Роль лидерства в управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление роли лидерства в управлении.
Цель работы позволила сформулировать следующие задачи, которые решались в работе:
Понятие и содержание лидерства
Современные теории лидерства
Политическое лидерство
Роль лидерства в системе управления организацией
Лидер как составная часть эффективного управления
Формирование института лидерства в организации

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 70.05 Кб (Скачать)

      По словам Р.Такера, “лидерство  есть указание  направления,  которое   в

конечном счете  нацелено на действие”. Но оно будет  эффективным  и  реальным только  в  случае,  если  “указание”  имеет  смысл  применительно  к  данной ситуации.

       Для понимания комплексного феномена  политического лидерства  необходим учет различных типов переменных, которые в совокупности  определяют  природу лидерства в каждый конкретный момент времени:

      - личность лидера, его происхождение,  процесс социализации  и  способы

его выдвижения;

      - характеристики последователей;

      - отношения между лидером и  последователями;

      - контекст, в котором имеет место  лидерство;

      -результат  взаимодействия  между   лидером  и  его  последователями   в

определенных ситуациях.

      При таком рассмотрении  процесса  политического  лидерства   на  первый

план выступают  отношения  лидера  с  последователями.  Поэтому не случайно некоторые авторы считают  отношения  “лидер  -  последователи”  доминирующим фактором, определяющим лидерство.

      В  структуре  политического   лидерства  обычно  выделяют  три  главных

компонента:

      1. Индивидуальные черты лидера.

      2. Ресурсы, или инструменты, которыми  он располагает.

      3. Ситуация, в которой  он  действует   и  которая  оказывает   на  него

влияние.

      Природа политического  лидерства   достаточно  сложна  и  не  поддается

однозначной интерпретации. Прояснить  его  субъективные  механизмы  помогают психологические  теории  и,  в  частности,   психоаналитическое   объяснение лидерства.  Как  считал  основоположник  психоанализа  З.Фрейд,   в   основе лидерства  лежит  подавленное  либидо  -   преимущественно   бессознательное влечение сексуального характера. Оно проявляется в стремлении к  творчеству, в том числе и к лидерству.

      У многих людей обладание руководящими  позициями выполняет  субъективно - компенсаторские функции, позволяет подавлять либо преодолевать  различного рода  комплексы,  чувство  неполноценности.         Политическое лидерство существует  на  трех  социальных  уровнях,  где

выполняет различные  функции:

      1. На уровне малой группы, объединенной  политическими интересами.  Оно представляет собой механизм интеграции  групповой  деятельности,  в  которой лидер направляет и организовывает действия группы, предъявляющей к  личности лидера  определенные  требования.  Лидерство  этого  уровня   присуще   всем обществам.

      2. Лидерство на уровне политических  движений  в  контексте  притязаний

на власть конкретных  социальных  слоев,  связанных общностью политических интересов, основанной на одинаковом социальном статусе, а не  узкогрупповыми интересами. В этом случае лидерство выполняет не только   интегративную,  но и  прагматическую функцию. Лидером второго  уровня  может  быть  как  потенциальный диктатор, так и будущий реформатор демократической ориентации.

      3. Лидерство политическое как  способ  организации  власти  в  условиях

существования   гражданского   общества,   разделения   властей,   а   также

дифференциации  социальных  слоев  на  основе  экономического  положения   и соответствующего самосознания.

      Политическое лидерство как сложное социальное явление  неоднородно  по типологии. Типы политического лидерства строятся по  следующим  признакам:

       1.  Четкость  политической  цели,   провозглашаемая   в   программных

заявлениях лидера, ясность для населения проводимых мер по ее реализации.

      2.  Наличие собственных подходов  к решению политических  проблем, самобытность лидера.

       3.  Особенности  взаимоотношений   лидера  и  его  соратников,  методы

руководства, используемые лидером.

      Предлагается следующая типология  политических лидеров:

      1. Автократический тип, предполагающий  неограниченную личную   власть, жесткое  давление   на   общественные   структуры,   насилие   как   атрибут авторитарного стиля (сталинизм, фашизм).

      2. Либеральный стиль, предполагающий  гибкое политическое  реагирование на происходящие в обществе процессы:  реформирование  сверху  с  опережением событий, политическое  прогнозирование. 

       3.  Демократический  стиль   не   был   характерен   для   российской

политической  истории как политическая традиция. Данный  стиль  создает предпосылки для становления самоорганизации и саморегулирования  общества  и  его структур.

      Итак, в краткой форме  было  рассмотрено  политическое  лидерство,  на

основании вышеизложенного  в заключение можно сделать следующий  вывод: в современной науке существует множество определений политического лидерства, политическое лидерство представляет собой особый  тип  лидерства, более заметный  и  значимый,  чем  другие  формы  лидерства.  Круг  задач  и  функций, выполняемых политическими лидерами  достаточно  широк.  Главной  же  особенностью политического лидерства является его масштабность и  значимость для общества. 

       

3. Руководство и  лидерство 

      Специфика понятий лидерства  в социальной психологии хорошо  видна  при анализе  и  сравнении  двух  феноменов  -  лидерства  и   руководства.   Под лидерством  ученые,  исследовавшие  этот  вопрос,  обычно   имели   в   виду характеристику  психологических  отношений,  возникающих   в   группе   “по - вертикали”, то есть с точки зрения доминирования и подчинения.

