Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 11:17, реферат
Наше время особенное. Сейчас на психику, на клетки головного мозга постоянно воздействуют потоки самой разнообразной, подчас ненужной, а порой и вредной информации - это с одной стороны, а с другой - в сутках не хватает часов, чтобы по-настоящему разобраться во всем, что врывается к нам в мозг по каналам органов восприятия.
Введение…………………………………………………………………………………2
1.Теоретико-методологические основы изучения саморегуляции и самозащиты…....5
2. Определение саморегуляции и самозащиты………………………………………….7
3. Виды саморегуляции……………………………………………………...……………8
4. Уровни саморегуляции………………………………………………………………..8
5.Личностная саморегуляция и ее развитие……………………………………………12
6.Методы саморегуляции……………………………………………………………….18
7.Самозащита…………………………………………………………………………….20
7.1. Психологическое нападение………………………………………………………..20
7.2. Механизмы психологической самозащиты………………………………………..22
8.Примеры проявления психологической защиты и ее последствия………………..29
Заключение……………………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………………32
Приложение……………………
Механизмы психологической самозащиты
Этими механизмами являются: отрицание,
проекция, регрессия, замещение, вытеснение,
интеллектуализация, формирование реакции,
компенсация. Некоторые из защитных механизмов
выделяются как однозначные, другие представляют
собой кластеры из нескольких вариантов
защитных стратегий, близких по психологическому
содержанию.
Отрицание – механизм, посредством
которого отрицаются некоторый причиняющий
страдания опыт, некоторые импульсы или
стороны себя. Информация, противоречащая
установкам, не принимается.
Особенности защитного поведения: эгоцентризм,
внушаемость и самовнушаемость, общительность,
стремление быть в центре внимания, оптимизм,
непринужденность, дружелюбие. А также
умение внушить доверие, уверенная манера
держаться, жажда признания, самонадеянность,
жалость к себе, обходительность, готовность
услужить, аффективная манера поведения,
пафос, легкая переносимость критики и
отсутствие самокритичности.
Проекция – механизм приписывания
окружающим различных негативных качеств,
мыслей, чувств, что формирует рациональную
основу для непринятия других и принятия
на этом фоне себя.
Особенности защитного поведения: гордость,
самолюбие, эгоизм, злопамятность, мстительность,
обидчивость, уязвимость, обостренное
чувство несправедливости, заносчивость,
честолюбие, подозрительность, ревнивость,
враждебность, упрямство, несговорчивость,
нетерпимость к возражениям, тенденция
к уличению окружающих, поиск недостатков,
замкнутость, требовательность к себе
и к другим, стремление достичь высоких
показателей в любом виде деятельности.
Регрессия – избегание субъектом
тревоги путем возвращения к онтогенетически
более незрелым формам поведения и удовлетворения
потребностей.
Особенности защитного поведения: слабохарактерность,
податливость чужому влиянию, неумение
доводить дело до конца, легкая смена настроения,
плаксивость, в эмоционально напряженной
ситуации повышенная сонливость и неумеренный
аппетит, манипулирование мелкими предметами,
непроизвольные движения (потирание рук,
кручение пуговиц и т.д.), специфическая
“детская” мимика и речь, склонность
к мистике и суевериям, обостренная ностальгия,
непереносимость одиночества, потребность
в стимуляции, контроле, подбадривании,
утешении, поиск новых впечатлений, умение
легко устанавливать поверхностные контакты.
Замещение (смещенная
агрессия) - механизм снятия напряжения
путем переноса агрессии с более сильного
или значимого субъекта (являющегося источником
гнева) на более слабый и доступный объект
или на самого себя.
Особенности защитного поведения: требовательность
к окружающим, скандальность, раздражительность,
вспыльчивость, реакции протеста в ответ
на критику, отсутствие чувства вины, просмотр
соревнований или занятия боевыми видами
спорта (бокс, борьба и т.д.), предпочтение
литературы и фильмов со сценами насилия
(боевики и т.д.), приверженность к деятельности,
связанной с риском; тенденция к доминированию
(может сочетаться с сентиментальностью).
