Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 14:00, реферат
Французский этнолог и антрополог Клод Леви-Строс говорил: «Когда общество теряет культуру, семья становится, в социальном смысле, эманацией требований природы, с которыми приходится считаться, в противном случае никакое общество, как и человечество в целом, не могло бы существовать. Как учил Бэкон, природу победить можно не иначе, как подчиняясь ее законам. Поэтому общество должно признать семью»
Введение……………………………………………………………………………………………. 3
Семья во французском обществе XVIII - начала XIX в………………………………………….3
Предпосылки «революции» в области морали и семьи 3
Авторитет и власть в семье 7
Внутрисемейные отношения 8
Место ребенка в семье 12
Современная ситуация…………………………………………………………………………….14
Сожительство 14
PACS (le pacte civil de solidarité) 15
Отношение французов к семье 16
Положение мужчин и женщин в семье 17
Государственная поддержка семей 17
Заключение ………………………………………………………………………………………...19
Источники………………………………………………………………………………………….20
Семьи буржуазии и близких к ней по достатку и образу жизни слоев, а также богатых ремесленников составляли довольно большую прослойку населения. Однако в XVIII в. семьи так называемого среднего достатка не представляли собой определенного слоя с единым образом жизни.
Стиль их жизни был ориентирован на высшие слои общества, во всяком случае, в отношении того, что являлось их внешними характеристиками. Внутрисемейные же отношения отличались от дворянских. Семьи этого слоя были в целом, пожалуй, гораздо сдержаннее, чем аристократия. Женщины часто отличались набожностью.
В небогатых районах Парижа, где проживали мелкие буржуа и рантье, жизнь была ощутимо регламентирована представлениями о приличиях, строгой нравственности и скована многими, порой устаревшими к тому времени предрассудками.
Экономические порядки развивавшегося буржуазного общества, и в частности характерная для Франции система государственных (пожизненных) рент, породили в общественной и семейной жизни в XVIII в. своеобразное явление - рантье. Рантье - люди, доверившие государству свои деньги за право пользования и наследования, и получающие фиксированный процент с этой суммы. Заключение с государством такого договора часто вело к безбрачию (человек не мог принести свой капитал/приданое в совместное распоряжение с супругом) и отдалению от родственников.
Когда доминирующие позиции в обществе заняла буржуазия, семейный уклад жизни этого слоя становится своего рода лицом эпохи, а к середине XIX в. воспринимается многими как престижный. Размеренная, разумно устроенная жизнь становится идеалом для небогатых буржуа, мелкого чиновничества и близких к ним слоям населения. Хорошая жена в семьях среднего и скромного достатка - расчетливая и экономная хозяйка, порой сама ведущая хозяйство.
Влияние христианских добродетелей на быт буржуазной семьи в течение всего рассматриваемого периода был гораздо сильнее, чем на семьи других городских слоев общества. Религиозность была таким же признаком хорошего воспитания, как и хорошие манеры. Понятие супружеской верности являлось большим императивом для женщин, чем для мужчин. В число женских добродетелей входило "закрывать глаза" на любовные похождения мужа, сохраняя семейный мир и целостность самой семьи. Впрочем, нарушение супружеской верности не было исключением и для женщин из буржуазной среды.
XVIII - первая половина XIX в. - время, когда экономические блага капиталистического строя распространялись далеко не на всех. Неимущие слои общества жили подчас не просто в бедности, а в нищете. Так, описывая жизнь парижского предместья Сен-Марсель, автор середины XVIII в. отмечает, что люди как будто отстали от состоятельных парижан на три столетия в отношении нравов и знаний. Недостаток, голод, постоянные переезды из-за неуплаты за жилье приводили к напряжению в отношениях между членами семьи. Для них были весьма характерны грубость и ссоры, которые "становятся здесь общим достоянием, и жена, недовольная своим мужем, говорит об этом на улице, отдает свое дело на суд народа, собирает всех соседей и доводит до всеобщего сведения постыдное поведение своего мужика. Спор между супругами завершается обычно кулачной расправой, а к вечеру, когда лицо одного из них в достаточной мере украшено синяками и царапинами, они мирятся". Жизнь бедных семей зачастую осложнялась из-за многодетности и пьянства, чаще всего отца. Разумеется, нет достаточных оснований утверждать, что в подобных семьях царили только такие отношения. Вероятно, в каких-то из них они были спокойными и доброжелательными.
