Саморегуляция и самозащита

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 11:17, реферат

Описание работы

Наше время особенное. Сейчас на психику, на клетки головного мозга постоянно воздействуют потоки самой разнообразной, подчас ненужной, а порой и вредной информации - это с одной стороны, а с другой - в сутках не хватает часов, чтобы по-настоящему разобраться во всем, что врывается к нам в мозг по каналам органов восприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………2
1.Теоретико-методологические основы изучения саморегуляции и самозащиты…....5
2. Определение саморегуляции и самозащиты………………………………………….7
3. Виды саморегуляции……………………………………………………...……………8
4. Уровни саморегуляции………………………………………………………………..8
5.Личностная саморегуляция и ее развитие……………………………………………12
6.Методы саморегуляции……………………………………………………………….18
7.Самозащита…………………………………………………………………………….20
7.1. Психологическое нападение………………………………………………………..20
7.2. Механизмы психологической самозащиты………………………………………..22
8.Примеры проявления психологической защиты и ее последствия………………..29
Заключение……………………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………………32
Приложение……………………

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 72.98 Кб (Скачать)

А.Н.Леонтьев на основании многочисленных исследований выдвинул положение о том, что  в дошкольном возрасте впервые возникает  система соподчиненных мотивов, создающих единство личности, и именно поэтому его следует считать  периодом становления и интенсивного развития личностной саморегуляции. Система соподчиненных мотивов начинает управлять поведением ребенка и определить все его развитие. Ребенок дошкольного возраста становится способным подчинять свои непосредственные желания сознательно принятым намерениям и правильно воспроизводить социальные нормы поведения. Такое соподчинение характеризуется уже в дошкольном возрасте устойчивостью и внеситуативностью. Во главе возникшей иерархии становятся чисто человеческие, опосредованные по своей структуре мотивы. У дошкольника они опосредуются, прежде всего, образцами поведения и деятельности взрослых, их взаимоотношениями, социальными нормами, фиксируемыми в соответствующих нравственных представлениях.

Образцы поведения  и социальные нормы в силу их большой  аффективной притягательности начинают выступать в качестве сильных  мотивов, направляющих поведение и  деятельность ребенка. Дошкольники  уже способны преодолеть свои непосредственные желания и действовать в связи  с мотивом необходимости. Но это  еще не сознательная, не полностью  контролируемая личностью регуляция  своего поведения.

Ребенок хочет  соответствовать вполне определенным социальным требованиям. От усвоения правил употребления предметов дошкольник переходит к усвоению правил социального  взаимодействия. Изменение характера  взаимоотношений с взрослым, по сравнению  с ранним детством, усиление роли оценки взрослого ведут к формированию так называемых «внутренних этических  инстанций», а также потребности  в социальном соответствии. Притягательность личности взрослого, его деятельности, взаимоотношений, с одной стороны, и определенные требовании, предъявляемые  к детям в этот период, с другой, порождают формирование необходимых  привычек поведения, а также внутреннего  обобщенного значения многих этических  норм, которые ориентируют детей  в том, что «хорошо» и что «плохо».

Личностная саморегуляция начинает проявляться уже в возрасте 1 года, как речевая саморегуляция. Она возможна в связи с появлением у ребенка речевой деятельности и связанной с нею эмоциональной и мотивационно-ценностной стороной поступков и поведения. Кризис одного года характеризуется освоением речевого действия. Организм младенца регулировала биологическая система, связанная с биоритмами. Теперь же она входит в противоречие с речевой саморегуляцией, основанной на самоприказе или приказе со стороны взрослых. Таким образом, ребенок в возрасте около года оказывается вообще без системы, позволяющей ему надежно ориентироваться в окружающем мире. Биологические ритмы сильно деформированы, а речевые не настолько сформированы, чтобы ребенок мог свободно управлять своим поведением.

