Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:49, контрольная работа
Социология в ее позитивистском варианте Россию пришла с Запада, но быстро стала принимать собственные оригинальные формы и развиваться в соответствии с отечественными социокультурными традициями и политическими условиями. За период с конца 60-х г. XIX в. до середины 20-х г. XX в.(до того момента, с которого началось формирование марксистской социологии) российская социология достигла уровня теоретико-методологической оформленности и интеграции, а также высокого уровня эмпирических исследований и успешной институционализации (т.е. организации преподавания и научной работы).
Важно отметить, что в этот по инициативе М. М. Ковалевского в Париже была открыта Русская высшая школа общественных наук – первая модель социологического факультета в Европе. Школа функционировала с лета 1901 г. по конец 1905 г. В нее принимались все желающие, образование было фактически бесплатным. Для чтения лекций привлекались представители различных идеологических течений – кадеты, эсеры, марксисты (Кареев, Струве, Чернов, Плеханов, Ленин). По личной оценке Николая II деятельность Школы была признана "вредной", и в результате полицейских акций она была закрыта.
Первым учебным заведением в России, в котором была создана кафедра социологии, стал частный Психоневрологический институт, провозгласивший своей целью комплексное изучение человека.
Неокантианская критика позитивистов привела к тому, что в первое десятилетие XX в. на третьем этапе развития отечественной социологии, сформировалось весьма сильное неопозитивистское течение со ставкой на эмпирические исследования и бихевиористскую методологию, которая строилась на отрицании научности ценностно-субъективистских подходов и утверждении главным предметом социологического исследования социального "поведения", определяемого стимулами среды. К бихевиористам принадлежал такой крупный социолог мирового масштаба, как П.А. Сорокин, разработавший несколько принципиально важных социологических концепций: социальной стратификации, мобильности, культурной типологии, истории социологии и т.д. На неопозитивисткой основе разрабатывали свои социологические учения первая в России женщина-социолог А.С. Звоницкая, а также К.М. Тахтарев.
Таким образом, в качестве
Четвертый этап (20-е – первая половина 30-х гг.) В первые годы советской власти и в области социологической теоретической мысли и в сфере институционализации социологии происходили интенсивные позитивные изменения. Продолжали работу такие известные представители немарксистской социологии, как П.А. Сорокин, Н.К. Кареев и др. Одновременно с этим всё сильнее становилось влияние новой, энергично развивающейся марксистской социологической парадигмы, которая была нацелена на утверждение только собственных теоретических представлений и разрыв с прежними достижениями отечественной социологической мысли. Важную роль в становлении нового социального мышления сыграли работы П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского, а также Г.В. Плеханова, которые с различных теоретических позиций сделали попытку связать социологию с социализмом, с революционным изменением российского общества.
После Октябрьской революции
были созданы кафедры
Под сильным влиянием Н.И.
В это же время сложилось
и так называемое
Помимо теоретических
В то же время к социологам,
придерживавшимся
Пятый этап (середина 30-х – вторая половина 50-х гг.). Формирование в стране авторитарного режима и административно-приказной системы управления всеми сферами жизни общества и связанное с этим ужесточение идеологического и политического контроля вело к постепенному подавлению и фактическому запрету любых немарксистских социологических направлений и разработок.
Роковую роль для развития
социологии в России сыграло
"вторжение" Сталина в
Шестой этап (конец 50-х – первая половина 80-х гг.). Вынужденный перерыв в развитии социологической мысли продолжался до конца 50-х гг. Постепенно стали возобновляться дискуссии о статусе социологии как науки. Однако это оживление социологических исследований встречало сопротивление со стороны ортодоксального крыла философов-марксистов, которые отстаивали прежнее догматическое представление об отождествлении исторического материализма с социологией. Господствующей продолжала оставаться точка зрения, которая утверждала, что исторический материализм, будучи теорией общественного развития, выполняет общеметодологическую функцию. Он является научным методом изучения общественных явлений, методом общественных наук. Следовательно, исторический материализм, с одной стороны, представляет собой философскую науку, а с другой, – социологию. Первая сторона связана с общим решением исходных мировоззренческих вопросов. Вторая сторона составляет самостоятельный предмет исторического материализма. Диалектический и исторический материализм органически связаны между собой.
Возведение
исторического материализма в ранг
единственно истинного учения и
научно-социологической теории привело
к двум последствиям для развития
отечественной социологии: во-первых,
был закрыт путь возникновению каких-либо
новых общесоциологических
Ситуация, при которой проблематика
исторического материализма
Во второй половине 60-х гг. конкретные
социологические исследования
Но в начале 70-х гг. началось новое наступление на социологию. Поводом послужила точка зрения Ю. А. Левады высказанная им в его "Лекциях по социологии" (1968), о самостоятельности и независимости предмета социологии от проблематики исторического материализма. Резкие выступления марксистских теоретиков и административные карательные меры вновь искусственно прервали поступательное развитие социологии. Термин "социология" вновь оказался под запретом. Он был заменен понятием "прикладная социология". Теоретическая социология полностью отрицалась. В то же время процесс институционализации социологии продолжался. В 1972 г. Институт конкретных социальных исследований был переименован в Институт социологических исследований. С 1974 г. стал выходить журнал "Социологические исследования".
Седьмой этап (вторая половина 80-х – до наст. вр.) Запрет на теоретические социологические исследования был снят только после XXVII съезда КПСС. Социология вновь была восстановлена в "гражданских" правах науки об обществе и был открыт путь теоретико-методологическому плюрализму в социологических исследованиях.
Среди авторов, чьи работы
В настоящее время
2.Этот этап относится к периоду развития промышленности, увеличения городского населения и усложнения социальной структуры российского государства.
Если за рубежом русскую социологию приветствовали, то России термин “социология” был запрещен. Даже в начале ХХ в. эта наука в университетах не читалась, но она интенсивно развивалась под такими названиями как “философия истории”, “социальные основы экономики”, “социальная психология”.
Спор, как
называть эту науку - "социальной
физикой", "философией истории"
или "социологией" был не столь
беспредметен, как может сейчас показаться.
Если бы речь шла просто о выборе
того или иного названия, то, в
конечном счете, можно было бы согласиться
с любым из них или каким-либо
другим, но вопрос заключался в ином
- в междисциплинарных
Не смотря, на это данная наука продолжала формироваться. Был определен ее предмет как методы, принципы, формы социального поведения. Главная особенность этого периода состояла в одновременном зарождении двух течений позитивизма и марксизма. Как и на Западе в России господствовала позитивистская социология.