Роль социального прогнозирования в развитии современного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение роли социального прогнозирования в современном обществе и выявление особенностей социального прогнозирования в Российской Федерации;
Задачами курсовой работы являются:
определение сущности социального прогнозирования;
определение роли социального прогнозирования в формировании социальной политики;
изучение основных направлений социальной политики в РФ;
выявление основных проблем социального прогнозирования на современном этапе развития;
осуществление прогнозных расчетов показателей социального прогнозирования;

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Теоретико-методологические основы социального прогнозирования………………………………………………………….……….5
1.1. Предпосылки возникновения и сущность социального прогнозирования. Факторы и принципы социального прогнозирования…………………………………………………………6
1.2. Социальное прогнозирование как инструмент обоснования социальной политики государства……………………………............11
2.Современное состояние социального прогнозирования в РФ……………...15
2.1 Система социальных прогнозов и программ в РФ……………….16
2.2. Влияние социальных прогнозов на развитие современного общества………………………………………………………………...20
3.Основные проблемы и направления развития социального прогнозирования……………………………………………………………........28
3.1 Проблемы развития социального прогнозирования в современных условиях и пути их решения…………………………...29
3.2 Прогнозные расчеты показателей социального прогнозирования………………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………………...…..34
Список литературы……………

Работа содержит 1 файл

Курсоая работа по основам социального прогнозирования.docx

— 1.12 Мб (Скачать)
 

     Индекс  ожидаемой продолжительности жизни =

     Индекс  средней продолжительности обучения = 0,667;

     Индекс  ожидаемой продолжительности обучения =

     Индекс  образования =

     Индекс  дохода =

    Индекс  развития человеческого потенциала = .

     За  весь период исследования показатель ИРЧП РФ (данные за 1990-2010 гг.) в среднем  рос на 0,19 % в год и смог достичь  уровня 1990 г. только в 2005 г. Наибольшими  темпами индекс рос во второй пятилетке  двухтысячных годов, когда темпы  его роста приблизились к темпам прироста наиболее быстро развивающихся  стран (за период с 2005-2010 гг. индекс РФ переместился на три строки вверх, а среднегодовой прирост 2000-2010 гг. – 0,82 %).

    С показателем ИРЧП равным 0,719 Российская Федерация в Докладе о развитие человека 2010 заняла 65 место, войдя в группу стран с высоким уровнем развития ИРЧП, и находится между Албанией сверху и Казахстаном снизу. В лидирующую пятерку по уровню развития ИРЧП попали: Норвегия, Австралия, Новая Зеландия, США, Ирландия с показателями равными соответственно: 0,938; 0,937; 0,907; 0,902; 0,895. 

    Безработица.

    Определить  нагрузку безработного трудоспособного  населения на занятое население  можно с помощью коэффициента безработицы. Рассчитаем коэффициент безработицы. 

      

                                    

      где - среднегодовая численность безработных;

       - среднегодовая численность экономически активного населения.

    Учет  безработных ведется по методологии  Международной организации труда (МОТ).

    Таблица 2

    Социально-экономические  показатели по России15

  2006 2007 2008 2009
безработные Среднегод.числ. (тыс. чел.) 4999 4246 5289 6162
Трудоспособное  население        (тыс. чел.) 66792 67174 68019 68474

    Рассчитаем  коэффициенты коэффициент безработицы за период с 2006 по 2009; 
 
 
 
 

    

    С помощью графика прослеживается тенденция увеличения нагрузки безработного трудоспособного населения на занятое население. Можно предположить, что одной из причин увеличения нагрузки безработного трудоспособного населения на занятое население является демографическое старение и сокращение численности населения (90,2 млн. чел. В 2006 по сравнению с 88,4 млн. чел), однако на фоне сокращения численности населения наблюдается тенденция увеличения среднегодовой численности безработных. Другой причиной увеличения нагрузки безработного трудоспособного населения на занятое население в период 2008-2009 гг. может быть экономический кризис, пик которого пришелся на этот период.

