Российское студенчество,как социальная общность

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 03:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить российских студентов, как социальную общность.
Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- определить понятие социальной общности;
- рассмотреть студенчество, как разновидность социальных общностей;
- выявить роль студенчества как социальной группы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ, ЕЕ РАЗНОВИДНОСТИ...
1.1 Понятие социальной общности………………………………………………….
1.2 Студенческая общность как разновидность социальных общностей……….

ГЛАВА 2. СТУДЕНЧЕСТВО В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА…
2.1 Студенчество в социальной структуре общества…………………………….
2.2 Роль студенчества как социальной группы…………………………………...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

курсовая (российское студенество,как социальная общность).doc

— 265.41 Кб (Скачать)
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3 
 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ, ЕЕ РАЗНОВИДНОСТИ... 

1.1 Понятие социальной общности…………………………………………………. 

1.2 Студенческая общность как разновидность социальных общностей………. 
 

ГЛАВА 2. СТУДЕНЧЕСТВО В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА… 

2.1 Студенчество в социальной структуре общества……………………………. 

2.2 Роль студенчества как социальной группы…………………………………... 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….. 
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 
 
 

       Актуальность темы исследования. Неувязка ценностных ориентаций студенческой молодежи в реформируемом обществе, их структуры и динамики остается постоянно актуальной на протяжении всего существования социологии вообще, и социологии молодежи в частности.

       В силу особой восприимчивости и высокой социальной мобильности студенческой молодежи возникновение новейших ценностных ориентаций и девальвация прежних затронули эту переходную социальную группу в большей степени, чем остальные слои общества.

       Необыкновенную значимость тут получают процессы, захватывающие ценностное сознание юных людей, ибо конкретно они представляют собой наиближайшее будущее данных обществ, тем более это принципиально в отношении возможной интеллектуальной, политической, экономической, культурной элиты общества, каковую представляет из себя студенчество.

       Общетеоретическое определение опирается на общие теоретико -- методологические принципы, заложенные в работах русских профессионалов в области социологии молодежи А.И. Запесоцкого, С.Н.Иконниковой, В.Т.Лисовского, А.А. Козлова, Ю. Колесникова, Л.Я. Рубиной, Т.Э. Петровой, Е.Г.Слуцкого. Студенчество рассматривается как специфичная социально -- демографическая группа, переходность положения которой определяется чертами образовательного воспроизводства знания и включения студенческой молодежи в общественную практику. Специфика положения студенчества в обществе описывает и особенности динамики её ценностных ориентаций. Отсутствие верно определенных критериев формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи в условиях реформирования общества препятствует разработке результативного механизма оптимизации адаптационных устройств в студенческой среде. Это определило выбор цели, объекта и предмета.

       Исследование в данной работе проведено методом изучения, анализа, обобщения материалов литературных источников по теме работы и систематизации теоретических и практических материалов.

       Цель работы - изучить российских студентов, как социальную общность.

       Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи:

       - определить понятие социальной общности;

       - рассмотреть студенчество, как разновидность социальных общностей;

       - выявить роль студенчества как социальной группы;

       Объектом исследования являются студенческая общность.

       Предметом исследования является российские студенты как социальная общность.

       В структурном отношении настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

       В первой главе своей работы  дается определение термину социальная общность, использовав при этом выдержки из различных книг, в том числе и энциклопедии.

       Во второй главе рассматривалось студенчество в социальной структуре общества, а так же затронула вопрос роли студенчества как социальной группы в составе социальной общности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ И ЕЕ РАЗНОВИДНОСТИ. 

    1.1 Понятие социальной общности. 
     

       Общество как целостная социокультурная система состоит из  множества подсистем с различными системообразующими интегральными качествами. Одним из важнейших типов социальных систем являются социальные общности.

          Социальная общность - это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относиельной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия, поведения. Социальные общности отличаются огромным разнообразием конкретно-исторических и ситуативно-обусловленных видов и форм. Так, по количественному составу они варьируются от взаимодействия двух людей до многочисленных международных политических и экономических движений. По времени продолжительности существования - от длящихся минуты и часы (аудитория конкретного зрелищного мероприятия) до живущих столетия и тысячелетия этносов, наций, по плотности связи между индивидами - от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма расплывчатых, аморфных образований (болельщики команды «Манчестер Юнайтед») и т. д. Однако значительно более существенным в классификации социальных областей является выделение того или иного базового системообразующего признака. В соответствии с этим различают территориальные, этнические, демографические, культурные и иные общности. Сложная совокупность с учетом признака позволяет делить все общности на два наиболее широких подкласса: массовые и групповые общности.

