Русская социология

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:49, контрольная работа

Описание работы

Социология в ее позитивистском варианте Россию пришла с Запада, но быстро стала принимать собственные оригинальные формы и развиваться в соответствии с отечественными социокультурными традициями и политическими условиями. За период с конца 60-х г. XIX в. до середины 20-х г. XX в.(до того момента, с которого началось формирование марксистской социологии) российская социология достигла уровня теоретико-методологической оформленности и интеграции, а также высокого уровня эмпирических исследований и успешной институционализации (т.е. организации преподавания и научной работы).

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 66.85 Кб (Скачать)

    Важно отметить, что в этот по инициативе М. М. Ковалевского в Париже была открыта Русская высшая школа общественных наук – первая модель социологического факультета в Европе. Школа функционировала с лета 1901 г. по конец 1905 г. В нее принимались все желающие, образование было фактически бесплатным. Для чтения лекций привлекались представители различных идеологических течений – кадеты, эсеры, марксисты (Кареев, Струве, Чернов, Плеханов, Ленин). По личной оценке Николая II деятельность Школы была признана "вредной", и в результате полицейских акций она была закрыта.

    Первым учебным заведением в  России, в котором была создана  кафедра социологии, стал частный  Психоневрологический институт, провозгласивший  своей целью комплексное изучение человека.

Неокантианская  критика позитивистов привела к  тому, что в первое десятилетие XX в. на третьем этапе развития отечественной социологии, сформировалось весьма сильное неопозитивистское течение со ставкой на эмпирические исследования и бихевиористскую методологию, которая строилась на отрицании научности ценностно-субъективистских подходов и утверждении главным предметом социологического исследования социального "поведения", определяемого стимулами среды. К бихевиористам принадлежал такой крупный социолог мирового масштаба, как П.А. Сорокин, разработавший несколько принципиально важных социологических концепций: социальной стратификации, мобильности, культурной типологии, истории социологии и т.д. На неопозитивисткой основе разрабатывали свои социологические учения первая в России женщина-социолог А.С. Звоницкая, а также К.М. Тахтарев.

    Таким образом, в качестве характерных  особенностей российской социологической  мысли XIX – начала XX в. можно  отметить следующие: тесная связь  с гуманистическими идеалами  российской интеллигенции, синтетический  подход, сочетающий социологию с  экономикой, правоведением, политологией, исторической перспективой и  тревогой за Отечество. 

    Четвертый этап (20-е  – первая половина 30-х  гг.) В первые годы советской власти и в области социологической теоретической мысли и в сфере институционализации социологии происходили интенсивные позитивные изменения. Продолжали работу такие известные представители немарксистской социологии, как П.А. Сорокин, Н.К. Кареев и др. Одновременно с этим всё сильнее становилось влияние новой, энергично развивающейся марксистской социологической парадигмы, которая была нацелена на утверждение только собственных теоретических представлений и разрыв с прежними достижениями отечественной социологической мысли. Важную роль в становлении нового социального мышления сыграли работы П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского, а также Г.В. Плеханова, которые с различных теоретических позиций сделали попытку связать социологию с социализмом, с революционным изменением российского общества.

    После Октябрьской революции  были созданы кафедры социологии  в Петроградском и Ярославском  университетах, а в 1920 г. в  Петроградском университете был  открыт факультет общественных  наук с социологическим отделением, которое возглавил П. А. Сорокин. 

    Под сильным влиянием Н.И. Бухарина  наметилась четкая тенденция  отождествления социологии и  исторического материализма как  теории общества, методологическим  основанием которой служит материалистическое  понимание истории.

    В это же время сложилось  и так называемое антисоциологическое направление среди философов, отрицавших не только право социологии на самостоятельное существование, но даже сам термин "социология". Исторический материализм они понимали только как "диалектику истории" (И.К. Луппол и др.).

