Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 11:17, реферат
Наше время особенное. Сейчас на психику, на клетки головного мозга постоянно воздействуют потоки самой разнообразной, подчас ненужной, а порой и вредной информации - это с одной стороны, а с другой - в сутках не хватает часов, чтобы по-настоящему разобраться во всем, что врывается к нам в мозг по каналам органов восприятия.
Введение…………………………………………………………………………………2
1.Теоретико-методологические основы изучения саморегуляции и самозащиты…....5
2. Определение саморегуляции и самозащиты………………………………………….7
3. Виды саморегуляции……………………………………………………...……………8
4. Уровни саморегуляции………………………………………………………………..8
5.Личностная саморегуляция и ее развитие……………………………………………12
6.Методы саморегуляции……………………………………………………………….18
7.Самозащита…………………………………………………………………………….20
7.1. Психологическое нападение………………………………………………………..20
7.2. Механизмы психологической самозащиты………………………………………..22
8.Примеры проявления психологической защиты и ее последствия………………..29
Заключение……………………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………………32
Приложение……………………
А.Н.Леонтьев на основании многочисленных исследований выдвинул положение о том, что в дошкольном возрасте впервые возникает система соподчиненных мотивов, создающих единство личности, и именно поэтому его следует считать периодом становления и интенсивного развития личностной саморегуляции. Система соподчиненных мотивов начинает управлять поведением ребенка и определить все его развитие. Ребенок дошкольного возраста становится способным подчинять свои непосредственные желания сознательно принятым намерениям и правильно воспроизводить социальные нормы поведения. Такое соподчинение характеризуется уже в дошкольном возрасте устойчивостью и внеситуативностью. Во главе возникшей иерархии становятся чисто человеческие, опосредованные по своей структуре мотивы. У дошкольника они опосредуются, прежде всего, образцами поведения и деятельности взрослых, их взаимоотношениями, социальными нормами, фиксируемыми в соответствующих нравственных представлениях.
Образцы поведения и социальные нормы в силу их большой аффективной притягательности начинают выступать в качестве сильных мотивов, направляющих поведение и деятельность ребенка. Дошкольники уже способны преодолеть свои непосредственные желания и действовать в связи с мотивом необходимости. Но это еще не сознательная, не полностью контролируемая личностью регуляция своего поведения.
Ребенок хочет соответствовать вполне определенным социальным требованиям. От усвоения правил употребления предметов дошкольник переходит к усвоению правил социального взаимодействия. Изменение характера взаимоотношений с взрослым, по сравнению с ранним детством, усиление роли оценки взрослого ведут к формированию так называемых «внутренних этических инстанций», а также потребности в социальном соответствии. Притягательность личности взрослого, его деятельности, взаимоотношений, с одной стороны, и определенные требовании, предъявляемые к детям в этот период, с другой, порождают формирование необходимых привычек поведения, а также внутреннего обобщенного значения многих этических норм, которые ориентируют детей в том, что «хорошо» и что «плохо».
Личностная саморегуляция начинает проявляться уже в возрасте 1 года, как речевая саморегуляция. Она возможна в связи с появлением у ребенка речевой деятельности и связанной с нею эмоциональной и мотивационно-ценностной стороной поступков и поведения. Кризис одного года характеризуется освоением речевого действия. Организм младенца регулировала биологическая система, связанная с биоритмами. Теперь же она входит в противоречие с речевой саморегуляцией, основанной на самоприказе или приказе со стороны взрослых. Таким образом, ребенок в возрасте около года оказывается вообще без системы, позволяющей ему надежно ориентироваться в окружающем мире. Биологические ритмы сильно деформированы, а речевые не настолько сформированы, чтобы ребенок мог свободно управлять своим поведением.
Далее, к трем годам у детей складываются следующие новообразования возраста: зарождение самосознания, развитие «Я»-концепции, самооценки. Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развития. Первые представления о себе возникают у ребенка к году. Это представления о частях своего тела, но обобщить их малыш пока не может. При специальном обучении взрослыми к полутора годам ребенок может узнавать себя в зеркале, осваивает идентичность отражения и своей внешности. К 3 годам – новый этап самоидентификации: с помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе настоящем. Ребенок интересуется всеми способами подтверждения своего «Я».
Таким образом,
получается, что у ребенка может
быть более или менее
Обобщая имеющиеся в литературе взгляды на сущность личностно-мотивационного уровня саморегуляции раннего детства, отметим, что она уже представляет собою особую форму внутренней активности. Она может быть рассмотрена как особая деятельность, уже имеющую свои мотивы и цели, которые еще ситуационно обусловлены, но и содержание всегда составляет принятые человеческие ценности, правила, сложившаяся система внутренних потребностей. Характер этих потребностей отражается в содержании и структуре самооценки и уровня притязаний (в частности, в соотношении реальной и идеальной самооценки).