      Понятие же руководства относится  к организации деятельности  группы  к процессу управления  ею.  Наиболее  полно  различия  между  этими  понятиями отражены в работе Б.Д.Парыгина6:

      1. Лидер  в  основном  призван   осуществлять  регуляцию  межличностных отношений в группе, в то время  как  руководитель  осуществляет  организацию

официальных отношений  группы как социальной организации.7

      2. Лидерство  можно  констатировать  в  условиях  микросреды  (ею  и

является малая  группа). Руководство  -  это  элемент  макросреды,  т.е.  оно

связано системой общественных отношений.

       3. Лидерство  возникает  стихийно,  руководитель   всякой   реальной

социальной группы либо назначается, либо избирается. Но, так или иначе,  этот процесс не является стихийным, а, напротив,  целенаправленно  осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры.

      4. Явление лидерства менее   стабильно,  выдвижение  лидера  в  большой

степени зависит  от настроения в  группе,  в  то  время  как  руководитель  -

явление более  стабильное.

      5. Руководство подчиненными, в отличие  от лидерства, обладает  гораздо

более определенной системой различных санкций, которых  нет в руках лидера.

      6. Процесс принятия решений руководителем  более сложен  и  опосредован множеством различных обстоятельств, в то время  как  лидер  принимает  более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности.

      7. Сфера деятельности  лидера  -  в  основном  малая  группа,  где  он

является  лидером,  сфера  деятельности   руководителя  шире,  так  как   он

представляет  малую группу в более широкой  социальной системе.

      В этом различия руководства  и лидерства, но есть и общее:

      1. Руководство и лидерство -  средства  координации  отношений   членов

социальной группы.

      2. Оба феномена реализуют процессы  социального влияния в коллективе.

      3. Руководству, как  и  лидерству   присуща  определенная  субординация

отношений.  В  первом  случае  отношения  четко  определены   и   закреплены должностными инструкциями, а во втором - отношения никак не очерчены.

      Нередко лидерство способно переходить  в  руководство,  а  руководство

часто становится лидерством.

      Лоутон А. и Роуз Э. считают,  что  лидеры  -  это  те,  кто  превращает

сослуживцев в  людей, сотрудничающих с ним по убеждению. 8

      В государственных учреждениях  обычно считается, что  намечать  цели  и

брать на  себя  ответственность  -  дело  политиков,  а  не  государственных

служащих. Лидерство  на государственной службе – логическая несообразность  в условиях   демократии   (Лоутон,   Роуз). 

      Внутри государственной службы  выделяются четыре фактора,  влияющие  на лидерство:

      - компетентность: административный персонал должен  быть  восприимчив к проблемам, решения которых ждут от него лидеры;

      - организация управления: разумная  организация горизонтальных  связей,

столь же важных, как и вертикальных. Следует искать  оптимальный  компромисс между  конфликтующими  целями,  устранять  ситуацию,   когда   одни   органы действуют эффективнее, чем другие;

      - тесная  связь  между  бюрократией   с  одной  стороны,  лидерством  и

правительством  с другой. Государственные служащие должны быть такими,  чтобы на них можно было положиться. Но  все  зависит  от  того,  какие  требования предъявляются  государственным  служащим:  если   они   завышены,   то   это деморализует. Сложность заключается в различии  между  карьерой  политика  и карьерой  государственного  служащего.  Когда  политик   приходит   “извне”, возникают трения.

      Следует добавить, что лидеры  должны иметь четкое представление  о  том, что заключается в руководстве, чтобы  оказывать  на  остальных  направляющее воздействие.

      Еще  важный  момент,  который   можно  отметить,  состоит   в  том,  что

руководство должно шире рассматривать работу организации  и  не  забывать,  в какой среде функционирует  организация.  Лидеры  всех  уровней  должны  быть осведомлены об общих условиях, в которых протекает их работа.

       Управляя трудовыми и материальными  ресурсами, для достижения  целей   системы руководитель   обеспечивает   производство   продукции,    координирует  и интегрирует деятельность других сотрудников.

      Функции руководства определяются следующим образом:

      1. Планирование - включает в себя  выбор  целей  организации,  а  также

определение политики, программ, образа действий  и  методов  их  достижения, обеспечивает основу для принятия интегрированных решений.

      2. Организация -  направлена  на  объединение  людей  и   материальных,

финансовых и  других ресурсов  в  систему  таким  образом,  чтобы  совместная деятельность  производственного   персонала  обеспечивала   решение   задач, стоящих  перед  организацией.  Включает  в  себя:  определение   тех   видов административной  деятельности,  которые  необходимы  для  достижения целей предприятия,  распределение  этих  видов  деятельности  по   подразделениям, предоставление прав и установление ответственности за их исполнение.

       3.  Управление  -   обеспечивает   работу   различных   подсистем   в

соответствии  с планом.  Заключается  в  контроле  деятельности  подсистем  с

последующей коррекцией для обеспечения выполнения плана  всей организации.

Информация о работе Роль лидерства в управлении