Саморегуляция и самозащита

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 11:17, реферат

Описание работы

Наше время особенное. Сейчас на психику, на клетки головного мозга постоянно воздействуют потоки самой разнообразной, подчас ненужной, а порой и вредной информации - это с одной стороны, а с другой - в сутках не хватает часов, чтобы по-настоящему разобраться во всем, что врывается к нам в мозг по каналам органов восприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………2
1.Теоретико-методологические основы изучения саморегуляции и самозащиты…....5
2. Определение саморегуляции и самозащиты………………………………………….7
3. Виды саморегуляции……………………………………………………...……………8
4. Уровни саморегуляции………………………………………………………………..8
5.Личностная саморегуляция и ее развитие……………………………………………12
6.Методы саморегуляции……………………………………………………………….18
7.Самозащита…………………………………………………………………………….20
7.1. Психологическое нападение………………………………………………………..20
7.2. Механизмы психологической самозащиты………………………………………..22
8.Примеры проявления психологической защиты и ее последствия………………..29
Заключение……………………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………………32
Приложение……………………

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 72.98 Кб (Скачать)

  Рефлекторная саморегуляция обеспечивает восприятие органами чувств сигналов внешней среды. Например, работа сердца может измениться от резкого стука, от воспринятого образа и даже запаха. Это свойство организма через чувства менять биологическую саморегуляцию и лежит в основе феноменов внушения, гипноза и других способов влияния. Внушение - это целенаправленное психологическое воздействие на личность с целью вызвать через органы чувств изменение биологической саморегуляции в желаемом направлении. Сознательно управляемая саморегуляция -это классический аутотренинг или психическая саморегуляция.

  Психическая саморегуляция - это воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих мысленных образов. Под психической саморегуляцией мы понимаем психическое самовоздействие для целенаправленной регуляции всесторонней деятельности организма, его процессов, реакций и состояний. Общим для этих определений является выделение состояния человека в качестве объекта воздействия и внутренних средств регуляции, в первую очередь средств психической активности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Уровни саморегуляции 

Саморегуляция подразделяется на психический и личностный уровни.

Выделяют два  основных уровня саморегуляции:

  1. бессознательный
  2. сознательный.

Психическая саморегуляция представляет собой совокупность приемов и методов коррекции психофизиологического состояния, благодаря которым достигается оптимизация психических и соматических функций. Одновременно снижается уровень эмоциональной напряженности, повышается работоспособность и степень психологического комфорта. Психическая саморегуляция способствует поддерживанию оптимальной психической активности, необходимой для деятельности человека.

Для оптимизации  психического состояния в саморегуляции существуют самые разнообразные методы – гимнастика, самомассаж, нервно-мышечная релаксация, аутотренинг, дыхательная гимнастика, медитация, ароматерапия, арт-терапия, цветотерапия и другие.

Эмоциональная саморегуляция является частным случаем психической саморегуляции. Она обеспечивает эмоциональное регулирование деятельности и ее коррекцию с учетом актуального эмоционального состояния.

Различают три  последовательных этапа становления  саморегуляции поведения в системе интеграции личности:

  1. базальная эмоциональная саморегуляция
  2. волевая саморегуляция
  3. смысловая, ценностная саморегуляция.

Базальная эмоциональная саморегуляция обеспечивается неосознаваемыми механизмами, которые работают независимо от желания человека, и смысл их работы состоит в обеспечении психологически комфортного и стабильного состояния внутреннего мира.

Волевая и смысловая саморегуляция относятся к сознательному уровню. Волевая саморегуляция основывается на волевом усилии, которое направляет поведенческую активность в нужном направлении, но не снимает внутреннее противостояние мотивов и не обеспечивает состояние психологического комфорта. Смысловая саморегуляция основывается на механизме смыслового связывания, который состоит в осмыслении и переосмыслении существующих ценностей и порождения новых жизненных смыслов. Благодаря такой сознательной перестройке личностью собственной ценностной сферы разрешается внутренний мотивационный конфликт, снимается психическая напряженность, и происходит гармонизация внутреннего мира личности. Этот механизм может существовать лишь у интегрированой, зрелой личности.

Сознательная волевая саморегуляция базируется на рассудочно-действенной основе и имеет директивный характер, а смысловая – на эмпатийно-понимающей основе и имеет недирективный характер.