На этапе старшего дошкольного возраста развитие способности ребенка к личностной саморегуляции определяется ходом развития игровой деятельности. На первом этапе она представляет собой копирование действий и поведения взрослых. Игрушки в это время являются моделями предметов, с которыми «играют» взрослые. Это так называемая сюжетная игра. Ребенок в процессе ее воспроизводит сюжеты действий. В центре внимания не роль, к примеру, врача, а действия, имитирующие действия врача. К правилам ребенок еще не чувствителен. Самое главное для ребенка – ролевая идентификация, сюжет отходит на задний план. Смысл игры заключается в разделении ролей. В игре он имеет возможность прожить то, что является для него недоступным в жизни взрослых.
В возрасте 5 лет у дошкольника появляется игра по правилам. Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми. В процесс саморегуляции личность включается уже всеми своими специфическими процессами и свойствами. Этими феноменами являются, прежде всего, мотивационные процессы, сознание и самосознание личности. Достаточная степень развития рефлексивных способностей ребенка-дошкольника во многом обуславливает феномен кризиса 7 лет – кризиса нормативной саморегуляции. Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе, поведение становится вычурным. С одной стороны, у него в поведении появляется демонстративная наивность, которая раздражает, так как интуитивно воспринимается окружающими как неискренность. С другой, кажется излишне взрослым: предъявляет к окружающим нормы.
Развитие личностной
саморегуляции связана с осознанием и
усвоением нравственных норм и правил
как собственных эталонов поведения, переносом
их в самодеятельность. Складывается положительное
представление о себе, формируется поведенческая
компетентность, которая позволяет ребенку,
имеющему положительный опыт саморегуляции,
действовать в ситуациях нравственного
выбора и отсутствия внешнего контроля,
решать несложные проблемы. На этапе появления
устойчивого нравственного мотива рефлексия
начинает регулировать направленность
желаний детей. Осознание того, «что это
плохо для кого-то» или «это хорошо только
для меня» стимулирует ребенка менять
желания в интересах других, т.е. преодолевается
детский эгоцентризм.
Методы саморегуляции
Древние греки
считали умение спокойно и достойно
воспринимать удары судьбы даром
богов, наверное, многие из нас и
сейчас не отказались бы от такого подарка.
Но зачем его ждать, если у нас
есть возможность своими силами научиться
управлять чувствами и
Для этого существуют многочисленные методы саморегуляции и самовоспитания, доступные в наше время абсолютно всем. И, приложив немного усилий, любой человек в состоянии выработать умение держать себя в руках, быть сдержаннее и терпимее, мужественнее и мудрее.
Один из самых простых и доступных методов саморегуляции - самовнушение, помогающее успокаивать эмоции в трудных ситуациях и воспитывать любые качества личности. Для этого в течение нескольких недель, а иногда и месяцев с целью изменения поведения в требуемую сторону помногу раз в день, произносится заранее подготовленная фраза, которая затем переходит в непоколебимую уверенность в возможности справиться с собой в нужной ситуации и сохранить спокойствие.
Более глубокое воздействие на тело, разум и психику оказывают методы релаксации, справляющиеся с болезнью нашего времени – хроническим стрессом. Умение эффективно работать со стрессом является очень ценным для современного человека, так как, преследуя нас везде и всегда, он постепенно превращает нас в раздражительных и унылых людей, и подкашивает здоровье, грозя сердечными заболеваниями и развитием рака.
Значительно снижает действие стресса глубокое систематическое расслабление, достигаемое медитацией, дыхательной гимнастикой, йогой, гимнастикой Тай-Цзи-Цюань, и наиболее знакомой нам аутогенной тренировкой.
Выбрав подходящую методику, можно достигнуть впечатляющих результатов - снять тревогу, избавиться от отрицательных мыслей и навязчивых страхов, улучшить концентрацию внимания и память, гармонизировать работу организма, нормализовать сон, увеличить работоспособность.
Например, аутогенная тренировка является прекрасным средством преодоления нервных напряжений и укрепления здоровья. Она позволяет достичь глубокого расслабления и концентрации, в котором сознание фокусируется на том, что хочется изменить. Это специфическое состояние, в котором человек может управлять органами и системами, не подчиняющимися в обычном состоянии разуму, достигается с помощью специальных упражнений. Для того чтобы добиться успеха, нужно заниматься аутогенной тренировкой каждый день, имея конкретную цель и уверенность в достижении результата.
Особое состояние при аутогенной тренировке достигается первоначальным расслаблением мышц тела и конечностей, в спокойной обстановке и удобной позе. Когда телесная релаксация достигается быстро и легко, надо научиться расслаблять и сознание, чтобы, в конце концов, подчинить его себе и заставить концентрироваться на нужных установках. На этом этапе в ход идут мысленные переживания безмятежности и внутреннее видение картин природы, дарующее эмоциональный комфорт.
