Роль средств массовой информации в процессе социализации личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: проанализировать роль СМИ в социализации личности.
Задачи работы:
- дать определение СМИ и изучить их развитие.
- рассмотреть роль СМИ в социальной работе.
- изучить влияние СМИ на социализацию личности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Понятие и виды средств массовой информации……………………...5
1.1.Понятие средств массовой информации…………………………………….5
1.2. Виды средств массовой информации……………………………………….8
1.3. Интеграция СМИ в общественное сознание………………………………11
Глава 2. Роль средств массовой информации в процессе социализации личности………………………………………………………………………….15
2.1. СМИ, как факторы социализации………………………………………….15
2.2. Технологии воздействия на сознание личности…………………………..18
2.3. Средства массовой информации в современном обществе……………...25
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы……………

Работа содержит 1 файл

роль сми в социализации личности.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

     В современной науке под политической социализацией понимают процесс  усвоения индивидом выработанных обществом  политических ориентаций, установок  и моделей политического поведения, обеспечивающих его адекватное участие в политической жизни общества.

     Важнейшей функцией политической социализации является достижение личностью умения ориентироваться  в политической системе, выполнять  там определенные функции. В противном  случае человек не может эффективно отстаивать свои социальные и политические интересы.

     Политическая  социализация представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия индивида и политической системы. С  одной стороны, политическая социализация включает целенаправленное воздействие политической системы на индивида и представляет процесс передачи индивиду существующих в обществе политических ориентаций, ценностей и моделей политического поведения.

     С другой стороны, политическая социализация включает и собственную активность индивида, то есть преобразование предлагаемых обществом норм политической культуры в свои собственные ценности и установки. В этом отношении влияние политической системы на политическое формирование личности в некоторой степени зависит от внутренних убеждений индивида.

     Обычно  выделяют три основных уровня политической социализации. На социальном уровне (всего  общества в целом) на политическое формирование личности определяющее значение оказывают  социально-экономические и политические отношения, уровень политической культуры. На социально-психологическом уровне политические ценности передаются индивиду большими и малыми социальными группами, к которым он принадлежит.11

     На  внутриличностном уровне в качестве механизмов политической социализации выступают психические особенности субъекта - мотивы, ценностные ориентации, установки, которые управляют поведением личности в политике.

     Политическая  социализация осуществляется на протяжении всей жизни человека. В зависимости  от отношения индивида к политическому  процессу (личное участие или неучастие) обычно выделяют три основных этапа политической социализации личности.

     "Допартиципаторный" - индивид еще не принимает  личного участия в политическом  процессе. Данный этап охватывает  период ранней дошкольной фазы  дотрудовой стадии общей социализации и частично фазу школьного обучения. Для него характерна преимущественно "первичная" политическая социализация. Именно в это время закладываются основы, усваиваемой индивидом политической культуры. В свою очередь, этот этап подразделяется на ряд последовательно сменяющих друг друга стадий.

     Американские  политологи Д. Истон и Дж. Деннис выделяют четыре таких стадии: "политизации", "персонализации", "идеализации" и "институализации".

     Первая  из них, охватывающая примерно первые пять лет жизни ребенка, характеризуется тем, что у индивида формируется осознание политической власти как более важной, чем власти родителей. В этом возрасте информацию о политике ребенок получает преимущественно от родителей.

     На  второй стадии политическая власть ассоциируется в сознании ребенка через фигуры как крупных политических лидеров общенационального масштаба (президент, премьер-министр, лидеры крупнейших политических партий), так и лиц, олицетворяющих власть в повседневной жизни (полицейский).

     Третья  стадия характеризуется образованием на основе сложившихся ассоциаций уже более устойчивого эмоционального отношения к политической системе.

     В рамках четвертой стадии ребенок  переходит от персонифицированного представления о власти к институциональному, то есть к восприятию власти через обезличенные институты (государственные структуры, партии), что свидетельствует об усложнении его политических представлений и переходу к самостоятельному ведению политики.12

     Особенность первичной социализации заключается  в том, что человеку приходится адаптироваться к политической системе и нормам политический культуры, еще не понимая их сущности и значения. Поэтому усвоение норм политической культуры в рамках этого этапа происходит, прежде всего, на эмоциональном уровне.