Сведений о том, как строились отношения внутри крестьянских семей, немного, поскольку они не были предметом изучения современников. Важной семейной доминантой, во многом определявшей строй крестьянской семьи, был авторитет мужа-отца. В XIX в. появляются некоторые новые черты внутрисемейных отношений. Крестьянство все более активно начинает приобретать бумаги государственной ренты, рассчитывая на этот доход в старости. Ценные бумаги были формой накопления капитала супружеской четой, ими также распоряжался муж. Хорошим хозяином считался экономный, бережливый, заботящийся не только о рациональном использовании имеющегося, но и об увеличении благосостояния семьи.
В раннем возрасте братья и сестры в крестьянской семье, как правило, дружили, а старшие опекали и заботились о младших. Впоследствии отношения складывались по-разному. Они порой обострялись из-за имущественных вопросов, особенно если кто-то ощущал себя в проигрыше при разделе, который происходил обычно путем жеребьевки. Впрочем, братья и сестры, выросшие в одной крестьянской семье, поддерживали довольно тесные отношения. Распространена была родственная взаимопомощь. Добившийся значительного имущественного и общественного положения помогал менее удачливым, а перебравшиеся в город не только навещали родственников в деревне (например, на праздники, семейные торжества, воскресные дни), но и помогали племянникам, одалживали деньги нуждавшейся семье брата или сестры. Поддерживались и родственные связи с двоюродными и троюродными братьями и сестрами, дядьями и тетками, бабками и дедами. Родственники, жившие в одной (или соседней) деревне, собирались вместе не только по случаю каких-либо знаменательных событий - свадеб, крестин, похорон, праздников и т.п., но и, например, по поводу несчастного случая, тяжелой болезни кого-то из них, неожиданного происшествия. Осенью и зимою обычны были посиделки, собирались, как правило, в доме самого состоятельного из родственников. Женщины занимались рукоделием, а мужчины рассуждали об урожае, ценах, политике, иногда читали вслух газеты. На такие вечера приходили также друзья из соседних сел. Старшие родственники пользовались большим уважением, им предоставлялись лучшие места - у очага, у свечи.
Для решения вопросов, имевших большое значение для всех родственников, иногда организовывалось некое подобие семейного совета. В числе общих дел могло быть, например, опекунство над детьми, оставшимися сиротами. Человек, избранный опекуном, обычно из старшего поколения, старался строго соблюдать интересы своего подопечного, иногда вразрез с волей и намерением других родственников.
Свои особенности имели отношения в семьях рабочих. Главой семьи здесь являлся муж, который, как показывают источники, нередко злоупотреблял своей властью. Много работая, он приносил в семью основные средства, на которые существовали домочадцы; возвращаясь с работы уставшим, редко занимался воспитанием детей. Современники не раз отмечали, что за женами рабочих утвердилась слава плохих хозяек. Это объяснялось их ранним уходом из родительской семьи, когда они еще не приобрели навыков самостоятельной жизни. Недостаток внимания со стороны родителей, не давших им должного воспитания и не обучивших домоводству (в том числе и приготовлению пищи) приводил к тому, что им сложно было создать домашний уют, экономно расходовать деньги. Неумелость жен была одной из причин недовольства мужей, которые возвращению домой после трудового дня порой предпочитали проведение досуга в каком-либо другом месте. Семейная касса в рабочих семьях, как правило, находилась у жены, которая вела хозяйство, из нее она каждое утро выдавала небольшую сумму мужу на обед. Однако часто мужчины старались утаить от жены какую-то часть заработка, чтобы тратить ее по своему усмотрению, в том числе на развлечения. Зная уловки мужей, жены часто приходили встречать их в день получки к воротам завода или фабрики.
