Семья и особенности взаимоотношений мужчин и женщин во Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 14:00, реферат

Описание работы

Французский этнолог и антрополог Клод Леви-Строс говорил: «Когда общество теряет культуру, семья становится, в социальном смысле, эманацией требований природы, с которыми приходится считаться, в противном случае никакое общество, как и человечество в целом, не могло бы существовать. Как учил Бэкон, природу победить можно не иначе, как подчиняясь ее законам. Поэтому общество должно признать семью»

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………. 3
Семья во французском обществе XVIII - начала XIX в………………………………………….3
Предпосылки «революции» в области морали и семьи 3
Авторитет и власть в семье 7
Внутрисемейные отношения 8
Место ребенка в семье 12
Современная ситуация…………………………………………………………………………….14
Сожительство 14
PACS (le pacte civil de solidarité) 15
Отношение французов к семье 16
Положение мужчин и женщин в семье 17
Государственная поддержка семей 17
Заключение ………………………………………………………………………………………...19
Источники………………………………………………………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

Семья(реферат).doc

— 192.00 Кб (Скачать)

 

 
Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Министерство  образования Московской области

 
«Новый  гуманитарный институт» 

Факультет иностранных языков

Кафедра лингвистики     
 
 

    Реферат

    по дисциплине «История, культура

    и география  Франции»

    Семья и особенности взаимоотношений мужчин и женщин во Франции     
 
 

      Работу выполнила  студентка Козлова А.С. 
II курс, группа 203

    Научный руководитель: 
ст.преподаватель Вишнякова Е.Г.

    
   
 
 
 
 
 

Электросталь, 2009 

    
 

Оглавление 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

    Введение 
     

    Французский этнолог и антрополог Клод Леви-Строс говорил: «Когда общество теряет культуру, семья становится, в социальном смысле, эманацией требований природы, с которыми приходится считаться, в противном случае никакое общество, как и человечество в целом, не могло бы существовать. Как учил Бэкон, природу победить можно не иначе, как подчиняясь ее законам. Поэтому общество должно признать семью»1.

    Семья, играя роль ячейки общества, является зеркалом, в котором отражаются социальные, правовые, демографические, культурные стороны жизни народа. Множество  семей разных социальных слоев составляют в целом общество и отражают сложную палитру системы общественных отношений. Реагируя на общественно-исторические перемены, семья развивается по особым, свойственным ей законам. Оставаясь будто бы неизменным, этот старейший общественный институт постоянно преображается в соответствии с общественными тенденциями более широкого масштаба.

    Изучение  семьи и брака у французов  имеет большую научную значимость. Это крупнейший народ Европы, вклад которого в сокровищницу мировой культуры не подлежит сомнению.

    Брачные отношения, любовь и семья любого народа, и французов в частности, - это к тому же большая сфера  частной жизни, личных отношений, в  которой многие грани культуры –  социальной и этнической – проявляют  себя на личностном уровне.

Организация семейной жизни, ее будни и праздники, принятые системы и способы воспитания детей, поведенческий код индивидов  – мужчин и женщин, старшего и  младшего поколений – важны для  понимания социальной, культурной, этнической истории народа.

    Семья является звеном, связующим настоящее с прошлым и будущим.  
 

    Семья во французском обществе XVIII – начало XX в.

Предпосылки  «революции» в  области морали и  семьи

    В XVIII веке произошли значительные перемены в отношении к браку, который принято называть традиционным, основанном на христианских идеалах. Этот век вошел в историю как блестящий, галантный, куртуазный, век рококо и изящных искусств.

    В начале столетия, в период Регентства (1715-1723), всего за несколько лет были поколеблены многие устои прежней морали под влиянием фактического главы государства и законодателя вкусов герцога Филиппа Орлеанского. Любитель и ценитель удовольствий, он предавался им сам и поощрял «освобождение» широких кругов дворянства и буржуазии от «груза прошлого». Жизненной целью многих, следовавших за герцогом Орлеанским, стало стремление к мирским наслаждениям; общепринятая мораль отрицалась и подвергалась насмешкам, религиозные догмы предавались забвению.

    Время Регентства скоро кончилось, но уроки свободы (libertinage) принесли свои плоды. Безмерная тяга  к удовольствиям в светском обществе, легкомыслие в поведении полов, цинизм по отношению к искренним чувствам многие десятилетия считались «хорошим тоном» - вплоть до кануна Революции конца XVIII в.