В структуре личностной саморегуляции выделяют мотивы, чувства, волю, рассматривая их как детерминанты регуляции поведения и деятельности человека. Личностная регуляция, преодолевая внешние и внутренние препятствия, выступает как волевая линия деятельности. На этом уровне регуляция осуществляется не как действие одного мотива, а как сложное личностное решение, в котором учитываются желательное и нежелательное и их конкретно изменяющееся отношение по ходу деятельности.

Выделяют две  формы личностной регуляции: побудительную  и исполнительскую. Побудительную  реакцию связывают с формированием  стремления, выбором направленности, активности; исполнительскую – с  обеспечением соответствия активности объективным условиям.

Говорят о трех уровнях развития личностной саморегуляции, представляющих собой соотношение внешнего (требований к выполнению деятельности) и внутреннего (свойства личности). Если на первом этапе личность согласовывает свои особенностями с нормами деятельности, на втором – совершенствует качество деятельности путем оптимизации своих возможностей, то на третьем уровне личность как субъект деятельности вырабатывает оптимальную стратегию и тактику, проявляя творческий характер своей активности. На этом уровне личность может выходить за пределы деятельности, повышая меру трудности, осуществляя такие формы личностной регуляции, как инициатива, ответственность и т.д. Это и есть психологический механизм «авторской позиции личности» в профессиональной и любой другой деятельности.

Личностная саморегуляция условно может подразделяться на регуляцию деятельности, личностную волевую регуляцию, личностно-смысловую саморегуляцию.

Регуляция деятельности. Система осознанной саморегуляции деятельности имеет структуру, единую для всех видов деятельности. Она включает:

  • принятую субъектом цель деятельности
  • субъективную модель значимых условий
  • программу исполнительских действий
  • систему субъективных критериев достижения цели (критериев успешности)
  • контроль и оценку реальных результатов
  • решения о коррекции системы саморегулирования

Личностная  волевая регуляция характеризуется управлением следующими волевыми качествами: целеустремленность, терпеливость, упорство, настойчивость, выдержка, смелость, решительность, самостоятельность и инициативность, дисциплинированность и организованность, старательность (усердие) и энергичность, героизм и мужество, самоотверженность, принципиальность и др.

Личностно-смысловая саморегуляция обеспечивает осознание мотивов собственной деятельности, управление мотивационно-потребностной сферой на основе процессов смыслообразования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Личностная саморегуляция и ее приемы 

Личностная осознанная (ценностно-смысловая) саморегуляция – это система психических феноменов, структур и механизмов сознания, обеспечивающая реализацию субъектной активности личности. Субъектная активность – это активность личности как субъекта деятельности, направленная на инициацию, построение, поддержание, развитие, управление деятельностью и на оперативный контроль над ней, побуждаемая функциональной потребностью в деятельности.

Личностная саморегуляция представляет собой меру собственной активности личности и обеспечивает возможность ее реализации, учитывая актуальные и потенциальные возможности человека в организации и управлении собственными действиями и поведением. Личностная саморегуляция как сложное системное явление включает смысловой, процессуальный компоненты и самооценку личности.

Смысловой аспект личностной саморегуляции отображает источники активности личности, побудительные психологические силы, которые актуализируют ее, предоставляют ей определенного направления и предопределяют именно такие действия, независимо от внешних условий и факторов.

Процессуальный  аспект саморегуляции определяет качественно разные, но одинаковые по уровню достижений варианты регуляции личностью поведения и деятельности. К стилевым особенностям саморегуляции принадлежат индивидуально типичные свойства регуляторных процессов, которые реализуют основные составные системы саморегуляции (планирование, моделирование, программирование, оценка результатов), а также регуляционно-личностные или инструментальные свойства – самостоятельность и гибкость.

Самооценка определяет эмоциональные и мотивационные  состояния, влияет на выбор собственных  целей, предопределяет характер оценки и отношения личности к достигнутым  ею результатам.

Именно самооценка влияет на способность управлять  в специфических ситуациях, на усилия, которые личность должна приложить  для преодоления препятствия  и неудачи, на настойчивость, с которой  она будет решать определенную жизненную  или профессиональную задачу. Это  обусловило необходимость исследования характера взаимосвязи самооценки, составляющих смысловой и процессуальный компоненты саморегуляции личности.

