Русская социология

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:49, контрольная работа

Описание работы

Социология в ее позитивистском варианте Россию пришла с Запада, но быстро стала принимать собственные оригинальные формы и развиваться в соответствии с отечественными социокультурными традициями и политическими условиями. За период с конца 60-х г. XIX в. до середины 20-х г. XX в.(до того момента, с которого началось формирование марксистской социологии) российская социология достигла уровня теоретико-методологической оформленности и интеграции, а также высокого уровня эмпирических исследований и успешной институционализации (т.е. организации преподавания и научной работы).

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 66.85 Кб (Скачать)

В 1897 г. вышел первый учебный обзор по социологии на русском языке (Н. Кареев "Введение в изучение социологии"), в его библиографии русским авторам  принадлежало 260 работ из 880. Но фактически список Кареева был далеко неполон: отечественных социологических  исследований к тому времени было значительно больше.

 К  началу ХХв. началась широкая разработка социальных проблем на психологической основе. Начинают проводиться массовые исследования, возрастает число публикаций, предпринимаются попытки социальных экспериментов, выходят работы посвященные итогам исследований. В 1909г. социология начинает изучаться как учебная дисциплина в ряде русских учебных заведений.

       До революции 1917г. развитие  социологии прошло несколько  стадий, на которых выделились  специфические направления: 

1.Позитивизм (становление социологии, конец 60-х  – конец 80-х годов ХIХ в), подразделяющийся на:

1)     Географический детерминизм; 

2)     Органицизм;

3)     Концепция культурно-социологических  типов; 

4)     Народничество; 

5)     Субъективная школа; 

6)     Психологическое направление; 

7)     Классический позитивизм.

2.   Антипозитивизм (начало 80-х годов ХIХв. – ХХв.), подразделяющийся на::

1)    Ортодоксальное направление; 

2)    Философский иррационализм; 

3)    Индивидуальный психологизм. 

3.    Неопозитивизм (начало  ХХв.)

Рассмотрим  основные стадии развития социологии в России.

Позитивистское  направление сформировалось на этапе  становления новой науки в  конце 60-х конце 80-х годов XIX в.

Одним из течений позитивизма является географический детерминизм, основателем  которого был Мечников Л.И. (1938-1988). Так же в этом направлении работали Соловьев С.М.(1920-1879) и Ключевский В.О.

Наиболее важной работой Мечникова Л.И. было издание “Цивилизация и великие исторические реки”, где он разделяет законы природы и законы общества. В ней же определяются такие понятия, как общественность и общество. Общественностью Мечников Л.И. называет организацию, возникающую на начальных этапах развития органического мира. Общество же он представляет как нескольких человек, объединивших свои усилия в совместной деятельности для достижения общих целей. По мнению данного ученого развитие социологии может быть осуществлено при наличии двух условий. Во-первых, при выявлении специфики социальных законов. Во-вторых, при определении критериев социального прогресса с точностью биологической науки. Мерилом социального прогресса Мечников Л.И. считает степень свободы и добровольности объединений людей. Он придерживается линейной эволюционной концепции, в которой главным является географический фактор.

Ключевский  В.О. как представитель географического  детерминизма, большое внимание уделяет  влиянию природы на начальной  стадии развития человеческого общества.

Такое направление социологии, как органицизм, сложилось на базе идей европейских социологов, его сторонниками были П.Ф.Лилиенфельд (1826-1903): «Мысли о социальной науке будущего», «Социальная патология», А.И.Стронин (1826-1889): «История и метод», «Политика как наука», «История и общественность», Новиков К.А..

Концепция органицизма основана на таких понятиях, как организм и организация. Организм – это, прежде всего упорядоченное целое. Сущность органицизма состоит в том, что определенные биологические понятия и закономерности переносятся на общественные явления.

Внутри  организма существуют иерархия частей, функциональная специализация, управление, а также кооперация, дополнительность и т.д. Здесь присутствуют не только простая обусловленность, но также  генетическая преемственность. Согласно концепции органицизма отождествляется живой организм, человек, общество (с его разного рода организациями) и смешанные системы.