    Помимо теоретических дискуссий  в этот период осуществлялись  и серьезные разработки в области  конкретных социологических исследований. Это, в первую очередь, исследования одного из пионеров социальной инженерии С.Г. Струмилина, связанные с изучением внерабочего времени, влияния культуры и образования на производительность общественного труда, В.И. Тодоровского по проблемам социальных изменений, Е.О. Кабо по изучению домашнего быта рабочего класса, А.В. Чаянова в области аграрной социологии и др. Если не считать некоторых работ, то социальные исследования того времени носили преимущественно прикладной характер, опирались в значительной мере на имеющиеся статистические данные и отчасти на простейший анкетный метод, опросные листы и интервью. Важный статистический материал для этих исследований дали проведенные в 1920 и 1926 гг. в СССР переписи населения, в результате которых была получена чрезвычайно важная статистика по проблемам классовой структуры, образования, культуры и т. д. В 20- 30-е годы проводились также научные социально-экономические и социально-этнографические исследования. Исследования социологов и социальных психологов выявили важную роль социального фактора в производственной деятельности человека.

    В то же время к социологам, придерживавшимся немарксистской  ориентации, власть меняла позицию.  Так, в 1922 г. из страны были  высланы П.А. Сорокин, П.Б. Струве, С.Н. Булгаков и др.

 Пятый этап (середина 30-х – вторая половина 50-х гг.). Формирование в стране авторитарного режима и административно-приказной системы управления всеми сферами жизни общества и связанное с этим ужесточение идеологического и политического контроля вело к постепенному подавлению и фактическому запрету любых немарксистских социологических направлений и разработок.

    Роковую роль для развития  социологии в России сыграло  "вторжение" Сталина в философию.  В разделе "О диалектическом  и историческом материализме", написанном им для краткого  курса "История всесоюзной  коммунистической партии большевиков" (1938), целая область социального  значения – исторический материализм  – была "возвращена" в лоно  философского знания. Это выдвинутое  Сталиным теоретическое обоснование  упразднения социологии как самостоятельной  науки было канонизировано и  с этих пор теория и понятийный  аппарат социологии стали рассматриваться  только на философском уровне. Социологические методы конкретного  исследования общества были изъяты  из обращения. На конкретное, свободное  от апологетики социализма изучение  явлений жизни был наложен  строжайший запрет. Фактически были  прекращены все фундаментальные  и прикладные исследования, а  сама социология объявлена буржуазной  лженаукой. Из научного обихода  было изъято даже само слова  "социология".

Шестой  этап (конец 50-х –  первая половина 80-х  гг.). Вынужденный перерыв в развитии социологической мысли продолжался до конца 50-х гг. Постепенно стали возобновляться дискуссии о статусе социологии как науки. Однако это оживление социологических исследований встречало сопротивление со стороны ортодоксального крыла философов-марксистов, которые отстаивали прежнее догматическое представление об отождествлении исторического материализма с социологией. Господствующей продолжала оставаться точка зрения, которая утверждала, что исторический материализм, будучи теорией общественного развития, выполняет общеметодологическую функцию. Он является научным методом изучения общественных явлений, методом общественных наук. Следовательно, исторический материализм, с одной стороны, представляет собой философскую науку, а с другой, – социологию. Первая сторона связана с общим решением исходных мировоззренческих вопросов. Вторая сторона составляет самостоятельный предмет исторического материализма. Диалектический и исторический материализм органически связаны между собой.

Возведение  исторического материализма в ранг единственно истинного учения и  научно-социологической теории привело  к двум последствиям для развития отечественной социологии: во-первых, был закрыт путь возникновению каких-либо новых общесоциологических теорий и методологий, а во-вторых, догматически ограничивались направления и тематика конкретно-социологических исследований, которым нередко отводилась только апологетическая роль, что искажало их объективный характер.

    Ситуация, при которой проблематика  исторического материализма признавалась  конечной инстанцией, определяющей  направление социологических исследований, сохраняла свое значение несколько  последующих десятилетий, однако  постепенно в рамках этой ситуации  усиливается влияние тех социологов, которые отстаивали представления  о том, что наряду с историческим  материализмом должна существовать  социология как особая наука.  К числу этих авторов принадлежали Ю. Кучинский (ГДР), Д.М. Гвишиани, Д.И. Чесноков, В.П. Рожин, Г.М. Андреева, Е.Н. Никитина, М.Т. Иовчук, В.А. Ядов, Р.В. Рывкина и др. Именно в это время появилась модель, которая позже определила представление о структуре отечественной социологии: представление о существовании между историческим материализмом как общесоциологической теорией и анализом конкретных социальных проблем "цепочки" промежуточных теоретических построений – специальных социологических теорий, например, социологической теории личности (И.С. Кон).

