Российское студенчество,как социальная общность

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 03:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить российских студентов, как социальную общность.
Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- определить понятие социальной общности;
- рассмотреть студенчество, как разновидность социальных общностей;
- выявить роль студенчества как социальной группы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ, ЕЕ РАЗНОВИДНОСТИ...
1.1 Понятие социальной общности………………………………………………….
1.2 Студенческая общность как разновидность социальных общностей……….

ГЛАВА 2. СТУДЕНЧЕСТВО В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА…
2.1 Студенчество в социальной структуре общества…………………………….
2.2 Роль студенчества как социальной группы…………………………………...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

курсовая (российское студенество,как социальная общность).doc

— 265.41 Кб (Скачать)

       России таковая ситуация возникает уже дважды, -- сейчас, в наше время, и в конце XIX в.-- начале XX в., Когда все больше обороты набирает приватизация образования. По словам Т.Э Петровой, «формирующийся рынок рабочей силы вызвал к жизни систему негосударственного высшего образования, которая может служить «рыночным» зеркалом процесса развития российского высшего образования и воспроизводства русского студенчества, ибо свободна от государственного стимулирующего и ограничивающего воздействия». Образование, целиком подчиняясь рыночного законам материального и духовного воспроизводства, рано либо поздно с необходимостью эмансипируется от идеологического гнета государственных институтов, чтоб обеспечить конкурентоспособное предложение, которое откликается на платежеспособный спрос.

       К тому же развитие негосударственной высшей школы в России начала XX века, с одной стороны, было вызвано потребностями формирующегося индустриального общества, с другой стороны, отразило запросы складывающегося «среднего класса», социальная база которого расширилась и укрепилась не лишь в городе, но и в деревне, не лишь посреди высокообеспеченных, но и посреди среднеобеспеченных социальных слоев.

       Демократизация публичных действий обусловила приватизацию и индустриализацию высшего образования.

       С развитием научного познания и способов технического освоения природы происходит глубочайшая специализация институтских дисциплин, с дальнейшим распадением института на особые высшие учебные заведения умаляется аристократический дух института. Профессиональное разделение институтского цикла с необходимостью расширило социальную интеграцию студенчества, поскольку открыло ему доступ во все сферы социальной жизни, и тем самым прорвало кастовую замкнутость институтской богемы, поместив студенчество на левый фланг политической жизни общества.

       Уже исходя из данной схемы генезиса студенчества можно редуцировать социальное устройство студенчества, его место в социуме, а также в согласовании с данной схемы сообразовать структуру и динамику его ценностных ориентаций.

       1) стихийный демократизм профессиональной молодежи -- выходцев из широких слоев населения и универсализм знания, создание «социальной базы», этот этап связан с «полем» студенчества;

       2) образование формы институтской элитарности, этот этап служит образованию социальной «функции» студенчества в конкурентноспособном поле социума;

       3) смыкание демократизма особых дисциплин вокруг элитарности институтского ядра, третий этап обуславливает социокультурный синтез функции и поля.

       Студенчество, создаваясь из юных представителей широких слоев населения, образует передовой отряд молодежи, собственного рода аристократов молодежной части общества. То есть, студенчество синтезирует демократический дух народа и аристократический дух людей науки и образования, при этом «спор меж институтским и специализированнным высшим образованием», будучи продуктивным, остается.

       Аристократическая образованность и демократическая направленность -- эти две черты студенчества феноминальным образом несут в себе единство разумного освобождения от догматических суеверий и предрассудков, связанных со сферой религиозности, и физического освобождения от тисков общественного рабства и порабощения, связанных с обретением экономической независимости. Студенчество соединяет духовное освобождение и освобождение социально -- экономическое, свободу духа и свободу тела. И то, что говорится о студенчестве вообще, с полным правом можно отнести и к российскому студенчеству: «Русское студенчество постоянно было достаточно демократичным. С появлением в российской культурной жизни разночинцев студенчество сделалось основным носителем революционных идей».

