Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:26, шпаргалка
социология наука об обществе
обществе
Социология с древнегреч переводится как наука об обществе.
Обьектами изучения с-ии, как и вторых общественных наук является о-тво, которое рассматри
обществе
Социология с древнегреч переводится как наука об обществе.
Обьектами изучения с-ии, как и вторых общественных наук является о-тво, которое рассматривается как общество индивидов и взаимосвязей между ими.
Предмет с-ии изучает закономерности формирования и развития социальных групп и общностей людей, а также закономерности социальных отношений между ими. Соц является генерализуючою наукой, которая изучает о-тво как целостный организм.
Общество как социальный организм:
Экономические отношения- отношения между людьми по поводу их участия в производстве, распределении, обмене и потреблении благ и услуг
Политические отношения- отношения между людьми по поводу их участия в формировании и удержании власти
Духовные отношения- отношения между людьми по поводу формирования и воспроизводства известен и идей, законов и норм, правил и моделей поведения, обычаев и традиций.
Социальные отношения- отношения между людьми по поводу условий и форм жизнедеятельности, котор обеспечивает их расширенное воспроизводство в качестве личности и субьектов общественной жизни.
Соц.
отнош по Смерзеру - отношения равенства-
неравенства, справедливости-
Общие
законы изучает философия, а специфические
являются ее методологической основой.
Соц законы реализуются в деятельности
людей. Их разделяют на: констатирующие
факты, устанавливающие тенденции развития,
устанавливающие звязок соц явлений, фиксирующие
причинный звязок соц явлений.
соц возникла как ответ на формирование гражданского о-тва. Она должна была дать ответ на актуальные вопросы общественного развития. слово «соц-ия» обозначающее область научного знания, бsло введен в научный оборот фр. мыслителем О.Контом в его работе «Курс позитивной философии» в 1842. Как и мн др философы того времени вон находился под воздействием крупных успехов у обл естественных наук. Дальше развитие соц повязують с именами Дюркгейма, Вебера, спенсера, которые из разной стороны анализировали о-тво из разных сторон(единственный организм, мозаика...)
Дюркгейм дал узкую
трактовку с-ии как науки, что изучает
соц явления и соц отношения.
Обьектами изучения с-ии, как и вторых общественных наук является о-тво, которое рассматривается как общество индивидов и взаимосвязей между ими, то есть это соц реальность, ее общественная и личностная структура, причем ее познание является очень тяжелым.
Предмет с-ии изучает закономерности формирования и развития социальных групп и общностей людей, а также закономерности социальных отношений между ими.
Социальные закони—вираження существенного, необходимого звязку социальных явлений и процессов, прежде всего звязкив соц диялоности и их собственных соц действий
Общие
законы изучает философия, а специфические
являются ее методологической основой.
Соц законы реализуются в деятельности
людей. Их разделяют на: констатирующие
факты, устанавливающие тенденции развития,
устанавливающие звязок соц явлений, фиксирующие
причинный звязок соц явлений, утверждающие
возможность или вероятность звязку соц
явлений.
каждая
из сфер о-тва изучается отдельной наукой,
группой ли наук, например экономика вивч
производство, обмен, потребление, психология—индивидуальну
поведение, а то есть: производство –економичними,политика—
выделяют: эмпирические (базовые) исследования по сбору и накопление первичной информации; теории среднего уровня, которые изучают соц явления, которые происходят в отдельных отраслях человеческой жизнедеятельности, в отдельных соц обєднаннях и институтах; фундаментальные загальносоциальни исследования включают у себя проблемы соц-философского осмысления наиболее общих вопросов развития и функционирования о-тва.
Различают практическую
и теоретическую с-ию: первая изучает практические
вопросы перестройки соц действительности,
а друга является совокупностью концепций,
которые разрабатывают аспекты соц развития
общества.
Предмет с-ии изучает закономерности формирования и развития социальных групп и общностей людей, а также закономерности социальных отношений между ими.
Функции с-ии:
Социология
может с большой судьбой
Функции с-ии:
Наше
постиндустриальное общество характеризуется
большой оценкой отдельного индивида
и ограничением в творческой деятельности,
что приводит к разным негативным проявлениям
соц активности (разные течения, секты...).
и именно с-ия может определенным образом
на основе адекватной оценки фактов действительности
регулировать соц процессы. Потому соц
исследования становятся все более необходимыми
в социальной, политической, экономической
сфере.
классический этап развития с-ии повязаний с именами Дюркгейма, Вебера, спенсера, Конта, Маркса, которые исследовали общество как определенное образование, которое рассматривалось как что-то целое или мозаичное, развитие какого обєктивно обусловлено. В сущности все они отличались в подходах к роли индивида (классов) в эволюции о-тва.