Вытеснение (подавление) – механизм,
посредством которого неприятные эмоции
блокируются посредством забывания реального
стимула и всех объектов и обстоятельств,
связанных с ним. Это универсальное средство
избежать внутреннего конфликта путем
устранения из сознания социально нежелательных
стремлений, влечений, желаний. Однако
вытесненные и подавленные влечения дают
о себе знать в невротических и психосоматических
симптомах (например, в фобиях и страхах).
Вытеснение считается примитивным и малоэффективным
механизмом психологической защиты по
следующим причинам:
1) вытесненное все-таки прорывается в
сознание;
2) неразрешенный конфликт проявляется
в высоком уровне тревожности и чувстве
дискомфорта.
Почему социально нежелательные влечения,
желания, мысли вытесняются из сознания?
Вытеснение активизируется в случае возникновения
желания, которое вступает в противоречие
с другими желаниями индивидуума и несовместимо
с этическими взглядами личности. Вследствие
конфликта и внутренней борьбы мысль и
представление (носитель несовместимого
желания) вытесняются, устраняются из
сознания и забываются.
Какое влияние на психику оказывают вытесненные
стремления и желания?
На первый взгляд кажется, что, устраняя
из сознания нежелательные идеи, мы избавляемся
от неудовольствия. Но, как писал З.Фрейд,
"...в бессознательном вытесненное желание
продолжает существовать: оно может активизироваться
и вызвать дискомфорт и нарушения в психике".
Особенности защитного поведения: бессознательное
избегание ситуаций, которые могут стать
проблемными и вызвать страх (например,
полеты на самолете, публичные выступления
и т.д.), неспособность отстоять свою позицию
в споре, соглашательство, покорность,
робость, забывчивость. По мнению З.Фрейда,
на невротика в процессе лечения действуют
две силы, направленные друг против друга:
с одной стороны, его сознательное стремление
вспомнить забытое, а с другой - сопротивление,
которое мешает вытесненному и его производным
вернуться в сознание. Такое стремление
не допустить в сознание вытесненные неосознанные
желания и мысли во время психоаналитических
сеансов проявляется в сопротивлении
психоаналитику (критика в адрес врача,
отказ сообщать нужные сведения и т.п.).
"Если сопротивление равно нулю или
очень незначительно, то забытое без перекручивания
и извращения попадает в сознание.
Интеллектуализация
– механизм подмены чувственной основы
логическими резонами, предполагает произвольную
схематизацию и истолкование событий
с целью сформировать чувство субъективного
контроля над ситуацией.
Особенности защитного поведения: старательность,
ответственность, добросовестность, самоконтроль,
склонность к анализу и самоанализу, основательность,
осознанность обязательств, дисциплинированность,
любовь к порядку, предусмотрительность,
индивидуализм.
Реактивные образования
Ego (Я) может принимать меры безопасности
против осознания социально нежелательных
импульсов и желаний с помощью формирования
противоположных реакций (реактивных
образований).
Реактивные образования - это замена Ego
нежелательных тенденций на противоположные.
Например, преувеличенная любовь ребенка
к матери или к отцу может быть результатом
превращения социально нежелательного
чувства - ненависти к родителю. Ребенок,
который был агрессивным к родителю, развивает
по отношению к нему исключительную нежность
и беспокоится о его безопасности; ревность
и агрессия трансформируются в бескорыстие
и заботу о других. "Создавая навязчивые
ритуалы и принимая предохранительные
меры, ребенок защищается от любой вспышки
своих агрессивных импульсов".