     Второй  этап политической социализации – «партиципаторный» - начинается еще на дотрудовой стадии общей социализации и по существу охватывает несколько циклов человеческой жизни - овладение профессией, служба в армии, трудовая деятельность, создание семьи. Для этого этапа характерна так называемая "вторичная" политическая социализация. Ее особенности заключаются в том, что индивид уже освоил приемы переработки информации и модели политического поведения и способен противостоять групповому воздействию. Поэтому главную роль начинает играть так называемая обратная социализация, которая характеризуется тем, что человек сам может выбирать и усваивать определенные политические ценности и установки.

     Третий  этап политической социализации –  «постпартиципаторный» - начинается у разных индивидов и социальных групп в различные периоды жизни, чаще всего в пенсионном возрасте.13

     В современном мире уже на первом этапе  политической социализации важнейшим  агентом политической социализации являются средства массовой коммуникации (СМК): пресса, радио, телевидение, кино, видеозапись, компьютерные сети. Средства массовой коммуникации выполняют задачу внедрения норм господствующей политической культуры в сознание человека. Наиболее сильное влияние на политическое становление личности оказывает телевидение, ставшее доступным повсеместно и имеющее огромную аудиторию в мире.

     Таким образом, прогрессирующий уровень развития информационных технологий, активизация попыток воздействия на массовое сознание путем их применения, с целью преследования интересов различного уровня – глобального, узкокорпоративного, личного – стимулирует научный интерес к изучению процесса такого воздействия, путем использования наиболее популярного в современных условиях инструмента – СМИ.

     Развитие  общества на современном этапе характеризуется тем, что ни одна его сфера жизни не может развиваться должным образом без целенаправленной организации информационных процессов, без полного и своевременного обеспечения информацией. Информация всегда оказывала влияние на формирование личности, ее мировоззрение, стереотипов поведения и степень общественной активности.

     Из  всего вышесказанно следует, что  непосредственными носителями и, особенно распространителями знаний и другой значимой информации являются СМИ, которые представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи различных сведений любым лицам с помощью специального технического инструментария. 
 

    2.3. Средства массовой информации  в современном обществе 

     Средства  массовой информации в современном  обществе играют роль агента социализации, выполняют задачу создания единого информационного пространства, обеспечивают непрерывный информационный обмен между ячейками общества. В результате, от характера и направленности материалов СМИ в значительной степени зависит то, какие настроения, взгляды, стереотипы будут формироваться у аудитории.

     Полноценное исследование механизмов, методов и  приемов воздействия СМИ на общество возможно при условии рассмотрения всех существующих видов СМИ. Средства массовой информации обладают различными возможностями и силой воздействия, которые зависят, прежде всего, от способа их восприятия реципиентами.

     Они активно влияют не только на восприятие гражданами отдельных явлений и  событий, но и на их отношение к  жизни в целом. Особенно велика роль средств массовой информации в переходные периоды общественного развития, поскольку без их активной деятельности невозможно изменить политическое сознание, ценностные ориентации и цели широких слоев населения и добиться массовой поддержки социально-экономических и политических преобразований. В указанном смысле печатные СМИ также оказывают значимое влияние на формирование настроений в обществе, однако их популярность стремительно падает.

     Современные информационные технологии глубинным  образом трансформируют самые устои человеческого бытия. Повсеместно процессы информатизации общества существенно видоизменяют пространственновременные способы организации социальных связей и отношений. Изменяется привычная система координат пространство социальной жизни приобретает третье измерение, совершая переход из плоскости в стереометрию, что позволяет по-новому, легче и существенно быстрее устанавливать коммуникационные связи между различными точками земного шара.