       Справедливости ради, следует выделить, что социокультурный парадокс студенчества имеет самое непосредственное отношение к генезису такового замечательного явления русского общества как «русская интеллигенция», поскольку подобно тому, как студенчество составлено из противоречия элитной образованности и демократических ценностных ориентации, также интеллигенция, с одной стороны, принадлежа к более просвещенной части общества, с другой стороны, интеллигенция стремится облегчить участь обычного народа, принимая самое деятельное роль в его судьбе. Можно сказать, что интеллигенция -- это повзрослевшее студенчество. «Русский студент появился в пореформенное время: ранее он растворился в массе барских детей и немногих разночинцев. Высокий идеалистический тип его создался в 60-70-х годах. Это -- печальник за жизнь народа, чуткий, гневный, нетерпеливый, воспитанный мукою Некрасова, учившийся у Добролюбова, Писарева, Чернышевского. На долю данной молодежи выпали суровые тесты. В исторические 90-е годы -- её роль громадна. В студенчестве отразилось, как в собственного рода фокусе публичной жизни, неизмеримо ярче, страстнее и решительнее то, что время от времени только смутно теплится в сером тумане окружающей атмосферы. Быстрая юность, бьющая ключом честность и правдоискательство мучительное и бесстрашное, создают свой масштаб, свои перспективы, свою оценку. И, всматриваясь в эту толпу крайних политиков, суровых атеистов, непримиримых догматиков, -- все же просто различаешь всепрощающую восторженность, любвеобильную снисходительность и готовность беззаветного самопожертвования. «О все те милые и дорогие черты российской молодежи, которые так нескончаемо много дали и серой российской жизни, и процессу её исторического развития».

       Студенческая молодежь образует инновационный резерв реформаторской части общества, выступая полигоном сотворения прогрессивных сил социума, часто, правда, становясь при этом заложником разрушительно -- деструктивных сил. Нужно ли при этом говорить какую роль сыграло студенчество, в особенности петербургское, во всех трех русских революциях?

       «В начале XX-го века в России студенчество стало играться инновационную роль в социальном воспроизводстве, оно не лишь являлось наследником и резервом воспроизводства привилегированных городских слоев, но поставляло другой материал для формирования диверсификационных социально - профессиональных групп (в согласовании с запросами рынка труда), которые потом через этот же канал социальной стабильности начинают осуществлять самовоспроизводство, способствуя тем самым укреплению позиций рыночной экономики и гражданского общества».

       В этом смысле студенчество непрерывно несет реформаторский, инновационный потенциал общества, являя его более динамический срез и очаг будущих преобразований. Таковым образом, студенчество выступает идеальной моделью современного новоевропейского общества, которое различается, как от античного «общества детей», которому матерински покровительствует природа, и средневекового «общества отцов», чьи попечительные функции делегируются Богом. Студенчество, с одной стороны, уже не испытывает зависимости от отцов, а, с другой стороны, еще не испытывает ответственности перед детьми. И эти независимость и безответственность представляют определенную опасность безудержного революционаризма студенческой «переоценки ценностей», как по отношению к «детям» (общество), так и по отношению к отцам (правительство).

       Студенчество своим уже-не-детством и еще-не-зелостью выводится за рамки комплекса обычных ценностей, связанных с семейными ценностями и ценностями профессионального служения обществу. конкретно, это промежуточность студенчества чревата патологическим вырождением в «вечное студенчество». Но диалектически оборотной стороной данной промежуточности студенчества выступает чреватость его всплесками творческого гения.

       Студенчество -- это период акме, высшего периода общества в целом, то есть в нем общество имеет свою более профессиональную группу. Творчески -- освобожденная гениальность, сплетенная с независимостью от авторитетов и девиантно -- деленквинтная асоциальность, сплетенная с безответственностью за плоды собственной деятельности, меж которыми разведена шкала ценностей, и два эти предела образуют амплитуду динамики ценностных ориентаций студенчества.

