Роль социального прогнозирования в развитии современного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение роли социального прогнозирования в современном обществе и выявление особенностей социального прогнозирования в Российской Федерации;
Задачами курсовой работы являются:
определение сущности социального прогнозирования;
определение роли социального прогнозирования в формировании социальной политики;
изучение основных направлений социальной политики в РФ;
выявление основных проблем социального прогнозирования на современном этапе развития;
осуществление прогнозных расчетов показателей социального прогнозирования;

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Теоретико-методологические основы социального прогнозирования………………………………………………………….……….5
1.1. Предпосылки возникновения и сущность социального прогнозирования. Факторы и принципы социального прогнозирования…………………………………………………………6
1.2. Социальное прогнозирование как инструмент обоснования социальной политики государства……………………………............11
2.Современное состояние социального прогнозирования в РФ……………...15
2.1 Система социальных прогнозов и программ в РФ……………….16
2.2. Влияние социальных прогнозов на развитие современного общества………………………………………………………………...20
3.Основные проблемы и направления развития социального прогнозирования……………………………………………………………........28
3.1 Проблемы развития социального прогнозирования в современных условиях и пути их решения…………………………...29
3.2 Прогнозные расчеты показателей социального прогнозирования………………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………………...…..34
Список литературы……………

Работа содержит 1 файл

Курсоая работа по основам социального прогнозирования.docx

— 1.12 Мб (Скачать)

    В программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную  перспективу должны быть отражены:

        • оценка итогов социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущий период и характеристика состояния экономики Российской Федерации;
        • концепция программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу;
        • макроэкономическая политика;
    • институциональные преобразования;
    • инвестиционная и структурная политика;
    • аграрная политика;
    • экологическая политика;
    • социальная политика;
    • региональная экономическая политика;
    • внешнеэкономическая политика.

    Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается  ежегодно. В ежегодном послании президента уделено внимание задачам на предстоящий  год.

    Ежегодное послание президента Российской Федерации, содержит специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий год, в соответствие с которыми  составляется прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу.7

    Функция разработки прогнозов возложена  на Правительство РФ. Территориальные программы разрабатываются и утверждаются органами государственной власти субъектов Федерации.

    Помимо, Федерального закона от 20 июля 1995 года № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» основанием для их разработки служат Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».  

 

    2.2. Влияние социальных  прогнозов на развитие  современного общества

    Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (далее - прогноз) разработан на основе сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренных Правительством Российской Федерации, с учетом задач, обозначенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года и Бюджетном послании о бюджетной политике в 2012 - 2014 гг., а также ориентиров и приоритетов социально-экономического развития, предусматриваемых Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В прогнозе учтены итоги социально-экономического развития Российской Федерации в январе-июле 2011 г., а также прогнозные показатели федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банка России.

    Таблица 1

Основные  показатели развития экономики в 2010 - 2014 гг.

(прирост/снижение  в % к соответствующему периоду предыдущего года)8

Показатели 2010

отчет

2011

оценка

Прогноз (вариант 2)
2012 2013 2014
Средняя цена за нефть Urals , долл. США/баррель 78.2 108 100 97 101
Индекс  потребительских  цен, декабрь к  декабрю, % 8.8 6.5-7.0 5-6 4.5-5.5 4-5
ВВП 4.0 4.1 3.7 4.0 4.6
Промышленное  производство 8.2 4.8 3.4 3.9 4.2
Производство  продукции промышленного  хозяйства -11.9 13.7 1.4 2.2 2.4
Инвестиции  в основной капитал 6.0 6.0 7.8 7.1 7.2
Реальные  располагаемые денежные доходы населения 4.2 1.5 5.0 4.8 5.3
Реальная  заработная плата 5.2 3.6 5.1 5.8 6.3
Оборот  розничной торговли 6.3 5.3 5.5 5.3 5.5
Экспорт товаров, млрд. долл. США 400.4 527.5 533.1 535.9 565.3
Импорт  товаров, млрд. долл. США 248.7 340.0 397.4 444.6 486.1

    В 2011 году продолжается посткризисное  восстановление российской экономики. К середине 2011 года ВВП преодолел  уже почти три четверти от кризисного падения, а ряд других ключевых экономических  показателей, среди которых объем  промышленного производства, потребительские  расходы, товарный экспорт и импорт, уже превысили максимальные предкризисные  значения середины 2008 года. Быстро улучшается ситуация на рынке труда, относительно неплохую динамику демонстрирует реальная заработная плата, которая уже в  прошлом году превысила предкризисный  уровень. Несмотря на значительное увеличение социальных выплат и возросшую инфляцию, в целом продолжается рост заработной платы, растет занятость по большинству  секторов, уровень безработицы приблизился  к предкризисным значениям. Ниже докризисного уровня остаются только инвестиции в основной капитал, снижение которых в период кризиса было наиболее значительным, а также производство инвестиционных товаров (машиностроение, строительные материалы).