Далее, к трем годам у детей складываются следующие  новообразования возраста: зарождение самосознания, развитие «Я»-концепции, самооценки. Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развития. Первые представления о себе возникают у ребенка к году. Это представления о частях своего тела, но обобщить их малыш пока не может. При специальном обучении взрослыми к полутора годам ребенок может узнавать себя в зеркале, осваивает идентичность отражения и своей внешности. К 3 годам – новый этап самоидентификации: с помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе настоящем. Ребенок интересуется всеми способами подтверждения своего «Я».

Таким образом, получается, что у ребенка может  быть более или менее распространенный ответ на те или иные обстоятельства жизни, уже готовый для объяснения и не требующий раздумий при принятии решений. Многие из этих программ и сценариев формируются в самом раннем детстве как результат взаимодействия ребенка со своими родителями и с другими значимыми для него людьми. Сюда входит, например, и «родительское внушение», описанное Э.Берном.

Обобщая имеющиеся  в литературе взгляды на сущность личностно-мотивационного уровня саморегуляции раннего детства, отметим, что она уже представляет собою особую форму внутренней активности. Она может быть рассмотрена как особая деятельность, уже имеющую свои мотивы и цели, которые еще ситуационно обусловлены, но и содержание всегда составляет принятые человеческие ценности, правила, сложившаяся система внутренних потребностей. Характер этих потребностей отражается в содержании и структуре самооценки и уровня притязаний (в частности, в соотношении реальной и идеальной самооценки).

На этапе старшего дошкольного возраста развитие способности  ребенка к личностной саморегуляции определяется ходом развития игровой деятельности. На первом этапе она представляет собой копирование действий и поведения взрослых. Игрушки в это время являются моделями предметов, с которыми «играют» взрослые. Это так называемая сюжетная игра. Ребенок в процессе ее воспроизводит сюжеты действий. В центре внимания не роль, к примеру, врача, а действия, имитирующие действия врача. К правилам ребенок еще не чувствителен. Самое главное для ребенка – ролевая идентификация, сюжет отходит на задний план. Смысл игры заключается в разделении ролей. В игре он имеет возможность прожить то, что является для него недоступным в жизни взрослых.

В возрасте 5 лет  у дошкольника появляется игра по правилам. Ролевая идентификация  утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми. В процесс саморегуляции личность включается уже всеми своими специфическими процессами и свойствами. Этими феноменами являются, прежде всего, мотивационные процессы, сознание и самосознание личности. Достаточная степень развития рефлексивных способностей ребенка-дошкольника во многом обуславливает феномен кризиса 7 лет – кризиса нормативной саморегуляции. Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе, поведение становится вычурным. С одной стороны, у него в поведении появляется демонстративная наивность, которая раздражает, так как интуитивно воспринимается окружающими как неискренность. С другой, кажется излишне взрослым: предъявляет к окружающим нормы.

Развитие личностной саморегуляции связана с осознанием и усвоением нравственных норм и правил как собственных эталонов поведения, переносом их в самодеятельность. Складывается положительное представление о себе, формируется поведенческая компетентность, которая позволяет ребенку, имеющему положительный опыт саморегуляции, действовать в ситуациях нравственного выбора и отсутствия внешнего контроля, решать несложные проблемы. На этапе появления устойчивого нравственного мотива рефлексия начинает регулировать направленность желаний детей. Осознание того, «что это плохо для кого-то» или «это хорошо только для меня» стимулирует ребенка менять желания в интересах других, т.е. преодолевается детский эгоцентризм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Методы саморегуляции 

Древние греки  считали умение спокойно и достойно воспринимать удары судьбы даром  богов, наверное, многие из нас и  сейчас не отказались бы от такого подарка. Но зачем его ждать, если у нас  есть возможность своими силами научиться  управлять чувствами и обуздывать их?

Для этого существуют многочисленные методы саморегуляции и самовоспитания, доступные в наше время абсолютно всем. И, приложив немного усилий, любой человек в состоянии выработать умение держать себя в руках, быть сдержаннее и терпимее, мужественнее и мудрее.

