Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 17:33, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".
Аристотель – величайший философ античности. В 17 лет он приехал в Афины в платоновскую школу и провёл там порядка 40 лет (в качестве ученика и учителя). Аристотель блестящий энциклопедист. Он внес вклад во все известные к тому времени науки (философия, физики, астрономия, эстетика). Он является создателем формальной логики – наука о правильных формах мышления. Он обобщил все известные знания, впервые выдвинул философию как самостоятельную науку, разделил на
физику (наука
о природе) и метафизику (стоящая
за). Метафизика есть философия. Современное
понимание метафизики – метод, противоположный
диалектическому. Аристотель был учеником
Платона, но затем он расходится со взглядами
Платона. “ Платон мне друг, но истина
дороже” – говорит он. Он не признает
идеализм Платона. Согласно Арестотелю
вещи обладают не иллюзиорным бытием,
а реальным бытием. В целом Аристотель
стоит на материалистической позиции,
однако в его учении имеют место элементы
идеализма. Аристотель выделяет материю
и форму. Материя аморфина, форма активна.
Форма обладает самостоятельной сущьностью.
Аристотель пытается понять причину движения,
найти источник движения. Завершает этот
процесс перводвигатель. У Аристотеля
таким перводвигателем выступает Бог.
16-Эллистическая философия (скептицизм, стоициз, эпикуреизм).
Стоицизм.
Основоположник Зенон из Крептона. В Риме Марк Аврелий.
Философская позиция: Всё в мире подчинено жесткой необходимости, человек не в состоянии изменить этот мир. Он может лишь соответственное отношение к нему. Он не должен желать того, что недостижимо при этом он всегда должен сохранять душевное спокойствие.
Эпикуреизм.
Основоположник Эпикур, В Риме Цицерон.
Философская позиция: Высказывается идея гедонизма, т.е. наслаждение. Цель Жизни получать наслаждение (не любые, а связанные с духовной жизнью) например: от знаний, любви, дружбы. Уверен, что в мире нет сил способных помешать человеку стать счастливым.
Скептицизм.
Основоположник Пиррон.
Философская позиция:
Он высказывает известную нам
мысль, что вещи могут быть разные
суждения, т.е. нет абсолютного знания,
нет абсолютного верного
Счастье зависит от невозмутимости и отсутствия страданий.
19-Антропоцентризм и гуманизм философии и искусства эпохи Возрождения.
Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной. Гуманизм – отражаемый антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека. Гуманизм порождает индивидуализм, т.е. признание за каждым неповтор. личности.
20- Политическая философия Н.Макиавелли.
Он полагал, что задачи политической науки раскрыть качественные особенности человека и понять сущность политики. Макиавелли рассматривает государство, как политическое состояние общества. Политическим идеалом Макиавелли был принцип организации государства по типу Римской республики.
21-Пантеизм Н.Кузанского и натурфилософия Д.Бруно.
Центральная проблема его философии – соотношение Бога и мира. Решение этой проблемы несколько религиозное сколько философское. Бог трактуется им как нечто бесконечное единое начало и одновременно как скрытая сущность всего.
Бруно развивает учение Каперника. “Солнечная система одна из множеств систем мира.” Он утверждает, что природа есть Бог в вещах.
23-Рационалистическая философия XVII в.
Представители: Р.Декарт, Спиноза, Лейбниц.
Декарт: по его мнению основная роль в познании должна отводится разуму. Ему принадлежит идея условного рефлекса. Он ставил под сомнения авторитетные идеи. По Декарту существуетврождённые идеи например идея Бога.
Спиноза: согласно ему природа едина, вечна и несотворима. По Спинозе душа человека – это идея человеческого тела. Он отрицает способность человека что либо изменить в мире. Поскольку человек не свободен он может лишь познавать мир. Свобода, есть познание необходимости, то есть надо познавать законы, которые управляют миром. Рациональное познание – познание сущности.
Лейбниц: полагал,
что в мире существует единичные
вещи – монады, которык представляют
неделимую сущность. Он не согласен
ни с Декартом, который выделял 2 субстанции
(дуалзим) ни с монизмом Спинозы. Он предлагал
множество субъектов.
24-Английский эмпиризм XVII.
Родоначальник эмпиризма является Ф.Бокон. Он был уверен, что цель научного познания не в созерцании природы и не в постижениях Бога, а в принесении пользы и выгоды человечеству “Опыт” – главная категория в философии Бокона. Он выделяет главные методы познания: дедукция, индукция. Разрыв науки с Теологией: вот главная задача Т.Гоббе. (знание приобретается из опыта).
Государство Гоббе рассматривал, как результат договора между людьми (положивший конец естественному государственному состоянию.) Гоббе предпочитал – монархическую форму государства.
26-Социально-философские учения эпохи Просвещения.
