Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 19:43, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение роли социального прогнозирования в современном обществе и выявление особенностей социального прогнозирования в Российской Федерации;
Задачами курсовой работы являются:
определение сущности социального прогнозирования;
определение роли социального прогнозирования в формировании социальной политики;
изучение основных направлений социальной политики в РФ;
выявление основных проблем социального прогнозирования на современном этапе развития;
осуществление прогнозных расчетов показателей социального прогнозирования;
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Теоретико-методологические основы социального прогнозирования………………………………………………………….……….5
1.1. Предпосылки возникновения и сущность социального прогнозирования. Факторы и принципы социального прогнозирования…………………………………………………………6
1.2. Социальное прогнозирование как инструмент обоснования социальной политики государства……………………………............11
2.Современное состояние социального прогнозирования в РФ……………...15
2.1 Система социальных прогнозов и программ в РФ……………….16
2.2. Влияние социальных прогнозов на развитие современного общества………………………………………………………………...20
3.Основные проблемы и направления развития социального прогнозирования……………………………………………………………........28
3.1 Проблемы развития социального прогнозирования в современных условиях и пути их решения…………………………...29
3.2 Прогнозные расчеты показателей социального прогнозирования………………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………………...…..34
Список литературы……………
В
программе социально-
Прогноз
социально-экономического развития на
краткосрочную перспективу
Ежегодное послание президента Российской Федерации, содержит специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий год, в соответствие с которыми составляется прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу.7
Функция разработки прогнозов возложена на Правительство РФ. Территориальные программы разрабатываются и утверждаются органами государственной власти субъектов Федерации.
Помимо, Федерального закона
от 20 июля 1995 года № 115-ФЗ «О государственном
прогнозировании и программах социально-экономического
развития Российской Федерации» основанием для их разработки
служат Федеральный
закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах
организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации».
2.2. Влияние социальных прогнозов на развитие современного общества
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (далее - прогноз) разработан на основе сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренных Правительством Российской Федерации, с учетом задач, обозначенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года и Бюджетном послании о бюджетной политике в 2012 - 2014 гг., а также ориентиров и приоритетов социально-экономического развития, предусматриваемых Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В прогнозе учтены итоги социально-экономического развития Российской Федерации в январе-июле 2011 г., а также прогнозные показатели федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банка России.
Таблица 1
Основные показатели развития экономики в 2010 - 2014 гг.
(прирост/снижение в % к соответствующему периоду предыдущего года)8
Показатели | 2010
отчет |
2011
оценка |
Прогноз (вариант 2) | ||
2012 | 2013 | 2014 | |||
Средняя цена за нефть Urals , долл. США/баррель | 78.2 | 108 | 100 | 97 | 101 |
Индекс потребительских цен, декабрь к декабрю, % | 8.8 | 6.5-7.0 | 5-6 | 4.5-5.5 | 4-5 |
ВВП | 4.0 | 4.1 | 3.7 | 4.0 | 4.6 |
Промышленное производство | 8.2 | 4.8 | 3.4 | 3.9 | 4.2 |
Производство продукции промышленного хозяйства | -11.9 | 13.7 | 1.4 | 2.2 | 2.4 |
Инвестиции в основной капитал | 6.0 | 6.0 | 7.8 | 7.1 | 7.2 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения | 4.2 | 1.5 | 5.0 | 4.8 | 5.3 |
Реальная заработная плата | 5.2 | 3.6 | 5.1 | 5.8 | 6.3 |
Оборот розничной торговли | 6.3 | 5.3 | 5.5 | 5.3 | 5.5 |
Экспорт товаров, млрд. долл. США | 400.4 | 527.5 | 533.1 | 535.9 | 565.3 |
Импорт товаров, млрд. долл. США | 248.7 | 340.0 | 397.4 | 444.6 | 486.1 |
В
2011 году продолжается посткризисное
восстановление российской экономики.
