Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 14:00, реферат
Французский этнолог и антрополог Клод Леви-Строс говорил: «Когда общество теряет культуру, семья становится, в социальном смысле, эманацией требований природы, с которыми приходится считаться, в противном случае никакое общество, как и человечество в целом, не могло бы существовать. Как учил Бэкон, природу победить можно не иначе, как подчиняясь ее законам. Поэтому общество должно признать семью»
Введение……………………………………………………………………………………………. 3
Семья во французском обществе XVIII - начала XIX в………………………………………….3
Предпосылки «революции» в области морали и семьи 3
Авторитет и власть в семье 7
Внутрисемейные отношения 8
Место ребенка в семье 12
Современная ситуация…………………………………………………………………………….14
Сожительство 14
PACS (le pacte civil de solidarité) 15
Отношение французов к семье 16
Положение мужчин и женщин в семье 17
Государственная поддержка семей 17
Заключение ………………………………………………………………………………………...19
Источники………………………………………………………………………………………….20
Тем
не менее, постепенно многое стало изменяться
в жизни французской женщины. Повышался
ее умственный уровень, благодаря большому
распространению высшего женского образования;
даже среди мелкой буржуазии встречались
время от времени матери, которые, не пренебрегая
домашними заботами, отводили почётное
место в своей жизни воспитанию детей.
Что касается
религии, во Франции преобладал католицизм.
Но были и семьи, не принадлежащие ни к
какому вероисповеданию вообще. Большинство
католических семей воспитывали своих
детей согласно догмам этой веры; но такое
религиозное воспитание в большинстве
случаев было чисто внешним, заключающееся
почти исключительно в исполнении религиозных
обрядов.
Подтверждением этому может служить следующее весьма нередкое во Франции явление. Многие мужчины (реже женщины) не имели никакой религии, так называемые вольнодумцы (les libres penseurs). Нередко случалось, однако, что девушка не соглашалась выйти замуж, не венчаясь в церкви. Будущий муж, хотя и вольнодумец, соглашался на этот компромисс. Но этим дело не ограничивалось: невеста ставила условием, что если у них будут дети, их окрестят в католическую веру и, затем, по достижении ими назначенного для этого возраста, допустят к первому причастию.
Родители, не принадлежащие ни к какому вероисповеданию, воспитывали детей, внушая им гражданские доблести: любовь к правде, к справедливости, честности, исполнению долга, защите слабых. Конечно, подобное воспитание давалось детям лишь в редких семьях, среди интеллигенции. Большинство же, ограничивалось соблюдением внешних обрядов, а те, которые не исполняли и этих обрядов, возлагали обязанность на школу, дать детям нравственное и гражданское воспитание, заменяющее воспитание религиозное.
Итак, ранее ребенок не занимал особо важной позиции в семье. Сегодня же его положение кардинально изменилось. Он стал центром всего2.
Французы
чрезвычайно гордятся своими детьми
- отчасти потому, что уже многие
годы во Франции постоянно наблюдается
прогрессирующее снижение рождаемости.
Ради своих детей французы не останавливаются
ни перед какими жертвами. Особенно во
время каникул. Во Франции на любом пляже
есть школа плавания, которой руководят
пожилые инструкторы, бывшие чемпионы.
Рядом с бассейном - специальная детская
спортплощадка, где маленькие «уточки»
и «дельфинчики» учатся взбираться по
канату, делать кувырок с разбегу и проползать
сквозь длиннющую трубу.
Таким образом, французские дети вырастают
с твердым пониманием того, что они-то
и есть самое важное в жизни. Подтверждение
этому выводу они находят на каждом шагу:
за ними тщательнейшим образом ухаживают,
им охотно позволяют участвовать в разговорах
взрослых.
Французские
семьи стараются воспитать
Современная ситуация
Когда сегодня во Франции говорят о «семье», говорят, в основном, о людях, с которыми живут; даже если «семейные праздники» и «семейные обеды» собирают иногда очень много родственников. Семья – это по крайней мере два человека, живущих вместе в одном доме. 70% французов находятся в такой ситуации.
Законный брак - это брак гражданский, который регистрируется в мэрии. Брак религиозный, который может иметь место потом, стал менее частым: одна пара из двух сегодня оформляет свои отношения в церкви. Свадьба для французов – это повод для праздника. Традиционно, молодожены принимают подарки, часто выбранные по списку ими самими заранее («свадебный список»). Некоторые гости предпочитают дарить молодоженам поездку куда-либо в свадебное путешествие.
