Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:26, шпаргалка
социология наука об обществе
обществе
Социология с древнегреч переводится как наука об обществе.
Обьектами изучения с-ии, как и вторых общественных наук является о-тво, которое рассматри
Социальной структурой називаєтьсяс-ма упорядоченных, стойких обєктивнообусловлених форм взаимоотношения между людьми. С-ра ограничивает поведение людей и направляет их действия в определенное русло. Первичным элементом соц с-ри является статус—занимаемое индивидом положения в о-тви в соответствии с профессией, возрастом, происхождением, статью..., определяет права и обовязки человека. Некоторые статусы люди получают от роду (приписуєми или аскриптивни), другие набуваються индивидом благодаря определенным усилиям (достигнутые).
Статус
предусматривает определенную культурную
систему прав и обовязкив, которые наз
ролью. Если статус мы занимаем, то роль
мы играем и окружение судит о том, как
мы исполняем свою роль, то есть как она
отвечает статусу. Один статус может иметь
несколько ролей, которые могут протиричити
одна одний—настает ролевой конфликт.
Ожидаемое поведение поведение, ассоциируемое со статусом, которым владеет человек, наз ролью. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, которые вытекают из данного статуса, наз ролевым набором.сициологи различают формальные и неформальные рольови ожидания, реакция на которые может последовать или непоследовать соответственно. Каждая роль оценивается по таким критериям : эмоциональность, способ получения, масштаб, формализация, мотивация.
Поскольку
люди часто должны удовлетворять несколько
несовместимых ролей, то возникает рольевой
конфликт.
В процессе самопознания мы постоянно, как заметил Пули в теории „зеркального Я”, становимся на точку зрения других людей, видим себя их глазами или так, как по нашему мнению они нас видят. Благодаря этому мы можем прогнозировать реакцию людей, их отношение к нам. Мы можем спрогнозировать их взгляды относительно нас. Данный процесс есть субєктивним и потому может не отвечать реальности, потому одни люди нахала, а другие боятся поднять глаза.
А
З.Фрейд разработал теорию личности
из позиции психологии. Он считал, что
личность находится в постоянном конфликте
с о-ом поскольку биогенные побудження
протиречят культурным нормам. В психологической
структуре он выделил 3 компонента: Ид
(источник энергии, что питает попытку
получить удовольствие), Его (я)(цензорний
компонент(напр не позволяет есть ядовитые
грибы при голоди—внешний ), Суперего
(над Я)(совесть, с помощью которой человек
анализирует свое поведение, внутренний
самоконтроль)
Личность—конкретное выражение сущности человека, определенным образом реализовывается интеграция в индивиде его соц значимых черт и психологической основы. Личностью не родились, а становятся.
В процессе самопознания мы постоянно, как помимив Пули в теории „зеркального Я”, становимся на точку зрения других людей, видим себя их глазами или так, как по нашему мнению они нас видят. Благодаря этому мы можем прогнозировать реакцию людей, их отношение к нам. Мы можем спрогнозировать их взгляды относительно нас. Данный процесс есть субєктивним и потому может не отвечать реальности, потому одни люди нахалы, а другие боятся поднять глаза.
А Мид ввел понятие „обобщенного другого”, что есть продолжением идей Пули. Его теория предусматривает, что человек в процессе самооценки ставит себя на место другой. Согласно с ней дети в процессе самопознания проходят 3 стадии: рольовои игры (перенимание роли 1 человека), коллективной игры (играются одновременно несколько ролей), обобщенного другого (дети понимают, что они живут в большому социуме, в котором существуют определенные требования друг к другу)
В
основе этих теорий есть 3 элемента: определение
того, как нас видят другие, представление,
как они нас оценивают и раекция в виде
размышлений.
А
З.Фрейд разработал теорию личности
из позиции психологии. Он считал, что
личность находится в постоянном конфликте
с с-ом поскольку биогенные побудження
протиричять культурным нормам. В психологической
структуре он выделил 3 компонента: Ид
(источник энергии, что питает попытку
получить удовольствие), Его (я)(цензорний
компонент(напр не позволяет есть ядовитые
грибы при голоди—зовнишний ), Суперего
(над Я)(совесть, с помощью которой человек
анализирует свое поведение, внутренний
самоконтроль)
Социализация—процес, в ходе которого индивиды приобретают те знания и взгляды, усвоюють также правила и принципы поведения, которые необходимы для успешной жизни индивида в о-тви.
Основные факторы особисте социализации способности и влияние окружающей среды на человека. Стадии социализации: первичная (в рамках семьи), вторая (в школе, вузе), третья (всю жизнь).
Ресоциация-приобретение нових ценностей и ролей для –заминиранише неполно усвоєнных или несоответственным новым обстоятельствам.
Фрейд выделил такие механизмы соц-ии, как имитация (простое наследование), идентификация (способ отнесения к определенному обществу), стыд и вина (подавляє и запрещает определенное поведение)
Адаптация-приспособление
индивида к соц условиям. Интериоризация-процесс
включение соц норм и ценностей во внутренний
мир человека, когда они полностью контролируют
поведение человека.