К середине 2011 года ВВП преодолел
уже почти три четверти от кризисного
падения, а ряд других ключевых экономических
показателей, среди которых объем
промышленного производства, потребительские
расходы, товарный экспорт и импорт,
уже превысили максимальные предкризисные
значения середины 2008 года. Быстро улучшается
ситуация на рынке труда, относительно
неплохую динамику демонстрирует реальная
заработная плата, которая уже в
прошлом году превысила предкризисный
уровень. Несмотря на значительное увеличение
социальных выплат и возросшую инфляцию,
в целом продолжается рост заработной
платы, растет занятость по большинству
секторов, уровень безработицы
После ускорения экономического развития в IV квартале 2010 г., когда рост ВВП составил 4,5%, в первой половине 2011 г. экономическая динамика замедлилась - до 4,1% в I квартале и 3,4% во II квартале. В основном это связано с падением инвестиционного спроса, сопровождавшимся масштабным оттоком капитала, несмотря на резкое улучшение конъюнктуры на внешних рынках. Наблюдалось и некоторое замедление потребительского спроса на фоне снижения реальных доходов населения и усиления инфляции.
Целевые прогнозы и программы так же являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.9 К таким проблемам так же относятся проблемы в сфере социально развития.
К
программам в сфере социально-
К примеру, в ходе реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. № 595, Основных направлений нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренных Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. № 431, и первого этапа федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы были созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы реализации.
Была сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений.
В результате реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" должна быть сформирована модель обеспечения жильем основных групп населения, достигнуты существенные результаты по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации.
Рассмотрим влияние социальных прогнозов и программ на развитие современного общества на примере Тульской области. Устойчивое социально-экономическое развитие региона базируется на «Стратегии социально-экономического развития Тульской области до 2028 года» и «Программе социально-экономического развития Тульской области до 2015 года».
Стратегия социально-экономического развития Тульской области до 2028 года определяет долгосрочные цели и ориентиры развития территории и обеспечивает преемственность в их достижении при постановке и реализации среднесрочных целей и задач.
Стратегия основана на понимании важнейших проблем развития, оценке ресурсного потенциала области и сопряженных рисков с учетом влияния внешних факторов, в выработке способов решений наиболее острых и важных проблем и направлена на обеспечение высоких темпов экономического роста как базы для поступательного улучшения качества жизни населения в долгосрочной перспективе.
В Стратегии сформулирована миссия Тульской области:
«Тульская
область – стратегический регион
России с современной
Основным документом, определяющим развитие области на среднесрочную перспективу, является Программа социально-экономического развития Тульской области до 2015 года.
Программа
социально-экономического развития Тульской
области до 2015 года направлена на достижение
целей Стратегии социально-
Реализация Программы планируется в 2011-2015 годах в два этапа. Накопленный на первом этапе реализации Программы финансовый и административный потенциал будет направлен на решение задач преобразования среды жизнедеятельности второго этапа.
Программой определена главная цель развития области:
«Обеспечение
роста благосостояния и качества
жизни населения на основе модернизации
экономики, сбалансированного
Комплексное управление реализацией Программы будет обеспечено путем осуществления плана практических мероприятий и мониторинга плановых значений показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти области.11
Ниже приведена информация, по произошедшим изменениям в социальной сфере Тульской области на основе данных экономико-аналитического портала Тульской области.
В январе-сентябре 2010 года номинальные денежные доходы населения области сложились в объеме 203690,2 млн. рублей и по сравнению с соответствующим периодом 2009 года увеличились на 14,6%.
Реальные располагаемые денежные доходы населения (доходы за вычетом обязательных платежей с учетом изменения потребительских цен на товары и услуги) в январе-сентябре 2010 года по отношению к соответствующему периоду прошлого года увеличились на 11,1% (в сентябре 2010 года по отношению к сентябрю 2009 года увеличились на 7,3%, по отношению к августу 2010 года снизились на 0,9%).
В расчете на душу населения в январе-сентябре 2010 года приходилось 14692,6 рубля денежных доходов (в месяц), что на 15,6% больше, чем за аналогичный период 2009 года. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников по полному кругу организаций за январь-август 2010 года составила 15144,2 рубля и увеличилась на 8,8% относительно января-августа 2009 года, в реальном исчислении она увеличилась на 1,6%.
Информация о работе Роль социального прогнозирования в развитии современного общества