В
настоящее время совместная жизнь
в браке сохраняет свою популярность.
В 2002 году, 85% живущих вместе пар женаты.
И женятся поздно: в среднем женщины выходят
замуж в 28 лет, а мужчины в 30. До того, как
пожениться, французы часто живут вместе
(«свободный союз») без официальной регистрации
своих отношений.
Сожительство
В 1999г. в гражданский кодекс Франции было внесено понятие сожительства. Под ним понимается фактический союз, характеризуемый совместным ведением хозяйства на стабильной и непрерывной основе, заключенный между двумя лицами разного или одного пола, живущими в паре. Для признания факта сожительства во Франции не требуется заключение специального соглашения.
Сожительствующие
пары во Франции пользуются крайне
ограниченными правами, обусловленными
многими временными и иными обстоятельствами.
Они имеют определенные льготы по налогообложению,
право наследования аренды жилого помещения,
медицинская страховка одного партнера
распространяется на другого только в
случае, если последний находится в прямой
зависимости от первого. Несмотря на сильные
ограничения в признании все больше и
больше французов предпочитают не регистрировать
своих отношений, проживая совместно.
В возрасте до 26 лет у женщин и 28 у мужчин
сожительствующих пар больше, чем состоящих
в официальном браке. Но свободный союз
- это не только временное состояние до
свадьбы. Около 15% пар предпочитают такой
образ жизни (особенно в больших городах)
и около 43% детей рождается вне брака. Данная
тенденция схожа с другими европейскими
странами.
PACS (le pacte civil de solidarité)
В последнее время в семейное право были внесены значительные изменения. Французское законодательство идет по пути уравнения в правах мужчин и женщин. Внесены существенные изменения в понимание брака. В первоначальной редакции Гражданский кодекс не давал определения брака, а только в ст. 144 указывал, что "мужчина до достижения полных 18 лет, женщина до достижения полных 15 лет не могут заключать брака"3. В современном французском семейном праве взгляд на брачный контракт изменился коренным образом. Теперь он называется не брачный контракт, а пакт солидарности (PACS).
Следует отметить, что пакт гражданской солидарности является продуктом социальных требований гомосексуальных пар, добивавшихся получения защитного статуса на том же основании, что и гетеросексуальные пары. Для них PACS – единственная возможность создать семью, поэтому гомосексуальные пары празднуют его регистрацию, как заключение настоящего брака со свадебными платьями, памятными фотографиями и торжественными церемониями.
Законопроект о PACS очень долго обсуждался в парламенте, прежде чем был принят. За время, прошедшее после вступления закона в силу, PACS приобрел нешуточную популярность у молодых французов, около 40% из них – гетеросексуальные пары, не решившиеся вступить в полноценный брак.
Согласно ст. 515-1: "Гражданский пакт солидарности есть договор, заключенный между двумя лицами, достигшими психического совершеннолетия, различного пола или одного и того же для организации их совместной жизни". PACS радикально отличается от брака или зарегистрированного партнерства. Он предоставляет партнерам лишь некоторые экономические права, налоговые льготы, доступ к системе социального обеспечения, льготы по налогу на дарение и наследование, но главным образом по прошествии трех лет с момента подписания. Закон не предусматривает права на усыновление и удочерение детей, а также права на иммиграцию иностранного партнера. Для заключения пакта гражданской солидарности на территории Франции достаточно, чтобы хотя бы один из партнеров постоянно проживал во Франции. Наличие французского гражданства не является непременным условием заключения договора. Тем не менее, два иностранца, не могут заключить пакт, если оба временно пребывают во Франции.
Лица, заключившие такой пакт, признаются холостыми (незамужними). Попутно отметим, что, поскольку отношения в соответствии с пактом признаются гражданско-правовыми, а не семейными, совершенно необязательно, что лица одного пола, заключившие такой пакт, являются гомосексуалистами. Подобный пакт могут заключить, например, два студента, совместно снимающие квартиру на время учебы. Согласно ст. 515-2 ГК Франции, партнеры по пакту не должны состоять в близком родстве, ни один из партнеров не должен состоять в браке или другом пакте гражданской солидарности.
Пакт
гражданской солидарности заключается
в районном суде — в отличие
от брака, регистрируемого мэрией. Будущие
партнеры составляют договор, в котором
оговариваются условия
Пакт
гражданской солидарности наделяет партнеров
частью льгот, установленных законодательством
Франции для супругов, в первую очередь
в вопросах раздела имущества, наследования,
социального обеспечения. Однако это далеко
не все льготы, которые получили бы молодые
люди, если бы зарегистрировали брак. Тем
самым законодатель подталкивает участников
пакта к дальнейшему развитию и постепенному
переходу к полноценным семейным отношениям.
