Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:14, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление роли лидерства в управлении.
Цель работы позволила сформулировать следующие задачи, которые решались в работе:
Понятие и содержание лидерства
Современные теории лидерства
Политическое лидерство
Роль лидерства в системе управления организацией
Лидер как составная часть эффективного управления
Формирование института лидерства в организации
4. Связь - передача информации между центрами различных подсистем и организаций, обеспечивающими принятие решений и взаимный обмен информацией с внешним миром.
Выполнение каждой функции
Важную роль в процессе руководства играют планирование и
прогнозирование. Планирование - это деятельность руководителя, направленная на предопределение планов на последний период времени, пробуждение к выполнению различных видов деятельности и определение необходимых для этого средств, в результате чего должны быть поставлены определенные цели.
Прогнозирование - это деятельность руководителя, направленная на то, чтобы оценить, предвосхитить события и достичь желаемого результата.
Большую роль в планировании и прогнозировании играет политика
организации. Политика организации - это деятельность руководителя по
эффективному использованию инструкций и предписаний, направленная на экономию времени. Политика организации должна быть сформулирована так, чтобы сократить время в принятии управленческих решений. Умение принимать решения и способность творчески решать проблемы - важнейшие профессиональные качества руководителя, от которого зависит эффективность любой управленческой деятельности.
В управленческом руководстве каждому руководителю, лидеру необходимы также знания и умение коммуникативно - регулирующего общения. Каждый руководитель обязан создавать коммуникации в своем коллективе, чтобы с наименьшими затратами добиться желаемого результата.
Говоря о коммуникации, нельзя не затронуть проблему мотивации как
руководителя, так и подчиненных. Руководитель заинтересован в высокой мотивации своих сотрудников, но не в меньшей степени объектом собственных забот должен являться он сам. Чем выше заинтересованность работника, тем лучше качество его работы.
Выделяют следующие принципы мотивации:
- участия;
- коммуникации;
- признания;
- делегирования;
- взаимности;
- вертикальной нагрузки.
В конечном итоге деятельность руководителя через вдохновение,
поощрение заставляет подчиненных выполнять необходимую работу.
Одной из важнейших управленческих задач, а также важным этапом
управленческого процесса является контроль. Контроль - это деятельность
руководителя по изменению, регулированию и оценке полученных результатов.
Г.Кунц и О Доннел определяют контроль как сравнение полученных
результатов с нормативами.
Существуют следующие
- постоянность;
- оперативность;
- объективность;
- открытость;
- экономичность.9
Важным способом контроля
Контроль тесно связан с
своими результатами способен побуждать руководителя вносить в него
необходимые коррективы.
При этом контроль обеспечивает функционирование в организации
бесперебойной обратной связи (метод делегирования полномочий) - одного из важнейших условий эффективного руководства.
Руководитель, не умеющий и не желающий пользоваться методом
делегирования не может быть эффективным. Пока он не научится делать работу руками других, над ним постоянно будет висеть угроза развала работы.
Применение делегирования полномочий требует от руководителя
определенной готовности:
- передавать право принятия
- учитывать мнение других;
- мириться с ошибками других;
- доверять подчиненным;
- найти и использовать средства
контроля за действиями
В заключение можно отметить,
что одним из важных
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что управленческое
руководство и лидерство есть сложные и многогранные явления, состоящие из различных элементов. Основными их составляющими являются природа, коммуникации, организация деятельности, от которых в большой степени зависит эффективная работа организации.
Чтобы достаточно точно
Главной задачей руководителя любого уровня является достижение целей организации путем умножения своих интеллектуальных и физических сил на коллективные усилия его подчиненных.
Руководитель, желающий получать
все, что можно от подчиненных,
как можно более эффективно
работать, должен умело пользоваться
и владеть лидерством в зависимости
от требований и целей организации.
Практическая часть
Процесс формирования и проявления лидерских качеств я покажу на примере Маргарет Тэтчер.
Маргарет Хильда Тэтчер - премьер-министр Великобритании (Консервативная партия Великобритании) в 1979—1990, известна как «железная леди». Первая и пока единственная женщина на этом посту.