Один из самых  простых и доступных методов  саморегуляции - самовнушение, помогающее успокаивать эмоции в трудных ситуациях и воспитывать любые качества личности. Для этого в течение нескольких недель, а иногда и месяцев с целью изменения поведения в требуемую сторону помногу раз в день, произносится заранее подготовленная фраза, которая затем переходит в непоколебимую уверенность в возможности справиться с собой в нужной ситуации и сохранить спокойствие.

Более глубокое воздействие на тело, разум и психику  оказывают методы релаксации, справляющиеся с болезнью нашего времени – хроническим стрессом. Умение эффективно работать со стрессом является очень ценным для современного человека, так как, преследуя нас везде и всегда, он постепенно превращает нас в раздражительных и унылых людей, и подкашивает здоровье, грозя сердечными заболеваниями и развитием рака.

Значительно снижает  действие стресса глубокое систематическое  расслабление, достигаемое медитацией, дыхательной гимнастикой, йогой, гимнастикой  Тай-Цзи-Цюань, и наиболее знакомой нам аутогенной тренировкой.

Выбрав подходящую методику, можно достигнуть впечатляющих результатов - снять тревогу, избавиться от отрицательных мыслей и навязчивых страхов, улучшить концентрацию внимания и память, гармонизировать работу организма, нормализовать сон, увеличить  работоспособность.

Например, аутогенная тренировка является прекрасным средством преодоления нервных напряжений и укрепления здоровья. Она позволяет достичь глубокого расслабления и концентрации, в котором сознание фокусируется на том, что хочется изменить. Это специфическое состояние, в котором человек может управлять органами и системами, не подчиняющимися в обычном состоянии разуму, достигается с помощью специальных упражнений. Для того чтобы добиться успеха, нужно заниматься аутогенной тренировкой каждый день, имея конкретную цель и уверенность в достижении результата.

Особое состояние  при аутогенной тренировке достигается  первоначальным расслаблением мышц тела и конечностей, в спокойной  обстановке и удобной позе. Когда  телесная релаксация достигается быстро и легко, надо научиться расслаблять  и сознание, чтобы, в конце концов, подчинить его себе и заставить  концентрироваться на нужных установках. На этом этапе в ход идут мысленные  переживания безмятежности и  внутреннее видение картин природы, дарующее эмоциональный комфорт.

Достигнув состояния  покоя, уже можно приступать к  активной работе над своими проблемами, связанными со стрессом. Для этого  внушаются короткие установки, относящиеся  к проблеме и сформулированные в  виде положительных по характеру  утверждений. Они должны быть созданы  заранее, после глубокого анализа  проблемы, по поводу которой вы и  занялись саморегуляцией.

Таким образом решаются вопросы уверенности в себе и собственных способностях, умения сдерживать эмоции и вести себя хладнокровно в трудных ситуациях, корректируются недостатки в общении, уходит бессонница и усталость, побеждается лишний вес и курение, облегчается течение многих хронических заболеваний.

Аутогенная тренировка может служить и скорой помощью, помогая при сильном волнении, когда нужно быстро и эффективно нейтрализовать негативное эмоциональное  и физическое напряжение.

И, напоследок, чтобы  после сеанса снять состояние  вялости и расслабленности, используются специальные фразы и мобилизующие упражнения. Для этого максимально  ярко представляются ощущения и образы, связанные с состоянием бодрости и активности. Одновременно самому себе внушаются формулы, позволяющие  надолго сохранить ощущение легкости и свежести в теле и мыслях.

И это только одна из возможностей стать по настоящему сильным, уверенным в себе и здоровым человеком, свободным от паутины  мелких страхов и постоянных тревог!  
 