    После ускорения экономического развития в IV квартале 2010 г., когда рост ВВП  составил 4,5%, в первой половине 2011 г. экономическая динамика замедлилась - до 4,1% в I квартале и 3,4% во II квартале. В основном это связано с падением инвестиционного спроса, сопровождавшимся масштабным оттоком капитала, несмотря на резкое улучшение конъюнктуры на внешних рынках. Наблюдалось и некоторое замедление потребительского спроса на фоне снижения реальных доходов населения и усиления инфляции.

    Целевые прогнозы и программы так же являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.9 К таким проблемам так же относятся проблемы в сфере социально развития.

    К программам в сфере социально-экономического развития можно отнести такие федеральные целевые программы, как:

    • "Жилище" на 2002-2010 годы
    • "Социальное развитие села до 2012 года"
    • "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы"
    • "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года"
    • "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011 годы"

    К примеру, в ходе реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. № 595, Основных направлений нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренных Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. № 431, и первого этапа федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы были созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы реализации.

    Была сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений.

    В результате реализации приоритетного  национального проекта "Доступное  и комфортное жилье - гражданам России" должна быть сформирована модель обеспечения  жильем основных групп населения, достигнуты существенные результаты по улучшению  жилищных условий граждан Российской Федерации.

    Рассмотрим  влияние социальных прогнозов и программ на развитие современного общества на примере Тульской области. Устойчивое социально-экономическое развитие региона базируется на «Стратегии социально-экономического развития Тульской области до 2028 года» и «Программе социально-экономического развития Тульской области до 2015 года».

    Стратегия социально-экономического развития Тульской области до 2028 года  определяет долгосрочные цели и ориентиры развития территории и обеспечивает  преемственность в их достижении при постановке и реализации среднесрочных целей и задач.

    Стратегия основана на понимании важнейших  проблем развития, оценке ресурсного потенциала области и сопряженных  рисков с учетом влияния внешних  факторов, в выработке способов решений  наиболее острых и важных проблем  и направлена  на обеспечение высоких темпов экономического роста как базы для поступательного улучшения качества жизни населения в долгосрочной перспективе.

    В Стратегии сформулирована миссия Тульской области:

    «Тульская область – стратегический регион России с современной конкурентоспособной  экономикой, функционирующей на базе высокой инновационной активности, в котором созданы идеальные  условия для бизнеса, регион –  комфортный  для проживания, гостеприимный для туристов и открытый для инвестора».10

    Основным  документом, определяющим развитие области  на среднесрочную перспективу, является Программа социально-экономического развития Тульской области до 2015 года.

    Программа социально-экономического развития Тульской области до 2015 года направлена на достижение целей Стратегии социально-экономического развития Тульской области до 2028 года.

    Реализация  Программы планируется в 2011-2015 годах  в два этапа. Накопленный на первом этапе реализации Программы финансовый и административный потенциал будет  направлен на решение задач преобразования среды жизнедеятельности второго этапа.

    Программой  определена  главная цель развития области:

    «Обеспечение  роста благосостояния и качества жизни населения на основе модернизации экономики, сбалансированного пространственного  и социального развития, создания условий для успешной самореализации жителей на принципах гражданского общества».

    Комплексное управление реализацией Программы  будет обеспечено путем осуществления  плана практических мероприятий  и мониторинга плановых значений показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти области.11

    Ниже  приведена информация, по произошедшим изменениям в социальной сфере Тульской области на основе данных экономико-аналитического портала Тульской области.

    В январе-сентябре 2010 года номинальные денежные доходы населения области сложились в объеме 203690,2 млн. рублей и по сравнению с соответствующим периодом 2009 года увеличились на 14,6%.

    Реальные  располагаемые денежные доходы населения (доходы за вычетом обязательных платежей с учетом изменения потребительских цен на товары и услуги) в январе-сентябре 2010 года по отношению к соответствующему периоду прошлого года увеличились на 11,1% (в сентябре 2010 года по отношению к сентябрю 2009 года увеличились на 7,3%, по отношению к августу 2010 года снизились на 0,9%).

    В расчете на душу населения в январе-сентябре 2010 года приходилось 14692,6 рубля денежных доходов (в месяц), что на 15,6% больше, чем за аналогичный период 2009 года. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников по полному кругу организаций за январь-август 2010 года составила 15144,2 рубля и увеличилась на 8,8% относительно января-августа 2009 года, в реальном исчислении она увеличилась на 1,6%.

Информация о работе Роль социального прогнозирования в развитии современного общества