Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 11:17, реферат
Наше время особенное. Сейчас на психику, на клетки головного мозга постоянно воздействуют потоки самой разнообразной, подчас ненужной, а порой и вредной информации - это с одной стороны, а с другой - в сутках не хватает часов, чтобы по-настоящему разобраться во всем, что врывается к нам в мозг по каналам органов восприятия.
Введение…………………………………………………………………………………2
1.Теоретико-методологические основы изучения саморегуляции и самозащиты…....5
2. Определение саморегуляции и самозащиты………………………………………….7
3. Виды саморегуляции……………………………………………………...……………8
4. Уровни саморегуляции………………………………………………………………..8
5.Личностная саморегуляция и ее развитие……………………………………………12
6.Методы саморегуляции……………………………………………………………….18
7.Самозащита…………………………………………………………………………….20
7.1. Психологическое нападение………………………………………………………..20
7.2. Механизмы психологической самозащиты………………………………………..22
8.Примеры проявления психологической защиты и ее последствия………………..29
Заключение……………………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………………32
Приложение……………………
Рефлекторная саморегуляция обеспечивает восприятие органами чувств сигналов внешней среды. Например, работа сердца может измениться от резкого стука, от воспринятого образа и даже запаха. Это свойство организма через чувства менять биологическую саморегуляцию и лежит в основе феноменов внушения, гипноза и других способов влияния. Внушение - это целенаправленное психологическое воздействие на личность с целью вызвать через органы чувств изменение биологической саморегуляции в желаемом направлении. Сознательно управляемая саморегуляция -это классический аутотренинг или психическая саморегуляция.
Психическая
саморегуляция - это воздействие человека
на самого себя с помощью слов и соответствующих
мысленных образов. Под психической саморегуляцией
мы понимаем психическое самовоздействие
для целенаправленной регуляции всесторонней
деятельности организма, его процессов,
реакций и состояний. Общим для этих определений
является выделение состояния человека
в качестве объекта воздействия и внутренних
средств регуляции, в первую очередь средств
психической активности.
Уровни саморегуляции
Саморегуляция
подразделяется на психический и личностный
Выделяют два основных уровня саморегуляции:
Психическая саморегуляция представляет собой совокупность приемов и методов коррекции психофизиологического состояния, благодаря которым достигается оптимизация психических и соматических функций. Одновременно снижается уровень эмоциональной напряженности, повышается работоспособность и степень психологического комфорта. Психическая саморегуляция способствует поддерживанию оптимальной психической активности, необходимой для деятельности человека.
Для оптимизации психического состояния в саморегуляции существуют самые разнообразные методы – гимнастика, самомассаж, нервно-мышечная релаксация, аутотренинг, дыхательная гимнастика, медитация, ароматерапия, арт-терапия, цветотерапия и другие.
Эмоциональная саморегуляция является частным случаем психической саморегуляции. Она обеспечивает эмоциональное регулирование деятельности и ее коррекцию с учетом актуального эмоционального состояния.
Различают три последовательных этапа становления саморегуляции поведения в системе интеграции личности:
Базальная
эмоциональная саморегуляция об
Волевая и смысловая саморегуляция относятся к сознательному уровню. Волевая саморегуляция основывается на волевом усилии, которое направляет поведенческую активность в нужном направлении, но не снимает внутреннее противостояние мотивов и не обеспечивает состояние психологического комфорта. Смысловая саморегуляция основывается на механизме смыслового связывания, который состоит в осмыслении и переосмыслении существующих ценностей и порождения новых жизненных смыслов. Благодаря такой сознательной перестройке личностью собственной ценностной сферы разрешается внутренний мотивационный конфликт, снимается психическая напряженность, и происходит гармонизация внутреннего мира личности. Этот механизм может существовать лишь у интегрированой, зрелой личности.
Сознательная волевая саморегуляция базируется на рассудочно-действенной основе и имеет директивный характер, а смысловая – на эмпатийно-понимающей основе и имеет недирективный характер.
В структуре личностной саморегуляции выделяют мотивы, чувства, волю, рассматривая их как детерминанты регуляции поведения и деятельности человека. Личностная регуляция, преодолевая внешние и внутренние препятствия, выступает как волевая линия деятельности. На этом уровне регуляция осуществляется не как действие одного мотива, а как сложное личностное решение, в котором учитываются желательное и нежелательное и их конкретно изменяющееся отношение по ходу деятельности.
Выделяют две
формы личностной регуляции: побудительную
и исполнительскую. Побудительную
реакцию связывают с
Говорят о трех уровнях развития личностной саморегуляции, представляющих собой соотношение внешнего (требований к выполнению деятельности) и внутреннего (свойства личности). Если на первом этапе личность согласовывает свои особенностями с нормами деятельности, на втором – совершенствует качество деятельности путем оптимизации своих возможностей, то на третьем уровне личность как субъект деятельности вырабатывает оптимальную стратегию и тактику, проявляя творческий характер своей активности. На этом уровне личность может выходить за пределы деятельности, повышая меру трудности, осуществляя такие формы личностной регуляции, как инициатива, ответственность и т.д. Это и есть психологический механизм «авторской позиции личности» в профессиональной и любой другой деятельности.
Личностная саморегуляция условно может подразделяться на регуляцию деятельности, личностную волевую регуляцию, личностно-смысловую саморегуляцию.
Регуляция деятельности. Система осознанной саморегуляции деятельности имеет структуру, единую для всех видов деятельности. Она включает:
Личностная
волевая регуляция характеризуе
Личностно-смысловая
саморегуляция обеспечивает осознание
мотивов собственной деятельности, управление
мотивационно-потребностной сферой на
основе процессов смыслообразования.