Мальчик, которому очень нравится девочка,
вдруг ощущает и проявляет ненависть и
агрессию к ней. Определенные социальные
и внутриличностные запреты на проявление
некоторых чувств (например, мальчик боится
проявлять свою симпатию к девочке) приводят
к формированию противоположных тенденций
- реактивных образований: симпатия превращается
в антипатию, любовь - в ненависть и т.п.
Рационализация - это псевдорациональное
объяснение человеком собственных стремлений,
мотивов действий, поступков в действительности
вызванных причинами, признание которых
угрожало бы потерей самоуважения. Самоутверждение,
защита собственного "Я" - основной
мотив актуализации этого механизма психологической
защиты личности.
Когда девушка бросает парня, он может
изменить свое отношение к ней, рационализируя,
что она не так уж и хороша ("А характер
какой ужасный!.."), и это помогает ему
пережить трудную ситуацию.
Если я обидел своего знакомого, я защищаюсь,
оправдывая свои действия тем, что он сам
заслужил такое обращение ("Ведь он,
негодяй, сколько подлости людям сделал").
И мне от такого объяснения (рационализации)
становится легче, совесть не мучает, мое
"Я" и моя самооценка защищена.
Субъект, который оказался несостоятельным
что-то сделать, часто объясняет свой неуспех
внешними обстоятельствами, недоброжелательным
отношением других людей, а не собственным
бессилием. А когда человек не достигает
взаимности в отношениях с другими людьми,
то наделяет их отрицательными чертами.
Наиболее яркие феномены рационализации
получили название "зеленый (кислый)
виноград" и "сладкий лимон":
Феномен "кислый (зеленый) виноград"
- это своеобразное обесценивание недосягаемого
объекта. Если невозможно достичь желаемой
цели или завладеть желанным предметом,
человек обесценивает их наделяет отрицательными
чертами.
Защита типа "сладкий лимон" - это
преувеличение ценности того, что имеешь
(по известному принципу - "лучше синица
в руке, чем журавль в небе").
Рационализация - это объяснение человеком
собственных намерений и стремлений в
целях самооправдания и самоутверждения.
Истинные мотивы при этом не осознаются,
поскольку осознание их (если они являются
социально нежелательными) привело бы
к потере самоуважения.
Поражает то, что когда бы человека ни
спросили, почему он поступил именно так,
а не иначе, его мотивы (по мнению человека),
как правило, оказываются "хорошими".
Вследствие действия этого механизма
психологической защиты человек редко
признает свои намерения аморальными.
Рационализация актуализируется тогда,
когда человек боится осознать ситуацию
и стремится скрыть от себя тот факт, что
в своих действиях он руководствовался
социально нежелательными мотивами. Мотив,
который лежит в основе рационализации,
заключается в том, чтобы объяснить поведение
и в то же время защитить образ "Я".
Компенсация - попытка исправления
или замены объекта, вызывающего чувство
неполноценности, нехватки, утраты (реальной
или мнимой).
Особенности защитного поведения: поведение,
обусловленное установкой на серьезную
и методическую работу над собой, нахождение
и исправление своих недостатков, преодоление
трудностей, достижение высоких результатов
в деятельности.
К этому следует также отнести серьезные
занятия спортом, коллекционирование,
стремление к оригинальности, склонность
к воспоминаниям, литературное и другое
творчество.
Примеры проявления
психологической защиты и ее последствия
Типичные случаи,
после которых проявляются
В этих и многих
других случаях человек становится
обостренно чувствительным к психологической
боли и выстраивает хитроумные защиты,
чтобы избежать психологической
боли. Однако это не меняет жизнь
в лучшую сторону, поскольку человек
приспосабливается к проблеме, но
не решает ее.
Каковы последствия
психологических защит, если не решать
психологическую проблему?
1. Сначала теряется
адаптивность поведения, т.е.
2. Далее дезадаптация возрастает. Могут возникать психосоматические заболевания (заболевания, первопричиной которых явились эмоциональные травмы). Возрастает внутреннее напряжение, тревожность. «Сценарий» жизни начинает подчиняться психологической защите от душевной боли: определенного вида хобби, увлечения, профессия.