  Основателем концепции культурно-исторических типов является Данилевский Н. Я., которого считают приверженцем идей славянофильства, вступившего  в тот период в стадию упадка. В книге "Россия и Европа" Данилевский Н.Я.подробно развивает теорию "культурно-исторических типов" человечества.

 В  своей работе Данилевский Н.Я.  наделяет культурно-исторические  типы следующими характеристиками: самостоятельные, своеобразные в  плане религиозного, социального,  бытового, промышленного, политического,  научного, художественного, исторического  развития. Его социальная позиция  выражена в следующем: “… Европа  не только нечто нам чуждое, но даже и враждебное... Но если  невозможно и вредно устранить  себя от европейских дел, то... необходимо смотреть на эти  дела всегда и постоянно с  нашей особой, русской точки зрения”.

         Данилевский считал, что общественные  явления управляются общими духовными  законами, но в тоже время: “Различия  культурно - исторических типов  есть, в конечном счете, различия  характеров народов, их составляющих: различия этнографические, племенные,  которые выражаются в особенностях  психического строя народов”. Каждая  цивилизация имеет характеристики, которые не могут быть переданы  другой цивилизации. Поэтому исторический  прогресс общества состоит в том, чтобы следовать по пути развития своего культурно-исторического типа.

Народничество 70-80-х годов XIX в. в России носило характер массового общественного движения и сыграло значительную роль в  историческом процессе. Анархистские идеи в России имели свои достаточно глубокие национальные корни.

 К  числу российских философов-социалистов,  чьи работы самым непосредственным  образом повлияли на российское  анархистское движение, относится  Берви-Флеровский В.В.. Популярной среди революционной молодежи 70-х годов была его книга "Азбука социальных наук", в которой центральное место занимает идея прогрессивного развития человечества. Автор доказывает, что решающей движущей силой развития общества является человеческий разум, просвещение народов, успехи научного знания. Резкой критике он подвергает государственную бюрократическую машину, считая ее причиной тормоза общественного развития. Но еще сильнее выражены анархистские позиции Берви-Флеровского в его описании общества будущего, основанного "на чувствах взаимности и деликатности". Флеровский разработал свою теорию эгоизма, согласно которой эгоизм возникает с начала трудовой деятельности человека и носит форму эгоистической эксплуатации.

Все главные  положения социологии народничества  теоретически обосновывали возможность  самобытного, некапиталистического развития России, которого можно было достичь  благодаря активному вмешательству  в ход исторического процесса.

Конец 1860х – начало 1880х годов: революционное  направление народничества, сторонники которой стремились к крестьянской революции.

Середина 1880х – середина 1890х годов: либеральное  направление народничества.

С середины 1890х годов народническая социология под напором марксистской критики  приходит в упадок. Раскол народнического движения, в конечном счете, породил  две ветви революционной оппозиции: социал-революционеров и социал-демократов, далеких от анархистских принципов  и стоящих на позициях государственности. В России революционно-демократические  движения основной причиной своей активности имели растущее недовольство самых  широких общественных кругов половинчатостью  и непоследовательностью проводимых царским правительством реформ.

Объединяло  революционных народников то, что  они критиковали царизм, требовали  уничтожения феодально – крепостнических  пережитков, отрицательно относились к развитию капитализма в России, идеализировали крестьянскую общину, которую считали исходным началом  социализма. Их взгляды расходились  только в вопросах подготовки и осуществления  революции, форм и способов революционной  деятельности.

Наиболее  влиятельной в русской социологической  традиции была субъективная школа. Это  положение определялось рядом моментов. Во-первых, школа просуществовала  продолжительное время, с конца 60-х  гг. XIX в. до конца 20-х г. XX в.. В количественном отношении субъективная школа была представлена множеством публикаций. Наряду с "отцами-основателями" (П.Л.Лавров (1828-1900): «Социологи-позитивисты», «Введение в историю мысли», «Теория и практика прогресса», «Социальная революция и задачи нравственности», «Задачи понимания истории», Н.К.Михайловский (1842-1904): «Аналогический метод в общественной науке», «Теория Дарвина и общественная наука», «Герои и толпа», «Орган, неделимое, общество») в ней обнаруживаются несколько поколений последователей. Во-вторых, представители данной школы прекрасно понимали российскую социальную реальность. В-третьих, это направление появилось как продолжение западных позитивистских идей, считая науку инструментом социальных изменений и умственного прогресса.

