Роль социального прогнозирования в развитии современного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение роли социального прогнозирования в современном обществе и выявление особенностей социального прогнозирования в Российской Федерации;
Задачами курсовой работы являются:
определение сущности социального прогнозирования;
определение роли социального прогнозирования в формировании социальной политики;
изучение основных направлений социальной политики в РФ;
выявление основных проблем социального прогнозирования на современном этапе развития;
осуществление прогнозных расчетов показателей социального прогнозирования;

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Теоретико-методологические основы социального прогнозирования………………………………………………………….……….5
1.1. Предпосылки возникновения и сущность социального прогнозирования. Факторы и принципы социального прогнозирования…………………………………………………………6
1.2. Социальное прогнозирование как инструмент обоснования социальной политики государства……………………………............11
2.Современное состояние социального прогнозирования в РФ……………...15
2.1 Система социальных прогнозов и программ в РФ……………….16
2.2. Влияние социальных прогнозов на развитие современного общества………………………………………………………………...20
3.Основные проблемы и направления развития социального прогнозирования……………………………………………………………........28
3.1 Проблемы развития социального прогнозирования в современных условиях и пути их решения…………………………...29
3.2 Прогнозные расчеты показателей социального прогнозирования………………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………………...…..34
Список литературы……………

Работа содержит 1 файл

Курсоая работа по основам социального прогнозирования.docx

— 1.12 Мб (Скачать)

    Соотношение среднедушевого дохода и величины прожиточного минимума составило 285,8% против 263,8% в январе-сентябре 2009 года.

    Произошли изменения на рынке труда. Службой занятости населения Тульской области на 01.10.2010 в качестве ищущих работу зарегистрированы 13,5 тыс. человек, из них безработных –12,4 тыс. человек (на 01.09.2010 – 13,3 тыс. чел.).

    Уровень регистрируемой безработицы по области  понизился по сравнению с августом и на 1 октября 2010 года составил 1,56% от численности экономически активного  населения.

    Наименьший  уровень безработицы на 01.10.2010 зарегистрирован: в г. Туле – 0,81%, в г. Щекино – 1,38%. Самый высокий уровень безработицы отмечен в районах: Каменском – 5,51%, Одоевском – 4,55%.

    Демографическая ситуация в январе-августе 2010 года в  Тульской области оставалась напряженной. Отмечалась высокая естественная убыль  населения, связанная со значительным превышением смертности над рождаемостью. В январе-августе 2010 года естественная убыль населения области составила -10650 человек, что на 319 человек больше, чем в январе-августе 2009 года.

    Всего в январе-августе 2010 года зарегистрирован 9871 родившийся, что больше, чем в январе-августе 2009 года на 50 человек (на 0,5%). Умерло в январе-августе 2010 года 20521 человек, что на 369 человек (на 1,8%) больше, чем в январе-августе 2009 года. Число умерших в январе-августе 2010 года превысило число родившихся в 2,1 раза, что на уровне января-августа 2009 года. Число детей, умерших в возрасте до 1 года, за январь-август 2010 года составило 61 человек, что ниже данных аналогичного периода прошлого года на 8 человек.

    Миграционный  прирост населения в январе-августе 2010 года по области составил 845 человек, почти в 3 раза меньше, чем в январе-августе 2009 года, когда миграционный прирост составлял 2554 человека.12Результаты социальных прогнозов и программ могут быть выражены следующим образом:

    · Сравнение показателей отечественных  и зарубежных достижений в данной исследуемой области.

    · Показатели эффективности социальной защиты, поддержки населения.

    · Ожидаемые показатели.

    · Варианты распределения ресурсов, их видов, адресность.

    · Оценка социальных последствий мер, предпринимаемых правительством, ассоциациями, административными организациями  и т.д.

    · Оценка эффективности вкладываемых средств и других финансовых мер.

    · Оценка возможности применения данных методов в других регионах и сферах социальной практики.

    · Возможные финансовые ресурсы на решение локальных социальных проблем.

    Можно сделать вывод, о том, что состояние социальной сферы Тульской области по итогам 2010 года улучшилось, по сравнению с данными на конец 2009 года. Прослеживаются небольшие, но ощутимые положительные тенденции. Увеличился уровень жизни населения, повысилась средняя заработная плата и реальные располагаемые денежные доходы населения. Уровень регистрируемой безработицы по области снизился по сравнению с предыдущим периодом.

    Демографическая ситуация в Тульской области осталась напряженной на 2010 год. Увеличилась смертность по региону, но, не смотря на этот факт, наблюдается небольшой прирост рождаемости.

    Необходимо  уделять внимание проектам, направленным на развитие здравоохранение. 

    3.Основные  проблемы и направления  развития социального прогнозирования

       Мониторинг  практики муниципального управления показывает, что в процессе планирования возникает  много ведомственных рассогласований, особенно на стадии бюджетного планирования. В большей степени это результат  недостаточной практики или пренебрежения  принципами целевого управления. Многими  до сих пор ставится под сомнение сама необходимость стратегического  планирования, хотя факты усиления конкуренции в вопросах территориального развития очевидны.

       Отсутствие  документа федерального значения, вводящего  общие положения в части социально-экономического планирования, снижает мотивацию  управленцев муниципального уровня формировать документы, определяющие стратегические направления развития муниципалитета. Отсутствие документа целеполагания затрудняет эффективное территориальное и бюджетное планирование; на практике между этими видами планирования зачастую возникают противоречия, нарушается последовательность процедур. С позиции же процесса управления определение целей и постановка задач должны быть осуществлены ранее, нежели планирование ресурсов.