Железная Леди
была самой властной женщиной в мире
в течение десяти лет. Маргарет Тэтчер
была сильной, но честной, способной
проявить упрямство, но и войти в
положение противника, честолюбивой,
но невозмутимой и хладнокровной. Тэтчер
достигла самой вершины власти элиты,
ориентированной на мужское превосходство,
и достигла этого только посвятив
всю свою жизнь целеустремленности
и борьбе. Ее медленный, мелкими шажками,
подъем к вершине власти начался
из среды малоимущего класса Англии,
это начало казалось немыслимым для
достижения столь высокой цели. Она
совершила невозможное: дочь непритязательного
владельца магазина, воспитывавшаяся
в доме даже без внутреннего водопровода,
имела безрассудство
Проницательность и сосредоточенность
на цели помогли Тэтчер возвыситься до
лидерства в английской партии Тори (консерваторы),
а ее целеустремленность и честолюбие
позволили остаться у власти дольше, чем
любому другому британскому лидеру двадцатого
столетия. Став первой женщиной премьер-министром
Британии, Тэтчер, как и ожидала, добилась
не слишком многого, постоянно встречая
на своем пути блокирование и преграды,
- обычный набор сопротивления любому
женскому лидеру, проникшему в бастион
традиционно мужской власти. Но как вскоре
оказалось, Тэтчер, творчески используя
законодательство, добилась большего,
чем три бывших ее предшественника вместе
взятые. Она вращала штурвал тонущего
корабля государственной экономики быстрее
и эффективнее, чем это мог себе представить
любой из ее сторонников или противников.
Она оказалась способна делать это, опираясь
на нерушимую веру в себя, в свое умение
видеть - в чем заключается истина и благо.
Леди Тэтчер (она была "посвящена в рыцари"
в 199 3 году) оставила неизгладимый след
в истории своей страны и повлияла на образ
мышления всего британского общества,
но, может быть, самое большое наследие
она оставила для целеустремленных молодых
женщин-лидеров, желающих следовать по
ее стопам.
Маргарет Тэтчер пришла к власти с философией,
основанной на осуждении правительства,
и с жестко прагматическим отношением
к происходящим событиям. Этими уникальными
качествами она вооружилась, чтобы тащить
на себе нудную и ограниченную мелкими
уступками машину политической системы.
Большинство издавна назначенных бюрократов
ненавидели ее, но также и боялись. И на
это у них были причины. Железная Леди
не собиралась ходить вокруг да около
и делать что-либо спустя рукава. Она осмелилась
быть непохожей на других, потому что еще
отец внушал ей каждый день по капле убеждение,
что все будет замечательно, если она будет
"не как все". Ее отец, Альфред Робертс,
предприниматель, ставший проповедником
и местным политическим деятелем, внушал
своей дочери доктрину независимости.
Он твердил изо дня в день, что "непохожие"
руководят людьми, а "тунеядцы" во
всем им следуют. Он убеждал ее "никогда
не следовать за толпой, а вести ее за собой".
Молодая Маргарет вооружилась мудрым
заветом отца и стала лидером, которого
мир не скоро забудет.
История личной жизни
Маргарет Хильда Робертс родилась непосредственно
над складом бакалейной лавки в Грэнтхэме,
Англия, прямо на север от Лондона, 13 октября,
1925 года. С самого младенческого возраста
Маргарет была обожаема своим отцом, который
пытался реализовать свои собственные
амбиции, воплотив их в своей талантливой
доченьке. Он позволял ей знать, к чему
она могла бы устремить внимание, чем когда-нибудь
ей захотелось заниматься и не устанавливал
никаких пределов, обусловленных ее полом.
У Альфреда Робертса было всего лишь начальное
образование, и может быть поэтому его
приводил в восхищение сам факт, что Маргарет
слушает каждое его слово. Он был неутомимым
читателем и постоянно стремился пополнить
свои знания - черта характера, которую
он передаст дочери. Они будут еще ходить
в библиотеку вместе и выбирать две книги
на неделю, чтобы читать по очереди. Подсознательно
он стремился сформировать из нее подобие
сына, которого никогда не имел, и в то
же время женщину, которая будет "вести
за собой, а не следовать". Он день за
днем внушал ей
достоинства упорной работы над собой
и викторианской честности. Робертс никогда
не признавал слов вроде "Я не могу"
или "Это слишком трудно" Маргарет
обожала его и долгие годы помнила его
наставления: "Ты сама создаешь свой
собственный разум. Никогда ничего не
делай только по той причине, что так делают
твои друзья. Никогда не следуй за толпой
только потому, что ты боишься выглядеть
непохожей. Веди толпу за собой, но никогда
не следуй за нею" (Мюррей, 1980).
Робертс внушал своей дочери, что быть
"непохожей" не означает обязательного
отличия от всех, но это запас возможностей
человека. Это положительная черта характера,
которая почти всегда приводит других
в восхищение. Эти советы в детстве дали
полезные плоды взрослой Маргарет, оказавшись
нужным инструментом, когда она начала
работать в мужском мире, где никогда не
ступала нога женщины. Она хорошо училась,
была ненасытной читательницей и очень
активной спортсменкой на состязаниях.
