Роль социального прогнозирования в развитии современного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение роли социального прогнозирования в современном обществе и выявление особенностей социального прогнозирования в Российской Федерации;
Задачами курсовой работы являются:
определение сущности социального прогнозирования;
определение роли социального прогнозирования в формировании социальной политики;
изучение основных направлений социальной политики в РФ;
выявление основных проблем социального прогнозирования на современном этапе развития;
осуществление прогнозных расчетов показателей социального прогнозирования;

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Теоретико-методологические основы социального прогнозирования………………………………………………………….……….5
1.1. Предпосылки возникновения и сущность социального прогнозирования. Факторы и принципы социального прогнозирования…………………………………………………………6
1.2. Социальное прогнозирование как инструмент обоснования социальной политики государства……………………………............11
2.Современное состояние социального прогнозирования в РФ……………...15
2.1 Система социальных прогнозов и программ в РФ……………….16
2.2. Влияние социальных прогнозов на развитие современного общества………………………………………………………………...20
3.Основные проблемы и направления развития социального прогнозирования……………………………………………………………........28
3.1 Проблемы развития социального прогнозирования в современных условиях и пути их решения…………………………...29
3.2 Прогнозные расчеты показателей социального прогнозирования………………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………………...…..34
Список литературы……………

Работа содержит 1 файл

Курсоая работа по основам социального прогнозирования.docx

— 1.12 Мб (Скачать)

Основные  функции социального прогнозирования сводятся к следующему:

       - системное и систематическое  изучение социально-экономических  объектов (в т.ч. исследование  динамики, структуры состояний; типологии  социально-экономических объектов);

       - выявление и анализ общих и  частных закономерностей и тенденций  развития социально-экономических  объектов (в т.ч. построение теории  функционирования и развития; построение  интегральных индикаторов качества  или эффективности функционирования  социально-экономической системы;  выявление явных и латентных  факторов развития и т.д.);

       - оценка действия выявленных тенденций  в будущем (исследование и моделирование  генезиса явлений);

       - предвидение новых социально-экономических  ситуаций, проблем, требующих решения;

       - выявление возможных альтернатив  развития в будущем, а также  соответствующая экономическая  оценка временных, материальных  и финансовых ресурсов по их  достижению;

       - разработка систем мониторинга результативности функционирования систем социально-экономического прогнозирования;

       - накопление информации о достоверности  разрабатываемых прогнозов, с  целью их оптимизации.

1.2. Социальное прогнозирование  как инструмент  обоснования социальной  политики государства

 

    Социально - экономические прогнозы являются важнейшим составным элементом  системы планирования и управления. Используя многочисленные методы социального прогнозирования можно предвидеть варианты и модели развития социально-экономического состояния общества, можно определить, как то, или иное, управленческое решение повлияет на общество. Зная желаемый результат объекта управления, с помощью прогнозирования можно выявить наиболее эффективный комплекс действий, необходимых для достижения результата.  Результаты прогнозирования социального развития используются при принятии органами власти конкретных решений в области социальной и экономической политики государств.

    Прогнозирование  предшествует принятию решения, оно является очень важной, наукоёмкой частью работы, но крайне необходимой в процессе выработки эффективного управленческого решения. На основе прогнозов разрабатываются социальных программы развития РФ и регионов.

    Прогнозы  социально-экономического развития разрабатываются  исходя из комплексного анализа демографической  ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения  Российской Федерации, состояния природных  ресурсов и перспектив изменения  указанных факторов.

    Результаты  государственного прогнозирования  социально-экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической  политики государства. Прогнозирование выполняет три основных функции в государственном регулировании рыночной экономики:

1)       предвидение возможных тенденций и цикличных колебаний социально-экономического развития страны или региона в контексте общемировой динамики и направлений трансформации Общества;

2)      предвосхищение вариантов и возможных последствий принимаемых стратегических и тактических решений в области социально-экономического, научно-технического, экологического, внешнеэкономического, территориального развития;

3)       своевременное внесение корректив или отмена решения, если этого потребуют изменившиеся условия окружающей среды, новая конъюнктура внутреннего и внешнего рынков.2

    Прогнозы  нужны государственным органам прежде всего для обоснования стратегии и приоритетов развития на долгосрочный и среднесрочный периоды, т.е. для стратегического планирования. Выделяют три основные функции стратегического планирования в рыночной экономике. Во-первых, определение перспективных целей социально-экономического развития страны с учетом как внутренних потребностей, этапов развития и трансформации, так и ее места в мировом цивилизационном пространстве, глобализирующейся экономике. Во-вторых, выбор стратегических приоритетов, позволяющих достичь целей социально-экономического, научно-технического, инновационного и экологического развития в перспективе с учетом первоочередных потребностей, имеющихся ограниченных ресурсов и возможностей государства. В-третьих, выработка механизма реализации выбранной системы приоритетов, использование для этого прямого и косвенного государственного регулирования социально-экономического развития.