       Другой, более важной разновидностью социальных общностей являются социальные группы. Понятие социальной группы обобщает сущностные характеристики коллективных субъектов общественных связей, взаимодействий и отношений, основные структурные единицы общества. Российский социолог Г. С. Антипова определяет социальную группу как совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности. Американский социолог Р. Мертон определяет социальную группа как совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других. Таким образом, Р. Мертон выделяет в социальной группе три основные черты: взаимодействие, членство и единство. Социальные группы, в отличие от массовых общностей, характеризуются: устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования в пространстве и во времени; относительно высокой степенью сплоченности; отчетливо выраженной однородностью состава, т. е. наличием признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу; вхождением в более широкие общности в качестве структурных образований.

       В зависимости от плотности, формы осуществления связей и составляющих их членов различаются большие и малые, первичные и вторичные социальные группы. Основным объектом социологических исследований являются малые социальные группы (от 2 до 15-20 человек). Малая социальная группа малочисленна по составу, члены ее объединяются общей деятельностью и находятся в непосредственном, устойчивом, личном общении. Характерными чертами малой социальной группы являются: малочисленный состав; пространственная близость членов; длительность существования; общность групповых ценностей, норм и образцов поведения; добровольность вступления в группы; неформальный контроль за поведением членов.

       Разновидностью малых социальных групп являются первичные группы. Термин «первичные группы» был введен в социологию Ч. Кули. Отличительным признаком этих групп, по Кули, является непосредственный интимный, межличностный контакт ее членов, который характеризуется высоким уровнем эмоциональности. Эти группы «первичны» в том смысле, что именно через них индивиды получают первый опыт социального единства. Примером первичных социальных групп являются семья, школьный класс, студенческая группа, группа друзей, спортивная команда и т. д. Через первичную группу осуществляется социализация индивидов, освоение ими образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов. Можно сказать, что она выполняет роль первичного связующего звена между обществом и личностью. Через нее человек осознает свою принадлежность к определенным социальным общностям, посредством ее участвует в жизни всего общества.

       Границы социальных групп могут охватывать различные по размеру социальные общности. Мы очень четко определяем границы малых или больших групп, оформленных в организации. Каждый из нас знает о своем членстве в производственном коллективе, в партии или в спортивном обществе. Как мы видим, в этих случаях важно, чтобы групп была либо малого размера, т.е. в пределах охвата межличностных отношений, либо имела достаточно четкие формальные границы, которые контролируются определенными конституционными отношениями. В связи с этим члены общества, входя в некоторые группы, не могут идентифицировать свое групповое членство и связи с другими группами таких сообществ только на основе символического взаимодействия, или, образцов, мотивов и установок жизни и стандарта потребления.

       Наиболее часто такой вид членства в группе заметен, когда люди воспринимают других по принципу принадлежности к определенному имущественному слою, по происхождению, по принадлежности, по должностному принципу. Во всех этих случаях мы сталкиваемся с образованием групп, членство которых основано на совпадении или  близости социального статуса. Вместе с тем границы могут иметь не статусную природу, а определяться различиями в социальных позициях. Такие группы формируются в обществе в результате процессов дифференциации и стратификации. Для того чтобы понять механизмы этих процессов, мы должны определить природу таких базовых характеристик общества, как гетерогенность и неравенство и выделить систему параметров составляющих основу этих характеристик. Благополучие человека в обществе, его связи с другими людьми, привычки, обычаи, верования, его интересы и установки во многом связаны с тем местом, которое он занимает в социальном пространстве. Феномен социального пространства является предметом исследования многих социологов прошлого и настоящего времени. Э. Дюркгейм, Р. Парк, Э. Богардус, П. Бурдье, Д. Ленски связывали изучение социального пространства с разработкой научного подхода социальных проблем. Однако основные идеи относительно природы социального пространства сформулированы П. Сорокиным в его классической работе «Социальная мобильность».