Достигнув состояния покоя, уже можно приступать к активной работе над своими проблемами, связанными со стрессом. Для этого внушаются короткие установки, относящиеся к проблеме и сформулированные в виде положительных по характеру утверждений. Они должны быть созданы заранее, после глубокого анализа проблемы, по поводу которой вы и занялись саморегуляцией.
Таким образом решаются вопросы уверенности в себе и собственных способностях, умения сдерживать эмоции и вести себя хладнокровно в трудных ситуациях, корректируются недостатки в общении, уходит бессонница и усталость, побеждается лишний вес и курение, облегчается течение многих хронических заболеваний.
Аутогенная тренировка может служить и скорой помощью, помогая при сильном волнении, когда нужно быстро и эффективно нейтрализовать негативное эмоциональное и физическое напряжение.
И, напоследок, чтобы
после сеанса снять состояние
вялости и расслабленности, используются
специальные фразы и
И это только
одна из возможностей стать по настоящему
сильным, уверенным в себе и здоровым
человеком, свободным от паутины
мелких страхов и постоянных тревог!
Психологическое
нападение
Нападение, или
удар, представляет собой любое отрицательное
воздействие на нас со стороны
другого человека или группы людей,
в результате которого теряется равновесие,
наступает бессилие, раздражение, депрессия,
ослабляется воля и вера в себя,
ощущается инородное, вредное для
нас влияние и давление. Нападение
может выражаться в словах, в умолчании,
в поступках, во взглядах, в жестах,
в движениях, словом, в любых действиях,
которые выводят нас из себя, влияют
на нас желательным для
Перечислим действия со стороны агрессора,
которые могут восприниматься нами как
психологические удары, вызывающие дискомфорт
и боль: оскорбление; угроза, запугивание;
давление чужой воли; насмешка, ирония;
унижение; навязывание нежелательного
действия; втягивание в нежелательное
общение или ситуацию; обман, ложь; блеф;
манипуляция; внушение нежелательной
программы; холодное отстранение, дистанцирование;
внезапный разрыв отношений; неприятная
агрессивная критика; голословное необоснованное
обвинение, наклеивание ярлыков; психологическое
заражение отрицательной эмоцией; клевета;
введение в негативный транс; шантаж; предательство.
Любое из этих воздействий может вызвать
у жертвы массу отрицательных эмоций:
заставить сердце учащенно биться, дрожать,
краснеть, путаться в выражениях, произносить
смущенные и неубедительные фразы, отказываться
от своих слов и планов, даже согласиться
на унижения. Удары и атаки снижают самооценку,
притупляют волю, принуждают человека
менять позицию, усиливают сомнения в
себе. Это происходит за счет кратковременного
или долговременного разрушения механизмов,
обеспечивающих целостность личности.
Настоящие психологические удары никогда
не бывают чисто психологическими - в них
всегда присутствует энергетический заряд
той или иной силы. Когда она велика, то
психологический удар, выраженный словом
или поступком, делается психоэнергетическим,
магическим. Я несколько раз наблюдал
случаи, когда слово, сказанное человеком
в состоянии аффекта, меняло кому-то не
просто настроение, но и всю жизнь, и эффект
от единственного слова был в сотни раз
сильнее, нежели пассы экстрасенса или
магическое воздействие оккультиста.
Когда энергия, вложенная в действие, направленное
против человека, слаба, - подобный удар
может не достичь цели и, более того, не
воспринимается жертвой как удар. Он не
деформирует психоэнергетическую оболочку,
не пробивает ауру. В то же время любое
оскорбление или насмешка, в которые вложена
мощная энергия, вполне может разрушить
аурическую целостность человека.
На психологическом уровне одним из самых
распространенных видов нападений является
критика. Одни люди имеют тренированную
психологическую кожу и реагируют на критику
спокойно. Некоторым критика даже нравится,
они получают своеобразное психологическое
удовольствие - ведь на них обращают внимание,
вокруг них что-то происходит.
Виды психоэнергетических ударов
Эти удары наносят либо обычные люди, агрессивно
проявляющие себя в отношении к нам в процессе
психологического общения и обладающие
природной мощной психоэнергетикой, либо
экстрасенсы, маги, колдуны, непосредственно
соприкасающиеся с нами в той или иной
ситуации, или находящиеся от нас на значительном
расстоянии и действующие дистанционно.
1. Психоэнергетический удар - кратковременное
силовое воздействие на ауру человека,
продиктованное отрицательными эмоциями
или расчетом и направленное на ослабление
его воли, уменьшение силы, нарушение эмоционального
равновесия.
2. Психоэнергетическое давление - непрерывное
силовое воздействие на ауру человека
с целью ее деформации, подчинения воли,
подавления активности или уменьшения
влияний на среду. Может осуществляться
как вместе с психологическим давлением,
так и без него, на тонком уровне.