    Цели и содержание системы государственных прогнозов, общий порядок разработки указанных прогнозов и программ в РФ регламентированы  федеральным закон от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации", а так же его дополнениями.

    Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации - система  научно обоснованных представлений  о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования.

    Социальное  прогнозирование осуществляется как  на государственном, так и на муниципальном уровне. На государственном уровне социальные и социально-экономические прогнозы имеет более общий характер, это прогнозы развития страны в целом, а на муниципальном уровне разрабатываются конкретные прогнозы развития муниципального образования. Реальная реализация крупных инвестиционных проектов и программ, возможна лишь в рамках конкретных региональных образований России в рамках их программ социально-экономического развития.

    Результаты  государственного прогнозирования  социально-экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической  политики государства.3

    Прогнозы  социально-экономического развития разрабатываются  исходя из комплексного анализа демографической  ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения  Российской Федерации, состояния природных  ресурсов и перспектив изменения  указанных факторов. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по Российской Федерации, по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам. Правительство Российской Федерации обеспечивает разработку государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.

    Для территориальных образований стратегическое развитие заключается в предвидении  возможных изменений внутренней и внешней среды объекта планирования (территории), адаптации к ним  процесса его развития.

    Использование инструментария стратегического планирования как специфического управленческого  ресурса позволяет обосновать такие  территориальные цели и механизмы  их достижения, реализация которых  дает возможность обеспечить устойчивое комплексное социально-экономическое  развитие территорий в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию  к изменяющимся условиям внешней  среды.

    Анализ  социально-экономической ситуации региона, конкурентные преимущества, инвестиционная привлекательность, стратегические цели и задачи развития,  приоритетные направления развития, механизмы реализации, ресурсное обеспечение – все это содержится  в документах стратегического планирования.4 
 
 
 
 
 
 

2.Современное  состояние социального  прогнозирования  в РФ 

     Прогнозирование, стратегическое планирование и программирование социальных услуг, обеспечивающих воспроизводство  и повышение качества человеческого  потенциала, охватывает четыре взаимосвязанных  вида деятельности (социальных услуг):

      •  здравоохранение и медицинское  обслуживание населения;

      •  социальное обеспечение различных  категорий населения, требующих  заботы общества и государственной  поддержки;

      •  образование во всех его формах;

      •  культура, отдых и туризм.

      Реализуемые с 2006 г. приоритетные национальные проекты  направлены на модернизацию и повышение  эффективности отраслей социального  комплекса, прежде всего здравоохранения  и образования. Большое внимание уделено повышению уровня жизни населения и улучшению демографической ситуации.

      На  сегодняшний день целью социального  прогнозирования является выявление  положительных тенденций в проблемных областях социальной сферы и определение  круга действий для достижения этих положительных тенденций. 
 
 
 
 

2.1 Система социальных прогнозов и программ в РФ

    Прогнозы  социально-экономического развития разрабатываются  в целом по Российской Федерации, по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам. Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики. Прогнозы социально-экономического развития основываются на системе демографических, экологических, научно-технических, внешнеэкономических, социальных, а также отраслевых, региональных и других прогнозов отдельных общественно значимых сфер деятельности. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.

      Прогнозы социально-экономического  развития включают количественные  показатели и качественные характеристики  развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно-технического  развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления,  уровня и качества жизни, экологической  обстановки, социальной структуры,  а также систем образования,  здравоохранения и социального  обеспечения населения.5

    В Федеральном законе от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации". В нем выделены этапы кратко-, средне- и долгосрочного планирования. Прогнозы на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу подлежат опубликованию.

    Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается  раз в пять лет на десятилетний период. В концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу конкретизируются варианты социально-экономического развития Российской Федерации, определяются возможные цели социально-экономического развития Российской Федерации, пути и средства достижения указанных целей. Порядок разработки прогноза социально-экономического развития и порядок разработки концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу определяются Правительством Российской Федерации. В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики государства данные прогноза социально-экономического развития и концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов социально-экономического развития и программ социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.6

    Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается  на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. Порядок разработки прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу определяется Правительством Российской Федерации. В ежегодном послании президента РФ содержится раздел, посвященный прогнозу на среднесрочную перспективу, где формулируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, направления реализации указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, приводятся важнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие Российской Федерации. Исходя из положений, содержащихся в ежегодном послании президента.

Информация о работе Роль социального прогнозирования в развитии современного общества