Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:26, шпаргалка

Описание работы

социология наука об обществе
обществе
Социология с древнегреч переводится как наука об обществе.
Обьектами изучения с-ии, как и вторых общественных наук является о-тво, которое рассматри

Работа содержит 1 файл

Социология (шпоры).doc

— 296.50 Кб (Скачать)
 

 

  1. социология  наука об обществе

обществе

    Социология  с древнегреч переводится как наука об обществе.

    Обьектами изучения с-ии, как и вторых общественных наук является о-тво, которое рассматривается как общество индивидов и взаимосвязей между ими.

    Предмет с-ии изучает закономерности формирования и развития социальных групп и общностей людей, а также закономерности социальных отношений между ими. Соц является генерализуючою наукой, которая изучает о-тво как целостный организм.

    Общество  как социальный организм:

    Экономические отношения- отношения между людьми по поводу их участия в производстве, распределении, обмене и потреблении благ и услуг

    Политические  отношения- отношения между людьми по поводу их участия в формировании и удержании власти

    Духовные  отношения- отношения между людьми по поводу формирования и воспроизводства известен и идей, законов и норм, правил и моделей поведения, обычаев и традиций.

    Социальные  отношения- отношения между людьми по поводу условий и форм жизнедеятельности, котор обеспечивает их расширенное воспроизводство в качестве личности и субьектов общественной жизни.

    Соц. отнош по Смерзеру - отношения равенства- неравенства, справедливости-несправедливости, свободы-зависимости. Социальные закони—вираження существенного, необходимого звязку социальных явлений и процессов, прежде всего звязкив соц диялоности и их собственных соц действий.

    Общие законы изучает философия, а специфические являются ее методологической основой. Соц законы реализуются в деятельности людей. Их разделяют на: констатирующие факты, устанавливающие тенденции развития, устанавливающие звязок соц явлений, фиксирующие причинный звязок соц явлений. 

  1. возникновение и формирование социологии как науки

    соц возникла как ответ на формирование гражданского о-тва.  Она должна была дать ответ на актуальные вопросы общественного развития. слово «соц-ия» обозначающее область научного знания, бsло введен в научный оборот фр. мыслителем О.Контом в его работе «Курс позитивной философии» в 1842. Как и мн др философы того времени вон находился под воздействием крупных успехов у обл естественных наук. Дальше развитие соц повязують с именами Дюркгейма, Вебера, спенсера, которые из разной стороны анализировали о-тво из разных сторон(единственный организм, мозаика...)

          Дюркгейм дал узкую  трактовку с-ии как науки, что изучает соц явления и соц отношения. 
 
 
 
 
 
 
 

  1. обєкт и предмет исследования

    Обьектами изучения с-ии, как и вторых общественных наук является о-тво, которое рассматривается как общество индивидов и взаимосвязей между ими, то есть это соц реальность, ее общественная и личностная структура, причем ее познание является очень тяжелым.

    Предмет с-ии изучает закономерности формирования и развития социальных групп и общностей людей, а также закономерности социальных отношений между ими.

    Социальные  закони—вираження существенного, необходимого звязку социальных явлений и процессов, прежде всего звязкив соц диялоности и их собственных соц действий

    Общие законы изучает философия, а специфические являются ее методологической основой. Соц законы реализуются в деятельности людей. Их разделяют на: констатирующие факты, устанавливающие тенденции развития, устанавливающие звязок соц явлений, фиксирующие причинный звязок соц явлений, утверждающие возможность или вероятность звязку соц явлений. 

  1. место с-ии в системе общественных наук

    каждая  из сфер о-тва изучается отдельной наукой, группой ли наук, например экономика вивч производство, обмен, потребление, психология—индивидуальну поведение, а то есть: производство –економичними,политика—политичними. А с-ия изучает гражданское общество, его социальную сферу, однако сама она вышла из лона философии и сначала активно отделялась от нее, однако в последнее время наблюдается возвращение к истокам. Можно сделать вывод, что с-ия выполняет интегрирующую роль относительно других  соц наук . 