    Во второй половине 60-х гг. конкретные  социологические исследования получили  широкое распространение. Улучшалось  положение и в области институционализации  социологии в СССР. В 1960 г. в  институте философии АН СССР  было создано первое в стране  социологическое подразделение  – сектор исследований новых  форм труда и быта (позже Отдел  конкретных социологических исследований). В 1962 г. была образована Советская  социологическая ассоциация. а в 1964 г. на философском факультете Московского госуниверситета – кафедра конкретно-социологических исследований АН СССР. В 1965 г. при Ленинградском госуниверситете был создан Научно-исследовательский институт комплексных социальных исследований (НИИКСИ), в 1968 г. в Москве – Институт конкретных социальных исследований АН СССР (ИКСИ).

    Но в начале 70-х гг. началось новое наступление на социологию. Поводом послужила точка зрения Ю. А. Левады высказанная им в его "Лекциях по социологии" (1968), о самостоятельности и независимости предмета социологии от проблематики исторического материализма. Резкие выступления марксистских теоретиков и административные карательные меры вновь искусственно прервали поступательное развитие социологии. Термин "социология" вновь оказался под запретом. Он был заменен понятием "прикладная социология". Теоретическая социология полностью отрицалась. В то же время процесс институционализации социологии продолжался. В 1972 г. Институт конкретных социальных исследований был переименован в Институт социологических исследований. С 1974 г. стал выходить журнал "Социологические исследования".

Седьмой этап (вторая половина 80-х  – до наст. вр.) Запрет на теоретические социологические исследования был снят только после XXVII съезда КПСС. Социология вновь была восстановлена в "гражданских" правах науки об обществе и был открыт путь теоретико-методологическому плюрализму в социологических исследованиях.

    Среди авторов, чьи работы способствовали  восстановлению социологии в  СССР, можно назвать А.Г. Здравомыслова, И.С. Кона, Ю.А. Леваду, Г.В. Осипова, А.Г. Харчева, В.А. Ядова, Т.И. Заславскую и др.

    В настоящее время отечественная  социология выдвинулась в ряд  наиболее активных и социально  значимых отраслей обществознания. Оживленный поиск и разработки  новых теоретических моделей  и возрастающее социальное значение  множества проводящихся сейчас по различным темам прикладных исследований позволяют прогнозировать, что это место сохранится за ней и в дальнейшем. Современный период теоретического плюрализма является предпосылкой творческого и продуктивного научного развития отечественной социологии. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Этот этап относится к периоду развития промышленности, увеличения городского населения и усложнения социальной структуры российского государства.

Если  за рубежом русскую социологию приветствовали, то России термин “социология” был  запрещен. Даже в начале ХХ в. эта наука в университетах не читалась, но она интенсивно развивалась под такими названиями как “философия истории”, “социальные основы экономики”, “социальная психология”.

Спор, как  называть эту науку - "социальной физикой", "философией истории" или "социологией" был не столь  беспредметен, как может сейчас показаться. Если бы речь шла просто о выборе того или иного названия, то, в  конечном счете, можно было бы согласиться  с любым из них или каким-либо другим, но вопрос заключался в ином - в междисциплинарных отношениях. Говорить о социологии как "философии  истории" значило суживать рамки  рассматриваемых явлений, так как  абстрактное учение об обществе не должно пользоваться ограниченным материалом.

Не смотря, на это данная наука продолжала формироваться. Был определен ее предмет как  методы, принципы, формы социального  поведения. Главная особенность  этого периода состояла в одновременном  зарождении двух течений позитивизма  и марксизма. Как и на Западе в  России господствовала позитивистская социология.

Информация о работе Русская социология