 

Психологическое нападение 

Нападение, или  удар, представляет собой любое отрицательное  воздействие на нас со стороны  другого человека или группы людей, в результате которого теряется равновесие, наступает бессилие, раздражение, депрессия, ослабляется воля и вера в себя, ощущается инородное, вредное для  нас влияние и давление. Нападение  может выражаться в словах, в умолчании, в поступках, во взглядах, в жестах, в движениях, словом, в любых действиях, которые выводят нас из себя, влияют на нас желательным для нападающего  образом, достигают цели. Удар - это  не всегда тяжелейший "психологический  апперкот" с яркими внешними признаками и душевными "синяками". При  соответствующем состоянии для  нас иногда достаточно легкого "тычка", пустяка, и мы уже в "ауте". Нередко агрессор совершает какое-либо действие, направленное против "жертвы", и считает, что она получает от него удар, но "жертва" не воспринимает его психологические телодвижения как удары и, более того, нередко вовсе не замечает их (об этом русская пословица: "мужик на барина сердился, а барин и не знал"). Нас интересуют те проявления агрессии, которые именно жертва, а не самоуверенный агрессор, оценивает как нападения и удары.  
 
Перечислим действия со стороны агрессора, которые могут восприниматься нами как психологические удары, вызывающие дискомфорт и боль: оскорбление; угроза, запугивание; давление чужой воли; насмешка, ирония; унижение; навязывание нежелательного действия; втягивание в нежелательное общение или ситуацию; обман, ложь; блеф; манипуляция; внушение нежелательной программы; холодное отстранение, дистанцирование; внезапный разрыв отношений; неприятная агрессивная критика; голословное необоснованное обвинение, наклеивание ярлыков; психологическое заражение отрицательной эмоцией; клевета; введение в негативный транс; шантаж; предательство.  
 
Любое из этих воздействий может вызвать у жертвы массу отрицательных эмоций: заставить сердце учащенно биться, дрожать, краснеть, путаться в выражениях, произносить смущенные и неубедительные фразы, отказываться от своих слов и планов, даже согласиться на унижения. Удары и атаки снижают самооценку, притупляют волю, принуждают человека менять позицию, усиливают сомнения в себе. Это происходит за счет кратковременного или долговременного разрушения механизмов, обеспечивающих целостность личности. Настоящие психологические удары никогда не бывают чисто психологическими - в них всегда присутствует энергетический заряд той или иной силы. Когда она велика, то психологический удар, выраженный словом или поступком, делается психоэнергетическим, магическим. Я несколько раз наблюдал случаи, когда слово, сказанное человеком в состоянии аффекта, меняло кому-то не просто настроение, но и всю жизнь, и эффект от единственного слова был в сотни раз сильнее, нежели пассы экстрасенса или магическое воздействие оккультиста. Когда энергия, вложенная в действие, направленное против человека, слаба, - подобный удар может не достичь цели и, более того, не воспринимается жертвой как удар. Он не деформирует психоэнергетическую оболочку, не пробивает ауру. В то же время любое оскорбление или насмешка, в которые вложена мощная энергия, вполне может разрушить аурическую целостность человека.  
 
На психологическом уровне одним из самых распространенных видов нападений является критика. Одни люди имеют тренированную психологическую кожу и реагируют на критику спокойно. Некоторым критика даже нравится, они получают своеобразное психологическое удовольствие - ведь на них обращают внимание, вокруг них что-то происходит.  
Виды психоэнергетических ударов 
 
Эти удары наносят либо обычные люди, агрессивно проявляющие себя в отношении к нам в процессе психологического общения и обладающие природной мощной психоэнергетикой, либо экстрасенсы, маги, колдуны, непосредственно соприкасающиеся с нами в той или иной ситуации, или находящиеся от нас на значительном расстоянии и действующие дистанционно.  
 
1. Психоэнергетический удар - кратковременное силовое воздействие на ауру человека, продиктованное отрицательными эмоциями или расчетом и направленное на ослабление его воли, уменьшение силы, нарушение эмоционального равновесия.  
 
2. Психоэнергетическое давление - непрерывное силовое воздействие на ауру человека с целью ее деформации, подчинения воли, подавления активности или уменьшения влияний на среду. Может осуществляться как вместе с психологическим давлением, так и без него, на тонком уровне.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Саморегуляция и самозащита