Основоположником  субъективной школы является Лавров П.Л., в изучении социологии он опирался на философию, историю и этику. Лавров пытался найти истоки общественности в животном мире, понять специфику  именно человеческого общества, проследить разные состояния социо-культурной эволюции, начиная с первобытных форм и, кончая цивилизованными формами, включающими великие цивилизации древнего мира, культуру античности, средневековья и нового времени. В этом отношении он был одним из пионеров так называемых генетической и исторической социологий. Лавров отрицал эгоизм, анархию личности и диктат общества и группы над нею в равной степени.

Михайловский  Н. К. был  так же одним из зачинателей  социологии в России и со временем стал общепризнанным лидером субъективной школы.

Центральная проблема социологии Михайловского, как  и многих других исследователей второй половины XIX в., была связана с выяснением природы, функций и противопоставлением  двух видов связей людей в обществе. При этом в основу кладутся не выяснение  конкретных отношений человека к  человеку, а абстрактное отношение  общества к человеку (и наоборот).

Главной формой, типом "общественной индивидуальности", по Михайловскому,  является личность, а борьба за нее является борьбой  с групповым диктатом, калечащим  разделением труда, групповыми стандартами  в познании, предрассудками и т. п.

Михайловский, как и подавляющее большинство социологов XIX в. был эволюционистом и пытался определить общее направление прогресса, дать его критерий, оценить другие социологические подходы к этой проблеме Его знаменитая "формула прогресса", с предъявлением которой Михайловский и вошел в историю отечественной социологии (1869-1870 гг.) звучит следующим образом: "Прогресс есть постепенное приближение к целостности, неделимости, к возможно полному и всестороннему разделению труда между органами и возможно меньшему разделению труда между людьми".

Среди всех русских социологов конца XIX - начала XX в. самую важную роль в духовном объединении и взаимном понимании  Запада и России играл М.М.Ковалевский (1851-1916): « Очерк развития социологических учений», «Очерк происхождения и развития семьи и собственности», «Современные социологи», «Происхождение семьи, рода, племени, собственности, государства и религии».

"Социальный  порядок", по Ковалевскому, есть  система взаимодействий людей  разного рода, подчиняющаяся особым  законам эволюции и функционирования. Считал, что исторический прогресс  связан с существующей исторической  закономерностью. Отрицательно относился  к революции, как к источнику  социального прогресса, считая, что  только система продуманных реформ  является необходимым благом  для общества.

Ковалевский выдвинул теорию эволюции, то есть органической смены стадий общественного развития.

Одна  из последних работ Ковалевского по генетической социологии называлась "Происхождение семьи, рода, племени, собственности, государства и религии" и представляла собою детальную  реконструкцию человеческого социального  прошлого.

Общественный  прогресс, по Ковалевскому, это постепенное  расширение сферы солидарности и "замирения": если человечество начало свою историю  с небольших групп, типа рода и  семьи, где легко обнаруживались эти критерии, то с ходом истории  они стали охватывать многомиллионные  образования - народности, нации, государства, церковь и т.п.

Представителем  направления социологии - ортодоксальной методологии был Б.А.Кистяков (1868-1920). Основные работы: «Общество и личность», «Социальные науки и право».

 Специфику  общества Кистяков видел в психологическом взаимодействии индивидов, а объектом социологии считал, прежде всего, те явления, которые возникают лишь в результате этого взаимодействия: общность чувств, желаний и другие проявления феномена коллективного сознания. "Коллективный дух" - это фундамент, на котором основывается общественная жизнь с ее разделением на отдельные личности, их сочетанием в сословия, классы, профессии, семьи и другие группы. При психологическом взаимодействии происходит не только обогащение воли и чувств отдельного индивида, но и их ломка, обеднение, и даже уничтожение. Отсюда различные виды и формы социального господства и подчинения, играющие важнейшую роль в истории человечества.

Информация о работе Русская социология