  1. структура социологического знания

    выделяют: эмпирические (базовые) исследования по сбору и накопление первичной информации; теории среднего уровня, которые изучают соц явления, которые происходят в отдельных отраслях человеческой жизнедеятельности, в отдельных соц обєднаннях и институтах; фундаментальные загальносоциальни исследования включают у себя проблемы соц-философского осмысления наиболее общих вопросов развития и функционирования о-тва.

          Различают практическую и теоретическую с-ию: первая изучает практические вопросы перестройки соц действительности, а друга является совокупностью концепций, которые разрабатывают аспекты соц развития общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. социология  и ее функции

    Предмет с-ии изучает закономерности формирования и развития социальных групп и общностей людей, а также закономерности социальных отношений между ими.

          Функции с-ии:

  • познавательная (гносеологическая) —реализується по системе познавательных средств, с помощью которых выполняется познание соц отношений. В качестве таких в –ии выступают общие и специальные теории, средства сбора первичной информации и математические ее анализу. Сюда приписывают и критическую, которая помогает в осмыслении уже существующих теорий.
  • Прогностическая—вырабатывает на основе имеющегося знания о тенденциях развития общества или отдельных групп определенные модели последующего развития общества.
  • Праксеологична—реализует на практике соц рекомендации
  • Идеологична—поскольку взгляды социологов (субєктив) имеют большое влияние на общество своими идеями или теориями, то они могут определенным образом влиять на ход соц процессов

    Социология  может с большой судьбой вероятности предусматривать определенные факты действительности и благодаря этому может определенным образом корегувати определенные процессы (предвыборные соревнования регулируются соц исследованиями)  

  1. роль  с-ии в жизни общества

          Функции с-ии:

  • познавательная (гносеологическая) —реализується по системе познавательных средств, с помощью которых выполняется познание соц отношений. В качестве таких в –ии выступают общие и специальные теории, средства сбора первичной информации и математические ее анализу. Сюда приписывают и критическую, которая помогает в осмыслении уже существующих теорий.
  • Прогностическая—вырабатывает на основе имеющегося знания о тенденциях развития общества или отдельных групп определенные модели последующего развития общества.
  • Праксеологична—реализует на практике соц рекомендации
  • Идеологическая—поскольку взгляды социологов (субєктив) имеют большое влияние на общество своими идеями или теориями, то они могут определенным образом влиять на ход соц процессов

    Наше  постиндустриальное общество характеризуется большой оценкой отдельного индивида и ограничением в творческой деятельности, что приводит к разным негативным проявлениям соц активности (разные течения, секты...). и именно с-ия может определенным образом на основе адекватной оценки фактов действительности регулировать соц процессы. Потому соц исследования становятся все более необходимыми в социальной, политической, экономической сфере. 
 
 

  1. этапы становления и  развития соц науки

    классический  этап развития с-ии повязаний с именами Дюркгейма, Вебера, спенсера, Конта, Маркса, которые исследовали общество как определенное образование, которое рассматривалось как что-то целое или мозаичное, развитие какого обєктивно обусловлено. В сущности все они отличались в подходах к роли индивида (классов) в эволюции о-тва.

          Посткласичний повязани с именами Парсона, Фрома, Арона. Развивается системно-функциональный подход, то есть выделяются элементы соц взаимодействия, которые необходимо исследовать и определять их место и значение. 

  1. родоначальники  соц науки

    Как и мн др философы того времени Конт находился под воздействием крупных успехов у обл естественных наук. Поэтому вон, рассматривая проблемы о-тва и соц поведения, руководствовался девизом «порядок и прогресс», где порядок понимался по аналогии с физикой как симетричность и упорядоченность структурных елементов о-тва (индивидов и групп), а прогресс—как источник известен об о-стве прежде всего для решения конкретных проблем, напр на достижение оптимизации человеческих отношений, где, по его мнению, наблюдалося отставание вот вторых наук.