Способность человека к личностной саморегуляции является следствием фундаментальной характеристики человеческого существования – его свободы. Свобода человека сохраняется при любых внешних обстоятельствах и выражается в возможности выбирать цели, средства деятельности, определять собственную духовно-нравственную позицию, влиять на развитие определенной жизненной ситуации. Мы не вольны в причинно-стихийных детерминациях. Но перед нами открыто достаточно широкое поле выбора между различными целевыми детерминациями, и мы способны выбирать между различными средствами осуществления одной и той же цели.

Признавая свободу  личности, мы должны ясно представлять основные детерминанты ее развития, как  существующие в обществе нормы и  правила.

Большое значение имеют соотношения внешней –  социальной и внутренней – личностной регуляции человека. Основу социальной саморегуляции составляют социальные нормы. На ранних стадиях онтогенеза социальные нормы представлены во внешней действительности, и регуляция собственного поведения осуществляется человеком через окружающих людей. Впоследствии на этой основе формируются внутренние регулятивные системы, нравственная и ценностная. Будучи усвоенными, интериоризированными, превратившись в факторы внутреннего мира человека, социальные нормы воздействуют на поведение через систему внутренних факторов регуляции – самосознание и самооценку, мотивационную систему, понимание и установки, т.е. становятся собственно личностными средствами регуляции поведения.

В более старшем возрасте, понятие личностной саморегуляции человека рассматривается в проблемном поле осознанности психической саморегуляции, активного и осознающего свои задачи субъекта деятельности. Система осознанной саморегуляции деятельности имеет структуру, единую для всех видов деятельности. Она включает: цель деятельности, модель значимых условий, программу действий, оценку результатов, коррекцию.

Саморегуляции произвольной активности является основой для построения и реализации регуляторных процессов в том числе при овладении новыми видами деятельности. Применение активных способов саморегуляции связано с внутренними (развитием рефлексии, адекватной самооценки, потребностями в сфере общения и т.д.) и внешними факторами (социальными условиями и адекватностью методов и приемов воспитания, обеспечением полноценного процесса социализации и т.д.).

Процесс личностной регуляции направлен на обеспечение  в человеке определенных личностных черт, которые проявляются в разных ситуациях, разных формах активности. Он состоит в соотнесении поведения личности с требованиями ситуации, ожиданиями других людей, актуализации психологических резервов личности соответственно ситуации общения и межличностного взаимодействия.

Рефлексия является универсальным механизмом процесса саморегуляции. Она фиксирует, останавливает процесс деятельности, отчуждает и объективирует его и делает возможным осознанное воздействие на этот процесс. Рефлексия как центральный механизм процесса саморегуляции позволяет личности осуществлять самооценку, самоконтроль и ориентировку в социокультурных нормах.

Рефлексия представляет собою мощный источник устойчивости, свободы и саморазвития личности. В этом заключено ее принципиальное отличие от неосознаваемых форм регуляции (психологических защит), функционирующих  на уровне усвоенных психических  автоматизмов. На основе рефлексии  у личности развиваются смысловые  образования. Они возникают в  критических ситуациях невозможности  реализации внутренних необходимостей своей жизни. Для возникновения  смысловых образований необходима особая деятельность (переживание), которая, возникнув в критических жизненных  ситуациях, является самостоятельным  функциональным органом, т.е. «одним из привычных средств решения жизненных  проблем и пускается субъектом  в ход даже при отсутствии ситуации невозможности.

По структуре  система личностной саморегуляции во многом совпадает с саморегуляцией деятельности. Личностные преобразования, как и деятельностные, осуществляются и закрепляются в поступках, действиях, отношениях с людьми. Содержательно система личностной саморегуляции обращена к иному опыту, чем саморегуляция деятельности. Основным предметом личностной саморегуляции являются не столько действия, направленные на преобразования в предметном мире, сколько действия, направленные на смысловые образования. Личностная саморегуляция и саморегуляция деятельности взаимодополняют друг друга. И в той, и в другой имеют место регуляция действий, а в саморегуляции личностной – постановка личностно значимых смыслов, целей, задач, планирование действий, самоконтроль и коррекция результатов деятельности.

Информация о работе Саморегуляция и самозащита