Роль средств массовой информации в процессе социализации личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: проанализировать роль СМИ в социализации личности.
Задачи работы:
- дать определение СМИ и изучить их развитие.
- рассмотреть роль СМИ в социальной работе.
- изучить влияние СМИ на социализацию личности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Понятие и виды средств массовой информации……………………...5
1.1.Понятие средств массовой информации…………………………………….5
1.2. Виды средств массовой информации……………………………………….8
1.3. Интеграция СМИ в общественное сознание………………………………11
Глава 2. Роль средств массовой информации в процессе социализации личности………………………………………………………………………….15
2.1. СМИ, как факторы социализации………………………………………….15
2.2. Технологии воздействия на сознание личности…………………………..18
2.3. Средства массовой информации в современном обществе……………...25
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы……………

Работа содержит 1 файл

роль сми в социализации личности.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

     - аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более 10 экземпляров.

     Вышеуказанные средства освобождены от регистрации.

     К специализированным средствам массовой информации, по основанию особенностей распространения их продукции, причислены эротические издания, представляющие собой периодические издания или программы, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу.

     Кроме периодических печатных изданий  радио-, теле-, видеопрограмм, кинохроникальных программ, иных форм периодического распространения массовой информации существуют так же иные средства массовой информации. Специфика данных средств массовой информации заключается в специфической форме внешнего выражения.5

     В первую очередь, к таким средствам  массовой информации относятся: тексты, созданные с помощью компьютеров, нераспечатанные тексты, хранящиеся в информационных банках данных компьютеров, средства массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений. При этом под базами данных понимается объективная форма представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины.

     Специфические формы выражения информации представлены в законе системами телетекста, видеотекста и иных телекоммуникационных сетей - Internet, Fidonet и других сетей, обеспечивающих доступ неограниченному кругу лиц. 
 

    1.3. Интеграция СМИ в общественное  сознание 

     Средства  массовой информации стали главным инструментом для распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание. Хотя, конечно, старые инструменты продолжали использоваться, но и они были усилены участием массовой прессы. А. Моль пишет о СМИ: "Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют таким образом все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества".6

     Таким образом, современный человек не может уклониться от воздействия  СМИ (под культурой А. Моль понимает все стороны организации общественной жизни, которые не даны природой в первозданном виде). Воздействие СМИ на общественное мнение получило название "манипуляция сознанием". Это явление очень распространено на Западе, в России, в развитых странах Азии. Для достижения наибольшего успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. Иными словами, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться. Стоит отметить, что особенно хорошо это удается телевидению. Во-первых, в силу большей распространенности, чем другие СМИ, во-вторых, в силу качественно иных возможностей. Человек все-таки больше верит глазам, нежели ушам. Таким образом, важно, чтобы люди верили в нейтральность основных социальных институтов. Они должны верить, что правительство, средства массовой информации, система образования и наука находятся за рамками конфликтующих социальных интересов, а значит, сможет урегулировать ситуацию и защитить интересы граждан. Правительство, в особенности федеральное, занимает главное место в мифе о нейтралитете. Миф предполагает честность и беспристрастность правительства в общем и его составных частей: парламента, системы судебных органов и президентской власти. А такие проявляющиеся время от времени явления, как коррупция, обман и мошенничество, принято относить за счет человеческих слабостей, сами по себе институты выше подозрений. Фундаментальная прочность всей системы обеспечивается тщательно продуманной работой ее составных частей. Считается, что средства массовой информации также должны быть нейтральны. Прежде всего для того чтобы придать гласность существующей действительности. Некоторые отклонения от беспристрастности в подаче новостей признаются, но пресса уверяет нас, что это не более чем ошибки, допущенные отдельными людьми, которые нельзя считать недостатками в целом надежных институтов распространения информации. Тот факт, что средства массовой информации (печать, периодические издания, радио и телевидение) почти без исключения являются деловыми предприятиями, получающими доходы от торговли своим временем или полосами, похоже, нисколько не смущает апологетов объективности и неподкупности информационных служб. Одно из важнейших правил манипуляции сознанием гласит, что успех зависит от того, насколько полно удалось изолировать адресата от постороннего влияния. Идеальной ситуацией для этого была бы тотальность воздействия - полное отсутствие альтернативных, неконтролируемых источников информации и мнения. Манипуляция несовместима с диалогом и общественными дебатами.