Директриса ее школы "только для девушек"
в Грэнтхэме говорила: "Она еще подростком
была замечательным оратором". Бывшая
соученица вспоминала: "Она была яркой,
прилежной и серьезной даже в пятилетнем
возрасте".
Робертс стал мэром Грэнтхэма в то время,
когда Маргарет училась в средней школе,
что с детства приучило ее разбираться
в нюансах политического лидерства.
Маргарет была серьезным и одиноким ребенком.
Она никогда не ходила в кинотеатры или
на танцы, потому что эта роскошь не приветствовалась
в домашнем укладе Робертсов, в соответствии
с догматическими религиозными убеждениями
ее отца. Ее работа на складе семейного
магазина познакомила ее с основами бизнеса
и предпринимательства. Один из первых
примеров ее целеустремленности и упорства
мы видим, когда ей потребовалось четыре
года на изучение латинского языка, чтобы
получить право на стипендию в колледже
Сомервиль, в самом лучшем женском колледже
Оксфорда. Она зубрила четыре года все
эти спряжения и склонения, но получила
частичную стипендию в Сомервиле.
Она - единственный премьер-министр в Британской
истории, имеющий высшее образование по
естественным наукам. Ее карьера химика
была короткой, поскольку сердце принадлежало
политике и закону. Она сменила рабочее
место в "Lions", чтобы быть поближе
к потенциальному политическому креслу,
путь к которому, возможно, начинался в
Дартфорде, Кент. Огромный рабочий район
было невозможно обойти, но неутомимую
Тэтчер это не удерживало.
Тэтчер всегда была неукротимой оптимисткой,
глубоко убежденной в том, что знает куда
идти. Ее честность вдохновлялась и обновлялась
избирателями, которые сами не обладали
такой прямой честностью. Один автор политических
биографий, который не принадлежал к числу
ее энергичных почитателей, написал о
ней следующее: "Весь ее стиль построен
на доминировании. Ни один из ее коллег
до сих пор никогда не сталкивался с более
твердым, даже властным, лидером. Было
заметно, что это ее постоянный стиль ведения
дела, и это стало еще больше явным, когда,
проиграв всем мужчинам на выборной компании
в 1975 году, она вынуждена была медленно
и упорно подниматься на новую высоту
над ними. С ее умением разбираться в фактах
и цифрах и постоянным страхом упустить
веский аргумент, она казалась настолько
уверенной в себе, что никому и в голову
не приходило предположить, что там таится
такая неуверенность, какую трудно себе
даже вообразить. Уверенность была ее
надежным подспорьем... Были у нее сторонники,
были и противники, не было только никого
равнодушного" (Янг, 1989).
Примеры прямолинейности Тэтчер просматриваются
в каждом аспекте ее лидерства. По поводу
своего пола она сообщила "Daily Mirror"
(в марте 1980 года): "Я стараюсь не замечать,
что я - женщина. Я смотрю на себя как на
премьер-министра". По поводу своего
отношения к работе: "Я никогда не спала
больше чем четыре или пять часов в сутки.
Так или иначе, моя жизнь - это моя работа.
Некоторые люди работают, чтобы жить. Я
живу, чтобы работать" ("Daily Mail",
февраль 1985).
Многие видные фигуры в партии Тэтчер
могли бы с уверенностью сказать: "Среди
политиков нет больше никого, кому я доверился
бы с меньшим риском". Айри Ниив, бывший
руководитель Тэтчер, сказал: "Личное
мужество - вот что всегда было ее важнейшим
достоинством".
Она была лучше большинства мужчин, которые
предшествовали ей, и она отличалась от
любой другой женщины, которые достигли
когда-либо самого высокого положения
в Англии. Разумеется, она была творческим
гением первого порядка, взращенным ее
способностью накладывать ограничения
на личные интересы, использовать их, чтобы
как можно быстрее взбираться на вершину
и добиваться пребывания там как можно
более длительный период времени. Она
- квинтэссенция успеха, образец для подражания
женщинам во всем мире, которые стремятся
пробиться "сквозь тернии к звездам",
взять верхний предел.
Темперамент и черты
поведения
Маргарет Тэтчер - интуитивный экстраверт,
склонный к тщательному обдумыванию. Она
всегда была очень систематична и избегала
двусмысленностей по любому предмету
обсуждения. Другими словами, Тэтчер предпочитала
завершенность вместо отсроченности или
уклончивости.