Представители Ж.Ж.Руссо и Д.Дидро.
Франция становится
центром просветительского
27-Критическая философия Канта
Критический период определяется по отношению к предшествующей философии. Кант критикует всю предыдущую до него философию. Все предшествующие философы не понимают активность познающего субъекта (он переносит акцент с предмета на познающ. субъект). Кант критикует и эмпиризм. Далеко не все знания возникают из опыта.
28-Этическое учение Канта.
Его этика пронизана чувством гуманизма. Целью культурного развития он считает моральное совершенствование. Нравственный поступок для него тот, где нет установки на выгоду, пользу. Бесконечность – критерий нашего духовного состояния.
29-Основные идеи “Энциклопедии философских наук” Гегеля.
Основной труд Гегеля – “Энциклопедия философских наук”, состоящая из 3 частей:
Самой важной частью является первая ЛОГИКА – наука о правильных формах мышления. Он не отрицает логику, он ее расширяет. У Гегеля логика – наука о познании, которая исследует законы самой действительности. Гегелевская логика – диалектическая логика философия природы. Природа служит лишь внешним проявлениям саморазвития логических категорий. Философия духа. На этом этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает своё содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности.
30-Философия истории Гегеля.
Историю он рассматривает как естественный закономерный процесс, движущий силой истории являются страсти людей. При этом действия людей неосознанны и важная роль в истории принадлежит великим людям. Каждый народ уникален, однако всегда лидирующее положение занимает тот или иной народ. Гегель полагает, что этот народ вправе господствовать над другими. Целью историиявляется свобода в связи с этим он выделяет исторические эпохи:
31-Противоречия между методом и системой Гегеля.
Диалектический метод Гегеля вступает в противоречие с требованием системы, которая обязательно должна быть завершена, что абсолютная истина должна быть, в конце концов, достигнута. Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитее всего человечества, в которой достигнута абсолютная истина, т.е. природа должна развиваться и многообразие природы результат развития. Многообразие мира – есть порождение абсолютной идеи.
32-Антропологический материализм Л.Фейербаха.
Фейербах считает, что всякая истинная философия – это философия о человеке. Основным предметом должен стать человек. В понимании человека Фейербах стоит на материалистических позициях. Человек – природное существо, не порождение человеческого вымысла и не созданное Богом. Он материалистически объясняет наличие сознания, мышления. Носителем мысли является мозг, сознание возникает естественным путем, как результат развития материи. Дух – порождение материи. Человека он понимает как абстрактного индивида, существующего вне общества. Именно в этом проявляется отсутствие диалектики. Мышление, разум у Фейербаха это свойства мозга, имеющее природное начало. Детерминантом развития является не социальная среда, а природа самого человека, природа мозга (развитее самого по себе).
33-Л. Фейербах о сущности религии.
Фейербах, как и Гегель много времени уделяет исследованию религии. Он вносит важный вклад в понимание критики религии, т.е. он отказывается от той традиционной мысли, где возникновение религии объясняется встречей мудреца и наивного человека. Фейербах вскрывает психические, гносеологические и социальные корни религии. Религия верования порождается страхом первобытного человека перед неизвестной ему стихией. Он пытается понять природу этих стихий, их сущность и на пути этого понимания у него складываются образы сверхъестественных сил. Фейербах не отказывается от религии, он отказывается от традиционной религии, которая должна стать религией человека, т.е. человек должен стать Богом для другого человека.
34-Бытие и его модели. Субстанциональность бытия.
Существует 2 модели бытия:
1) Объективная реальность,
2) Субъективная реальность.
Этими двумя моделями исчерпывается вся реальность, т.к. реально существует не только объективный мир, но и наше мышление.
Поппер выделяет 3 модели бытия:
1) Материальное бытие
2) Мир психики как субъективное бытие
3) мир объектив духа, т.е. надличностного сознания.
Для обозначения объективной реальности была выработана “материя”, для субъективной “сознание”, “дух”.
Субстанциональность
бытия. Субстанция – сущее, в основе субстанции
бытия что лежит? (материальная или духовная
субстанция?) Признание той или иной субстанции
есть монизм (Спиноза). Признание двух
субстанций – дуализм (Декарт). Плюрализм
– признание существования множества
субстанций (Лейбниц).
35-Материя и её атрибуты.
Гносеологическое понятие материи - Это философская категория для обозначения объективной реальности, которая копируется нашим сознанием, существуя независимо от него.
Онтологическое
понятие материи – Это
Основополагающее свойство материи – объективность существования.
Атрибуты материи (свойства, формы, процессы)
Формы движения:
-механическая (перемещение предметов в пространстве)
-физическая (электрический ток)
-химическая (изменение на уровне атомов)
-биологическая (процессы в жизни рост)
-социальная (общественная жизнь)