Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 13:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на экзаменационные билеты по дисциплине "Социология".

Работа содержит 1 файл

ответы.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

  21. Объект и предмет  социологии рекламной  деятельности.

  Объект  исследования — все то, что содержит социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию, то, на что направлен процесс познания. На эмпирическом уровне объектом исследования выступают реальные, локализованные в пространстве и времени социальные группы, общности, коллективы и т.д., поскольку носителями социальных противоречий всегда являются люди.

  Предмет социологического исследования — наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения свойства и особенности социального объекта, подлежащие непосредственному изучению. В отличие от объекта исследования, cодержание которого не зависит от субъекта, предмет социологического исследования является результатом взаимодействия объекта и субъекта познания.

  Формирование  предмета исследования обусловлено как свойствами объекта, так и характером проблем, которые предстоит решать, а также уровнем научных знаний и теми средствами исследования, которыми располагает социолог. Предмет исследования предполагает объект, но не совпадает с ним, а обозначает границы, в пределах которых объект изучается в данном конкретном исследовании. Один и тот же социальный объект может изучаться с целью решения различных научных проблем. 

  22. Методы исследования  в социологии рекламной  деятельности. 
Методы социологического исследования - способы построения и обоснования социологического знания.

  • Выборка-это совокупность элементов объекта социологического исследования, подлежащая непосредственному изучению.
  • Выборочная совокупность-это определение число элементов генеральной совокупности, отборное по строго заданному правилу.
  • Опрос-метод сбора первичной информации посредством общения с вопросами к определенной группе людей.
  • Анкета - опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам.
  • Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предлагающая прямой контакт с интервьюера с респондентом .
  • Наблюдение-метод сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия регистрация социально-психологических явлений  в естественных или лабораторных условиях.

  Различают следующие, дополняющие друг друга, виды наблюдения:

  · кратковременное (срез) и продолжительное / лонгитюдное (продолжающееся на протяжении длительного времени, например, наблюдение за психическим развитием ребенка с момента его рождения);

  · непосредственное и опосредованное (предполагающее применение вспомогательных средств, например, видеоаппаратуры);

  · выборочное (направленное на отслеживание отдельных параметров наблюдаемого) и сплошное (фиксирующее любые проявления и изменения объекта наблюдения в определенных ситуациях).

  Метод объективного наблюдения — это стратегия исследования с регистрацией внешних (поведенческих, психофизиологических и др.) характеристик или изменений наблюдаемого объекта. Как правило, эта разновидность наблюдения выступает в качестве предварительного этапа перед планированием и осуществлением эксперимента.

  Метод самонаблюдения — это стратегия получения эмпирических данных посредством наблюдения за самим собой, собственными психическими состояниями и процессами. Элементы этого метода лежат в основе практически любого психологического исследования. Посредством сопоставления результатов самонаблюдения, представленных в самоотчете (вербализированном протоколе о текущей индивидуальной жизни), с аналогичным отображением самонаблюдения других людей, устанавливается их принципиальное родство, а затем производится сравнение данных внутреннего опыта с внешними проявлениями психики.

  Эксперимент — это исследовательская стратегия, при которой осуществляется целенаправленное отслеживание какого-либо процесса в ситуации регламентированного изменения его отдельных характеристик и условий протекания. Таким способом производится проверка гипотезы исследования. Эксперимент, наряду с наблюдением, — один из основных методов научного познания вообще и психологического исследования, в частности.

  Анализ  документа- метод сбора первичной информации данных, при котором документ используется в качестве главного источника информации.

  Документ- - это материальный объект с закрепленной в нем информацией для передачи ее во времени и пространстве.

  КОНТЕНТ-АНАЛИЗ - специальный достаточно строгий метод качественно-количественного анализа содержания документов в целях выявления или измерения социальных фактов и тенденций, отраженных этими документами. Особенность К.-А. состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте. К.-А. может использоваться в качестве основного метода исследования (например, в исследовании социальной направленности газеты); параллельного, т.е. в сочетании с другими методами (например, в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации); вспомогательного или контрольного (например, при классификации ответов на открытые вопросы анкет).

  23. Организация, подготовка  и проведение эмпирического социологического исследования. 
Эмпирические исследования предполагают сбор первичных данных об изучаемых объектах, проведенный по заранее выработанной программе. В сфере массовой коммуникации они представляют собой исследования всех звеньев массово-коммуникативного процесса: коммуникатора; самих информационных сообщений; каналов распространения информации; массовой аудитории как объекта массово-коммуникативного воздействия; обратной связи как необходимого условия для осуществления информационного воздействия на массовую аудиторию; эффектов как результатов воздействия массовой коммуникации.