Посткласичний повязани
с именами Парсона, Фрома, Арона. Развивается
системно-функциональный подход, то есть
выделяются элементы соц взаимодействия,
которые необходимо исследовать и определять
их место и значение.
Как и мн др философы того времени Конт находился под воздействием крупных успехов у обл естественных наук. Поэтому вон, рассматривая проблемы о-тва и соц поведения, руководствовался девизом «порядок и прогресс», где порядок понимался по аналогии с физикой как симетричность и упорядоченность структурных елементов о-тва (индивидов и групп), а прогресс—как источник известен об о-стве прежде всего для решения конкретных проблем, напр на достижение оптимизации человеческих отношений, где, по его мнению, наблюдалося отставание вот вторых наук.
О.Конт считал, что с-ия должна рассматривать о-тво как некий, обладающий собственной структурой, организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для оющественного блага. Как полагал Конт этот организм действует в соответствии с жесткими законами подобно з-ам всемирного тяготения в физике. В связи с этим всю социологию вон разделял на соц статику и соц динамику и допускал применение з-ов механики к изучению о-тва и его основных елементов.
Кроме того говоря о получении известен об о-тве и законах его функционирования и развития Конт предполагал, что прежде всего необходимо изучение отдельн соц фактов, их сопоставление и проверка, практически полно отрицая роль общих теорий в с-ии. Вместо теоретических обобщений эмпирических данных и сведений их в нечто целое вон проводил лищь первичные обобщения и строил картину о-тва восновном в виде мозаики отдельн взаимосвяз фактов. Такой подход к получению и использов научного знания принято классифицировать как эмпиризм в с-ии
Спенсер
построил свою теорию на 2 принципах: общество—соц
организм и идеи соц еволюции. Вон выделил
3 уровня о-тва: поддерживающая с-ма (произв
необходимых ппродуктов; распределительная
с-ма (связь на основе разделения труда);
регулятивная (подчирение составляющего
целому). Эволюция понималась в него как
плавный процесс, причем ана следует путем
наименьшего сопротивления. Прогресс
значился в него как необходимость.
Одной из основных заслуг Маркса по праву считается научный анализ современного эму капиталистического о-тва. В качестве инструмента анализа Маркс использовал классовую с-ру о-тва: все индивиды принадлежат к определенным соц классам, раздел на котор происходит по признаку владения средствами п-тва и размера вознаграждения, получ с этого владения. Раздел на классы основано на неравенстве, а это значит, что один класс находится в более выгодном положении, чем остальные.
Вон рассматривал с-ру о-тва в динамике, предполагая, что классы—исторически изменяющиеся компоненты соц с-ры. Качественные изменения крупных составляющих о-тва происходит в р-те смены общественно-экономических формаций. Все изменения в о-тве, разделенного на классы, основано на законах диаектики, на постоянной боррьбе между классами неимущих, угнетенных и угнетателей.
Для творчества Вебера характерно прежде всего глубокое проникновение в обьект исследования, поиск исходных данных, базовых елементов, с помощью которых можно было бы прийти к пониманию закономерностей общественного развития. Одним из центральных пунктов теории Вебера явилось выделение им елементарной единицы поведения индивида в обществе—соц действия, котороя явилось причиной и следствием системы сложившихся взаимоотношений между людьми. При етом о-тво представляет собой совокурность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей. Действия отдельн индивидов кооперируются и на основе этой кооперации образуют ассоциации (группы или о-тва). Несмотря на свои егоистические стремления люди действуют сообща, т к их уступки осмысленны, рацыональны и они понимают, что индивидуальные целы лучше всего добиваются с помощью совмесных действий.
Таким образом осмысленное поведение, в р-те которого достигаются индивидуальные целы, приводит к тому, что человек действует как соц существо,в ассоциациях со вторыми, обеспечивая таким образом значительный прогресс на взаимодействии со вторыми.
Дюркгейм
стремился прежде всего стремился к
автономии сцыологов, отделению ее предмета
вот предмета вот предмета вторых наук,
а также к обьяснению всех феноменов общ
жизни исключительно с с-их позиций. Дюркгейм
считал, что о-тво—надиндивидуальное
бытье, существование и закономерности
которого не зависят вот действий отдельных
индивидов. Обьединенные в группы люди
сразу начинают подчинятся правилам и
нормам, которое вон назвал «коллективным
сознанием». Каждая соц единица должна
выполнять определенную ф-ыю, необходимую
для существования о-тва как целого. Однако
функцыонирование отдльных частей соц.
целого может быть нарушено, и тогда эти
части становлятся искаженной формой
соц организации. Дюркгейм уделял много
внимания изучению таких форм, а также
видов отлонения вот общепринятых норм
и правил. Введенное им у научный обиход
термин «аномия» позволяет дать обьяснение
причин отклоняющегося (девиантного) поведения,
дефектов соц норм и подробно классифицировать
типы такого поведения.