     Новое социальное пространство обретает очертание  еще недавно утопического мира без границ, в котором время и расстояния во многом утрачивают свое былое значение естественных ограничителей жизнедеятельности человека. Это в немалой степени способствует интенсификации всех процессов социального взаимодействия, стремительному возрастанию скорости их протекания, в результате чего пространство общественного бытия становиться все более гомогенным, уплотняясь и перемешиваясь. Сжимая время и пространство, информационные технологии превращают местные локального масштаба происшествия – в общемировые события.

     Начальным этапом всестороннего изучения воздействия  средств массовой информации на формирование общественного сознания будет выявление особенностей и результатов указанного процесса на региональном уровне. Систематизация и анализ полученных знаний способны стать условием качественного исследования указанной проблематики в масштабах страны. 
 
 

 

     Заключение 

     В современном мире с появлением средств  массовой информации чрезвычайно возросла роль технических средств информации: печати, радио, кинематографа, телевидения, компьютеров (особенно в связи с созданием глобальной сети Интернет). Эти средства, обращенные к многомиллионной аудитории, все больше приобретают планетарный характер, дают огромное количество информации, которая часто потребляется пользователем неосознанно, но выливается в сильнейшее средство воздействия на человека. Однако рассматривая средства массовой информации как мезофактор влияющий на развитие личности, необходимо иметь в виду, что непосредственным потоком их сообщений является не отдельный индивид, а сознание и поведение больших социальных групп, иначе - массовое сознание и поведение.

     Даже  в небольших по территории районах  проживания населения, но с отличными (например, этническими, религиозными) признаками с помощью средств массовой информации может формироваться и разный тип восприятия мира, что в конечном итоге определяет и несовпадения в ценностных ориентациях и стиле жизни как отдельных людей, так и групп общества. Техническое оснащение современной цивилизации несет в себе множество проблем, одной из которых является психологическая зависимость потребителя от различных средств массовой коммуникации.

     Таким образом, сегодня к сильнейшим агентам социального влияния на личность все чаще относят СМИ. С одной стороны, это связано с глобальными макросоциальными изменениями. Мир рубежа веков все чаще категоризуют как информационное общество, т.е. как такую социально-экономическую и социокультурную реальность, в которой информация становится самостоятельным экономическим и социальным ресурсом, определяя как процессы материального и духовного производства, так и социальную стратификацию.

     С другой стороны, усиление роли информационных агентов влияния определяется их специфическими особенностями, которые  оказываются максимально востребованы человеком современной эпохи. Ускорение темпов общественного развития, возрастание числа неопределенных социальных ситуаций и отсутствие жестких оснований для социальной идентификации постоянно ставят перед человеком задачу ориентировки в усложняющемся социальном мире, а СМИ в силу интерпретативного характера передаваемых ими сведений позволяют решить эту задачу максимально «удобным» способом. Подаваемая ими «информация уже прошла через отбор, классификацию, категоризацию фактов и явлений общественной жизни. Человек получает в итоге интерпретацию информации, как бы ее объективный характер ни подчеркивался. Собственно перед каждым обыденным человеком социальный мир уже определенным образом «обозначен» средствами массовой информации».

     СМИ также предоставляют современному человеку больший простор поиска оснований для социальной идентификации. Сегодня дело даже не только в том, что информация, передаваемая через  СМИ, «расширяет перед индивидом  возможности выбора группы принадлежности, ибо дает более широкий перечень различных групп, их спектр и совершенствует оценку их со стороны потребителя информации». Значительно большая интерактивность современных информационных потоков (прежде всего телевизионных и электронных) определяет и большие возможности непосредственного активного участия человека в этом процессе, возможности конструирования своей социальной идентичности.

     Другая  отмечаемая характерная особенность  современных СМИ - их экспрессивность - также способствует общей задаче социальной ориентировки человека (построения им образа социального мира и социальной самокатегоризации): готовые образы, в большинстве своем визуальные, буквально «впечатываются» в его сознание, формируя определенные идеальные модели социальной самокатегоризации.

     Все вышесказанное приводит к закономерному  выводу: в анализе информационных реалий нашего дня ведущим должен стать социализационный подход.

Информация о работе Роль средств массовой информации в процессе социализации личности