       Многочисленные исследования и наблюдения за поведением индивидов в социальных группах показывают, что люди, обладающими одинаковыми или близкими статусами, имеют более тесные контакты и более тесные отношения друг с другом. Личности, находясь в окружении близких им по статусу людей, чувствуют себя более комфортно, у них не возникает по отношению друг к другу ощущения неполноценности или наоборот, превосходства. Люди начинаю неосознанно или сознательно искать среди социального окружения себе подобных и создавать на этой основе социальные группы. Кроме того, многочисленными исследованиям доказано, что люди, обладающими близкими или одинаковыми статусами в нескольких измерениях социального пространства, как правило, обладают сходными установками и ориентациями, симпатиями и антипатиями, политическими приоритетами и многими другими составляющими структурами мышления. В связи с этим, достаточно важными для научного анализа обстоятельствами важно определить социальные позиции и социальные статусы, так как они представляют собой совершенно разные системы социальных отношений и несут в себе совершенно разное содержание. Для определения различий в принадлежности к этой или иной социальной общности необходимо выделить структурные параметр, составляющие основные структурные характеристики современного общества. Американский социолог П. Блау разработал систему параметров, которые определят положение индивида в обществе.

       Гетерогенность. Эта характеристика социальной структуры общества описывается системой номинальных параметров. Отличительной особенностью этих параметров является то, что на их основании невозможно распределить индивидов и социальные группы по ранговому принципу, т.е. нельзя определить, какой из социальных объектов занимает более высокое, а какой более низкое место в социальной структуре. Например, нельзя сказать, что человек, исповедующий некоторое религиозное учение, занимает более высокое или более низкое место, чем человек, исповедывающий иное религиозное учение.

       Социальное неравенство. Социальное неравенство существовало на протяжении практически всей разумной истории человечества. Не смотря на то что во все века неравенство осуждалось, подвергалось уничтожающей критики и никогда не вызывало симпатий у членов общества, люди в ходе исторической практики с поразительным упорством сопротивлялись созданию «совершенных» обществ, основанных на социальном равенстве и отсутствии угнетения и принуждения одних социальных групп другими. Истоки  социального неравенства многие современные ученые видят в природных различиях людей по физическим данным, личностным качествам, внутренней энергии, а также по силе мотивации, направленной на удовлетворение наиболее значимых, насущных потребностей. Первоначально возникающее неравенство обычно крайне неустойчиво и не приводит к закреплению социальных статусов. Относительно примитивная культура не создает социальных норм относительно жесткого закрепления отношений неравенства. Развитие социальных отношений, появление сложных обществ и системы социальных институтов предполагает наличие более сложной сети взаимно пересекающихся обменов социальными ценностями, в ходе которых происходит постоянное перераспределение этих ценностей. Изначальные различия людей по физическим данным и личностным качествам приводит к тому, что наиболее сильные, энергичные, целеустремленные и высокомотивированные личности получат преимущества входе обмена социальными ценностями. Эти преимущества дают возможность таким личностям совершать асимметричные, неравные обмены. В ходе постоянно совершающихся взаимопересекающихся асимметричных обменов начинается формирование нормативной основы неравенства. Нормативная основа представляет собой совокупность специфических норм, закрепляющих поведение индивидов в соответствии с их рангом. Начинается закрепление и создание законодательной базы для возвышения отдельных социальных групп.

       Следующим формирования отношений неравенства является закрепление существующего положения, которое складывается в некоторый момент в ходе обмена. Это закрепление осуществляется путем создания нормативной базы, которая устанавливает ранговое место (или статус) каждого индивида или социальной группы в социальной структуре при условии наличия в его распоряжении необходимого количества ценностей. Характер имеющихся ценностей формирует вид структуры, относительно которой определяется статус индивида или группы. Современное общество характеризуется наличием групп, обладающих значительно большими ресурсами богатства и власти, чем другие группы. Границы таких групп трудно определить. Часто сами индивиды, входящие в эти группы, не представляют не только их размеров и границ, но и собственного статуса в этой сложной социальной системе. Однако без знания реальной социальной структуры, характера распределения ценностей между различными группами и  степени неравенства между ними невозможно понять, как функционирует и развивается общество. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Российское студенчество,как социальная общность