    В 40-е годы XVIII в. и в просвещенных кругах французского общества, далеких от нравов двора, довольно быстро изменились воззрения в области морали. Мораль перестала соотноситься с религиозными постулатами. Она, согласно философии Просвещения, была порождена не религией, а собственно человеческой природой. М.-Ф.А. Вольтер высказывал мысли об относительной ценности некоторых моральных устоев и их вполне преходящем характере. К таковым он, например, относил супружескую верность. А вот обязанность чтить отца и мать он считал абсолютно необходимой для всех эпох и народов.

    Заметно различались взгляды просветителей  на роль женщины в семье. Вольтер  признавал за ней полной равноправие  с мужчинами в умственном, физическом и других отношениях. Монтескье считал, что в общественной жизни статус женщины занижен, они могут быть полезны на государственных постах, но в семье должны занимать второстепенное  положение. По мнению Руссо, женщина не может считаться равной с мужчиной в браке, потому что она физически слабее и основной доход приносит в семью мужчина. Дети должны подчиняться отцу, так именно от него они получают все, в чем нуждаются. Вот, что говорит Руссо о супружеской верности: «Муж должен иметь право надзора за поведением своей жены, потому что для него важно быть уверенным в том, что дети, которых он вынужден признавать и кормить, не принадлежат кому-нибудь другому.  Женщина, которой не нужно опасаться ничего подобного, не имеет таких же прав по отношению к своему мужу». По утверждению Руссо, в целом женщины ниже мужчин по своим умственным и моральным качествам, тем не менее, как он считал, ситуацию можно улучшить, если давать женщинам «лучшее воспитание». То есть Руссо считал, что женщина обязана посвятить себя семье и мужчине, быть просвещенной, правильно воспитанной и знающей свое место в семье. Она призвана исполнять роль соратницы и верной подруги своего мужа, матери, «правильно» воспитывающей своих детей.

      Вопросы морали, взаимоотношений  в семье занимали огромное  место в идейной жизни Франции  второй половины XVIII – начале XIX в. Данные вопросы были не только предметом размышлений философов, но и темой выступлений политических деятелей, обязательным содержанием речей в Академии, сюжетом литературных произведений и философских отступлений писателей.

    Конец XVIII – начало XX в. в истории  Франции – время больших исторических свершений, эпохальных по своей значимости событий. Французское общество за небольшой исторический срок переживает ряд революций (1789, 1830, 1848, 1870, 1871), крушение одной из самых блестящих монархий Европы, различные политические режимы и формы правления, наконец, войны, среди них такие крупномасштабные, как наполеоновские. Все это оказывает огромное влияние на политическую, социально-экономическую жизнь общества, на его представления об идеях и религиозности. Существенные изменения претерпевает и один из важнейших институтов государства – семья.

    Глобальным  событием истории XVIII в. явилась Великая французская революция (1789-1795). Она произвела радикальную ломку не только в сфере социально-экономических отношений. Это была также революция в области представлений, системы ценностей и человеческих отношений. Были сделаны попытки внести кардинальные изменения в основы семьи путем переосмысления прежде всего ее статуса с точки зрения новой идеологии. Конституция 1791 г. провозгласила: «Закон смотрит на брак как на гражданский договор». Брак, бывший одним из таинств церкви и находившийся в ее компетенции в течение веков, стал светским делом, утрачивая в представлении современников свой сакральный характер. Это «облегчило» отношение к браку в период революционных событий: как к его заключению (что привело к увеличению числа браков), так и к святости его уз. Логическим завершением этой тенденции был удар, нанесенный одному из основных принципов церковного брака – его нерасторжимости. 20 сентября 1792 г. французское государство разрешило развод, что позднее вошло в Гражданский кодекс 1804 г.

    Революция, провозгласившая идеи равенства, свободы  и братства, логично распространила их и на семью, дав толчок развитию свободомыслия в отношении детей к родителям, между супругами, реабилитировав незаконнорожденных, предоставляя равные возможности наследования между детьми. Рухнула идея субординации и иерархической подчиненности как основная в социальном порядке, когда власть монарха в стране традиционно сравнивалась с властью отца-патриарха в семье. Современники отмечают прямую связь падения монархии и авторитарной власти отца в семье.  Высказывались идеи общественного воспитания детей. Сам император Наполеон Бонапарт настаивал на том, чтобы задачи обучения (в том числе профессионального), определения жизненного пути и даже брачного выбора детей принадлежала государству. В годы I Республики (1792-1804) гонения на церковь усилились. Законом от 21 февраля 1795 г. церковь была отделена от государства. Она лишилась права отправлять культ, в том числе  относящийся к церемониям, связанным с  основными этапами жизни семьи. В противовес утверждавшемуся веками венчанию была разработана светская церемония бракосочетания.