    О.Конт считал, что с-ия должна рассматривать о-тво как некий, обладающий собственной структурой, организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для оющественного блага. Как полагал Конт этот организм действует в соответствии с жесткими законами подобно з-ам всемирного тяготения в физике. В связи с этим всю социологию вон разделял на соц статику и соц динамику и допускал применение з-ов механики к изучению о-тва и его основных елементов.

    Кроме того говоря о получении известен об о-тве и законах его функционирования и развития Конт предполагал, что прежде всего необходимо изучение отдельн соц фактов, их сопоставление и проверка, практически полно отрицая роль общих теорий в с-ии. Вместо теоретических обобщений эмпирических данных и сведений их в нечто целое вон проводил лищь первичные обобщения и строил картину о-тва восновном в виде мозаики отдельн взаимосвяз фактов. Такой подход к получению и использов научного знания принято классифицировать как эмпиризм в с-ии

    Спенсер построил свою теорию на 2 принципах: общество—соц организм и идеи соц еволюции. Вон выделил 3 уровня о-тва: поддерживающая с-ма (произв необходимых ппродуктов; распределительная с-ма (связь на основе разделения труда); регулятивная (подчирение составляющего целому). Эволюция понималась в него как плавный процесс, причем ана следует путем наименьшего сопротивления. Прогресс значился в него как необходимость. 
 
 
 
 

  1. Маркс, Вебер, Дюркгейм

    Одной из основных заслуг  Маркса по праву считается научный анализ современного эму капиталистического о-тва. В качестве инструмента анализа Маркс использовал классовую с-ру о-тва: все индивиды принадлежат к определенным соц классам, раздел на котор происходит по признаку владения средствами п-тва и размера вознаграждения, получ с этого владения. Раздел на классы основано на неравенстве, а это значит, что один класс находится в более выгодном положении, чем остальные.

    Вон рассматривал с-ру о-тва в динамике, предполагая, что классы—исторически изменяющиеся компоненты соц с-ры. Качественные изменения крупных составляющих о-тва происходит в р-те смены общественно-экономических формаций. Все изменения в о-тве, разделенного на классы, основано на законах диаектики, на постоянной боррьбе между классами неимущих, угнетенных и угнетателей.

    Для творчества Вебера характерно прежде всего глубокое проникновение в обьект исследования, поиск исходных данных, базовых елементов, с помощью которых можно было бы прийти к пониманию закономерностей общественного развития. Одним из центральных пунктов теории Вебера явилось выделение им елементарной единицы поведения индивида в обществе—соц действия, котороя явилось причиной и следствием системы сложившихся взаимоотношений между людьми. При етом о-тво представляет собой совокурность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей. Действия отдельн индивидов кооперируются и на основе этой кооперации образуют ассоциации (группы или о-тва). Несмотря на свои егоистические стремления люди действуют сообща, т к их уступки осмысленны, рацыональны и они понимают, что индивидуальные целы лучше всего добиваются с помощью совмесных действий.

    Таким образом осмысленное поведение, в р-те которого достигаются индивидуальные целы, приводит к тому, что человек действует как соц существо,в ассоциациях со вторыми, обеспечивая таким образом значительный прогресс на взаимодействии со вторыми.

    Дюркгейм  стремился прежде всего стремился к автономии сцыологов, отделению ее предмета вот предмета вот предмета вторых наук, а также к обьяснению всех феноменов общ жизни исключительно с с-их позиций. Дюркгейм считал, что о-тво—надиндивидуальное бытье, существование и закономерности которого не зависят вот действий отдельных индивидов. Обьединенные в группы люди сразу начинают подчинятся правилам и нормам, которое вон назвал «коллективным сознанием». Каждая соц единица должна выполнять определенную ф-ыю, необходимую для существования о-тва как целого. Однако функцыонирование отдльных частей соц. целого может быть нарушено, и тогда эти части становлятся искаженной формой соц организации. Дюркгейм уделял много внимания изучению таких форм, а также видов отлонения вот общепринятых норм и правил. Введенное им у научный обиход термин «аномия» позволяет дать обьяснение причин отклоняющегося (девиантного) поведения, дефектов соц норм и подробно классифицировать типы такого поведения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"