     Стоит отметить, что основная роль манипуляции  сознанием состоит не только в  контроле общественного мнения, но и в ее интеграции в общество, прежде всего для того чтобы направить  общественное сознание в нужное русло  и дать установку на определенные ожидаемые реакции на те или иные события. Интегрированное мнение должно восприниматься за свое - в этом основная мысль, оно должно быть настоящим, не навязанным, а именно возникшим у человека естественным путем анализа полученной информации. Кто-то может сказать, что это обман. Отметим, что не всегда стоит воспринимать манипуляцию общественным мнением как негативный фактор. Сегодня это - часть политики, проводимой государством, нацеленная, прежде всего на то, что бы обеспечить целостность государства и успех проводимых при необходимости реформ. К любому потрясению общество надо готовить. Поэтому СМИ в данном случае являются незаменимыми помощниками и мощными рычагами управления - главное уметь ими распорядиться.

 

      Глава 2. Роль средств массовой информации в процессе социализации личности 

    2.1. СМИ, как факторы социализации 

     По  мнению одного из ведущих специалистов в области социальной педагогики А.В. Мудрика нет однозначного ответа на вопрос, о том к какой группе факторов социализации относятся СМИ. Так как объектом воздействия их сообщений является как отдельный индивид, так и сознание, и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного СМИ (зрителей тех или иных телеканалов, читателей одной газеты, слушателей одной радиостанции, пользователей тех или иных компьютерных сетей).7

     Учитывая  уровень избирательного потребления  информации наиболее удобным, доступным  и наглядным будет представление  СМИ, как мезофактора социализации.  Хотя понятия мега- и микрофакторы, несомненно, применимы к ним и в будущем имеют тенденцию расширяться в данном контексте (глобальная компьютерная сеть, телерадиовещание или домашние сети, газета микрорайона и т.п.). И ещё, не нужно забывать, что микрофакторы влияют непосредственно на отдельных людей и микросоциум, а, следовательно,  семью и в особенности на детей.

     Исходя  из этого, рассмотрим «плюсы» и «минусы» четырёх основных видов СМИ используемых среднестатистической российской семьёй (таб. 1).  
 
 
 

     Таблица 1  

Возможности и формы ТВ Радио Пресса Интернет
Возможность выбора времени пользователем х х + +
Возможность хранения для повторного использования х х + +
Возможность получения/передачи информации одновременно с событием + + - +
Форма передачи:        
Текст + + + +
Неподвижное изображение + + - +
Движущееся  изображение + + - +
Звук + + - +
Необходимость в специальном оборудовании + + - +

 

     Примечание: + да, - нет, х с использованием специальных дополнительных устройств.

     Как видим Интернет вне конкуренции, и это без учёта возможностей сегодняшнего мобильного Интернета (WAP).  Однако не секрет, что домашний компьютер и уж тем более выход в сеть доступен пока не каждой российской семье, поэтому преобладающее влияние на человека имеет все-таки телесмотрение.

     Начиная с младенчества, типичный современный человек, вольно или невольно, потребляет информацию, транслируемую по телевидению.

     Телесмотрение процесс мало контролируемый, и с точки зрения социальной педагогики целесообразней рассматривать его в первую очередь, как фактор, влияющий на стихийную социализацию личности. В этом отношении интересны исследования мотивации к просмотру телепередач, проведённые российским институтом образовательной политики «Эврика»: «...детальный анализ данных показывает, что с возрастом популярность просмотра телепередач как формы проведения досуга заметно снижается.8

     Особый  интерес представляет анализ мотивов, побуждающих людей к просмотру телепередач:

     - желание развлечься - 56,6 %

     - быть в курсе событий общественной жизни - 44,3 %

     - привычное проведение свободного времени - 27,6 %

     - забыть о неприятностях - 17,3 %

     - повысить свой культурный и образовательный уровень - 15,2%

     - не знаю - 11,3%

     - получить художественные впечатления - 9,9 %

     - выработать свою собственную общественную и гражданскую позицию - 6,1%

     - восполнить недостаток общения - 3,9%

     - участвовать в телепередачах и телеиграх - 3,7%

     Мы  видим, что развлекательный мотив  является доминирующим: его отмечают 56,6% опрошенных. Характерно, что примерно каждый шестой опрошенный (17,3%) мотивирует свои телепросмотры желанием забыть о неприятностях. Это свидетельствует о том, что телевидение выполняет весьма значимую компенсирующую роль».

     Одну  из доминирующих позиций занимает желание  «быть в курсе событий общественной жизни». И в этой связи можно сделать вывод, что в нашей среде функция телевидения, связанная с социальной интеграцией, также оказывается весьма важной. Наконец, в блок наиболее значимых мотивов входит и желание «повысить свой культурный и образовательный уровень». Данный мотив отмечают 15,2% опрошенных.