  Обработка данных производится на основании правил научного вывода. Результаты эмпирических исследований представляют собой репрезентативную информацию, которая служит для проверки теоретических положений, сформулированных на уровне специальной социологической теории, и в то же время является эмпирической базой для дальнейшей разработки теории. 

  24. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО  ИССЛЕДОВАНИЯ

  1.  Методологический раздел:

  - формулировка  проблемы, определение объекта и  предмета исследования;

  - определение  цели и постановка задач исследования;

  - уточнение  и интерпретация основных понятий  исследования, их операционализация;

  - предварительный  системный анализ объекта исследования;

  - формулировка  рабочих гипотез.

  2.  Процедурный  раздел:

  - принципиальный  план исследования;

  - обоснование  системы выборки единиц наблюдения;

  - определение  основных процедур сбора и  анализа социологической

  информации; о рабочий план исследования. 
 

  25. Обработка и оформление  данных социологического  исследования.

  Анализ  и обработка социологических  исследований

  Анализ  социологических данных

  При определении  отношения к социальному явлению  социологи используют методы социологического анализа. Эти методы широко известны в отечественной и зарубежной практике.

  Выборочный  метод — метод исследования, позволяющий делать заключение о характере распределения изучаемых признаков генеральной совокупности на основании рассмотрения ее части.

  Для понимания  сущности выборочного метода необходимо определить некоторые термины.

  Генеральная совокупность — множество объектов, которые являются предметом изучения в пределах, ограниченных программой исследования.

  Выборочная  совокупность — часть генеральной совокупности, значимая для задач исследования.

  Основа  выборки — перечень элементов генеральной совокупности, удовлетворяющий требованиям полноты, адекватности, удобства.

  Единица отбора — элемент генеральной совокупности, отбираемый на каждом этапе выборки.

  Дисперсия — разброс значений признаков выборочной совокупности. Чем больше дисперсия, тем больший объем выборочной совокупности требуется для дальнейшего исследования. Дисперсия равна среднему квадратическому отклонению отдельных значений признаков от среднего арифметического:

                           -

                ∑ (xi –x)

  S2(х) =_i________,

                    п- 1                                    -

  где х, —  значение i-го признака; х — среднее арифметическое; п — число признаков.

  Репрезентативность — свойство выборочной совокупности представлять параметры генеральной совокупности, значимые для задач исследования. В аналитических и экспериментальных исследованиях проблема статистической репрезентативности выборки оказывается второстепенной в сравнении с необходимостью обеспечить качественное представительство изучаемых социальных объектов.

  Различаются следующие виды выборок:

  - простая  случайная — строится с помощью  таблиц случайных чисел;

  - систематическая  — проводится через интервал  в перечне объектов генеральной совокупности;

  - серийная, когда единицами случайного отбора  являются «гнезда» — семья,  коллектив и т.п.;

  - стратифицированная  — строится с использованием  любой техники отбора; при этом в генеральной совокупности предварительно выделяется совокупность однородных групп;

  - целенаправленная  — отбираются типичные элементы  по установленным критериям;

  - квотная  — строится как модель, воспроизводящая  структуру генеральной совокупности  в виде квот (определенных пропорций) распределения признаков изучаемых объектов;

  - многоступенчатая  — на каждой ступени отбора  меняется единица отбора;

  - комбинированная  — на каждой ступени отбора  меняются единица и техника случайного отбора;

  - многофазная  — из сформированной выборки  большего объема выделяется подвыборка меньшего объема без изменения единицы отбора.

  Тип и  способы выборки прямо зависят  от целей исследования и его гипотез.

  Мера  подобия выборочной совокупности структуре генеральной совокупности оценивается ошибкой выборки, а пределы допустимой ошибки зависят от целей исследования. Приблизительная оценка надежности выборки:

  - повышенная  — до 3 %;

  - обыкновенная - 3-10 % (доверительный интервал распределений на уровне 0,03—0,1);

  - приближенная - от 10 до 20 %;

  - ориентировочная — от 20 до 40 %;

  - оценочная (прикидочная) — более  40 %.

  Объем выборки зависит от трех основных условий:

  - меры однородности социальных  объектов по наиболее существенным для исследования характеристикам;

  - дробности групп анализа, планируемого  по задачам исследования;

  - целесообразного уровня надежности  выводов по результатам исследования.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"