Личностная саморегуляция
и ее приемы
Личностная осознанная (ценностно-смысловая) саморегуляция – это система психических феноменов, структур и механизмов сознания, обеспечивающая реализацию субъектной активности личности. Субъектная активность – это активность личности как субъекта деятельности, направленная на инициацию, построение, поддержание, развитие, управление деятельностью и на оперативный контроль над ней, побуждаемая функциональной потребностью в деятельности.
Личностная саморегуляция представляет собой меру собственной активности личности и обеспечивает возможность ее реализации, учитывая актуальные и потенциальные возможности человека в организации и управлении собственными действиями и поведением. Личностная саморегуляция как сложное системное явление включает смысловой, процессуальный компоненты и самооценку личности.
Смысловой аспект личностной саморегуляции отображает источники активности личности, побудительные психологические силы, которые актуализируют ее, предоставляют ей определенного направления и предопределяют именно такие действия, независимо от внешних условий и факторов.
Процессуальный аспект саморегуляции определяет качественно разные, но одинаковые по уровню достижений варианты регуляции личностью поведения и деятельности. К стилевым особенностям саморегуляции принадлежат индивидуально типичные свойства регуляторных процессов, которые реализуют основные составные системы саморегуляции (планирование, моделирование, программирование, оценка результатов), а также регуляционно-личностные или инструментальные свойства – самостоятельность и гибкость.
Самооценка определяет эмоциональные и мотивационные состояния, влияет на выбор собственных целей, предопределяет характер оценки и отношения личности к достигнутым ею результатам.
Именно самооценка
влияет на способность управлять
в специфических ситуациях, на усилия,
которые личность должна приложить
для преодоления препятствия
и неудачи, на настойчивость, с которой
она будет решать определенную жизненную
или профессиональную задачу. Это
обусловило необходимость исследования
характера взаимосвязи
Способность человека к личностной саморегуляции является следствием фундаментальной характеристики человеческого существования – его свободы. Свобода человека сохраняется при любых внешних обстоятельствах и выражается в возможности выбирать цели, средства деятельности, определять собственную духовно-нравственную позицию, влиять на развитие определенной жизненной ситуации. Мы не вольны в причинно-стихийных детерминациях. Но перед нами открыто достаточно широкое поле выбора между различными целевыми детерминациями, и мы способны выбирать между различными средствами осуществления одной и той же цели.
Признавая свободу личности, мы должны ясно представлять основные детерминанты ее развития, как существующие в обществе нормы и правила.
Большое значение имеют соотношения внешней – социальной и внутренней – личностной регуляции человека. Основу социальной саморегуляции составляют социальные нормы. На ранних стадиях онтогенеза социальные нормы представлены во внешней действительности, и регуляция собственного поведения осуществляется человеком через окружающих людей. Впоследствии на этой основе формируются внутренние регулятивные системы, нравственная и ценностная. Будучи усвоенными, интериоризированными, превратившись в факторы внутреннего мира человека, социальные нормы воздействуют на поведение через систему внутренних факторов регуляции – самосознание и самооценку, мотивационную систему, понимание и установки, т.е. становятся собственно личностными средствами регуляции поведения.
В более старшем возрасте, понятие личностной саморегуляции человека рассматривается в проблемном поле осознанности психической саморегуляции, активного и осознающего свои задачи субъекта деятельности. Система осознанной саморегуляции деятельности имеет структуру, единую для всех видов деятельности. Она включает: цель деятельности, модель значимых условий, программу действий, оценку результатов, коррекцию.
Саморегуляции произвольной активности является основой для построения и реализации регуляторных процессов в том числе при овладении новыми видами деятельности. Применение активных способов саморегуляции связано с внутренними (развитием рефлексии, адекватной самооценки, потребностями в сфере общения и т.д.) и внешними факторами (социальными условиями и адекватностью методов и приемов воспитания, обеспечением полноценного процесса социализации и т.д.).
Процесс личностной регуляции направлен на обеспечение в человеке определенных личностных черт, которые проявляются в разных ситуациях, разных формах активности. Он состоит в соотнесении поведения личности с требованиями ситуации, ожиданиями других людей, актуализации психологических резервов личности соответственно ситуации общения и межличностного взаимодействия.
Рефлексия является универсальным механизмом процесса саморегуляции. Она фиксирует, останавливает процесс деятельности, отчуждает и объективирует его и делает возможным осознанное воздействие на этот процесс. Рефлексия как центральный механизм процесса саморегуляции позволяет личности осуществлять самооценку, самоконтроль и ориентировку в социокультурных нормах.
Рефлексия представляет
собою мощный источник устойчивости,
свободы и саморазвития личности.
В этом заключено ее принципиальное
отличие от неосознаваемых форм регуляции
(психологических защит), функционирующих
на уровне усвоенных психических
автоматизмов. На основе рефлексии
у личности развиваются смысловые
образования. Они возникают в
критических ситуациях
По структуре система личностной саморегуляции во многом совпадает с саморегуляцией деятельности. Личностные преобразования, как и деятельностные, осуществляются и закрепляются в поступках, действиях, отношениях с людьми. Содержательно система личностной саморегуляции обращена к иному опыту, чем саморегуляция деятельности. Основным предметом личностной саморегуляции являются не столько действия, направленные на преобразования в предметном мире, сколько действия, направленные на смысловые образования. Личностная саморегуляция и саморегуляция деятельности взаимодополняют друг друга. И в той, и в другой имеют место регуляция действий, а в саморегуляции личностной – постановка личностно значимых смыслов, целей, задач, планирование действий, самоконтроль и коррекция результатов деятельности.