3. Образ жизни
становится некоторой формой
«безболезненной
Заключение
Саморегуляция
это регулирование своих же действий.
Существует много моментов, находящихся
в подсознании, которые мы не замечаем
и которыми не пользуемся, хотя они смогли
бы заметно облегчить наше существование.В
данном реферате были рассмотрены
методы саморегуляции и самозащиты,а также
примероы их использования. Особая актуальность
данной темы неоспорима. Так как, степень
акту-альности зависит от того, на сколько
близкий характер имеет рассматривае-мый
предмет. Механизм психологической защиты
личности непосредственно является частью
нас, он формируется, существует и совершенствуется
с дет-ства и на протяжении всей жизни.
Тем амым, пытаясь постоянно сохранить
наше внутренне стабильное душевное равновесие.
Такой механизм очень ва-жен для нас, так
как окружающий мир сам по себе непредсказуем,
и пытаться что то прогнозировать тоже
смысла нет. Человеческая психика у каждого
индивида своя, свое воспитание, свои убеждения,
свои манеры поведения. И для того, чтобы
в некоторых сложных ситуациях, человек
всегда умел найти свое место, нужен этот
механизм. Он работает на подсознательном
уровне. И человек порой не осознает что
за процессы происходят внутри него. Однако,
стоит заметить, что личность мо-жет контролировать
или изменять эти процессы.
Список литературы
5.http://ru.wikipedia.org
6.http://www.ido.rudn.ru/
7.http://diabetic.narod.ru/
8.http://metadver.ru/sohran/
9.http://becmology.ru/blog/
10. Кондаршенко
В.Т. Общая психология. Учебное пособие.
Минск, 1997.
Приложение
Таблица. Участие
базальной системы
Подсистемы/ структуры личности |
Психо-физиологическая | Индивидуально-психологическая | Личностно-смысловая |
Уровень полевой реактивности - выбор наибольшего комфорта и безопасности | Действие механизма
«аффективного пресыщения» и др. |
Формирование индивидуальных психотехнических приемов | Стимуляция впечатлений, связанных с переживанием комфорта |
Уровень стереотипов, установление стабильных отношений с миром | Аффективная сенсорная избирательность |
Выработка индивидуальных привычных действий | Превращение нейтральных впечатлений в значимые |
Уровень экспансии - адаптация к нестабильной ситуации | Врожденно- ориентировачная реакция | Выработка основы уровня притязаний |
Ценностно- обусловленное стремление к трудностям |
Уровень эмоционального контроля - эмоциональное взаимодействие с другими людьми. | Изменение восприятия интенсивности воздействия |
Формирование
своеобразия эмоциональных |
Значение эмоциональной оценки другого человека |
Таблица. Сопоставление способов саморегуляции детьми отрицательных эмоциональных состояний с активностью различных уровней базальной системы эмоциональной регуляции.
Уровни базальной системы |
Способы преодоления эмоционального дискомфорта |
1. Уровень
полевой реактивности – |
Самовнушение, пассивная разрядка; «остаюсь сам по себе», «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным» и т.д. |
2. Второй
уровень – выработка |
Двигательная активность; «обнимаю, глажу», «гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде», «смотрю телевизор, слушаю музыку» |
3. Уровень экспансии – активная адаптация к нестабильной ситуации | Волевые действия; создание аффективных образов: «рисую», «мечтаю, представляю»; «дерусь», «вмешиваюсь в действия тех, кто вызывает неприятные переживания» |
4. Уровень
эмоционального контроля – |
Общение; «прошу прощения или говорю правду», «говорю с кем-нибудь», «прошу помощи у взрослого» |
Классификация методов саморегуляции в зависимости от временных параметров взаимодействия со стресс-фактором.
|