Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:08, шпаргалка
Работа содержит ответы на 30 вопросов по дисциплине "Социология".
№1социология как наука
Социология (от греч. socio - общество, лат. logos - слово, наука) - наука об обществе. Социология изначально была выделена как самостоятельная научная дисциплина, ставящая своей целью дать ответ на вопрос "что такое общество и как оно возможно?"
Были выявлены основные функции социологии:
1. Теоретико-познавательная
функция подразумевает
2. Практически-
3. Мировоззренческая
функция формирует систему
Особенность социологии
в том, что она изучает общество
как целостность. Макс Вебер немецкий
социолог, сказал, что главная задача
социологии - отыскание смысла человеческих
действий. Вебер стал основоположником
"понимающей социологии". Задача
социологии, в его понимании –
анализ и интерпретация действий
людей в социологическом
№2. Уровни социологии
Каждая область
науки выполняет определенные
задания, исследует
Социология, как и любая другая наука, имеет свою структуру, что предопределенно ее содержанием и заданиями. Прежде всего сами социологические знания имеют три основных уровни:
- фундаментальные
социологические теории (создают
теории, концепции, парадигмы, которые
раскрывают универсальные
- теории среднего
уровня (призванные обобщать и
структурировать эмпирические
- эмпирический (находит, определяет и обобщает социальные факты).
Социологические знания - это единство теории и социальной практики. Теории и концепции, разработанные на наивысшем уровне в сфере формирования знаний о социальной реальности, представляют теоретическую фундаментальную социологию.
Специальные социологические теории; или теории среднего уровня, изучают закономерности и случайности развития и воссоздания отдельных социальных общностей (социология города, села, этнической группы, демографической группы и тому подобное).
До среднего уровня
принадлежат отраслевые теории; что
раскрывают закономерности, случайности
и механизм жизнедеятельности социальных
общностей в отдельных сферах
(социология труда, социология образования,
социология быта, экономическая социология,
социология управления и тому подобное),
и теории; что анализируют отдельные
элементы социального механизма (теории
коммуникации, социальной активности,
социология организаций и тому подобное).
Эмпирическая социология изучает, анализирует
и обобщает социальные факты. Она
использует методы конкретных социологических
исследований (опрос, наблюдение, анализ
документов). Между разными уровнями
социального знания нет абсолютного
предела. Теоретические и эмпирические
знания тесно связаны между собой.
Теоретические знания необходимы для
грамотного осуществления эмпирических
исследований, а эмпирическая социология
обеспечивает теоретические разработки
проверенными и обобщенными социальными
фактами.
№3. Понятие общественного закона в системе социологического знания.
Понятие социального закона Любая совокупность знаний не может называться наукой до тех пор, пока она не изучает закономерности, характерные для определенного объекта исследования. Законы социологии как науки основаны на повторяемости определенных явлений происходящих в человеческом обществе.
Установлению социальных фактов служат такие элементы социологического знания как:
1) общие и специальные социологические теории (например теория стратификации, теория культурного релятивизма и т. д.) Задача этих теорий – решить вопрос о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах;
2) отраслевые социологические
теории, например экономическая
социология, социология семьи, социология
города. Их задача – дать описание
отдельных сфер жизни общества,
обосновать программы
3) методы сбора
и анализа данных служат
№4. Типы научности социологии.
Выделяется 3 типа научности социологии:
1) Классический тип научности представлен такими ученными как: О.Конт, Г.Спенсер и Э.Дюркгейм. Основные принципы классической методологии заключаются в том, что социальные явления подчиняются законам общим для всей действительности и никаких специфических законов не существует.
2) Неклассический тип представлен такими ученными как : Г. Зиммелем, М. Вебером. В основе этой методологии лежит представление о принципиальной противоположности законов природы и общества и, следовательно, признание необходимости существования двух типов научного знания наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания). Социология же, по их мнению, это пограничная наука, и поэтому она должна заимствовать у естествознания и гуманитарных наук все лучшее.
3)
Пост неклассический
тип появляется
на совершенном
этапе, когда появляется
потребность в множественном
объяснении социальных
процессов, но при этом
сохраняется значимость
строгости социального
знания и его непротиворечивость.
№5. Зарождение и эволюция социального знания
Периоды развития социологического знания:
1. Протосоциалистический период - представление об обществе в виде отдельных взглядов, идей, учений, составляющие неотъемлимую часть общ. Науки, культуры, истории социологической мысли.
2. Классическая западная социология:
-Появление социологии как самостоятельной науки на основе метода позитивизма (О. Конт; Г. Спенсер)
-Формирование национальных
социологических школ, начало существования
"Больших социологических
3. Современная социология
- выход социологии за
Классическая западная социология:
1) Социологические идеи О. Кента
- Впервые ввел понятие "социология"
- Разработал теорию
интеллектуальной эволюции
1. Теологическая стадия - на данной стадии доминрует религиозная мифология. В конце этой стадии место религиозного воображения начинает занимать опытное знание о связях и закономерностях явлений внешнего мира и связей людей.
2. Метафизическая
стадия - человеческое сознание
3. Позитивная стадия
человеческое знание в своих
суждениях и выводах исходит
преимущественно из научных
- разделил науки на 2 ряда по критерию возможности использования прав.
1. Абстрактные, призванные открывать законы
2. Конкретные, признанные применять их к исследованию явлений.
- Социология - самая абстрактная из наук.
- Социология Конта
относится к направлению
1. Знание реального - противоположность нереального
2. Знание полезного
- противоположность
3. Знание достоверного - противоположность сомнительного.
- Один из первых.
Кто стал рассматривать
- главный противник прогресса - революция.
Г. Спенсер: социология теория классический современный
- Общество - социологический организм.
- Основатель органической школы в социологии.
- Общество следует
рассматривать как единую
- Все стороны общественной жизни органично связаны между собой и влияют друг на друга.
- Только в рамках
целостного социологического
- свой "организм" Г. Спенсер подтверждал такими доказательствами:
1.Как и живые
организмы, так и любые
2.и те, и другие со временем усложняются.
3.и те, и другие со временем приходят во все большую зависимость от своих составных частей.
4.и те, и другие
продолжают существовать как
единое целое, хотя составные
его единицы постоянно то
- Каждое общество имеет 3 системы органов:
1.Поддерживающая система
производства необходимых