Отношение французов к семье
Вопросы
о семье возникают постоянно:
нужна она или вредна; обогащает
или поглощает. Во Франции существуют
специальные учреждения, политические
партии и газеты, которые регулярно проводят
опросы общественного мнения с целью выяснения
места семьи в сердцах французов. И это
вполне объяснимо, ведь молодёжь всё реже
вступает в брак, предпочитая просто жить
вместе, а если брак и заключён, то в одном
случае из трёх он распадается уже через
два года (до недавнего времени было соотношение
1: 4). К тому же и семейная жизнь теперь
не та, что прежде; достаточно посмотреть,
во что превратились завтраки, обеды, ужины,
бывшие раньше традиционными моментами
во французских семьях, когда за столом
могла встретиться вся семья. На сегодняшний
день это выглядит примерно так: после
наскоро проглоченного завтрака все убегают
на работу, в ясли, в школу. Днём каждый
питается в столовой. Ужин, когда вся семья
в сборе, часто проходит в молчании у телевизора,
который оказался сильнее пословицы “
когда я ем, я глух и нем.”
Тем не менее,
статистика показывает, что французы дорожат
семьёй. Складывается впечатление, что
в нынешнем переменчивом мире семья служит
пристанищем. Даже если современные молодые
родители теперь иначе смотрят на распределение
ролей внутри семьи, и семья имеет для
них не такое значение, как для предшествующего
поколения, сам институт семьи не ставиться
ими под сомнения. Так, ведущий французского
телевидения Жанн - Мари Кавада выпустил
телепередачу на темы: “ Существует ли
сейчас новое понятие супружеской пары?
”; “ Изменился ли язык любви у современной
молодёжи?“4 В ходе дискуссии выяснилось,
что большинство опрошенных вовсе не испытывают
страстных чувств, скорее даже избегает
их; верность, напротив, остаётся извечной
ценностью. Безумная, безрассудная любовь
ушла в прошлое, любовные отношения остаются
в рамках нежности.
Во
Франции всегда существовала подобная
этическая установка: совместная жизнь
надолго, а страсть - дело временное.
Молодёжь продолжает следовать традиции.
Таким образом, многие французы считают,
что семья необходима ребёнку; когда её
нет, он страдает.
Положение мужчин и женщин в семье
« В 21 веке огромное количество факторов привело к тому, что роль и положение мужчины в семье в западных странах изменилось. Мужественность и отцовство претерпевает значительные изменения. Это время перемен, отмеченное не только грандиозной свободой, но и грандиозной сложностью в отношениях между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми, открывает новые возможности для общения».5Современное французское общество отказывается от индустриального патриархата, основанного на превосходстве главы семьи и бесправности женщины (когда отец являлся непререкаемым авторитетом в семье, при этом практически не занимаясь детьми). «Мужчина больше не является «главой» семьи, который может распространять свою волю на других ее членов. Постепенно он уравнивается в правах со своей женой и детьми».6 Это не значит, что современный отец не имеет авторитета у своих детей, просто он зарабатывает его не страхом и угрозой наказания, а любовью и заботой. С самого раннего детства он старается принимать активное участие в воспитании ребенка.
Тем не менее, современное общество сосредоточилось на образе «хорошей матери», приуменьшая тем самым роль отца в воспитании детей. В сознании людей плотно засела мысль о том, что воспитанием занимается в основном женщина, мужчина же практически не принимает роль в этом процессе. На самом же деле, мужчина и женщина обладают одинаковыми правами по отношению к своим детям.
Нельзя говорить о равноправии полов во французской семье. Права женщин часто нарушаются. Две трети домашней работы приходится на женщину и, хотя мужчина и старается принимать некоторое участие, в основном эта «привилегия» сохраняется за женщинами. В настоящее время, большинство из них работает, чтобы прокормить семью.
Философ
Андре Конт-Спонвиль говорит о том, что
«нельзя добиться равноправия на работе,
если его нет дома». За одну и ту же работу
женщинам платят в среднем на 15 % меньше,
чем мужчинам. 60 % безработных – женщины.
80% женщин имеют неполную занятость.
При этом они находят время для занятий
домашним хозяйством, ухода за детьми
и пожилыми родителями.
Информация о работе Семья и особенности взаимоотношений мужчин и женщин во Франции