Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:08, шпаргалка
Работа содержит ответы на 30 вопросов по дисциплине "Социология".
Социализация выполняет в общество три основных задачи:
1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы
социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и
ценностей;
2) способствует взаимодействию людей вследствии принятия ими
социальных ролей;
3) сохраняет общество,
производит и передает
через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.
По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации:
1)имитацию - копирование детьми поведения взрослых;
2) игровую - детское поведение как исполнение роли со значением;
3) групповые игры - роль как ожидаемое от нее поведение.
В процессе социализации различают ее первичные и вторичные формы.
Первичная (внешняя) социализация означает приспособление индивида к ролевым функциям и социальным нормам, складывающимся в различных социальных институтах общества на различных уровнях . жизнедеятельности человека. Происходит это через социальную идентификацию – т.е. осознание своей принадлежности к данной общности. Агентами здесь выступают семья, школа, сверстники либо субкультуры и компенсаторы, ведущие к десоциализации.
Вторичная социализация - интериоризация, т.е. означает процесс включения социальных ролей во внутренний мир человека. В результате складывается система внутренних регуляторов поведения личности, что обеспечивает соответствие (либо противодействие) поведения индивида заданным со стороны общественной системы образцам и установкам. Это представляет собой жизненный опыт, способность к оценке норм, тогда как на уровне идентификации они в основном лишь усваивались.
Важнейшими факторами социализации личности выступает феномен нахождения индивида в группе и самореализации через нее, а также вхождение индивида в более сложные структуры общества.
№23Понятие социального статуса и социальной роли.
Социальный статус
– это положение человека в
обществе, этот статус имеет соответствующий
список прав и обязанностей. Статус
можно сравнить с пустой ячейкой
в организации или группе, которую
может занимать тот или иной человек,
люди приходят и уходят, а статусы
в организации остаются. Организация
– это система взаимосвязанных
и специализированных статусов. Каждый
статус имеет свою функцию в организации,
например, функция руководителя состоит
в руководстве рядовыми сотрудниками,
функция учителя состоит в обучении учащихся,
функция рабочего состоит в управлении
и ремонте технических устройств и т.д.
Каждый человек занимает одновременно
несколько статусов, например, рабочего,
мужа, спортсмена, друга, студента вечернего
отделения университета, члена партии,
автора газетной публикации, посетителя
больницы и т.д.
Виды статусов:
· прирождённый статус, например, национальность, сословие, пол, раса, каста.
· достижимый статус, например, президент страны, академик, генерал.
Социальная роль – это такое поведение, которое окружающие ожидают от человека, занимающего определённый статус
№24Типологизация личности.
К числу важнейших характеристик при рассмотрении структуры личности относится ее социальная типология - выявление ее сущностных черт, обусловленных образом жизни. К ним относятся:
1) свойства
социально-исторических типов
природой данной формации;
2) черты личности,
обусловленные социальной
образующие социально-классовую типологию;
3) социально-типологические
особенности национального
как продукт историко-
4) профессиональная типология личности.
В социальной типологии принято выделять два типа личности: 1. идеальный и 2. нормативный.
К свойствам идеального типа личности относятся требования общественного идеала, зафиксированные в религиозных верованиях, идеологии. Формирование данного типа объективно необходимо для функционирования данного общества.
Нормативный тип личности выделяется на уровне социально-исторического и культурологического анализа, являясь наиболее распространенным в обществе.
№25Понятие отклоняющегося поведения.
К сожалению, не существует такого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Термин «социальное отклонение» означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы: преступники, отшельники, гении, аскеты, святые и т.д..
Во все времена
общество пыталось подавлять, устранять
нежелательные формы
Один индивид может иметь отклонения в социальном поведении, другой в личностной организации, третий и в социальной сфере, и в личностной организации. Социологов интересуют, прежде всего, культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры.
Социальные отклонения играют в обществе двойственную, противоречивую роль. Они, с одной стороны, представляют угрозу стабильности общества-с другой поддерживают эту стабильность. Успешное функционирование социальных структур можно считать эффективным, только если обеспечен порядок и предсказуемое поведение членов общества. Каждый должен знать, какого поведения он может ожидать от окружающих его людей и какого поведения другие члены общества ожидают от него самого.
Социальные отклонения
могут происходить в сфере
индивидуального поведения, они
представляют собой поступки конкретных
людей, запрещаемые общественными
нормами. Вместе с этим в каждом обществе
много отклоняющихся
№26Концепция отклоняющегося поведения Э. Дюркгейма.