Социализация—процес, в ходе которого индивиды приобретают те знания и взгляды, усвоюють также правила и принципы поведения, которые необходимы для успешной жизни индивида в о-тви.
Основные
факторы социализации естьличные способности
и влияние окружающей среды на человека.
Стадии социализации: первичная (в рамках
семьи), друга (в школе, вузе), третья (всю
жизнь). Следовательно, основными агентами
социализации является тот социум, который
окружает человека вся ее жизнь, все разнообразие
классовых, религиозных, расовых, кульурних
отличий, собственные физические и психологические
особенности.
В процессе самопознания мы постоянно, как заметил Пули в теории „зеркального Я”, становимся на точку зрения других людей, видим себя их глазами или так, как по нашему мнению они нас видят. Благодаря этому мы можем прогнозировать реакцию людей, их отношение к нам. Мы можем спрогнозировать их взгляды относительно нас. Данный процесс есть субєктивним и потому может не отвечать реальности, потому одни люди нахала, а другие боятся поднять глаза.
Пиарже разработал когнитивную теорию развития личности. Согласно с ней способность осуществлять процессы мышления развиваются через ряд последовательных стадий, каждая из которых отмечена приобретением новых наборов когнитивных навыков.
А
Кольберг в своей теории морального
развития выходит с того что моральное
развитие происходит на нескольких последовательных
стадиях, которые зависят от развития
познавательных навыков и способности
понимать чувство других людей.
Социализация—процес, в ходе которого индивиды приобретают те знания и взгляды, усвоюють также правила и принципы поведения, которые необходимы для успешной жизни индивида в о-тви.
Основные факторы особисте социализации способности и влияние окружающей среды на человека. Стадии социализации: первичная (в рамках семьи), друга (в школе, вузе), третья (всю жизнь).
Ресоциация-приобретение нових ценностей и ролей для замены раньше неполно усвоенных или несоответствующим новым обстоятельствам.
Процесс
ресоциации происходит постоянно, но наиболее
активно он проявляется во времена
глобальных изменений, когда полностью
разрушаются уставленные нормы и ценности,
как, напр, при перестройке в Украине, когда
люди полностью изменяли свои базовые
взгляды
Социализация—процес, в ходе которого индивиды приобретают те знания и взгляды, усвоюють также правила и принципы поведения, которые необходимы для успешной жизни индивида в о-тве.
В
современном украинском обществе процесс
социализации имеет такие особенности:
общество еще и до сих пор находится в
состоянии аномии, норм и ценностей постоянно
изменяются, потому постоянно проходит
процесс ресоциализации; значительное
влияние на развитие человека имеют СМИ,
которые не являются тем средством, которое
может воспитать человека тех нормах,
которые являются признанными в западных
странах; значительная часть общества
через свою ограниченность превратилась
в маргиналов, которые полностью находятся
на окраинах общественного развития; в
обществе недостает стабильности через
жесткую поляризацию о-тва (особенно экономическую)
культура- все материальные и невещественные продукты человеческой деятельности, что передаоться другим социумам и следующим поколениям.
Социология культури-отрасль соц знания, что изучает закономерности развития культуры, формы проявления этих закономерностей в человеческой деятельности, повязаний с созданием, усвоением, хранением и распространением идей, культурных норм и ценностей, шаблонов повдинки, которые регулируют отношение в о-тви, между о-твом и природой.
Под
предметом соц культуры понимают
соц факторы становления и
функционирования культурных ценностей
и норм, их влияние на о-тво и соц поведение
человека.
Культура- все материальные и невещественные продукты человеческой деятельности, ценности и признанные способы поведения, которые передаются другим социумам и следующим поколениям. Различают духовную культуру, культуру языка, поведения, материальную и невещественную. Сферы проявления к-ри: отношение человека к окружающей природе; отношение между людьми; отношение человека к самого себе.
Социология культури-
Социология культури-отрасль соц знания, что изучает закономерности развития культуры, формы проявления этих закономерностей в человеческой деятельности, повязаний с созданием, усвоением, хранением и распространением идей, культурных норм и ценностей, шаблонов повдинки, которые регулируют отношение в о-тви, между о-твом и природой.
Нормы морали-правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействие между людьми, указывает на поведение в определенной ситуации. Нормы, которые имеют обязательный характер, наз нравами (основа юридических правил, законов, введенных государством). Необязательные нормы наз обычаями, выполняются не так добросовестно.
Ценности-общие
представление о том, что желательно, правильно
и полезно. Они дают критерии, с помощью
которых люди оценивают события, предметы
и людей по их относительным качествам.
Нормы и цинности-нематериальна культура.
Действия или обьєкти, которые воспринимаются
людьми как эквивалент чего-то другого,
наз символами. Наиболее важным символом
является язык—соц структура звуковых
наборов с конкретным и неоднозначным
содержанием.
Доминирующая (массовая) к-ра—сукупность культурных образцов, которые принимаются всеми членами о-тва.