    Можно сделать вывод, о том, что в следующих прогнозных периодах необходимо уделять большее внимание решению демографических проблем. 

Заключение

 

      Зарождение  социальной прогностики произошло  в 20-30-е годы XX века, когда стала  очевидна многозначность общественного  развития. Основателями прогнозирования можно считать таких ученых, как Н. Винер, Г. Тейл, Б. де Жувенел, Д. Белл, Э. Янг, Ф. Полак.

      Социальное  прогнозирование имеет большое  значение в современном обществе. Почти все политические решения сегодня основываются на прогнозах. Зная желаемый результат объекта управления, с помощью прогнозирования можно выявить наиболее эффективный комплекс действий, необходимых для достижения результата.  С помощью социальных прогнозов разрабатываются наиболее эффективные варианты решения социальных проблем.

      Социальное  прогнозирование основано на научных методах познания социальных и экономических явлений. Основными методами социального прогнозирования являются: статистические методы; методы экспертных оценок (метод Делфи); логические методы и моделирование.

    Результаты  государственного прогнозирования  социально-экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической  политики государства. В Федеральном законе от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации". В нем выделены этапы кратко-, средне- и долгосрочного планирования. Социальное прогнозирование осуществляется как на государственном, так и на муниципальном уровне.

    На  сегодняшний день исследования практики муниципального управления показывают, что в процессе планирования возникает много ведомственных рассогласований, особенно на стадии бюджетного планирования.

    Опыт  современного планирования на муниципальном  уровне невелик, исключением являются те муниципалитеты, которые сформировали основные элементы системы бюджетного и социально-экономического планирования, а также те немногие города, которые  традиционно уделяли системному управлению первостепенное внимание. Для обеспечения более высокого уровня жизни и осуществления более эффективной социальной политики необходимо уделять большее внимание разработке системы планирования на муниципальном уровне.

 

Список  литературы 

  1. Федеральный закон от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ "О государственном  прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации"
  2. Стратегия социально-экономического развития Тульской области до 2028 года.
  3. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002
  4. http://gks.ru
  5. http://ru.wikipedia.org
  6. http://www.economytula.ru
  7. http://www.programs-gov.ru
  8. http://gtmarket.ru
  9. http://www.bibliofond.ru

 

Приложение 1.

Список Федеральных целевых программ, реализованных в 2010 в Тульской области:16

1. ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы»

2. ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года»

3. ФЦП «Культура России (2006-2011 годы)»

4. ФЦП «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы»

5. ФЦП «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007–2011 годы)»

6. ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)»

7. ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах»

8. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы

9. ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы»

10. ФЦП «Дети России» на 2007-2010 годы»

11. ФЦП «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года»

12. ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года»

13. ФЦП «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года»

14. ФЦП «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)»

15. ФЦП «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года»

16. ФЦП «Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту, и осуществление перехода к комплектованию должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также матросов плавсостава Военно-Морского Флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (2009-2015 годы)»

17. ФЦП «Глобальная навигационная система»

18. ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)»

19. ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы» 

20. ФЦП «Национальная технологическая  база» на 2007-2011 годы 

21. ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008 – 2015 годы

22. ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы

23. ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы»

24. ФЦП «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах»

25. ФЦП «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы

26. ФЦП «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы)»

Государственная программа  развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы. 

 

Приложение 2.

 
Полный  список стран по ИРЧП:17

 

Рисунок 1. Страны с очень высоким ИРЧП с 1 по 47 место

 

Рисунок 2. Страны с высоким ИРЧП с 48 по 94 место

 

Рисунок 3. Страны со средним ИРЧП с 95 по 141 место

 

Рисунок 4. Страны с низким ИРЧП со 142 по 187 место

Информация о работе Роль социального прогнозирования в развитии современного общества