами (его подход наз. Пандемический).
Максимов «историко статестический отчерк …………» 1894 г. Культурологический подход. Гелье «записка об историческом …….» с его начинается теория. Соц.работа будет Женским лицом.
2й этап Это советский период. Охватывает 1917- 1991 гг. В этот период социальная работа рассматривается в развитии идеологии шефской помощи, деятельности профсоюзов, которые вкл. В себя рад составляющих : социальное обеспечение, дефектология, государственное социальное страхование. Вопросы организации общественного призрения традиции благотворительности и меценатства стояли за гранью существовавшей идеологии. Деятели: Бурышкин, Степанский, Черенцов, Ярошкин, Дружинин Государственно- потернолизский подход
3-й постсоветский 1990. Вклад ученых РГСУ. Жуков, Холостова, Сафронова, Бербешкина, Демидова, Ярохин, Яськов, Зайнышева, Золотарева, Казлов, Кононовы Л.И и Т.Б., Малых, Павлов, Понтелеева, Сорвина, Червякова, Фирсов.