     То  есть, с одной стороны, через телевидение  идет процесс усвоения определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему ориентироваться  в социальной действительности и  чувствовать себя полноправным членом общества: желание быть в курсе событий общественной жизни, получить художественные впечатления и выработать собственную общественную и гражданскую позицию. И это положительный полюс, который может быть осмыслен как «социализация». С другой стороны – полюс отрицательный, и это, прежде всего немотивированный просмотр любых телепередач (привычное проведение свободного времени).9

     Полученные  исследователями данные свидетельствуют о том, что в сообщениях средств массовой информации опрошенные не ищут новые знания, на первое место выходит желание лишь развлечься.  
 

    2.2. Технологии воздействия на сознание  личности 

     Помимо  постоянного воздействия мы сталкиваемся с особыми технологиями воздействия  на сознание. Технологии эти построены  на объективно существующих закономерностях функционирования психики человека и его поведения. Если мы не знаем этих закономерностей, это не значит, что мы им не подчиняемся и нами нельзя манипулировать.

     В качестве примера мощного орудия влияния можно привести так называемый принцип социального доказательства.  Мы определяем, что является правильным, выясняя, что считают правильным другие люди. Это используют, готовя различные аналитические передачи, экспертные выступления и опросы - предварительные и во время эфира. Мы считаем свое поведение правильным в данной ситуации, если часто видим других людей, ведущих себя подобным образом.

     Весьма  эффективно это используют рекламные кампании. Реклама, и телереклама особенно, по своей сути и возможностям – гениальная форма психологической агрессии, которой нечего противопоставить рядовому законопослушному гражданину.

     Реклама имеет определённое воздействие на социализацию, но это воздействие требует более глубокого изучения и анализа  со стороны психологов, педагогов и других специалистов в области воспитания и обучения нашего подрастающего поколения. 

     Также хотелось бы отметить, что через  экраны телевизоров поступает к  нам агрессия. ТВ легко формирует сильные установки, непроизвольное стремление к повторению однажды пережитых состояний.

     Когда что-то делается легко и приятно, у многих формируется потребность повторять это действие. Даже одиночное переживание определенной цепочки информационно-эстетического воздействия (сюжета) формирует предрасположенность к повторному переживанию идентичного состояния.

     Зрительный  ряд телеэкрана требует непрерывного осознания визуального материала, а порождаемые им ассоциативные  образы – определенных интеллектуальных и эмоциональных усилий по их оценке и затормаживанию. Нервная система, особенно у детей, будучи не в состоянии выдержать такую интенсивную нагрузку, уже спустя 15-20 минут формирует тормозную реакцию в виде трансового (гипноидного) состояния, резко ограничивающего восприятие и интеллектуальную обработку информации, но интенсифицирующего процессы ее фиксации и программирования поведения.

     То, что раньше отвергалось как совершенно недопустимое или осуждалось, сегодня  восхваляется, смакуется, рекламируется (нетрадиционные формы сексуального поведения, азартные игры, проституция, наркомания, коррупция и пр.). Создается впечатление естественности, неизбежности и даже прогрессивности происходящего, что оказывает чрезвычайно негативное влияние на психику. Если в 70-е годы тема убийства была темой публицистики "О подлости" Р.Рождественского: "Убили парня. Ни за что. За просто так. Спокойно как в игре", то сейчас это мотив для дискотеки: "Убили негра".

     Наблюдение  за людьми показало, что, смотрящие телевизор не менее четырех часов в день, более уязвимы для агрессии со стороны других и считают мир более опасным, чем те, кто проводит у ТВ 2 часа и меньше.

     Следует обратить внимание и на то, что посредством  СМИ происходит и политическая социализация.

     Как было сказано выше, вторым по значимости мотивом к телесмотрению является: «быть в курсе событий общественной жизни - 44,3%», интересен и мотив: «выработать свою собственную общественную и гражданскую позицию - 6,1%». Это говорит о возросшем интересе к политике. Многократное повышение стоимости жизни, введение платы за услуги, предоставляемые учреждениями культуры, постоянный рост подписных цен на газеты и журналы ведут к резкому падению уровня информированности, культурной активности населения. Основным каналом приобщения к информации и культурным ценностям для абсолютного большинства населения становится телевизор.10

     Как показывают данные всероссийского исследования приобщение к телевидению стало преобладающим - его услугами пользуются 85-90% населения, в то время как читают газеты каждый третий-четвертый (23-29%).

     Однажды мы уже были свидетелями схватки за телевидение в процессе выборов в Государственную Думу и президента.

     Все это, казалось бы, позволяет согласиться  с мнением, что тот, кто будет  иметь в своих руках телевидение, тот и будет иметь власть. Но, как ни странно, данные социологических  исследований показывают, что тот, кто контролирует телевидение, как правило, проигрывает выборы.

Информация о работе Роль средств массовой информации в процессе социализации личности