Социологические концепции пытаются учесть в девиации социальные и культурные факторы, влияющие и определяющие поведение человека в обществе. Впервые социологическое объяснение сущности девиации было предложено Э. Дюркгеймом, который разработал теорию аномии (от греч. аномос – беззаконный, безнормный, неуправляемый). Под аномией он понимал такое состояние общества, при котором отсутствует четкая регуляция поведения людей вследствие отсутствия в обществе всяческих норм и ценностей (старые себя изжили, а новые еще не приняты). В таких условиях наблюдается равнодушие, отчужденность, недоверие людей друг к другу, теряется стабильность института семьи, выражается полное безразличие к деятельности государства. Лишенные целей и смысла жизни, люди становятся подверженными стрессу и тревожности, что приводит к различным формам отклоняющегося поведения.
Главная мысль Э. Дюркгейма
сводилась к тому, что в основе
стабильного функционирования общества
лежит феномен социальной солидарности,
а всякие отклонения от него есть социальная
дезорганизация, являющаяся причиной
девиантного поведения. Собрав обширный
фактический материал, он дока зал,
что число самоубийств в разных
социальных группах неодинаково: у
католиков их меньше, чем у протестантов.
Объяснение этому явлению было дано
такое: чем выше уровень сплоченности,
солидарности социальной группы, тем
ниже уровень самоубийств. Горожане
и протестанты были более разобщены
и индивидуалистичны, нежели сельчане
и католики, которые жили общинами с очень
развитыми коллективными формами взаимопомощи.
№27Природа отклоняющегося поведения.
Негативные явления
свидетельствуют о наличии
Отклоняющееся поведение
людей, во-первых, существует потому, что
новая социальная система возникает
не на пустом месте, а вырастает из
ряда элементов прежней, разрушенной
системы – идет ли речь о людях
или об элементах производительных
сил, духовной или материальной культуры.
Во-вторых, процесс развития новой
социальной системы обычно неравномерен,
а это порождает диспропорцию
в соотношении ее элементов и
приводит к отставанию некоторых
из них и тем или иным дефектам
функционирования. В-третьих, может
наблюдаться неполная адаптация
развивающейся системы к
№28Коррекция отклоняющегося поведения.
Коррекция девиантного поведения - социально-педагогический и психологический комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентации, установок и поведения личности, а через нее — на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.
1. Воспитательная - восстановление положительных качеств, которые преобладали у молодого человека до появления «девиантности», обращение к памяти подростка о его добрых делах.
2. Компенсаторная
— формирование у молодого
человека стремления
3. Стимулирующая -
активизация положительной
4. Корректирующая - исправление отрицательных качеств личности молодого человека и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентации, установок, поведения.
5. Регулирующая — это способ воздействия социальной группы (либо ее представителей) на личность, вызывающий изменение степени участия последней во внутригрупповых процессах и групповой деятельности в целом.
№29Социология права как научная отрасль.
Социология права — одна из многочисленных отраслей социологической науки, призванная исследовать феномен права с позиций социологии. Объективным основанием для выделения такой особой отрасли социологии является то, что право — это важный не только юридический и политический, но и социальный институт, которому наряду с нравственностью принадлежит решающая роль в социальном контроле и во всем социальном регулировании.
Общество не может обойтись без социального регулирования, в системе которого праву принадлежит ведущая роль. Право — часть социального контроля, оно выражает основные постулаты данного общества, опирающиеся на государственное обеспечение. Право как социальный институт — это способ регулирования поведения учреждений) и обеспеченных государственным принуждением или его угрозой.
№30Социальный механизм действия права.
Взаимодействие права и правосознания осуществляется в рамках правового регулирования общественных отношений, которое подразделяется на три самостоятельные стадии:
- правотворчество,
- реализацию норм права,
- государственное принуждение.
Каждая из названных стадий характеризуется применением специфических правовых средств, называемых юридическими механизмами правового регулирования.
В числе основных юридических средств можно выделить:
1) юридические нормы;
2) индивидуальные акты применения норм права, принимаемые судебными и иными государственными органами по конкретным делам в целях обеспечения требований правовых норм в реальной жизни;
3) правоотношения;
4) акты реализации прав и обязанностей, т.е. юридически значимые действия субъектов конкретных правоотношений, направленные на исполнение юридической обязанности и использование правомочий.