Тэтчер обладала нонконформистским и
неукротимым духом. Она превозносила эффективность,
поскольку была воспитана в духе свободы,
интенсивного труда и бережливости. Русские
оказали ей большую услугу у придумав
прозвище - Железная Леди. Тэтчер любила
сражаться и была настолько честолюбива,
что это раздражало ее противников, особенно
мужчин, которые не могли себе представить
такой мощной решительности в женщинах.
Тэтчер смущала и пугала мужчин своей
непоколебимой стойкостью в вопросах,
в которых, по ее убеждению, она была права.
Вот что она сама говорит об этом: "Я
не тверда. Я ужасающе мягка. Я никогда
не дам себя затравливать. Мне нетерпимо,
чувствовать, как кто-то хочет направлять
меня куда угодно против моего желания...
Я - лидер стаи. Но что это за лидер, если
он не ведет стаю за собой? Конечно, они
позади меня. Если бы они были передо мной,
то они и были бы лидерами" (Британское
телевидение, 1980).
Краткие выводы
Тэтчер любила цитировать Софокла:
"Стоит один раз поставить женщину
наравне с мужчиной, как она
начинает его превосходить".
Тэтчер сделала друзьями и союзниками
Михаила Горбачева и Рональда Рейгана.
Она стала всемирно известной женщиной,
занимающейся государственным управлением,
которая была способна поспорить с любым
другим представителем власти.
Она стала женщиной, обладающей самой
мощной властью в мире благодаря титаническим
усилиям и достойному отношению к труду,
ее нерушимой честности, а также духу честолюбия
и чудесному ораторскому дару. Когда ее
спрашивали об истоках ее успеха, она отдавала
должное своему отцу. При вступлении в
должность в 1979 году она сказала: "Всем,
что я умею и имею, я обязана только моему
отцу. Он учил меня, что прежде, чем во что-то
верить, нужно в этом хорошенько разобраться.
И тогда вы будете смело это использовать.
И какие бы случайности вам тогда ни встретились,
вам не понадобится идти с ними на компромисс".
Можно биться об
заклад, что Англии очень повезло
с этой сильной и волевой женщиной,
которая имела высокую мечту
и никогда не позволяла чему- нибудь
или кому-нибудь помешать ее реализовать.
Заключение
На основании вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы:
1. До настоящего времени не существует универсального определения
лидерства, различные авторы дают каждый свое определение лидерства.
2. Среди различных аспектов лидерства выделяется политическое
лидерство, как занимающее особое положение. Его главная особенность
заключается в масштабности и значимости для общества.
3. Руководство - основная сила в организациях, координирующая
деятельность подсистем и определяющая их взаимосвязь с окружающей средой. Его главная задача состоит в достижении организацией поставленных перед ней целей.
Лидерство и руководство присутствуют везде, где есть власть и
организация. Эффективное руководство всегда должно совмещаться с лидерством.
В связи с многообразием феноменов лидерства и руководства их нельзя
вместить в рамки курсовой работы. Помимо приведенных в работе теорий, существует множество аспектов данной проблемы.
В заключение можно сказать, что любому управленцу для успешного
осуществления
своих функций нужно уметь
вести за собой подчиненных, проявляя
себя как лидера в организации.
Список
использованной литературы:
I.Учебная литература
1. Блондель Ж.. Политическое лидерство. - М., 1992
2. Вебер М.. Харизматическое господство/ Социологические исследования, 1988, № 5
3. Кунц Г., О Доннел С.. Управление: системный и ситуационный анализ
управленческих функций. Т.2. - М., 1982
4. Лоутон А., Роуз Э. Организация и управление в государственных
учреждениях. - М., 1993
5. Кричевский
Р. Л. Если Вы руководитель.
Элементы психологии
6. Парыгин Б.Д. Руководство и лидерство.
Л. 2002.с. 286
7. Политология. Энциклопедический словарь.
- М., 2002
8. Херманн М.Г.
Составные части лидерства. - М., 1992
9. Яхонтова Е. С. Эффективность управленческого
лидерства. М. 2002.с. 3
10. Бернс Р., Развитие Я-концепции и воспитание /Пер. с англ. - М.: "Прогресс", 1986. с. 30-66
11. Д. Л. Медведев. Тэтчер: Неизвестная Мэгги. М. «Издательство РИПОЛ классик», 2009, ISBN 978-5-386-01678-4
12. Ресурс http://www.gilbo.ru/
II.Периодическая
печать
13. Базарова Г. Т. статья "Социально-психологические
особенности профессиональной деятельности
менеджера", журнал "Корпоративный
менеджмент" № 11, 2003г. с. 15-56
14. Смольков В. Г. Сущность и типология
социального лидерства. Социально-гуманитарные
знания. №6 2001.с. 12-13.