    Долгожданная, хотя и недолгая стабилизация в стране началась с приходом к власти Наполеона I , возглавившего с 1799 г. республику, а позднее империю (1804-1814). Интерес власть предержащих к вопросам семьи в этот период усилился и приобрел иной характер, чем в предшествующие годы. Законодатели, разрабатывающие новый Гражданский кодекс, призывают «щадить прежние обычаи», «связать нравы с законами и распространить семейное начало»; семья признается основой общества. Семья и семейные интересы теперь не противопоставляются гражданскому долгу, напротив, именно семья называется «малым отечеством», посредством которого «привязываются к большому отечеству». Теперь отношение к семье становится более благоприятным.

    Тем  не менее, революционные события  конца XVIII  в., наполеоновские войны, политические столкновения не могли не наложить отпечаток на семье. Были понесены большие людские потери, причем в основном мужчин. Это привело к дисбалансу мужского населения, в том числе и на «брачном рынке». В условиях недостатка женихов, ослабления религиозного влияния целое поколение женщин проявляло большую активность в поведении при выборе брачного партнера, отбрасывая предрассудки. Прежние моральные нормы оказались значительно поколеблены. Статус невест был понижен, соответственно возросло количество браков-мезальянсов, где социальное положение жениха было несколько ниже, чем невесты; значительное же число женщин так и не нашли себе супруга. 

    II Реставрация (1815-1828) была временем, которое адаптировало социальные и политические перемены, обрушившиеся точно шквал в революционные годы. Возвращение к власти роялистов (сначала Людовика XVIII, а затем Карла IX) означало обращение к некоторым прежним, дореволюционным ценностям. Усиливается влияние религиозных идей. В результате частичного восстановления авторитета церкви и энергичных действий духовенства был отменен закон о разводе (1816).

    Несмотря  на некоторые успехи в восстановлении дореволюционных идей в отношении семьи, достигнутые в значительной степени благодаря деятельности церкви, были живучи многие представления, воспринятые обществом в годы революции, изменились нормы внутрисемейных отношений, активизировалось участие женщин в политической и культурной жизни страны.

    Революция 1830 г. знаменовала новый этап в  развитии Франции по буржуазному  пути. Установилась так называемая буржуазная монархия, во главе которой встала крупная финансовая олигархия. К этому времени относится возникновение во Франции социалистической партии, распространение идей проповедников переустройства общества – Сен-Симона, Фурье, Луи Блана, «Общества времен года» Огюста Бланки.

    Взгляды идеологов социализма и коммунизма по вопросам семьи, брака, роли женщин не были одинаковыми. Так сенсимонистское  крыло, а также феминистки ратовали за изменение самого института семьи  на демократических началах, за его модернизацию, за равенство полов в браке, за соблюдение моногамии в брачных отношениях, за право женщин на равное с мужчинами образование, за введение развода. Христианские социалисты, последователи Ламеннэ и Прудона, провозглашали незыблемость постулата о неравенстве полов. Прудон особенно настаивал на превосходстве мужского пола над женским. Коммунисты вообще подвергали сомнению будущее семьи, ополчившись на буржуазный брак.

    В широкие массы доносилась критика  социалистами и коммунистами семьи и буржуазного брака в широком смысле слова, а также прежних (в первую очередь религиозных) устоев, на которых основывалась семья. Рабочие сильнее других общественных слоев на деле отрицали официальный брак, не удосуживаясь во многих случаях ни зарегистрировать его в мэрии, ни предстать перед алтарем. И, хотя в их среде брак был распространенным явлением, он характеризовался неустойчивостью и часто расторгался.

    Новая волна политического возбуждения  в стране привела к революции в феврале 1848г., в результате которой монархию сменила II республика. Однако большая часть общества воспринимала социалистические идеи  как угрозу порядку, нравственности и семейному началу. Именно эти опасения побудили префекта полиции Карлье создать «Общество 10 декабря», выступавшее в защиту религии, труда, семьи и собственности, против идей социализма, особенно в вопросах частной и семейной жизни.

Информация о работе Семья и особенности взаимоотношений мужчин и женщин во Франции