       В конечном итоге мы получаем, ряд существенных признаков и структурных особенностей студенческой молодежи, которые обязаны помочь нам с наибольшей точностью найти структуру и динамику ценностных ориентаций.

       Структура студенчества представляет собой двухполюсную систему, на одном краю которой находится субъект воспроизводства образования как символического капитала, на другом -- объект его воспроизводства. Меж двумя этими полюсами идет динамический процесс образовательного обмена.

       Результаты эмпирических социологических исследований дореволюционного русского студенчества дозволили твердо осознать, что студенческие годы - это не просто определенная пора в жизни отдельной личности. Студенчество -- это социальная общность подлинно сосоциокультурного характера, поскольку, по утверждению П.А. Сорокина, неважно какая социальная человеческая группа непременно стает как парадокс культуры, а хоть какой реально имеющийся парадокс постоянно является и социальным феноменом. Студенчество, по классификации П. Сорокина, безусловно может быть отнесено к принципиальным социальным группам, повторяющимся во времени и пространстве, оказывающим мощное причинно -- смысловое влияние на большущее множество индивидов, на остальные социальные группы, на ход исторического развития человечества и на социокультурный мир в целом. Студенчество выступает как многогранный срез социокультурной жизни общества, и представляет благодарный предмет для его исследования.

       «Одним из важнейших итогов анализируемых исследований, оказавших существенное действие на направленность последующего развития социологиии русского студенчества, является многофакторность детерминации образовательно -- профессиональных ориентаций студенчества». Все это со всей необходимостью говорит о факте о возрастании креативной роли студенчества в процессе публичных преобразований.

       Таким образом, студенчество представляет собой не лишь передовой отряд молодежи, но и, будучи высокообразованной и высококультурной частью общества, студенчество выступает как инновационный резерв и возможная элита общества в целом, которая аккумулирует в собственных идеях потенцию будущих политических, культурных и экономических преобразований в обществе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2.2 Роль студенчество как социальной группы 
 

       Студент (от лат. studens, род. падеж studentis - усердно работающий, занимающийся), учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения. В Древнем Риме и в средние века студентами называли любых лиц, занятых процессом  познания. С организацией в 12 веке университетов термин «студент» стал употребляться для обозначения обучающихся (первоначально и преподающих) в них лиц; после введения ученых званий для преподавателей (магистр, профессор и др.) - только учащихся.

       Термин «студенчество» обозначает собственно студентов как социально-демографическую группу, характеризующуюся определенной численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением и т.д.; определенное общественное положение, роль и статус; особую фазу, стадию социализации  (студенческие годы), которую проходит значительная часть молодежи и которая характеризуется определенными социально-психологическими особенностями.

       Студенчество как особая группа возникла в Европе в 12 веке одновременно с первыми университетами. Средневековое студенчество было крайне неоднородно как в социальном, так и в возрастном отношениях. С развитием капитализма и повышением социальной значимости высшего образования роль студенчества в жизни общества возрастает. Студенчество является не только источником пополнения квалифицированных кадров, интеллигенции, но и само составляет довольно многочисленную и важную социальную группу. Хотя высокая стоимость высшего образования и наличие целого ряда других социальных барьеров делали его доступным в большинстве случаев только для состоятельных слоев общества и само оно давало получившим его людям значительные привилегии, уже в 19 - нач. 20 вв. студенчество отличилось высокой политической активностью и играло заметную роль в общественной жизни.

       Научно-техническая революция повлекла за собой крупные сдвиги в положении и составе студенчества. Потребность в образованных кадрах повсеместно вызывает быстрый рост абсолютного числа студентов, а также их удельного веса в общей массе населения и особенно в молодежных возрастных группах. В связи с укрупнением высших учебных заведений усиливается концентрация студенчества, студенческие городки становятся все более многолюдными. Растущая массовость высшего образования подрывает его былую элитарность, делает студенчество более демократическим по социальному происхождению. Определенные сдвиги происходят и в половозрастной структуре студенчества, в частности увеличивается количество женщин.

Информация о работе Российское студенчество,как социальная общность