По-разному относились рабочие и к вопросу о верности. Иногда измены со стороны мужа ничего не меняли в жизни семьи; случалось, однако, что они покидали свою жену и детей. В больших городах получили распространение нерегистрированные семьи, которые не отличались крепкостью. Это отчасти было связано и со спецификой некоторых рабочих профессий, требовавших частых перемещений, например, строителей и других. Среди причин, по которым так называемые свободные союзы были распространены среди рабочих, прежде всего экономических, - нежелание мужчин обременять себя созданием собственного хозяйства и иметь какие-либо конкретные обязательства перед женой (сожительницей). С середины XIX в. появилась особая разновидность пар, состоящих в свободном союзе - француженок с рабочими-иностранцами, особенно из Швейцарии и Германии. Официальное оформление таких союзов, а также признание родившихся детей, были затруднены многими формальностями. Как и официальные семьи, они отличались многодетностью.
Отношения в рабочих семьях складывались более или менее благополучно, если имелась постоянная работа, если муж (а иногда и жена) не злоупотреблял спиртными напитками.
Несмотря на легкость, с которой во Франции того времени можно было найти партнера для совместной жизни, все же подавляющее большинство холостых людей стремились к заключению законного брака, который символизировал респектабельность и состоятельность личности. Отношение общества к людям, не образующим семью (особенно к женщинам), было в целом отрицательным. Статус женщин вне брака рассматривался как изьян и даже как предпосылка к пороку, вызывал подозрительность. Существовали, однако, категории лиц, не осуждавшиеся за безбрачие. К ним относились люди, имевшие серьезные физические или психические недостатки, избравшие для себя монашество, мужчины, принявшие религиозный сан, а также женщины, посвятившие себя воспитанию младших сестер и братьев, оставшихся сиротами. Иногда дворянские девушки, в особенности старинных родов, отказывались от брака, чтобы оставить все состояние брату или племяннику для продолжения знатной фамилии. Некоторые женщины не смогли выйти замуж из-за отсутствия или недостаточности приданого, или из-за того, что их родители не дали согласия на брак с претендентом более низкого социального статуса.
На протяжении последних десятилетий XVIII - начала XX в. претерпели трансформации многие аспекты брачно-семейных отношений во Франции. Произошло становление брака как союза людей нового типа: он стал светским договором. Позиции церкви, как в вопросах заключения брака, так и главным образом в сфере семейной морали были существенно поколеблены, хотя и не совсем утратили своего значения. Важным моментом и отчасти следствием секуляризации брака было появление развода, а также большого количества фактически распавшихся семей. Из-за ослабления представлений о святости семейных уз довольно широко распространились (в городе) внебрачные связи и формы союзов, параллельные легитимной семье, нерегистрированные браки (прежде всего у рабочих). Многие характеристики брака претерпели эволюцию, шедшую в целом в демократическом направлении. Так, например, выбор партнера постепенно все более зависел от воли самих вступающих в брак, рушилось представление о непререкаемости родительского авторитета в этом вопросе, что нашло свое выражение в законодательстве более позднего периода. Снижался возраст первого вступления в брак у представителей разных социальных слоев, что нередко было связано с возраставшей самостоятельностью молодежи.
Перемены
коснулись и внутрисемейных отношений:
патерналистский, авторитарный принцип
в большинстве французских семей явно
или не столь открыто уступал место эгалитарному
(основанному на равенстве). Рос статус
женщин в обществе и семье, повышалась
личностная ценность ребенка.
Место ребенка в семье
Вопрос семейного воспитания тесно связан
с вопросом о воспитании общественном,
так как с самого первого дня рождения
ребёнок во Франции мог воспитываться
и часто воспитывался вне семьи. Как только
ребёнок рождался, его отправляли на воспитание
в деревню. Оставался он там до 1,5 - 2х и
часто 3х лет. Родители, не желающие расставаться
со своими детьми, относили их на день
в воспитательные заведения для грудных
детей, так называемые “ ясли “ (creches).
Там дети оставались целый день. Принимали
детей в ясли не моложе 2х недель и не старше
2,5 лет. Начиная с 3х лет, иногда даже раньше,
ребёнок мог поступить в так называемую
материнскую школу (детский сад) (l’école
maternelle). Там он оставался лет до шести.
