Роль средств массовой информации в процессе социализации личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: проанализировать роль СМИ в социализации личности.
Задачи работы:
- дать определение СМИ и изучить их развитие.
- рассмотреть роль СМИ в социальной работе.
- изучить влияние СМИ на социализацию личности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Понятие и виды средств массовой информации……………………...5
1.1.Понятие средств массовой информации…………………………………….5
1.2. Виды средств массовой информации……………………………………….8
1.3. Интеграция СМИ в общественное сознание………………………………11
Глава 2. Роль средств массовой информации в процессе социализации личности………………………………………………………………………….15
2.1. СМИ, как факторы социализации………………………………………….15
2.2. Технологии воздействия на сознание личности…………………………..18
2.3. Средства массовой информации в современном обществе……………...25
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы……………

Работа содержит 1 файл

роль сми в социализации личности.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

Введение……………………………………………………………………….......3

Глава 1. Понятие и виды средств массовой информации……………………...5

1.1.Понятие  средств массовой информации…………………………………….5

1.2. Виды  средств массовой информации……………………………………….8

1.3. Интеграция  СМИ в общественное сознание………………………………11

Глава 2. Роль средств массовой информации в процессе социализации личности………………………………………………………………………….15

2.1. СМИ,  как факторы социализации………………………………………….15

2.2. Технологии  воздействия на сознание личности…………………………..18

2.3. Средства массовой информации в современном обществе……………...25

Заключение……………………………………………………………………….27

Список  литературы………………………………………………………………30

 

Введение 

     СМИ традиционно влияют на общественное сознание и поведение людей, побуждая их к достижению тех или иных целей. В периоды эволюционного развития структура и функции СМИ, как правило, вносят вклад в устойчивое функционирование общества в целом. Однако в переходную эпоху развития общества отдельные структуры СМИ обретают иные темпы жизни, они могут развиваться вне софункционирования друг с другом и обществом в целом, что проявляется в выражении идей и интересов, иногда далеких от общественных потребностей. «Все, что мы узнаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живем, мы узнаем из СМИ, - считает немецкий социолог Н. Луман. - С другой стороны, о самих СМИ мы наслышались такого, что не можем доверять этому источнику. Мы сопротивляемся их воздействию, подозревая, что нами манипулируют».

     Социологическое изучение СМИ современной России является актуальной задачей в силу ряда обстоятельств: усложняется сама динамика развития СМИ, они стали частью повседневной жизни миллионов россиян, определяя их взгляды и мнения; СМИ являются одним из важнейших агентов социализации, определяющим характер взаимодействия людей с социальной и культурной средой; СМИ утрачивают однородность в смысле производства единого, общего для всех знания. С началом кардинальной трансформации российского общества в конце прошлого столетия СМИ становятся важным фактором в процессе реформирования других социальных институтов, формирования новых демократических, экономических и межгрупповых отношений; принципиально новым в развитии СМИ становится нелинейность процессов, происходящих в них, что неизбежно приводит к тому, что одни СМИ сумели адаптироваться к современным российским реформам, в то время как другие оказались столь не адаптивны, что, в конце концов, стали распадаться, иногда бесследно исчезая.

     В работах классиков социологии конца XIX - начала XX вв., таких как Э. Дюркгейм, М. Вебер, А. Шютц, проблематика СМИ как социального фактора специально не поднимается или рассматривается опосредовано. Однако произведения этих социологов, несомненно, имеют большое методологическое значение для понимания характера и природы современных СМИ, их социального фрейма, функций и дисфункций. Так, социологизм Э. Дюркгейма позволяет исследовать СМИ как особые материальные и духовные факты, способствующие воспроизводству или, наоборот, разрушению социальной солидарности. А исследования этого социолога, посвященные динамике коллективных представлений могут быть применены для анализа российского общества, находящегося в транзитивном состоянии.

     Кроме того, были изучены работы широкого круга современных социологов и  философов, так или иначе посвященные СМИ как социальному фактору.

     Цель  данной работы: проанализировать роль СМИ в социализации личности.

     Задачи  работы:

     - дать определение СМИ и изучить их развитие.

     - рассмотреть роль СМИ в социальной работе.

     - изучить влияние СМИ на социализацию личности. 
 
 
 

 

      Глава 1. Понятие и виды средств массовой информации 

     1.1. Понятие средств массовой информации 

     Средств массовой информации рассматривают  в последнее время не столько  в качестве средств общения, с  помощью которых происходит передача сведений от человека к человеку или  массам людей, сколько в облике института демократии, охраняющего интересы личности, общества и государства. Подобный акцент обусловлен, прежде всего, необходимостью дополнительной поддержки таких социальных ценностей, как свобода выражения мнений и убеждений, политический и идеологический плюрализм, свобода мысли и слова и т.п., которые гарантированны Конституцией РФ.1

     Подход  к средствам массовой информации как своеобразным выразителям мнений и инструментам получения и распространения  общественно значимых сведений нашел свое отражение в Законе РФ «О средствах массовой информации», который развивает и конкретизирует принцип свободы массовой информации, закрепленный в части 5 ст. 29 Конституции РФ. Этот Закон является базовым в сфере правового регулирования отношений, возникающих по поводу организации деятельности средств массовой информации, их отношений с гражданами и организациями, порядка распространения массовой информации.

     Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле- или видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

     Средства  массовой информации должны соответствовать  следующим критериям:

     - массовость получателя (в отличие от различного рода изданий, предназначенных для конкретного лица или группы лиц);

     - периодичность - для признания издания средством массовой информации необходим его неоднократный выход через определенные промежутки времени;

     - форма изложения материала - печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма.

     В основу использования средств массовой информации положен принцип свободы  массовой информации, который получил  правовое закрепление в ст. 1 Закона «О средствах массовой информации». Согласно данной статье в РФ не подлежат ограничениям, за исключениями случаев, установленных законодательством о средствах массовой информации:

     - поиск, получение, производство и распространение массовой информации;

     - учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими;

     - изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации.2

     Важнейшей гарантией свободы массовой информации выступает законодательно установленное правило о недопустимости цензуры массовой информации. Согласно ст. 3 Закона «О средствах массовой информации» цензура массовой информации понимается как требование от редакции средства массовой информации, выдвигаемое со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей. Не допускается и создание, а равно финансирование организаций, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации.

     Широко  используя свободу массовой информации, не следует забывать о ст. 4 Закона «О средствах массовой информации», которая закрепляет тезис о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации. Данная статья запрещает использовать средства массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Запрещено использование в телевидеокинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и оказывающих вредное влияние на их здоровье.

     Исходя  из анализа понятия средств массовой информации и давая краткую характеристику их разновидностям, становиться ясно, что не законодателю, не разработчикам  Закона «О средствах массовой информации» не удалось в полной мере и недвусмысленно определиться с таким важным вопросом, как вопрос об отнесении средства массовой информации к объекту права либо к его субъекту.3

     Говоря  иными словами, реализован популярный в последнее время метод обозначения «как бы», согласно которому средство массовой информации «как бы объект права» и в то же время «как бы субъект права». 
 

    1.2. Виды средств массовой информации 

     Из  определения, указанного в статье 2 Закона РФ «О средствах массовой информации», следует, что средство массовой информации в его легальной интерпретации есть не что иное, как одна из форм распространения информации. Таких форм может существовать сколько угодно много, но наиболее значимые и известные из них законодатель выделил в отдельный перечень.4

     К наиболее значимым средствам массовой информации относятся:

     - периодическое печатное издание;

     - радиопрограмма;

     - телепрограмма;

     - видео- и кинохроникальные программы;

     - специализированные средства массовой информации.

     Периодическое печатное издание - издание, имеющее  постоянное название, текущий номер  и выходящее в свет не реже одного раза в год, т.е. своего рода материальный носитель с зафиксированной на нём  информацией с определенными  реквизитами. К периодическим печатным изданиям относятся:

     - газета - периодическое газетное издание, выходящее через краткие промежутки времени, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и рекламу.

     - журнал - периодическое журнальное издание, содержащее статьи или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, литературно-художественные произведения, имеющее постоянную рубрикацию, официально утвержденное в качестве данного вида издания.

     - альманах - сборник, содержащий литературно-художественные и научно-популярные произведения, объединенные по определенному признаку;

     - бюллетень - периодическое или продолжающееся издание, выпускаемое оперативно, содержащее краткие официальные материалы по вопросам, входящим в круг ведения выпускающей его организации.

     К печатным изданиям также могут относиться иные издания.

     Радиопрограмма - совокупность периодических аудиосообщений и передач, имеющих постоянное название и выходящих в радиоэфир не реже одного раза в год. Радиопрограмма также является своеобразным материальным носителем, существующим в виде физического электромагнитного поля, отображающего то либо иное аудиосообщение в форме сигналов определенного частотного спектра.

     Телепрограмма, представляет собой совокупность периодических  аудиовизуальных сообщений Аудиовизуальное  сообщение - это информация, представляющая собой серию связанных между  собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенная для зрительного и слухового восприятия помощью соответствующих технических устройств и передач, имеющих постоянное название и выходящих в телеэфир не реже одного раза в год. Как и радиопрограмма, телепрограмма существует в виде физического электромагнитного поля, отображающего аудиовизуальное сообщение в форме сигналов определенного частотного спектра.

     Видео - и кинохроникальные программы - совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и материалов, имеющих постоянное название и выходящих в свет в свет не реже одного раза в год. Видео и кинохроникальные программы существуют в виде кинопленок, видеокассет (иных материальных носителей), на которых по определенной технологии зафиксированы видео- и звуковые сигналы.

     Специализированные  средства массовой информации - это  та часть средств массовой информации, в отношении которых законом  установлены специальные правила  их регистрации или распространения  продукции этих средств.

     Специальные правила регистрации определены для:

     - средств массовой информации, учреждаемых органами законодательной, исполнительной и судебной власти исключительно для издания официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;

     - периодические печатные издания тиражом менее 1000 экземпляров;

     - радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо имеющим не более десяти абонентов;

Информация о работе Роль средств массовой информации в процессе социализации личности