Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:08, шпаргалка
Работа содержит ответы на 30 вопросов по дисциплине "Социология".
2.Распределительная система - обеспечивает связь различных частей социального организма
3.регулятивная система
- обеспечивает подчинение
- В своей концепции
рассматривал идею
1.любой процесс развития включает 2 стороны:
А) интеграцию - переход от простого к сложному.
Б)дифференциацию - переход от однородного к разнородному.
Эти два процесса противоречивы, но они не мешают друг другу и не выходят за рамки целого.
2.Эволюция - процесс
плавный, не допускающий
- уделял большое
внимание идее равновесия и
гармонии. Равновесие - это сбалансированность
во взаимоотношениях людей,
Эмиль Дюркгейм.
- Рассматривал предмет
социологии и считал, что социология
должна уделять внимание
- Любой социологический факт должен обладать двумя признаками:
1.Он должен быть объективен.
2.Он должен обладать
принудительным значением и
- Выделил 2 вида социологических фактов:
1.мат (морфологические)
- они выражают строение
2.Духовные (коллективные представления) - религия, наука, искусство, философии.
- Автор теории социологического реализма:
1.природу социологических явлений следует объяснять с помощью социальных, а не психологических факторов
2. Исходным моментом в анализе поведения людей является общество как система взаимодействия индивидов.
3.социология в
- Инициатор разработки
научного метода социологии, заключающегося
в рациональном, т.е. строго логическом
объяснении явлений
- социология - это
наука о социологических
- Большое значение
имеют выводы ученого о
- Ввел понятие "аномия"
- это состояние ценностного
Макс Вебер
- Разработал методологию социологического познания, а также концепцию понимания идеальных типов.
- Сделал вклад в развитии социологии религии
- С точки зрения
концепции понимающей
- Понятие "понимание" рассматривается с двух сторон:
1.Непосредственное понимание (восприятие, наблюдение)
2.Объясняющее понимание
- установление логической связи
познаний интересующего
- задачи концепции
понимающей социологии
1.по средствам каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои стремления. В какой степени и по каким причинам им это удалось или нет
2. Какие понятные
социологу последствия имели
их стремление для
- теория социологического действия. В ней автор разработал концепцию идеальных типов, представляющих собой некие модели того, что наиболее полезно человеку. Моделями Вебера должны были выступать моральные, религиозные, политические ценности и вытекающие из неких установок поведения и деятельности людей, а также нормы и правила.
- Концепция социологического действия выделили следующие типы:
1.Целерациональное
действие - оно предполагает осознание
цели, средств её достижения и
возможные реакции других
2.Ценностоно-рациональное действие - основывается на сознательной вере в практическую , естественную или религиозную ценность определенного поведения.
3.Эффективное действие - действие, основанное ан эффекте.
4.Традиционное действие
- осуществляется на основе
Карл Маркс
- Издал материалистическое учение об обществе, согласно которой главной определяющей силой в развитии общества является способ производства материальных благ.
- Используя системный подход, разработал теорию общественно- экономической формаций и показал, что смена формаций происходит на основе разрешения противоречий и конфликтов. Занимаясь мат. Производством, люди неосознанно помимо своей воли вступают друг с другом в производственные отношения. Эти отношения, по мнению Маркса, определяют все отношения в обществе. Господствующие в данном обществе производственного отношения Маркс называл базисом общества, а базис в свою очередь, определяет надстройку. Надстройкой - совокупность господствующих в обществе идеологических, политических, правовых отношений.
- Отношение Маркса
к частной собственности в
течение жизни претерпевало
- выступал приверженцем социологической революции, которая с его точки зрения, в зависимости от обстоятельств могла проходить мирным и немирным путем. Маркс считал, что социальная революция неизбежна
1.В силу действующих
экономических законов
2.при благоприятных объективных условиях
3.при высоком уровне
развития субъективного
№6. Соц. условия и теоретические предпосылки развития социологии.
Современная социология как наука образовалась не на пустом месте, ей предшествовали многие столетия поисков истины, о том, что такое человеческое общество, и какое место занимает в нем человек. Действенность социологии опирается на широкий резонанс результатов, понятное объяснение актуальных проблем повседневной жизни.
Эта наука возникает в конце 30-х - начале 40-х годов XIX в. В социальной сфере это было время крайней нестабильности. Восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии (1844 г.), чартистское движение в Англии, чуть позже революция 1848 г. во Франции свидетельствовали о нарастании кризиса общественных отношений. Во времена решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. Как известно, К. Маркс и Ф. Энгельс начинали свою теоретическую и практическую деятельность в то же время и при тех же обстоятельствах. Они, следуя рационалистической традиции, сформулированной в немецкой классической философии, и опираясь на свой опыт участия в революционном движении, предложили решить эту проблему на основе концепции научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции. О. Конт и другие «отцы-основатели социологии» - Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер - предложили реформистский путь развития общества. Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думали не над тем, как разжечь пожар гражданской войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными группами. Социология как раз и рассматривалась ими в качестве инструмента познания общества и выработки рекомендаций по его реформированию. Методической же основой реформизма, с их точки зрения, является «позитивный метод».
Этими различными идеологическими установками было продиктовано и различие в истолковании тех научных открытий, которые были сделаны в 30-х - 40-х годах XIX в. В этот период на первый план развития науки выходят химия и биология. Наиболее значительными открытиями того времени являются открытие клетки немецкими учеными Шлейденом и Шванном (1838-1839), на основе которого была создана клеточная теория строения живого вещества, и создание Ч. Дарвином теории эволюции видов. Для К. Маркса и Ф. Энгельса эти теории послужили естественнонаучными предпосылками создания диалектического материализма, основным элементом которого является учение о диалектике - «алгебра революции», как ее назвал В. И. Ленин. Для О. Конта, Г. Спенсера и Э. Дюркгейма эти открытия послужили основой для создания учения об обществе, основанного на принципах биологии, - «органической теории развития общества».
Пока речь шла в
основном о социологических условиях
и естественнонаучных предпосылках
возникновения теоретической
№7. О.Конт- основоположник развития социологии
Огюст Конт (1798–1857) –
французский мыслитель, который
считается основателем
Однако существует
мнение, что первенство Конта во
многом формальное и ограничивается
лишь созданием термина; в этом случае
действительными создателями