 

    

    3.1 Проблемы развития  социального прогнозирования  в современных  условиях и пути  их решения

    Анализ существующей ситуации в России показывает, что система планирования в полной мере не сформирована ни на одном из уровней государственного и муниципального управления. Наиболее «укомплектованной» в нормативно-правовом и методическом плане является система бюджетного планирования.

    В ней определены не только компоненты, но и методики расчета многочисленных видов межбюджетных трансфертов. Тем  не менее требуется совершенствование применения целевых программ в качестве инструмента планирования бюджетных расходов.

    А что мы имеем в других видах  планирования? Схемы территориального планирования федерального уровня не существует, как не существует и  документа, определяющего направления  региональной политики.

    «Слабым звеном» по сравнению с системами  федерального и регионального уровней  выглядят муниципальные системы  планирования. Опыт правоприменительной  практики современного планирования на муниципальном уровне невелик, исключением  являются те муниципалитеты, которые  в порядке конкурсного отбора Министерства финансов РФ были включены в программу реформирования «общественных  финансов» и сформировали основные элементы системы бюджетного и социально-экономического планирования, а также те немногие города, которые традиционно уделяли  системному управлению первостепенное внимание.

    Необходима  активизация деятельности в сфере  территориального планирования. Процедуры  разработки документов территориального планирования весьма затратные, наиболее подготовленными выглядят муниципалитеты, входящие в состав субъектов Российской Федерации, предусмотревших субсидии из региональных бюджетов муниципальным образованиям на формирование документов в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Единая бюджетная система России во многом упрощает бюджетное планирование по сравнению с другими видами планирования, так как в бюджетом и налоговом законодательстве определены нормы и механизмы взаимодействия в формате межбюджетных отношений.

    В результате следует сделать несколько  выводов:

    1. Координация между видами планирования  внутри систем и взаимодействие  между ними затруднены отсутствием  сформированных систем или их  несовершенством с позиции требований  современного менеджмента и законодательных  норм.

    2. Результативное применение механизмов  координации и взаимодействия  зависит от установления порядка  принятия документов планирования  и соблюдения норм принятых  документов в процессе планирования.

    3. Необходимы активная позиция  управленцев высшего звена по  отношению к вопросу системности  планирования и достаточный уровень  профессионализма специалистов, формирующих  документы планирования. 
 
 
 
 

    3.2 Прогнозные расчеты  показателей социального  прогнозирования 

     Индекс  развития человеческого потенциала.

     Опубликованный  в 2010 г. Доклад о развитии человека ПРООН  ставит своеобразную временную черту  над итогами двадцатилетних исследований ООН в области гуманитарного  развития мира. Доклад показывает тенденции  в развитии гуманитарных и качественных показателей социально-экономического развития стран за последние два  десятилетия. Главным количественным показателем ранжирования стран  Доклада является ИРЧП.

     Первый  этап в расчете ИРЧП состоит в  том, чтобы создать подиндексы для  каждого измерения. Чтобы преобразовать  показатели в индексы со шкалой от 0 до 1. необходимо установить минимальные  и максимальные значения (или целевые  ориентиры). Поскольку для агрегирования  используется среднее геометрическое, максимальное значение не влияет на сравнение (в процентах) между любыми двумя  странами или периодами времени. Максимальные значения присваиваются  фактически наблюдаемым высшим значениям  страновых индикаторов во временном ряду, т. е. за период 1980–2010 гг. На сравнение будут влиять минимальные значения, поэтому используются величины, надлежащим образом задуманные как прожиточный минимум или «естественный» нуль. Таким образом, прогресс измеряется по сравнению с минимальными уровнями, которые необходимы обществу для выживания в течение определенного времени. Установлены следующие минимальные значения: для ожидаемой продолжительности жизни при рождении – 20 лет, для обеих переменных в сфере образования – 0 лет и для ВНД на душу населения – 163 долл. США. Минимальное значение ожидаемой продолжительности жизни основано на долговременных исторических данных, заимствованных из работ Maddison (2010) и Riley (2005). Представление о минимальном уровне образования оправдано тем, что общества могут существовать без формального образования. Базовый уровень дохода, необходимый для выживания и состовляющий 163 долл. США,- это наименьшее значение, достигнутое какой-либо страной по имеющимся историческим данным. 

     Таблица 3

     Целевые ориентиры для  индекса развития человеческого потенциала.13

    Измерение Наблюдаемое максимальное значение Минимальное значение
    Ожидаемая продолжительность

    жизни при рождении

    83,2 20,0
    Средняя продолжительность

    обучения

    13,2 0
    Ожидаемая продолжительность

    обучения

    20,6 0
    Сводный индекс образования 0,951 0
    Доход на душу населения

    (по  паритету покупательной

    способности – ППС –

    в долл. США)

    108 211 163
 

     После определения минимальных и максимальных значений подиндексы рассчитываются следующим  образом: 

     Для сферы образования уравнение 1 применяется  к обоим субкомпонентам, в результате чего рассчитывается их среднее геометрическое, после чего уравнение 1 используется вторично. Это эквивалентно применению уравнения 1 непосредственно к среднему геометрическому этих двух субкомпонентов. Для расчета индекса дохода используются натуральные логарифмы от минимального и максимального значений.

     Агрегирование подиндексов для расчета Индекса  развития человеческого потенциала (ИРЧП) представляет собой среднее  геометрическое трех индексов измерений: 
 

     Расчет  ИРЧП 2010 для Российской Федерации:

     Таблица 4

     Социально-экономические  индикаторы уровня жизни населения РФ14

Индикатор Значение
Ожидаемая продолжительность  жизни при рождении (кол-во лет) 67,2
Средняя продолжительность  обучения 8,8
Ожидаемая продолжительность  обучения 14,1
ВНД на душу населения (ППС, в долларах США) 15258

Информация о работе Роль социального прогнозирования в развитии современного общества