Школы эти были бесплатны, следовательно,
общедоступны.
С 6–ти лет обучение становилось обязательным
для детей обоего пола. Ребёнок переходил
в бесплатную начальную школу, которая
содержалась на казённый счёт (l’école primaire).
Он оставался в этой школе до 12 лет, после
чего сдавал экзамен, завершающий первоначальное
обучение. После этого экзамена обучение
переставало быть обязательным.
С 12, 13 лет рабочие посылали своих детей
в мастерские обучаться какому-нибудь
ремеслу и с 12 - 18 лет, иногда даже раньше
- лет с 16, молодёжь начинала зарабатывать
на хлеб самостоятельно. Родители, не желающие
отдавать детей в мастерские, могли отправлять
детей поступать в дополнительные классы
начальной школы. Затем, с 15 - 16 лет они
могли поступать или в профессиональную
школу или в учительскую семинарию. Среднее
сословие и интеллигенция начальным школам
предпочитали часто средние учебные заведения
(Collèges et lycées). В эти заведения дети поступали
с 5 лет и оставались в них обычно до 17 -
18 лет. После окончания таких заведений
родители стремились мальчиков определить
в высшие закрытые учебные заведения,
например: L’école Normale, L’école Polytechnique. Для
девочек существовали менее закрытые
учебные заведения, такие как женские
гимназии (les lycées des jeunes filles).
Домашнее обучение детей мало было распространенно во Франции, так как дети рано начинали посещать школу. Редким явлением были матери - педагоги. Они встречались среди интеллигенции, но и там, конечно, детей не начинали слишком рано учить чтению. Матери развивали их разговорами, объяснениями, предметными уроками, не систематично, а лишь когда этому представлялся удобный случай. В богатых семьях встречались иногда гувернантки, но они больше присматривали за детьми и отводили их в платную школу. Отец считался главой семейства. Его авторитет безусловно признавался детьми. Мать, хотя и имела влияние на детей, но так как она склонна была к тому, чтобы баловать детей, то обхождение детей с ней было более свободное.
Французская
женщина, являясь хорошей хозяйкой,
умела вести дом сообразно
заработкам мужа. Мужу, как работающему
человеку, жена старалась устроить
всё так, чтобы он, возвращаясь домой,
мог отдохнуть, чтобы всё было в порядке
и дети не беспокоили отца. Французские
отцы не любили вмешиваться в хозяйство
и в занятия с маленькими детьми. Это было
делом матери, которая принимала эту обязанность
добровольно и исполняла её добросовестно.
При этой неустанной работе по хозяйству
французская женщина никогда не пренебрегала
и собственным туалетом: она всегда была
изящно одета и мило причёсана. Уход за
детьми, когда они воспитывались дома,
тоже входил в обязанности матери. Мать
рано приучала их к чистоте, опрятности
и порядку. Иметь прислугу было очень дорого,
она нанималась лишь в богатых семьях
или там, где было много детей. Вследствие
этого, детей рано приучали обходиться
без посторонней помощи. Четырёх - пяти
- летние дети уже начинали умываться и
одеваться сами. Французский ребёнок вообще
был благовоспитан и эта благовоспитанность
- последствие привычек, привитых с малолетства.
Так как во французской семье родители
всегда были заняты каждый своим делом,
то они старались воспитать детей таким
образом, чтобы они не мешали стройному
ходу жизни, то есть, не требуя, чтобы ими
постоянно занимались.
На что можно обратить
внимание в большинстве французских семей?
Когда ребёнок был грудным, мать добросовестно
ухаживала за ним, так как в это время воспитание
было исключительно физическим. Когда
же в ребёнке лет 3 - 4х начинало проявляться
любопытство ко всему окружающему, когда
он обыкновенно забрасывал вопросами:
зачем? почему? как? и т. д., воспитание должно
было измениться, и умная интеллигентная
мать не отказывалась от предоставленного
ей случая удовлетворить естественную
любознательность своего ребёнка. К сожалению,
во Франции было немного таких матерей.
Они встречались, в основном, среди интеллигенции.
Информация о работе Семья и особенности взаимоотношений мужчин и женщин во Франции